Продовольственная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 15:40, контрольная работа

Описание работы

Продовольственная безопасность государства является одной из самых важных составляющих национальной безопасности страны. К сожалению, до недавнего времени государство не имело выраженной политики в данной сфере и ситуация только ухудшалась.

Содержание работы

1.ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ 3
2.ДОСТУПНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ КАК ФАКТОР ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 10
3.ПОСЛЕДНИЕ ДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО ПОДДЕРЖКЕ АПК. СПРАВКА 17
4.ДАННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ РФ ПО АПК 18

Файлы: 1 файл

Muhametshin V.T._kop495_KR econ.bezop.docx

— 1.22 Мб (Скачать файл)

Министерство высшего  образования

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский государственный  университет»

Институт открытого и  дистанционного образования

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:

«Экономическая безопасность»

Вариант 18

 

Тема: Продовольственная безопасность

 

выполнил:

студент ЗЭУ- 495 гр.

Мухаметшин В.Т.

 

проверила:

преподаватель

                                                                                                         Никифорова М.В.

 

 

Копейск 2013г.

Содержание

 

1.ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ                                           3

2.ДОСТУПНОСТЬ  ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ  КАК ФАКТОР ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ                     10

3.ПОСЛЕДНИЕ  ДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ  ВЛАСТИ ПО ПОДДЕРЖКЕ АПК. СПРАВКА                                                                                               17

4.ДАННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ РФ  ПО АПК                                                                                18

 

 

 

1.ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ

 

Продовольственная безопасность государства является одной из самых  важных составляющих национальной безопасности страны. К сожалению, до недавнего  времени государство не имело  выраженной политики в данной сфере  и ситуация только ухудшалась.

По определению, продовольственная  безопасность государства — такое  состояние экономики и АПК  страны, которое, при сохранении и  улучшении среды обитания, независимо от внешних и внутренних условий, позволяет населению страны бесперебойно получать экологически чистые и полезные для здоровья продукты питания по доступным ценам, в объемах не ниже научно обоснованных норм.

В условиях современной глобализации экономики и мирового разделения труда теоретики рыночного подхода  могут оправдать зависимость  России от экспортных поставок продовольствия. Однако значение для страны стабильного  снабжения продовольствием сложно переоценить. Мы прекрасно видим, какими, мягко говоря, не рыночными методами готов обеспечивать стабильность поставок нефти «главный апологет рыночной экономики» — США.

Объем поддержки, оказываемой  сельскому хозяйству нашими «западными партнерами», свидетельствует о  доминировании принципа опоры на собственное производство в развитых странах. Для примера, в Западной Европе государства на поддержку  своего сельского хозяйства выделяют в среднем 300 долларов на гектар, в  Японии — 473, в США — 324.

Составляющие продовольственной  безопасности

Продовольственную безопасность страны можно условно разделить  на три составляющие: способность  производить внутри страны достаточное  количество продовольствия, защищенность данной отрасли от внешних и внутренних шоков и способность государства  контролировать качество получаемых населением продуктов питания.

1. Долгосрочная  продовольственная безопасность.

Как уже было замечено, долгосрочную продовольственную безопасность можно  обеспечить только на базе производства внутри страны. К сожалению, это одна из главных проблем России. По разным оценкам население нашей страны обеспечивается отечественными продуктами питания примерно на 50-60%. Крупные  административно-промышленные центры зависят от поставок извне на 70-80%.

Объем импорта продовольственных  товаров в Россию постоянно растет. В 2000 году он составлял 7,3 млрд. $, а к 2006 году вырос до 21,6 млрд. $. И хотя рост экспортных доходов России с 103 млрд. $ до 303 млрд. $ за тот же период многократно покрывает рост затрат на продовольствие, никто не знает, какие экономические и внешнеполитические кризисы ждут нашу страну в будущем. Недавний пример реакции «западных  стран» на агрессию Грузии показал, что  потенциально они готовы к жесткому противостоянию с Россией, а развивающийся  мировой экономический кризис показывает, насколько быстро могут происходить  события, невероятные с точки  зрения даже самых авторитетных экспертов.

Текущее состояние сельского  хозяйства России — прямое следствие  политики 90-х годов, когда оно  было «принесено в жертву» либеральной  экономике. Государственная поддержка  не просто уменьшилась, она практически  исчезла. Это произошло на фоне поступления  в Россию дешевого продовольствия, субсидируемого странами-экспортерами в размере от 20 до 50% его себестоимости.

В результате валовое производство сельскохозяйственной продукции за годы реформ уменьшилось почти наполовину, треть пашни оказалась заброшена, а поголовье скота уменьшилось  на 60%.

2. Защищенность  от непредвиденных негативных  явлений

Никто не может предсказать  наступление шоковых явлений, однако можно составить достаточно полный список таких событий:

  • резкое падение цен на сельхозпродукцию, связанное с мировой и внутренней конъюнктурой, что включает в себя резкие сезонные колебания цен на сельхозпродукцию;
  • резкий рост себестоимости сельхозпроизводства, в частности, за счет резкого роста цен на топливо, удобрения и технику;
  • низкий урожай в стране или в мире, в не зависимости от причин;
  • ограничение или прекращение импорта продовольствия со стороны стран-экспортеров.

По ряду направлений защиты от негативных явлений можно обозначить четкие численные критерии безопасности. Так, по мнению экспертов Международной  организации по продовольствию при  ООН, основным показателем состояния  продовольственной безопасности государства  является размер переходящих запасов  зерна, остающегося на хранении до уборки следующего урожая. Безопасным считается  запас, соответствующий 60 дням потребления  зерна или примерно 20% его годового потребления.

Основной запас зерна  в России находится в частных  сельскохозяйственных, заготовительных  и перерабатывающих организациях. Его  объем составляет около 18-20 млн. тонн, что соответствует 30-35% объема годового потребления.

При бесспорной необходимости  заблаговременно разработать комплекс мер, который будет незамедлительно  применяться в случае возникновения  соответствующей угрозы, стоит принципиально  отличать временные меры, направленные на стабилизацию ситуации от долгосрочных и постоянных мер, направленных на развитие АПК.

3. Качество продуктов  питания

Особое беспокойство вызывает безопасность продуктов питания, что  связано с увеличением поступления  на продовольственный рынок страны некачественных, фальсифицированных и  опасных для здоровья продуктов.

Такая непростая ситуация складывается из-за общего уровня коррупции  в надзорных службах, когда любой  сертификат можно получить за деньги без должной проверки безопасности товара.

Определенное влияние  на качество продуктов питания оказывает  принятый Федеральный Закон «О техническом  регулировании». Хотя данный документ преследует, безусловно, благую цель —  избавление производства от бюрократических  процедур, связанных с подтверждением соответствия продукции устаревшим ГОСТам, для индустрии производства продуктов питания он может иметь  неоднозначные последствия.

Дело в том, что технические  регламенты, которыми заменили ГОСТы, вместо требований к качеству продукции  устанавливают минимально необходимые  требования, обеспечивающие ее биологическую, химическую и радиационную безопасность. Таким образом, состав продуктов  питания может быть произвольным (при условии его безопасности), что с учетом российской смекалки и способности использовать любую  лазейку в законе, расширяет возможности  для фальсификации продуктов  питания.

Данный вопрос заслуживает  отдельного рассмотрения и разработки мер по защите потребителей.

Подход к обеспечению  продовольственной безопасности

Продовольственная безопасность страны может быть обеспечена только в рамках комплексного подхода, при  этом ее базовые составляющие должны быть закреплены на законодательном  уровне.

Закон о продовольственной  безопасности принят во всех развитых странах — Германии, Франции, Швеции, США, — а также в Китае, Белоруссии  и т.д. В США продовольственный комплекс страны относится к самым защищенным. Для этого приняты специальные нормативные акты, направленные на обеспечение стабильного продовольственного снабжения за счет поддержки собственного сельского хозяйства и сохранения природных ресурсов.

Не секрет, что в других странах тратится намного больше средств, чем в России, на поддержку  сельского хозяйства. Нашей стране предстоит выстроить продовольственную  политику практически с нуля, а, следовательно, мы должны сделать это эффективно, с учетом всего накопленного опыта. Поскольку именно эффективность  государственных расходов является основной слабостью реализации намеченных программ, важно не столько нарастить  объем выделяемых средств, сколько  выбрать по-настоящему действенные  меры, которые позволят достигнуть значительных результатов.

В непредсказуемом и постоянно  меняющемся мире решение подобных вопросов требует системного подхода и  невозможно без вовлечения в обсуждение землевладельцев, радеющих за будущее  нашей страны.

Политика в развитии АПК

Только добившись устойчивого  роста производства сельскохозяйственной продукции в России можно будет  обеспечить долгосрочную продовольственную  безопасность страны.

Россия практически единственная страна в мире, которая способна в большом объеме расширить площадь  пахотных земель, и, в первую очередь, за счет земель, выбывших из оборота  за годы реформ (см. диаграмму). В таком  уникальном положении согласованные  действия всех лиц, связанных с сельским хозяйством, способны дать колоссальный эффект для России.

Потенциал нашей страны в  аграрной сфере сложно переоценить. Помимо крупнейшего запаса пашни, у  нас сосредоточено почти 40% мировых  площадей черноземов. Увеличив эффективность  сельхозпроизводства и вернув в  оборот выбывшие земли, экономическое  значение АПК в перспективе можно  поднять до уровня, сопоставимого  с сырьевым экспортом России.

Подтверждением серьезности  такой заявки могут стать примеры  других крупнейших стран — Китай  и Индия обеспечивают в восемь раз большее население за счет примерно такого же объема пашни, как  и в России, а США, обеспечивая  в два раза большее население, экспортирует сельхозпродукцию на 100 млрд. долларов в год.

Крупные хозяйства — опора  государства в вопросе продовольственной  безопасности

Около половины сельскохозяйственной продукции в России производится сегодня в малых хозяйствах, в  том числе личных подсобных хозяйствах. Развитие неестественного по рыночным меркам уклада случилось не от хорошей  жизни: не только сельских, но и многих городских жителей выживать за счет своего «подножного корма» заставил коллапс государственной экономики. Несмотря на высокую производительность (достигаемую не техникой, а трудоинтенсивностью), крестьянские подворья не могут обеспечить высокий уровень достатка. По большому счету, натуральные и малотоварные личные хозяйства существуют лишь благодаря  бедности и проблеме занятости сельского  населения, с улучшением экономической  ситуации они станут быстро терять свои позиции.

Мировая практика, несмотря на ряд устойчивых заблуждений, наглядно демонстрирует успешность крупных  хозяйств. Так, в США за последнее  столетие число фермерских хозяйств сократилось втрое, их средний размер превысил 200 гектаров, около 80% производства оказалось сосредоточено в 8% крупнейших хозяйств с площадью от полутысячи гектаров и выше. Именно на них делает ставку государство: 3% крупнейших сельхозпроизводителей получают аграрных субсидий в разы больше, чем 70% мелких.

В России по настоящему крупных  агрохолдингов, обрабатывающих более 100 000 гектар, единицы. Крупных хозяйств, обрабатывающих десятки тысяч гектар, также пока мало — большая часть  довольно точно очерчена популярным рейтингом крупнейших предприятий  отрасли «Агро-300». Крупные хозяйства  обеспечивают около 10% всего агропроизводства России.

При этом существуют объективные  предпосылки для роста количества крупных компаний. При существующих и прогнозируемых ценах на сельхозпродукцию, в частности на зерно, валовая  прибыль таких компаний колеблется от 30 до 50% от оборота. С учетом нормального  севооборота валовая прибыль  с одного гектара пашни достигает 10-12 тыс. рублей, а при максимальном использовании потенциала земли, при  грамотном внесении удобрений, в  течение нескольких лет валовая  прибыль может достигнуть 25 тыс. рублей на гектар, даже в нечерноземных  регионах.

Также важной особенностью крупных хозяйств является развитие ими как растениеводства, так  и животноводства. Только комплексное  развитие сельского хозяйства позволяет  получать максимальную прибыль с  учетом неизбежного севооборота  и необходимости внесения минеральных  удобрений, отличным заменителем которых, при определенных условиях, является производимый животными навоз.

Информация о работе Продовольственная безопасность