Процентная политика ЦБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 09:37, реферат

Описание работы

Целью данной работы является провести анализ сущности процентной политики Банка России.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть теоретические основы акционерного общества;
 проанализировать процентную политику Центрального банка;
 провести анализ проблемы и предложить пути решения по ней.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
Теоретические аспекты процентной политики Банка России…………….
1.1 Направление и методы процентной политики Банка России…………..
1.2 Особенности процентной политики Банка России……………………..
1.3 Процентная политика центральных банков развитых стран…………...
Анализ процентных ставок по различным видам операций……………….
Проблемы и перспективы проведения процентной политики……………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...

Файлы: 1 файл

0646616_90F1D_procentnaya_politika_cb_rf.docx

— 62.67 Кб (Скачать файл)

Для существующей в настоящее время  процентной политики характерно одно важное свойство: процентные ставки по инструментам денежно-кредитной политики ЦБ формируются вокруг ставки рефинансирования. Это свойство присуще большинству стран с развитой экономикой.

Стоит отметить, что влияние процентных ставок ЦБ РФ на финансовый рынок проявляется, прежде всего, во время осуществления банком действий по упорядочиванию текущей ликвидности банковской системы. Объясним, как это происходит. Так как ЦБ проводит операции по поддержке / изъятию ликвидности, тем самым он совершает сделки с банками по установленным процентным ставкам, воздействуя на интерес последних в совершении тех или иных действий. Все это оказывает неоспоримое влияние на стоимость ресурсов в банковской системе, на активность банков в совершении операций с финансовыми активами, а также задает пример колебания процентной ставки, как в банковской системе, так и во всей экономике. Как уже было подмечено, регулированию процентных ставок банк уделяет особое внимание. Процедура пересмотра ставок осуществляется раз в неделю. Решение об изменении процентной ставки Центрального Банка РФ принимает Комитет по операциям центрального банка, он же и является основным регулирующим органом [4].

К основным принципам в установлении процентных ставок относятся:

1. Банк занимается формированием  некого коридора для колебаний  процентных ставок. Что это означает? Осуществляя регулирование процентных ставок по операциям, банк следует единственной главной цели: формирование уровня ставок на кредитно-депозитном рынке, что по его мнению, сможет обеспечить привлекательность валюты по отношению к иностранной валюте. Что также будет помогать наращиванию сбережений в целом в экономике, обеспечивая процесс расширенного производства. Реализуется данная цель за счет установления нижней и верхней ступени процентной ставки, используя инструменты поддержки / изъятия ликвидности банковской системы. Все это и приводит к формированию коридора колебания процентных ставок в банковской системе.

2. Второй немаловажный принцип  – положительность ставок. Это касается инструментов поддержки ликвидности в реальном выражении. Одной из стратегических задач денежно-кредитной политики в настоящее время является защита и обеспечение устойчивости валюты по отношению к иностранной валюте. Данная задача прописана Банковским кодексом. Более того, поддержание положительного уровня доходности по активам относится к необходимым условиям при выполнении денежной единицей таких функций денег как: средства обращения, средства сбережения и меры стоимости.

Все это подтверждает стремление банка  при установлении процентных ставок по операциям не подменять рынок, а обеспечить перенаправление ликвидных активов в границах финансового рынка через рыночные инструменты. Задача банка – все это осуществить с минимальным эмиссионным участием банка, на конкурентной основе [2].

Благодаря строгому следованию вышесказанным  принципам, как в денежно-кредитном регулировании, так и в политике поддержки ликвидности и в процентной политике, создается стимул всей банковской системе эффектно перераспределять денежные средства и формировать ресурсную базу без участия ресурсов банка. Более того, создает условия для поддержания стабильного функционирования валютного и фондового рынка и приводит к параллельному наращиванию государственных золотовалютных резервов.

 

1.3 Процентная политика центральных  банков развитых стран

 

Процентная политика центральных  банков развитых стран имеет длительную историю и отличается высокой  активностью.

Федеральная резервная система  в Соединенных Штатах активно применяет инструмент учетной ставки. Банки ФРС являются важным источником краткосрочных средств для банков и других депозитных учреждений, в особенности для крупнейших банков, которые, как правило, часто заимствуют средства у ФРС для пополнения своих обязательных резервов.

Учетная ставка, задаваемая ФРС, устанавливается  советом директоров каждого резервного банка (хотя любые изменения этой базисной ставки должны быть также одобрены Советом управляющих ФРС). Почти все займы, выдаваемые с использованием «учетных окон», относятся к разряду краткосрочных корректировочных или сезонных кредитов, удовлетворяющих потребность в ликвидации временной нехватки резервов и обычно получаемых всего на несколько дней. Относительно долгосрочные кредиты на срок до одного месяца и более предназначены для оказания помощи банкам, попавшим в затруднительное положение или столкнувшимся с длительной нехваткой наличности; в этом случае учетная ставка выше.

Федеральная резервная система  использует метод повышения процентной ставки, если имеет своей целью  сделать более дорогими новые  займы, предоставляемые с использованием «учетного окна». Это удерживает некоторые банки от заимствования резервов, что может привести к замедлению темпов роста банковского кредита.

Если ФРС имеет цель стимулировать  заимствование банками средств, то она снижает учетную ставку. В этой ситуации банки могут начать проведение более либеральной политики в предоставлении кредитов своим клиентам.

Если целью ФРС является снижение возможностей для кредитования экономики, ФРС использует одновременно «такой инструмент, как изменение обязательных резервных требований. Рост обязательных резервных требований обычно влечет за собой повышение процентных ставок. Снижение резервных требований, напротив, высвобождает средства для дополнительного кредитования. Процентные ставки также, как правило, снижаются, потому что у банков появляется больше средств для выдачи кредитов.

В европейских странах — членах ЕС ставка по основным операциям рефинансирования составляет ключевой цемент учетной политики ЕЦБ, используемой для регулирования однодневной ликвидности, ограничения рыночных ставок овернайт и передаче рынку сигналов о направлении !|характере денежной политики. Аналогично распространенной в ряде европейских стран практике учетная ставка ЕЦБ устанавливается в коридоре, ограниченном ставками оооднодневным кредитным и депозитным операциям центрального банка.

Процентная ставка по кредитам, предоставляемым  финансовым институтам национальными  центральными банками под обеспечение  приемлемых активов, является потолком для ставок по однодневным кредитам. Ставка подепозитным операциям, позволяющим финансовым иипитутам размещать средства в национальных центральных банках, устанавливает нижний предел ставок на рынке однодневных кредитов.

Общие принципы процентной политики реализуются с учетом страновых различий.

В Англии определение уровня процентных ставок, обеспечивающих достижение инфляционной цели, возложено на Банк Англии и Казначейство (Банк Англии, в отличие от других банков, не может действовать независимо от правительства). Принятый в 1946 г. Акт Банка Англии дает Казначейству право подготавливать указания Банку Англии, н.хотя оно ни разу этим правом не воспользовалось, отношения между ними таковы, что окончательное решение со поводу процентных ставок принимает министр финансов. Тем не менее, Банк Англии играет очень важную роль в принятии решения. Он публикует квартальный Отчет по инфляции [Inflation Report), в котором дается подробный анализ информации, а также приводит протокол встречи Министра и Управляющего, который публикуется через 6 недель после их встречи по поводу процентных ставок.

При подготовке Отчета по инфляции и  процентным ставкам Банк Англии учитывает  внутренние и внешние экономические и монетарные факторы, которые будут иметь отношение к инфляции будущих двух лет. Совет Банка но процентным ставкам содержит информацию об изменениях, влияющих на промышленность и торговлю в различных регионах страны, предоставляемую агентами Банка Англии.

Выполняя свою роль на внутреннем денежном рынке, Банк Англии влияет на процентные ставки в краткосрочном  аспекте. Являясь банком правительства  и банком банков, Банк Англии способен достаточно точно предсказать характер потоков платежей со счетов правительства на счета коммерческих банков и наоборот и действовать в зависимости от ситуации. Когда поток платежей со счетов банков на счета правительства превышает обратный поток, возникает ситуация, в которой банковские запасы ликвидных активов снижаются и появляется нехватка средств на денежном рынке. В противном случае образуется избыток наличности, но более обычной ситуацией является возникновение дефицита, устраняемого Банком Англии, который устанавливает такую процентную ставку, при которой средства обеспечиваются на каждый день.

Для того чтобы не работать с каждым банком индивидуально, Банк Англии использует в качестве посредника учетные дома. Это специализированные дилеры, которые имеют запасы торговых векселей и в которые главные банки помещают лишнюю наличность. Учетные дома пользуются заемными услугами Банка Англии, который может обеспечить наличные средства, купив ценные бумаги учетных домов либо предоставив им ссуды. Ставки, по которым производятся эти операции, влияют на процентные ставки для экономики в целом. Когда Банк Англии изменяет эту ставку, коммерческие банки сразу же, как правило, меняют базисную ставку, по которой определяется ставка по депозитам и ставка ссудного процента.

Учетная или дисконтная политика Немецкого  федерального банка основана на регулировании денежного рынка путем манипулирования учетным процессом (дисконтом), т.е. процентом, который Бундесбанк удерживает при переучете или покупке векселей у кредитных учреждений страны. По Закону о Федеральном банке ему дается право покупать у банков и продавать банкам коммерческие векселя, а также казначейские векселя Федерации, земель и особых фондов Федерации за установленную им учетную ставку, если они отвечают подробно указанным в Законе требованиям.

Закон о Федеральном банке не устанавливает нижней и верхней  границ учетного процента. Тем самым при ее установлении Федеральный банк полностью автономен и может руководствоваться текущей ситуацией. Фактическая ставка учетного процента колеблется с момента вступления в силу Закона в области от 2,5 до 8,75%. Ставка учетного процента действует одинаково для всех учтенных векселей, задействованных в банковских операциях по дисконтированию с Федеральным банком. Дополнением учетной политики является ломбардная политика, основанная на предоставлении кредитным институтам ссуд под обеспечение векселей, ценных бумаг и государственных долговых обязательств. В связи с возможностью большого риска по ломбардному кредиту устанавливается более высокий процент, чем по переучету векселей, — обычно на 1—2%.

В странах Центральной и Восточной  Европы кредиты рефинансирования с 1993—1994 гг. переведены на рыночную аукционную основу. Это позволяет вывести на уровень рыночной процентной ставки цену кредитов рефинансирования и либерализировать процентные ставки, сделав их реальным инструментом денежно-кредитной политики [1].

В 2001—2006 гг. японский центробанк проводил политику нулевой учетной ставки. Сейчас Япония снизила ставку с 0,15 % годовых до 0,1 %.

США в связи с кризисом снизили  ставку с 6,5 % годовых до 0-0,25 % (март 2009 года).

Анализ процентных ставок по различным  видам операций

 

На протяжении 1991 —1995 гг. ставка рефинансирования неоднократно пересматривалась в диапазоне от 20 до 210% годовых, в зависимости от экономической ситуации в стране.

Основной целью процентной политики Банка России в 1992— 1993 гг. было повышение  реальной ставки рефинансирования в  целях приведения ее к положительному уровню. При этом Банк России воздерживался  от применения прямых ограничений на процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками по активным и пассивным операциям, т.е. методы манипулирования процентной ставкой были в основном рыночными. В то же время ставка по кредитам, предоставляемым коммерческим банкам за счет рефинансирования через Банк России (учетная ставка), устанавливалась административными методами. Однако величина учетной ставки значительно отставала от уровня инфляции в расчете на год. Так, в сентябре 1992 г. ставка по кредитам Банка России составила 80%, средняя ставка по кредитам коммерческих банков — 108%, а уровень инфляции в годовом исчислении — 220%.

В 1997—1998 гг. Банк России определил  в качестве задачи в области процентной политики постепенное снижение процентных ставок в экономике до уровня, стимулирующего неинфляционный рост спроса на заемные ресурсы. В то же время с октября 1997 г. по август 1998 г. на процентную политику Банка России воздействовали условия, периодически складывавшиеся в различных секторах финансового рынка как отражение нескольких волн, в том числе кризиса мировых фондовых и валютных рынков. Приоритетным направлением процентной политики Банка России стало поддержание стабильного курса национальной валюты и недопущение системного банковского кризиса.

В целях защиты внутренней финансовой системы и поддержания рынка  рублевых активов Банк России вынужден был корректировать процентные ставки по собственным кредитным и депозитным операциям. Это увеличило амплитуду колебаний процентных ставок, что несколько нарушило формировавшийся уже в 1997 г. коридор, образуемый ставками Банка России по собственным операциям.

Информация о работе Процентная политика ЦБ