Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:34, курсовая работа
Целью выполнения данной работы является изучение фирмы как основного субъекта рыночной экономики.
Предполагается, что фирма
стремится функционировать на каком-то
удовлетворительном уровне эффективности,
поскольку не располагает возможностями
максимизации. При характеристике целевой
нормы эффективности
Локальный поиск – реакция
на невыполнение тех или иных целевых
установок для внутрифирменных
подразделений. Исследовательский
поиск – ведется, когда обнаруживаются
новые возможности в сфере
взаимодействия фирмы с "окружающей
средой". Стратегический поиск –
связан с прилагаемыми фирмой усилиями,
наилучшим образом
Конкретно сформулированная цель деятельности фирмы может включать разнообразные аспекты (хотя основным останется получение прибыли. В Японии многие всемирно известные фирмы придерживаются концепции, отражающей еще более широкие цели деятельности, содержащие стремление "...к производству продукции наивысшего качества при наименьших ценах посредством наиболее полного использования производственного потенциала в соответствии с общими интересами экономики и в целях повышения благосостояния всего общества". [2, с. 94]
В самом общем плане модели деятельности фирмы представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Общественная группа |
Ожидаемые результаты деятельности фирмы |
Общество в целом |
Экономический рост |
Поступления от налогов | |
Уравнивание власти | |
Уравнивание доходов | |
Сохранение окружающей среды | |
Сохранение природных ресурсов | |
Местная община |
Благосостояние общины |
Держатели акций |
Рост доходов |
Кредиторы |
Рост стоимости акций |
Потребители |
Стабильность доходов |
Справедливые цены | |
Обеспечение выбора | |
Управляющие |
Рост доходов |
Профессиональный интерес | |
Работники наемного труда |
Занятость |
Уровень оплаты |
Продолжение таблицы 1.1
Общественная группа |
Ожидаемые результаты деятельности фирмы |
Работники наемного труда |
Досуг |
Условия труда | |
Удовлетворение от работы |
Создание фирмы тесно связано с предпринимательской деятельностью, которая предполагает готовность владельца капитала или менеджера взять на себя персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена. Желательного максимального уменьшения риска можно добиться такими приемами:
распределение капиталовложений
по разнообразным видам
выбранной сфере деятельности,
финансовой и экономической
научно-технической новизной;
обеспечит эффективность использования факторов производства в конкретном виде деятельности.
Фирмы могут иметь разнообразные цели и, соответственно, достигать их различными путями и способами.
1.4 Государство и фирма. Тенденции развития
Ни одна национальная экономика с развитой системой рыночных отношений не обходится без участия в большей или меньшей степени государства в регулировании экономических процессов.
Государство влияет на экономическую деятельность фирм через систему общегосударственных (общеэкономических) рычагов. Главный способ – обеспечение стабильности инфраструктуры, т.е. банков, денежной системы, коммуникаций, транспорта и др. Без хорошо отлаженной инфраструктуры экономическая деятельность фирм неэффективна, а средства, которые на нее затрачиваются, становятся неоправданно большими.
Другой рычаг – создание и совершенствование правовой основы, регулирующей экономические отношения между частными юридическими лицами.
В зависимости от того, как
развивается экономика, государство
использует прямые и косвенные субсидии
– то косвенно поддерживая
Для интенсификации экономической деятельности государство использует также законы, защищающие право интеллектуальной собственности, и в особенности патенты, которые обеспечивают существенный стимул для помещения средств в НИОКР.
Государственное регулирование
также включает: антимонопольное
законодательство; определение ограниченных
сфер деятельности и выдачу лицензий
на нее; регламентирование
Развитие фирмы будет зависеть от социально-общественного и экономического развития народного хозяйства. Возрастание роли фирмы как основы хозяйственной деятельности и растущее внимание государства к социальным проблемам приведут к более жесткому взаимодействию между фирмой и государством. Государство, с одной стороны, все больше будет учитывать интересы фирмы, а с другой – будет ставить больше задач и устанавливать приоритеты в распределении ресурсов. Нужды общества заставят государство из соображения общественной полезности включать фирму практически в каждое серьезное решение.
Прогресс науки и техники приведет ко все большей значимости информации и информационных технологий. Возрастающий удельный вес научных исследований и разработок в деятельности фирмы, все большая численность научного и инженерного персонала повысят роль управленческих решений.
Фирма будет человекоемкой и более чем когда-либо зависеть от человеческой фантазии, творчества и инициативы. Сокращение численности рабочих за счет автоматизации будет компенсировано творческим вкладом главных руководителей, ученых, теоретиков управления и экспертов в области технологии. На передний план управления выйдет стратегическое планирование как Метод обеспечения прибыльности фирмы, что диктуется сокращением жизненного цикла технологии, продуктов производства и спроса.
Можно сделать вывод, что фирма является частью государства и его экономической структуры. Государство в свою очередь накладывает определенные рамки на ее деятельность в соответствии с действующим законодательством. И естественно каждая фирма не должна выходить за установленные рамки, т.е. соблюдать законы, платить налоги и не срывать их от государства.
В данных главах я рассмотрела фирму в системе рыночных отношений, ее поведение и цели.
В следующей главе своей курсовой работы я хочу обратить внимание на альтернативные теории фирмы. [7, с. 244]
2. Альтернативные теории фирмы
2.1 Традиционная теория фирмы: максимизация прибыли
Из-за устойчивой ориентации
на прибыль стремление фирм к извлечению
максимальной прибыли принимается
как должное. Большинство теорий
фирм не только постулируют, что прибыль
есть какая-то цель или главная цель,
но в один голос утверждают, что
вполне определенная цель состоит в
том, чтобы извлечь максимальную
прибыль и что фирмы можно
рассматривать, как если бы они стремились
максимизировать прибыль. Хотя было
бы преувеличением рассматривать максимизацию
прибыли в качестве показателя того,
что любые действия и решения
формы подлежат холодному расчету
на предмет получения
С уверенностью можно сказать,
что прибыль является целью почти
всякой фирмы - возможно, доминирующей
целью. Прибыль - это универсальная
мера показателей бизнеса и лишь
немногие фирмы могут предпринимать
действия, которые определенно ведут
к прибылям, более низким, чем
они могли бы быть в долгосрочном
периоде. Одни фирмы в большей
мере ориентированы на прибыль, а
другие в меньшей. В целом, фирмы,
которые подвержены сильному давлению
конкуренции, склоны в краткосрочном
периоде преследовать цели максимизации
прибыли; если же прибыли фирмы достаточно
велики, чтобы удовлетворить
Это объясняется несколькими причинами. В условиях суровой рыночной конкуренции, когда маржа прибыли мала, опасности велики, а способности фирм компенсировать убытки, невелики, ведется яростная борьба, в которой выживают только наиболее приспособленные. Жесткие силы конкуренции могут сузить свободу действий фирмы на рынке, и у нее не останется практически никаких альтернатив, кроме преследования цели извлечения максимальной прибыли в краткосрочном периоде. Аналогичные условия возникают, когда спад или инфляция ослабляют потребительский спрос в такой степени, что прибыль резко падает. Методологически, допущение о максимизации прибыли, хотя и не всегда точно отражающее реальность, остается все же достаточно хорошим приближением к реальному поведению большинства предприятий, попадающих в такие ситуации. Конечно же, это одно из лучших допущений, которые могут быть сделаны относительно целей, преследуемых такими фирмами.
С другой стороны, если фирма
до некоторой степени изолирована
от конкуренции и удовольствуется
прибылью сверх среднего уровня, она
находится в наилучшей позиции,
позволяющей ей отклониться от строгого
следования принципу максимизации прибыли.
Причина здесь в том, что коль
скоро прибыль достаточна для
удовлетворения акционеров, руководители
имеют некоторую свободу
А вот традиционная теория
фирмы как раз объясняет
управление делами фирмы.
Теория основывает тезис о максимизации прибыли при равенстве предельных издержек и предельного дохода MC=MR.
Однако на практике эта
теория сталкивается с рядом трудностей.
Во-первых, фирмы не используют маржинальный
анализ для оценки или прогнозирования
своей деятельности. Действительно,
подсчет предельных издержек и особенно
предельного дохода довольно труден
и осложняется незнанием
Несмотря, на то, что многие крупные фирмы организуют дорогостоящие рыночные исследования, полученную информацию нельзя считать на 100% достоверной и достаточной. Такую же сложность представляет оценка будущих доходов и затрат. Наконец, практически невозможно предугадать действия и противодействия других фирм и оценить последствия их активности.
Подводя итоги, можно сказать, что допущение о максимизации прибыли особенно подходит к ситуациям:
1) больших групп фирм, когда ничего нельзя сказать о поведении индивидуальных фирм;
2) интенсивной конкуренции;
3) объяснения и предсказания общего воздействия специфических изменений на цены, выработку и ресурсы, а не их конкретных значений;
4) рассмотрения направлений, а не точных численных результатов деятельности. [8, с. 105]
2.2 Менеджеральная теория фирмы: максимизация дохода от продаж
Информация о работе Процесс формирования рыночных отношений в РФ