Проблемы занятости в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 17:52, контрольная работа

Описание работы

В данной работе мы рассмотрим сложившуюся ситуацию на рынке труда в Российской Федерации в настоящее время, раскрою само понятие занятости, рассмотрю типы, причины и методы борьбы с безработицей, а также обозначу роль государства в решении этого вопроса.
Приоритетной задачей на период 2004 – 2007 годов, поставленной перед Правительством РФ Президентом В.В. Путиным, является борьба с бедностью. Из локальной проблемы в начале 90-х нищета выросла в глобальную, объективно став тормозом развития экономики. Медлить с ее решением больше нельзя. Проблема чрезвычайно сложна, многолика и многослойна.

Содержание работы

Введение
1. Понятие занятости населения
1.1 Проблемы занятости
2. Проблемы регулирования безработицы
2.1. Показатели и типы безработицы
2.2 . Причины возникновения безработицы
2.3. Методы борьбы с безработицей
3. Состояние и прогнозирование ситуации на рынке труда в России
4. Государственное регулирование и стратегическое планирование занятости
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

kontorlnaya.docx

— 53.53 Кб (Скачать файл)

В этом случае продавец (наемный  рабочий) отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого покупателя. В течение  определенного времени он может  оставаться без работы и относиться к категории безработных.

• Отсутствие стоимости, а  соответственно и цены рабочей силы.

В обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены  в процесс производства по причине  отсутствия у них рабочей силы как таковой или наличия рабочей  силы настолько низкого качества, что покупатель не желает ее приобретать. Это бродяги, инвалиды и т.п. Эта  категория граждан, как правило, навсегда теряет работу и надежду  ее найти и попадает в разряд застойных  безработных.

Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей  силы. Это неравновесие особенно усиливается  в периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.п.

2.3. Методы борьбы  с безработицей

Несмотря на внутреннюю связь  безработицы с рыночной системой хозяйствования, государство принимает  и все более совершенствует методы

борьбы по снижению безработицы  и вызываемых ею потерь.

Пигу и его последователи  в качестве главного метода борьбы с безработицей рассматривали снижение заработной платы.

Кейсианские методы борьбы с безработицей состояли в увеличении бюджетных расходов на организацию  общественных работ. В стратегическом аспекте они сводились к реализации мер, способных оживить спрос.

Сторонники монитаристкой  теории главным методом решения  всех проблем считали снижение инфляции за счет резкого сокращения государственных  расходов, социальных выплат.

Наблюдая за соотношением величин безработицы и инфляции, британский экономист А.У. Филипс установил (1958г), что между уровнем безработицы  в стране и темпами роста цен  наблюдается обратно пропорциональная зависимость. На графике связь уровня безработицы и темпов инфляции изображается в виде кривой Филипса.

Кривая Филипса отражает тот факт, что стремление сократить  безработицу путем расширения спроса и увеличения числа рабочих мест приводит к ускоренному росту  инфляции. В то же время увеличение доли безработных приводит к сокращению денежной массы, выплачиваемой в  виде заработной платы, и тем самым  способствует подавлению инфляции.

Приходится, однако, отмечать, что попытки государственного регулирования  экономики, опирающиеся на кривую Филипса, как показал опыт второй половины XX века, не всегда ведут к успеху. Часто оказывается, что увеличение безработицы сопровождается снижением  роста цен лишь в кратких пределах времени. В долгосрочной перспективе  последствия могут быть иными.

 

3. Состояние и  прогнозирование ситуации на  рынке труда в России

Численность экономически активного  населения к концу 2003 г. составила 50% от общей численности населения  России или около 70,9 млн. человек. По состоянию на ноябрь 2003 г., 39 млн. человек  или 59,7% общей численности занятых  работали в крупных и средних  организациях.

Общая численность безработных (согласно определению, указанному в  методологии МОТ), по состоянию, наконец, 2003 г. составила 6,3 млн. человек или 8,9% экономически активного населения. Одновременно в органах государственной службы занятости было зарегистрировано 1,6 млн. человек в качестве безработных.

В целом можно сказать, что в 2003 г. сохранилась тенденция  роста доли официально зарегистрированного  в качестве безработных населения, начавшаяся в середине 2000 г. Одновременно тенденция сокращения общей численности  безработных в процентах к  экономически активному населению  прекратилась и в 2003 г. наблюдалась  стабилизация данного показателя на уровне 8,5%.

Динамика значений коэффициента напряженности носит цикличный характер и, начиная с 2001 г., самые низкие значения приходятся на период с июля по октябрь, причем с каждым годом минимальный уровень находится выше минимума предыдущего года, а в 2003 г. в октябре произошло даже повышение значения коэффициента.

Анализируя ситуацию в  области занятости, сложившейся  в 2003 г., можно сделать вывод о  том, что тенденция по сокращению доли безработных в общей численности  экономически активного населения, намеченная в предыдущие два года, фактически прекратилась. На мой взгляд, это в большей степени обусловлено  тем, что после кризиса 1998 г. последовала  волна увольнений, после чего в  течение ряда лет происходила  коррекция, которая, судя по всему, прекратилась в 2003 г. Одновременно нарастает напряженность на рынке труда, вызванная описанными выше процессами. Однако если общая численность безработных снижалась в предыдущие годы, то коэффициент напряженности, на рынке труда уже начиная с середины 2001 г. сигнализировал о том, что происходит нарастание угрозы роста безработицы. Данный фактор проявился только в 2003 г.

Таким образом, нельзя исключать  того, что в 2004 г. ситуация в области  занятости и безработицы не улучшится. В целом, следует говорить о том, что нельзя медлить с принятием  кардинальных мер по стимулирования занятости.

Ситуация на рынках труда  в разных субъектах Российской Федерации  различна. Допустим, если рассматривать  ситуацию за период с 2003 по январь 2004 года по численности не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих  на учете в органах государственной  службы занятости, то можно наблюдать  совершенно разную картину. В каких-то округах происходит увеличение числа  не занятых трудовой деятельностью  граждан, а в других наоборот уменьшение.

Так значительную проблему составляет существенная дифференциация, сложившаяся в настоящее время по уровню безработицы на отдельных территориях Российской Федерации. Так, например, если к апрелю 2003 года высокие показатели уровня безработицы (свыше 10.0%) наблюдались в Республике Ингушетия и Корякском автономном округе, то в Оренбургской, Липецкой, Тверской областях, в г.Москве и г.Санкт-Петербурге этот же показатель равен 0.7%-0.8%. 

При этом, как показывает практика, возможности государства  по снижению отмеченной дифференциации довольно ограничены. В условиях низких доходов населения и недостаточно развитого рынка жилья основными  инструментами снижения безработицы  в регионах с напряженной ситуацией  на рынке труда может являться механизм привлечения инвестиций в  те регионы, где ощущается большая  потребность в создании новых  рабочих мест, развитии новых форм занятости населения. К таким регионам, с напряженной ситуацией на рынке труда, которые определил Минтруд России, относятся: республики Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Тыва, Кабардино-Балкарская Республика, Агинский Бурятский и Коми-Пермяцкий автономные округа, Тамбовская область. А также 5 территорий, в которых сложилась неблагоприятная ситуация на рынке труда, пограничная с напряженной - республики Алтай, Адыгея, Марий Эл, Алтайский край и Астраханская область.

Прогноз ситуации на рынке труда на 2004 - 2005 год

В 2004 году положительный  прирост населения трудоспособного  возраста уменьшится до 366 тыс. человек, по сравнению с предыдущим годом, а начиная с 2007 года начнется абсолютное сокращение численности населения  в трудоспособном возрасте; миграционный прирост населения, главным образом  из стран ближнего зарубежья (стран  СНГ и Балтии) составит около 450 тыс. человек, из которых более половины придется на лиц трудоспособного  возраста.

Ожидается, что иностранная  рабочая сила в целом не окажет существенного влияния на ситуацию на российском рынке труда. Вместе с  тем, в ряде приграничных районов  Сибири и Дальнего Востока, а также  центральных районах страны и  на Северном Кавказе, где отмечается значительное количество нелегальных  трудовых мигрантов, ситуация может  осложниться.

По прогнозу Госкомстата  России, в 2004 - 2005 годах продолжится  отток населения из северных и  восточных районов страны, наиболее богатых сырьевыми ресурсами, прежде всего из районов Сибири и Дальнего Востока в размере 202 тыс. человек. В то же время миграционный прирост  населения в 433 тыс. человек будет  отмечаться в Центральном федеральном  округе, что осложнит ситуацию на региональном рынке труда.

По прогнозу Минэкономразвития  России, среднегодовая численность  занятых в экономике увеличится с 65,2 млн. человек в 2002 году до 65,5 млн. человек в 2004 году и 66,0 млн. человек  в 2005 году.

При этом сохранится тенденция  роста численности занятых в  материальном производстве с 45,0 млн. человек  в 2002 году до 45,5 млн. человек в 2005 году в основном за счет отраслей промышленности (машиностроения и металлообработки, химической и нефтеперерабатывающей, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, оборонно-промышленного комплекса), торговли и общественного питания, при сохранении практически неизменной доли занятых в материальном производстве в общей численности занятых  в экономике.

Численность занятых в  отраслях непроизводственной сферы  будет расти незначительно с 20,2 млн. человек в 2002 году до 20,5 млн. человек  в 2005 году.

Изменения произойдут в структуре  занятости населения по секторам экономики различных форм собственности. Так, численность занятых в частном  секторе негосударственной формы  собственности увеличится с 30,4 млн. человек в 2002 году до 31 млн. человек  в 2005 году. В государственном секторе  экономики прирост занятых составит лишь 100 тыс. человек и численность  занятых здесь не превысит 24,7 млн. человек.

С учетом отмеченных демографических  факторов общая среднегодовая численность  безработных граждан, рассчитанная по методологии МОТ (в соответствии с прогнозом Минэкономразвития  России), возрастет в рассматриваемый  период с 6,5 млн. человек (9,1% от экономически активного населения) до 7,0 млн. человек  в 2004 году и 6,9 млн. человек в 2005 (9,5% от экономически активного населения).

Среднегодовая численность  зарегистрированных безработных увеличится с 1,2 млн. человек в 2002 году до 1,4 млн. человек в 2004 и 1,3 млн. человек в 2005 году, а доля регистрируемой безработицы  в общей численности безработных, определяемых по методологии МОТ, возрастет с 18,5% до 18,8% соответственно.

С учетом рассмотренных выше факторов Минтруд России считает, что  реальная численность безработных  может быть выше, чем прогнозирует Минэкономразвития России

4. Государственное  регулирование и стратегическое  планирование занятости

В реализации среднесрочной  программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2002–2004 годы среди основных задач в области  социальной политики, которая «составляет  одну из важнейших сфер деятельности любого государства и рассматривается в качестве инструмента управления социально – экономическим развитием общества» , особое значение приобретают вопросы:

• сокращения уровня бедности населения и связанного с этим роста платежеспособного спроса со стороны большинства категорий  граждан;

• безусловной приоритетности инвестиций в человека, и прежде всего в образование, которое  является непременным условием конкурентоспособности  нашей страны в мировой экономике;

• создания для трудоспособного  населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных  доходов обеспечить более высокий  уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования  и здравоохранения, достойный уровень  жизни в пожилом возрасте.

Важно подчеркнуть, что успешное выполнение всех указанных задач, комплексно связано с решением одной очень  важной социально-экономической задачи – созданием условий для обеспечения  в нашей стране наиболее полной и  эффективной занятости населения. Политика занятости как важнейшая  составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для  возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.

В новых условиях государственная  политика занятости должна быть еще  более тесно взаимосвязана с  общими направлениями социально-экономического развития общества. В практической деятельности это означает обязательный учет интересов политики занятости  при принятии решений в области  инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной  политики, реализации производительных, научно-технических и социальных программ.

При определении основных направлений деятельности Правительства  Российской Федерации в области  занятости и рынка труда в  первую очередь необходимо учитывать  существенный рост в 2002–2004 годах численности  населения в трудоспособном возрасте с 87,9 млн. до 89,3 млн. человек, или на 1,4 млн. человек. В связи с этим нельзя исключать возможность обострения в эти годы ситуации на рынке труда, где может возрасти конкуренция  между молодежью, вступающей в трудоспособный возраст, и высвобождаемыми работниками  среднего и старшего возраста. Учитывая это, в перспективе по-прежнему главной  задачей остается недопущение массовой безработицы, особенно в тех регионах, где она уже в настоящее  время близка к критической отметке.

Одновременно на рынке  труда, в силу обострения конкуренции, внедрения в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к качеству будет иметь место существенный рост дефицита квалифицированных работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг и др., что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного  уровня работников, повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения эффективных систем управления, организации и мотивации труда.

Информация о работе Проблемы занятости в России