Процесс формирования рыночных отношений в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения данной работы является изучение фирмы как основного субъекта рыночной экономики.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 446.78 Кб (Скачать файл)

Наследование и дарение  бизнеса, который ведет предприниматель  также связано с большим количеством  юридических сложностей, в результате чего передать свой бизнес в умелые руки потомков можно будет только при выполнении большого количества бумажной работы.

В жизни часто бывает так, что некоторые предприятия –  юридические лица просто отказываются работать с ПБОЮЛ.

Плюсы общества с ограниченной ответственностью (ООО):

  • Ответственность ограничена суммой вклада. В сравнении с ПБОЮЛ,

где предприниматель несёт  полную ответственность по долгам своим  личным имуществом, здесь учредитель рискует лишь в пределах стоимости  внесенных им вкладов в уставной капитал общества.

  • Можно в любое время выйти из общества.

Минусы:

  • Управляет обществом директор. Участников не более 50-ти. Это не

важно, так как к тому времени, как вы соберёте вокруг себя более пятидесяти человек, выбор  организационно-правовой формы для  вас будет вторичным;

  • При выходе участника из состава общества может возникнуть

возможность финансового  кризиса в связи с выплатой участнику его доли в имуществе  общества. Здесь риск вполне реальный, так как менее морально ответственный  партнёр, почуяв неладное, может выйти, забрав из общества крупную сумму как раз в тот момент, когда она может спасти ситуацию. Деятельность ООО регулируется Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ (ред. от 11.07.2011).

ЗАО (Закрытые акционерные общества). Плюсы:

  • акционеры ЗАО имеют преимущественное право на выкуп акций у

акционера, выходящего из общества;

  • подписка на акции в случае их дополнительного выхода закрытая, т.е.

только среди его акционеров и иного, заранее определенного  круга лиц.

Организационные особенности:

  • максимальное количество участников ЗАО – 50 физических и

юридических лиц;

  • минимальный уставный капитал – 100 МРОТ.

ОАО (Открытые акционерные общества). Плюсы:

  • максимальное число участников ОАО неограниченно;
  • возможны дополнительные выпуски акций для увеличения оборотных

средств общества. Это позволяет  привлечь значительные финансовые средства, распыленные среди мелких акционеров.

Организационные особенности:

  • минимальный уставный капитал 1000 МРОТ;
  • акционеры ОАО имеют право продать свои акции любым лицам без

согласия других акционеров.

Если вы планируете организовать бизнес совместно с несколькими  партнерами, отношения между вами стабильные и доверительные, при  этом вы не хотите усложнять структуру  и желаете избежать излишних рисков – наиболее оптимальной формой деятельности будет ООО. Если вы заботитесь о стабильности будущего предприятия, независимости  его от воли отдельного учредителя, планируете создать четко регламентированную управленческую структуру с разделением  полномочий - выбирайте форму АО. Если круг акционеров АО будет ограничен  и его увеличение нежелательно, создавайте ЗАО. Если вы планируете привлекать значительные финансовые ресурсы от большого числа  акционеров, а в дальнейшем предприятию  будет нужно дополнительное финансирование, и при этом имеется возможность сформировать уставный капитал в размере 100 000 руб., необходимо выбирать форму ОАО. [6, с. 201]

 

1.2 Фирма – основной  институт в рыночной экономике

 

Фирма изначально являлась опорой предпринимательства, продуктом  рыночной экономики. На последующих  стадиях экономического развития и  научно-технического прогресса ее функции  расширяются, роль возрастает. Первоначально  термин «фирма» (от итальянского firma – подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне – это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью. Правовые формы функционирования современной фирмы многообразны. [2, с. 69]

Различные школы экономической  науки по-разному трактуют определение  фирмы как категории. Традиционная экономическая теория определяет фирму  как производственно-технологическую  систему, как конгломерат людей  и машин. Фирма представлялась «черным  ящиком», на входе, в который сосредоточиваются  различные ресурсы и технология, а на выходе получается готовый продукт. Для экономической теории считалось  несущественным, что происходит внутри. В таком определении фирмы  особое внимание обращается на организационные  аспекты её функционирования и связанные  с ними резервы экономической  эффективности.

Сегодня все большее значение приобретает неоинституционалистский подход к определению фирмы. Неоинституционалисты не рассматривают фирму как нечто данное, они хотят понять механизм ее возникновения. Представитель неоинституционализма Р. Коуз сделал нестандартное для традиционной экономической теории предпочтение в пользу фактора издержек трансакций, т. е. контрактов, сделок (обычно принимавшихся равными нулю). Трансакционные издержки – это издержки ведения сделок: информационные, издержки измерения качества товаров и услуг, на разработку правил ведения контрактов, издержки уклонения от ответственности за выполнение обязательств по сделкам и т. д. Издержки трансакций никогда не бывают нулевыми, так как в реальном мире отношения собственности в значительной мере влияют на производство.

Исходя из этого, Р. Коуз предложил трактовать фирму как совокупность взаимовыгодных контрактов. Определение фирмы как совокупности контрактных отношений позволяет понять, что появление фирмы обусловлено, прежде всего, существованием издержек рыночного механизма (механизма цен). Путем создания организации и предоставления предпринимателю, права управлять ресурсами может сэкономить на определенных издержках рыночного механизма. Предприниматель выполняет свою функцию с меньшими издержками, так как получает факторы производства по более низким ценам, чем при рыночных трансакциях, которые он вытесняет. Если же он потерпит неудачу, то всегда может вернуться на свободный (открытий) рынок.

Итак, в классическом определении  фирмы акцент делается на предсказании поведения фирмы в соответствии с существующей производственной функцией как формой выражения технологической  зависимости между затратами  факторов производства и максимально  возможным выходом продукции. Неоинституциональная характеристика фирмы в центр внимания ставит объяснение существования и соответственно в дальнейшем – сосуществования многообразных форм деловых предприятий, пределов их роста, возможных вариантов решения проблем мотивации работников, организации, контроля, планирования и др.

Фирма занимает важнейшее  место в институциональной структуре  рыночной экономики.

Институциональная структура  рыночной системы включает такие  институты, как рынок и фирма. Фирма нуждается в объективном  контроле со стороны рынка. Но и рынок нуждается в фирмах, так как только организация производства в виде фирм может дать необходимый результат для развития рыночной экономики. Существование рынка и фирмы есть сосуществование в единой рыночной экономике двух типов отношений; традиционно рыночных и альтернативных им внутрифирменных отношений, которые Р. Коуз трактует как отношения сознательного регулирования производства, отношения координации, для эффективности которых большое значение имеют нерыночные методы и формы (приказы, личное доверие, внутрифирменные правила, традиции, моральные факторы). Причем развитие этих нерыночных отношений Р. Коуз выводит из законов рыночной экономики: соотношение рыночных и нерыночных связей определяется движением (сокращением или увеличением) рыночных трансакционных издержек. [4, с. 225]

Поведение фирм на рынке  имеет большое значение для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства, иностранцев. Изучение поведения  фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений, как на микро - так  и на макроуровне.

В современном мире в легальной  экономике насчитывается около 50 млн. фирм – разнообразных предпринимательских  структур, 99% которых относятся к  малому и среднему бизнесу. Они крайне неравномерно распределяются по континентам  и странам. Свыше 20 млн. фирм функционирует  в США, около 16 млн. – в странах  ЕС, свыше 7 млн. – в Японии, 5 млн. фирм приходится на европейские страны, не входящие в ЕС. Конечно, фирма  фирме рознь. 20 млн. мельчайших и  мелких фирм не заменят 500 крупнейших, на которые приходятся главные направления  наукоемких и традиционных производств.

Каковы особенности современных  западных фирм? Во-первых, специфична их организационно-правовая структура: головная компания интегрирует экономическую  власть в условиях юридической самостоятельности входящих в ее состав компаний с принадлежащими им предприятиями. Это придает фирме социально-экономическую, производственно-технологическую, организационно-управленческую цельность и устойчивость. Коммерческая самостоятельность отдельных звеньев сочетается с жестким централизмом (финансовый контроль, политика капиталовложений) головной компании, что обеспечивает синхронную деятельность всех подразделений фирмы.

Во-вторых, механизм функционирования фирмы основан на эффективном  взаимодействии капитала, труда, земли, информации. В результате производство превращается в результативный процесс; обращение обслуживает выработанные стратегию и тактику; накопление и потребление характеризуются запрограммированной рациональностью. Эффективное взаимодействие производства, обращения, потребления и накопления обеспечивает функционирование механизма фирмы на трех уровнях: контрактные отношения фирмы с ее партнерами (горизонтальный уровень); с дочерними, внучатыми и другими компаниями и принадлежащими им предприятиями (вертикальный уровень); с государством (макроэкономический уровень). Функционирование хозяйственного механизма фирмы невозможно без взаимодействия капитала, менеджмента, маркетинга, системы цен, прибыли и дохода, социальных отношений.

В-третьих, фирма создает  особые условия жизнедеятельности  человека, она востребовала обширные и разносторонние знания: бухучет, менеджмент, Маркетинг, английский и другие языки, психологию, экономическую географию, историю. Фирма – одна из немногих «экономических ниш», где человек  может самовыразиться.

В-четвертых, фирма функционирует  эффективно. Экономическая эффективность  фирмы связана со структурой кадров. На всех этапах развития рыночной экономики  фирме принадлежит особая роль. Она  – школа предпринимательства, движущая сила бизнеса, генератор инноваций, «полигон» освоения и внедрения результатов НТП. Фирма интегрирует и организует экономику на микроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом.

Наконец, фирмы-лидеры, товары которых знают в любом уголке земли, завоевываю? не только рынок, но и симпатии покупателей, имеют товарный знак, который ценится очень высоко. Высшая честь для фирмы, когда  ее название становится синонимом производимого  продукта. Слово «ксерокс» – по названию американской фирмы «Ксерокс корпорейшн» – вошло практически во все основные языки. В русском языке есть слово «карандаш»– от названия швейцарской фирмы «Каран д'Аш». В балансах многих западных фирм товарные знаки находят свою стоимостную оценку. Так, товарный знак «Кэмел» оценен владельцем примерно в 10 млн. долл., товарный знак «Кока-кола» – в 3 млрд. долл. Товарные знаки современных фирм – гаранты высокого качества товара.

Таким образом, западные фирмы  являются мощным средством экономической  и социальной интеграции народного  хозяйства общества. Механизм интересов  фирмы, человека и общества функционирует  на основе «конкурентного баланса» между  прибылями, ценами и высоким уровнем  жизни. Активным участником этих интересов  выступает государство.

Итак, можно сделать вывод, что фирма действительно находится  в центре рыночной экономики и  без нее не возможна предпринимательская  деятельность. [2, с. 61]

 

1.3 Цели деятельности фирмы

 

Всякая предпринимательская  деятельность имеет своей целью  получение прибыли. Поэтому поведение  фирмы можно описать с помощью  производственной функции, которая  определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли. Существуют два подхода  к внутрифирменной эффективности:

1) деятельность фирмы описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов производства (главным образом, труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск продукции;

2) фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпуска продукции. Это дает возможность вывести кривые средних и предельных издержек.

Однако представление  о том, что единственной целью  деятельности фирмы является получение  максимальной прибыли, было бы ошибочным.

Многообразием возможных  положений отдельных фирм в конкретной экономической ситуации на рынке  определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение  минимума прибыли; увеличение доли участия  на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и  т.п.

Существуют подходы, при  которых используется тезис максимизации тех или иных параметров (бихевиористские модели).

Информация о работе Процесс формирования рыночных отношений в РФ