Проблемы занятости в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:12, контрольная работа

Описание работы

В данной работе мы рассмотрим сложившуюся ситуацию на рынке труда в Российской Федерации в настоящее время, раскрою само понятие занятости, рассмотрю типы, причины и методы борьбы с безработицей, а также обозначу роль государства в решении этого вопроса.

Содержание работы

Введение
1. Понятие занятости населения
1.1 Проблемы занятости
2. Проблемы регулирования безработицы
2.1. Показатели и типы безработицы
2.2 . Причины возникновения безработицы
2.3. Методы борьбы с безработицей
3. Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда в России
4. Государственное регулирование и стратегическое планирование занятости
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

конторльная.docx

— 53.53 Кб (Скачать файл)

Регулирование занятости государство предпринимает следующие действия:

- в период массовой  безработицы сокращает законодательно  установленную продолжительность  рабочего дня и рабочей недели;

- рекомендует проводить  на предприятиях «разделение  рабочих мест» между работниками  (для увеличения занятости);

- досрочно увольняет на  пенсию работников государственного  сектора экономики, которые не  дослужили до пенсии 2-3 года.

- создает новые рабочие  места и организует общественные  работы, особенно для хронически  безработных и молодежи.

Реализация государственной  политики занятости населения также  должна осуществляется, на мой взгляд, по таким основным направлениям, как:

  • о создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных;

Это деятельность государства  распространяется не только на государственный  сектор экономики, но и на частный.

  • создание условий со стороны государства для самозанятости населения.

В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства  развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная  база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в  качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.

  • обучение, переобучение и повышение квалификации кадров.
  • поощрение территориальной мобильности рабочей силы.

Это значит, что государство  должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам  и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать  в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.

  • регулирование международных потоков рабочей силы.

В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей  силы между государствами.

Также, я думаю, основным направления государственной политики на рынке труда необходимо отнести:

  • осуществление мер по предупреждению высвобождений работников, смягчению последствий массовых высвобождений на основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством;
  • создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях с целью сокращения времени поиска гражданами работы;
  • содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии, специальности и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования для получения соответствующего образования до начала трудовой деятельности.

Расширение занятости  в будущем зависит и от иностранных  инвестиций. В целом инвестиции в  реконструкцию и технологическое  переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

Следует отметить, что структурные  сдвиги в российской экономике, которые  сопровождаются высвобождением большого числа работников с предприятий, испытывающих экономические трудности, повышают значимость территориальных  аспектов политики занятости. Поэтому  в этих условиях приоритетом государственной политики занятости становится содействие занятости и обучению безработных в тех регионах и населенных пунктах, где происходит реструктурирование или ликвидация крупных предприятий, влекущие массовое высвобождение работников.

Одним из ключевых элементов  нового подхода к политике занятости  является повседневное внедрение современных  методов профилирования безработных, которые получили широкое распространение  в практике служб занятости промышленно  развитых стран. Профилирование позволяет  с помощью специальных обследований выявить категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовать наиболее эффективные подходы к решению  проблем таких безработных. Услуги службы занятости в части трудоустройства  оказываются более результативными, если они становятся обязательным дополнением  системы пособий по безработице.

Одним из инструментов реализации политики государства в области  занятости населения является, прежде всего, стратегическое планирование, предусматривающее использование правового, экономического и финансового механизмов. «Основными формами стратегического планирования занятости населения в Российской Федерации являются: разработка прогнозов состояния рынка труда, федеральных целевых программ содействия занятости населения, комплексных программ создания и сохранения рабочих мест, составление генеральных схем их развития».

Государственным органам  необходимо больше направлять бюджетных  средств на мероприятия по содействию трудоустройству населения, куда входят: организация ярмарок вакансий и  учебных рабочих мест, социальная адаптация безработных граждан  на рынке труда, информирование населения  и работодателей о положении  на рынке труда, организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и др., а также мероприятия  по профессиональному обучению безработных  граждан и профессиональной ориентации граждан. Но в сравнительном анализе за 2001 – 2002 года наблюдается снижение государственного участия в данном вопросе.

Подводя итог данного пункта, хочу отметить, что забота государства  о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости населения  и росте на этой основе его доходов  является важнейшим аспектом государственного регулирования рыночной экономики. Главное при этом: уже на предварительных  стадиях разработки различных программ и прогнозов обеспечить жесткую  координацию решения экономических  и социальных вопросов, встраивание  проблем занятости населения  в общую систему макроэкономических расчетов и обоснований, как на федеральном, так и на региональном уровне.

На мой взгляд, регулирование  и стратегическое планирование занятости  имеет очень важное значение для  экономики страны. Для успешной подготовки и принятия управленческих решений в области занятости необходим глубокий количественный и качественный анализ населения как производственной силы общества, субъекта производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы:

Проблема занятости и  безработицы, которая тесно связана  проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, нельзя построить  экономически сильную державу.

Для этого необходимо: проведение мер, способствующих созданию условий  для более полного использования  потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, также разработка мер  по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий  и организаций в рабочей силе, совершенствование системы оплаты труда, расширение возможности получения  населением дополнительных доходов, развитие системы социальных пособий и  льгот, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров, регулирование  международных потоков рабочей  силы, создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, внедрение современных  методов профилирования безработных и многие другие меры.

Государство должно способствовать развитию малого и среднего бизнеса, создать правовую базу, которая будет  регулировать вопросы занятости  и социальной защиты безработных. Должна быть взаимосвязь с общими направлениями  социально-экономического развития общества.

Надо, чтобы государство настойчиво, твердо и планомерно проводило свою политику в сфере занятости населения, снижении уровня безработицы и как следствие укрепления экономической мощи страны.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Денисова И.А., Савватеев  А.В. Эффективность активных программ  содействия занятости населения  в России. / Препринт. - М.: ЦЭФИР, 2002.

2. Логвинов С.А. Макроэкономическое  стратегическое планирование: Учебное  пособие. – М.: ИНФРА – М, 2001.

3. Логвинов С.А., Павлова  Е.Г. Стратегическое планирование: Учебное пособие. М.: Финансовая  академия, 2002.

4. Рощин С.Ю., Разумова  Т.О. Экономика труда. Москва, ИНФРА-М, 2000. Гл.10.

5. Современный экономический  словарь. – 3 – е изд.., - М.: ИНФРА  – М, 2003

6. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой,  Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство  «Экзамен», 2003.

7. Архангельская Н. Кто  беден в России? // Эксперт. - 2004, №  16, с. 88 - 94

8. Бреев Б.Д. Экономические  последствия безработицы: оценка  потерь. // Общество и экономика. - 2002. №5.

9. Четвернина Т. Масштабы  безработицы в России и способы  её измерения. // Вопросы экономики. - 1999, № 11

10. Государственный комитет  Российской Федерации по статистике. «Обследование населения по проблемам  занятости»., М.: Февраль 2003.

11. «Регионы России». Основные  характеристики субъектов Российской  Федерации. 2002: статистический сборник/  Госкомстат России. – М., 2002.

12. Россия в цифрах. 2003: Краткий статистический сборник/Госкомстат  России. – М., 2003.

13. «Труд и занятость  в России»: Статистический сборник/  Госкомстат России. – М., 2001.

14. Данные Минтруда России  и Минэкономразвития России. (www.government.ru)

15. Занятость и безработица  в 2003 г. - материалы Вестника русского  экономического общества (www.ress.ru)

16. Сайт Госкомстат РФ: www.gks.ru

 


Информация о работе Проблемы занятости в России