Продовольственная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 15:40, контрольная работа

Описание работы

Продовольственная безопасность государства является одной из самых важных составляющих национальной безопасности страны. К сожалению, до недавнего времени государство не имело выраженной политики в данной сфере и ситуация только ухудшалась.

Содержание работы

1.ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ 3
2.ДОСТУПНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ КАК ФАКТОР ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 10
3.ПОСЛЕДНИЕ ДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО ПОДДЕРЖКЕ АПК. СПРАВКА 17
4.ДАННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ РФ ПО АПК 18

Файлы: 1 файл

Muhametshin V.T._kop495_KR econ.bezop.docx

— 1.22 Мб (Скачать файл)

Правильный вывод для  государственной политики в сельском хозяйстве можно сформулировать так — надо стремиться не к умножению  числа мелких игроков, а к обеспечению  как можно более быстрого перехода успешных хозяйств от мелких форм к  крупным.

 

2.ДОСТУПНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ КАК ФАКТОР ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

 

Доступность продуктов питания  складывается из распространенности мест торговли и возможности населения  купить продукты по существующим ценам.

Стремительный рост российского  рынка розничной торговли продуктами питания на 20-25% в год, стимулировал соответствующий рост количества торговых точек. По данным консалтинговой компании A.T. Kearney Россия занимает второе место  в рейтинге привлекательности развивающихся  рынков для глобальных торговых сетей. С 2002 года Россия ни разу не покидала пятерку  самых перспективных стран. Сегодня  распространенность розничных точек  не является значимым фактором, ограничивающим доступность продуктов питания  для России в целом, за исключением  отдаленных малых населенных пунктов, торговля продуктами в которых не является коммерчески привлекательной.

В условиях рыночной экономики, для большинства потребителей соотношение  цена/качество имеет решающее значение. Оптовые и розничные продавцы продуктов питания не делают различия по происхождению товара, они стремятся  максимизировать свою прибыль, что  является естественным рыночным поведением. Соответственно, доступность отечественных  продуктов питания в сравнении  с импортными продуктами питания  зависит, в первую очередь, от конкурентоспособности  отечественных товаров.

Меры, направленные на стимулирование конкурентоспособности отечественных  производителей продуктов питания  обсуждались ранее, поэтому данный доклад сфокусирован на принципах формирования цен и возможных мерах государственного регулирования розничной торговли. Способность населения с существующим уровнем доходов купить представленные в торговых точках продукты питания по существующим ценам является основным фактором, определяющим их доступность.

Структура рынка торговли продуктами питания

Бурное развитие рынка  торговли продуктами питания отражает как рост доходов населения, наблюдавшийся  до начала кризиса, так и «не насыщенность»  рынка в целом. По мере роста рынка  меняются потребности населения, что  приводит к структурным изменениям на рынке.

Диаграмма 1.

Структура розничного оборота продуктов питания в России.

Характерной особенностью существующего  российского рынка розничной  торговли продуктами питания до сих  пор является низкая доля организованных форматов («сетей»). Доля рынка сетей  по России в целом выросла с 2001 года с 7% до 25% (см. Диаграмму 1), однако данный уровень значительно ниже, чем  в других европейских странах, где  доля «сетей» превышает 70-80%

В крупных городах доля сетей значительно выше. В таких  городах как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург и Казань доля сетей превышает 50%. Развитие торговли в небольших региональных городах повторяет развитие рынка  в крупных городах с задержкой  в несколько лет, так что, несмотря на развивающийся сейчас экономический  кризис, через 5-7 лет доля «организованной  торговли» в России наверняка  превысит 50%.

Таблица 1.

Форматы организованной розничной  торговли.

«Неорганизованные формы» торговли примерно в равных долях поделены между  тремя основными форматами: рынками, традиционными продуктовыми магазинами и киосками. Доля продовольственных  рынков снижается, поскольку они  вытесняются гипермаркетами и дискаунтерами (форматы розничной торговли см. в Таблице 1). В крупных городах  рынки вытеснены полностью, за исключением  традиционных продовольственных рынков, торгующих преимущественно овощами, фруктами и свежим мясом.

Диаграмма 2.

Доли организованных форматов в России.

В организованной торговле лидерами являются два основных формата: дискаунтеры и супермаркеты (см. Диаграмму 2). Большая доля супермаркетов  среди торговых сетей объясняется  тем, что этот формат первым появился в России. Но со временем лидирующие позиции заняли дискаунтеры. Именно этот формат сейчас наиболее развит в  регионах, что связано с низкой покупательной способностью населения.

Диаграмма 3.

Доля 3-х крупнейших игроков  на рынке сетевой розничной торговли 
продуктами питания в разных странах.

В отличие от других европейских  стран, структура розничной торговли продуктами питания в России очень  фрагментирована. Крупнейший оператор на рынке России – группа Х5 занимает около 3% рынка, первая тройка в сумме  занимает около 5% рынка, тогда как  в других странах эта доля может  доходить до 95%, как в Швеции.

Сети растут опережающими рынок темпами, однако в настоящий  момент говорить о доминировании  как отдельных игроков, так и  организованной торговли на всем рынке  продуктов питания в России преждевременно. При этом на отдельных рынках порог  в 35% доли рынка, определенный законом  о защите конкуренции, уже преодолен.

Особенности формирования розничных  цен в сетях

На конкурентном рынке  цена является одним из главных способов борьбы за покупателя. В крупных  городах можно наблюдать постоянные «ценовые войны» между торговыми  сетями.

Средняя по всему обороту  торговый сети наценка варьируется  от 25 до 45%, в зависимости от формата  сети. Это дает валовую прибыль  сети, после вычета операционных затрат и затрат на амортизацию зданий и  оборудования (EBIT), в районе 5-8% от оборота.

Организованная розничная  торговля является капиталоемким бизнесом, требующим высокоэффективной системы  управления. До начала экономического кризиса все крупные сети вкладывали в развития денежные средства, в  несколько раз превышающие валовую  прибыль. Данные средства привлекались, в основном, за счет дешевых доступных  кредитов. В стремлении вырасти любыми средствами и «быстро раскрутить»  вновь открываемые магазины, некоторые  торговые сети шли на поддержание  экономически не выгодного уровня цен. Для примера, валовая прибыль  торговой сети «Гроссмарт» не могла  покрывать даже проценты по полученным кредитам. Расчет владельца был на возможность в любой момент получить новые кредитные средства. В результате в июне 2008 года сеть обанкротилась.

Данная экономическая  модель не работает в текущих условиях, однако перспективы российского  рынка по-прежнему определяют приоритет  сетей на инвестирование в развитие.

По ключевым показателям  доходности российские торговые сети превосходят средний показатель по ведущим торговым сетям Европы. Однако по мере «продвижения» сетей  в региональные города и усиления конкуренции показатели доходности снижаются.

Разница торговой наценки по группам товаров

На разные группы товаров  наценка может варьироваться  от 5-10% до 100% и более. Минимальная  наценка ставиться на товары, по которым покупатели оценивают уровень  цен всего магазина и выбирают магазин для совершения экономичных покупок. На практике это около 150-250 позиций, которые и являются самыми социально значимыми товарами – покупатели помнят цены на чаще всего покупаемые «базовые товары».

В «погоне за покупателем» торговые сети регулярно проводят ограниченные по времени акции по снижению цен  на 10-20% на наиболее покупаемые товары. Порой это оборачивается торговлей  себе в убыток. Так, в настоящий  момент в Москве «Ашан» пытается привлечь к себе внимание покупателей ценой  на сахар в 21 рубль за кг., в то время как закупочная цена составляет 25 рублей за кг. В результате другие сети, также позиционирующие себя как «экономичные», вынуждены были опустить цену до того же уровня.

Товары под  собственной маркой (Private Label)

За последние несколько  лет в России набрали популярность товары, выпускаемые торговыми сетями под собственной маркой (Private Label). Сейчас практически не осталось сетей, которые не продавали бы товары под  своей маркой. Наиболее популярными  группами товаров являются молочные продукты (молоко, кефир, масло), безалкогольные напитки (питьевая вода, лимонад, газированные напитки), а также некоторые другие группы.

Товары Private Label изготавливаются  производителями «брендовых товаров» по заказу сети. По причине отсутствия затрат на рекламу, продвижение и  сбыт, сети могут поддерживать цену на эти товары в среднем на 10-15% ниже, чем на «брендовые» аналоги, при сохранении более высокой  рентабельности продаж на 8-10%.

На сегодняшний день в  России доля Private Label в ассортименте розничных сетей составляет около 4,5%. Для сравнения: в США – 15%, Канаде – 20%, Великобритании – 31%, Германии – 27%, Франции – 21%, Испании – 23%. Несомненно, что данная доля будет расти вместе с сетями.

Выводы о влиянии развития сетей на доступность продуктов  питания

Развитие торговых сетей, особенно форматов, ориентированных  на «экономичные покупки» обостряет  ценовую конкуренцию в регионе, дает возможность приобретать дешевые продукты питания слоям населения, готовым участвовать в специальных программах данных сетей и готовых приобретать товары Private Label взамен «брендовых товаров». Наиболее ярко этот эффект выражен именно в сегменте социально значимых продуктов питания.

Оборотной стороной данного  процесса является усиление влияния  сетей на рынке и их стремление обеспечить свою доходность за счет уменьшения дохода производителей товаров. Комментарии  по возможным мерам регулирования  взаимоотношений торговых сетей  и производителей представлены в  следующем разделе.

 

3.ПОСЛЕДНИЕ ДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО ПОДДЕРЖКЕ АПК. СПРАВКА

 

  • Разработана доктрина продовольственной безопасности. Ведется подготовка закона о продовольственной безопасности. Правительство ограничило импорт сухого молока и мяса на Российский рынок и намерено дальше снижать квоты.
  • Сельское хозяйство признано приоритетной отраслью для поддержки в период экономического кризиса. Продолжается программа льготного кредитования сельхозпроизводителей по пониженной ставке. Разрабатываются программа государственных инвестиций в строительство современных ферм.
  • Создается государственная зерновая компания, которая возьмет на себя функции по продвижению Российского зерна на мировой рынок и сможет эффективно регулировать зерновой рынок с целью поддерживать рентабельность производства зерна. Данная компания будет инвестировать в «узкие места» зернового рынка России — в наращивание емкости элеваторов и в производство вагонов-зерновозов.
  • Обсуждается вопрос о воссоздании на новом уровне программы специального технического образования в сельском хозяйстве. 
     

4.ДАННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ РФ ПО АПК

 

Таблица 1. ИМПОРТ ОСНОВНЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ  ТОВАРОВ (ТЫС. ТОНН)

 

Таблица 2. ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА  ИМПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (В  ФАКТИЧЕСКИ ДЕЙСТВОВАВШИХ ЦЕНАХ)

Таблица 3. ЭКСПОРТ И ИМПОРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МЛН. ДОЛЛАРОВ США)

 

Таблица 4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ ПО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ (НА КОНЕЦ ГОДА; МЛН. ГА)

 

Таблица 5. РЕCУРСЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  МЯСА И МЯСОПРОДУКТОВ (ТЫС. ТОНН)

 

Таблица 6. РЕСУРСЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  МОЛОКА И МОЛОКОПРОДУКТОВ (ТЫС. ТОНН)

 

Таблица 7. ЧИСЛО С/Х ОРГАНИЗАЦИЙ (ХОЗЯЙСТВ) И ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ ЗЕМЛИ  ПО КАТЕГОРИЯМ ХОЗЯЙСТВ (НА 1 ИЮЛЯ 2006 г.)

 

Таблица 8. ВАЛОВОЙ СБОР ПРОДУКТОВ  РАСТЕНИЕВОДСТВА (В ХОЗЯЙСТВАХ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ; МЛН. ТОНН)

 

Таблица 9. ПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ ПРОДУКТОВ ЖИВОТНОВОДСТВА ПО КАТЕГОРИЯМ ХОЗЯЙСТВ

Таблица 10. УРОЖАЙНОСТЬ С/Х  КУЛЬТУР (В ХОЗЯЙСТВАХ ВСЕХ КАТЕГОРИЙ; ЦЕНТНЕРОВ С ОДНОГО ГА УБРАННОЙ ПЛОЩАДИ)

 


Информация о работе Продовольственная безопасность