Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:12, контрольная работа
В данной работе мы рассмотрим сложившуюся ситуацию на рынке труда в Российской Федерации в настоящее время, раскрою само понятие занятости, рассмотрю типы, причины и методы борьбы с безработицей, а также обозначу роль государства в решении этого вопроса.
Введение
1. Понятие занятости населения
1.1 Проблемы занятости
2. Проблемы регулирования безработицы
2.1. Показатели и типы безработицы
2.2 . Причины возникновения безработицы
2.3. Методы борьбы с безработицей
3. Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда в России
4. Государственное регулирование и стратегическое планирование занятости
Заключение
Список используемой литературы
В этом случае продавец (наемный рабочий) отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого покупателя. В течение определенного времени он может оставаться без работы и относиться к категории безработных.
• Отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы.
В обществе всегда есть люди,
которые не могут быть вовлечены
в процесс производства по причине
отсутствия у них рабочей силы
как таковой или наличия
Таким образом, основной причиной
возникновения безработицы
2.3. Методы борьбы с безработицей
Несмотря на внутреннюю связь безработицы с рыночной системой хозяйствования, государство принимает и все более совершенствует методы
борьбы по снижению безработицы и вызываемых ею потерь.
Пигу и его последователи в качестве главного метода борьбы с безработицей рассматривали снижение заработной платы.
Кейсианские методы борьбы
с безработицей состояли в увеличении
бюджетных расходов на организацию
общественных работ. В стратегическом
аспекте они сводились к
Сторонники монитаристкой теории главным методом решения всех проблем считали снижение инфляции за счет резкого сокращения государственных расходов, социальных выплат.
Наблюдая за соотношением
величин безработицы и
Кривая Филипса отражает тот факт, что стремление сократить безработицу путем расширения спроса и увеличения числа рабочих мест приводит к ускоренному росту инфляции. В то же время увеличение доли безработных приводит к сокращению денежной массы, выплачиваемой в виде заработной платы, и тем самым способствует подавлению инфляции.
Приходится, однако, отмечать, что попытки государственного регулирования экономики, опирающиеся на кривую Филипса, как показал опыт второй половины XX века, не всегда ведут к успеху. Часто оказывается, что увеличение безработицы сопровождается снижением роста цен лишь в кратких пределах времени. В долгосрочной перспективе последствия могут быть иными.
3. Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда в России
Численность экономически активного населения к концу 2003 г. составила 50% от общей численности населения России или около 70,9 млн. человек. По состоянию на ноябрь 2003 г., 39 млн. человек или 59,7% общей численности занятых работали в крупных и средних организациях.
Общая численность безработных (согласно определению, указанному в методологии МОТ), по состоянию, наконец, 2003 г. составила 6,3 млн. человек или 8,9% экономически активного населения. Одновременно в органах государственной службы занятости было зарегистрировано 1,6 млн. человек в качестве безработных.
В целом можно сказать, что в 2003 г. сохранилась тенденция роста доли официально зарегистрированного в качестве безработных населения, начавшаяся в середине 2000 г. Одновременно тенденция сокращения общей численности безработных в процентах к экономически активному населению прекратилась и в 2003 г. наблюдалась стабилизация данного показателя на уровне 8,5%.
Динамика значений коэффициента напряженности носит цикличный характер и, начиная с 2001 г., самые низкие значения приходятся на период с июля по октябрь, причем с каждым годом минимальный уровень находится выше минимума предыдущего года, а в 2003 г. в октябре произошло даже повышение значения коэффициента.
Анализируя ситуацию в
области занятости, сложившейся
в 2003 г., можно сделать вывод о
том, что тенденция по сокращению
доли безработных в общей
Таким образом, нельзя исключать того, что в 2004 г. ситуация в области занятости и безработицы не улучшится. В целом, следует говорить о том, что нельзя медлить с принятием кардинальных мер по стимулирования занятости.
Ситуация на рынках труда
в разных субъектах Российской Федерации
различна. Допустим, если рассматривать
ситуацию за период с 2003 по январь 2004 года
по численности не занятых трудовой
деятельностью граждан, состоящих
на учете в органах
Так значительную проблему составляет существенная дифференциация, сложившаяся в настоящее время по уровню безработицы на отдельных территориях Российской Федерации. Так, например, если к апрелю 2003 года высокие показатели уровня безработицы (свыше 10.0%) наблюдались в Республике Ингушетия и Корякском автономном округе, то в Оренбургской, Липецкой, Тверской областях, в г.Москве и г.Санкт-Петербурге этот же показатель равен 0.7%-0.8%.
При этом, как показывает
практика, возможности государства
по снижению отмеченной дифференциации
довольно ограничены. В условиях низких
доходов населения и
Прогноз ситуации на рынке труда на 2004 - 2005 год
В 2004 году положительный
прирост населения
Ожидается, что иностранная рабочая сила в целом не окажет существенного влияния на ситуацию на российском рынке труда. Вместе с тем, в ряде приграничных районов Сибири и Дальнего Востока, а также центральных районах страны и на Северном Кавказе, где отмечается значительное количество нелегальных трудовых мигрантов, ситуация может осложниться.
По прогнозу Госкомстата России, в 2004 - 2005 годах продолжится отток населения из северных и восточных районов страны, наиболее богатых сырьевыми ресурсами, прежде всего из районов Сибири и Дальнего Востока в размере 202 тыс. человек. В то же время миграционный прирост населения в 433 тыс. человек будет отмечаться в Центральном федеральном округе, что осложнит ситуацию на региональном рынке труда.
По прогнозу Минэкономразвития России, среднегодовая численность занятых в экономике увеличится с 65,2 млн. человек в 2002 году до 65,5 млн. человек в 2004 году и 66,0 млн. человек в 2005 году.
При этом сохранится тенденция
роста численности занятых в
материальном производстве с 45,0 млн. человек
в 2002 году до 45,5 млн. человек в 2005 году
в основном за счет отраслей промышленности
(машиностроения и металлообработки,
химической и нефтеперерабатывающей,
лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной,
оборонно-промышленного
Численность занятых в отраслях непроизводственной сферы будет расти незначительно с 20,2 млн. человек в 2002 году до 20,5 млн. человек в 2005 году.
Изменения произойдут в структуре
занятости населения по секторам
экономики различных форм собственности.
Так, численность занятых в частном
секторе негосударственной
С учетом отмеченных демографических
факторов общая среднегодовая
Среднегодовая численность зарегистрированных безработных увеличится с 1,2 млн. человек в 2002 году до 1,4 млн. человек в 2004 и 1,3 млн. человек в 2005 году, а доля регистрируемой безработицы в общей численности безработных, определяемых по методологии МОТ, возрастет с 18,5% до 18,8% соответственно.
С учетом рассмотренных выше факторов Минтруд России считает, что реальная численность безработных может быть выше, чем прогнозирует Минэкономразвития России
4. Государственное
регулирование и
В реализации среднесрочной
программы социально-
• сокращения уровня бедности населения и связанного с этим роста платежеспособного спроса со стороны большинства категорий граждан;
• безусловной приоритетности инвестиций в человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике;
• создания для трудоспособного
населения экономических
Важно подчеркнуть, что успешное
выполнение всех указанных задач, комплексно
связано с решением одной очень
важной социально-экономической задачи
– созданием условий для
В новых условиях государственная
политика занятости должна быть еще
более тесно взаимосвязана с
общими направлениями социально-
При определении основных
направлений деятельности Правительства
Российской Федерации в области
занятости и рынка труда в
первую очередь необходимо учитывать
существенный рост в 2002–2004 годах численности
населения в трудоспособном возрасте
с 87,9 млн. до 89,3 млн. человек, или на 1,4
млн. человек. В связи с этим нельзя
исключать возможность
Одновременно на рынке труда, в силу обострения конкуренции, внедрения в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к качеству будет иметь место существенный рост дефицита квалифицированных работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг и др., что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного уровня работников, повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения эффективных систем управления, организации и мотивации труда.