Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 17:30, реферат
Цель работы и задачи:
- ознакомиться с психологическими характеристиками профессионального самоопределения в юношеском возрасте; - определить основные подходы в современной профессиональной консультации юношеского возраста; - провести исследование профессионального самоопределения, используя методы самодиагностики.
- давление: рекомендация, советы,
указания со стороны других
людей, а также примеры героев
кино, литературных персонажей и
др.; требования объективного
- притяжение-отталкивание:
примеры со стороны
- инерция: стереотипы
наличных социальных ролей (
Внутренние мотивационные факторы:
- собственные мотивационные
факторы профессии: предмет
- условия труда: физические, климатические, динамические характеристики работы; территориально-географические (близость месторасположения, необходимость разъездов...); организационные условия (самостоятельность - подчиненность, объективность - субъективность в оценке труда...); социальные условия (трудность - легкость получения профессионального образования, возможности последующего трудоустройства; надежность положения работника; свободный - ограниченный режим; социальный микроклимат...);3
- возможности для реализации
непрофессиональных целей:
Выделение (и осознание)
подобных факторов позволяет
профконсультанту и клиенту
В процессе профессионального
самоопределения личность
Начальная ступень.
Внешне принимает решение
Вторая ступень. Имеет
фиксированную установку на профессию
и более устойчивые интересы; у
него проявляются склонности, однако
больше его интересуют практические
стороны учебного материала; сформировавшаяся
цель дает общее направление учебно-
Третья ступень. Имеет твердую установку на профессию, устойчивый интерес и склонность к ней; проявляет особую увлеченность, как к практической, так и к теоретической стороне учебного материала; идет самоутверждение личности через профессиональный труд.
Четвертая ступень. Страстное увлечение своей профессией; человек и дело сливаются в единое целое; направленность формируется при наличии больших способностей к избранной профессии, ярко выраженных склонностей и призвании; отмечается высокое профессиональное мастерство и наличие профессионального идеала; при твердых убеждениях в личной и общественной значимости своей профессии.
Знание факторов, влияющих
на выбор профессии, и
2.2 Проблемы, возникающие в профориентационной работе
В психологической
науке и практике проблематика
профессионального
В настоящий момент
при выборе профессии в среде
старшеклассников наблюдаются
состояние неопределенности и растерянности у большинства учащихся;
несформированность психологической готовности к выбору жизненного пути вообще и профессии в частности;
отсутствие проектов собственного будущего;
пассивное отношение
учащихся к результатам
Умение анализировать
собственные жизненные
Исследователи пришли
к выводу, что широкое использование
психодиагностических методик
3 Современная концепция профессиональной ориентации с позиции самодиагностики
3.1 Традиционные формы
психологического
Цель профессионального
самоопределения - постепенное формирование
внутренней готовности
Профессиональное
Но для того чтобы
стать таким профессионалом, многим
молодым людям на стадии
Что же такое психологическое
сопровождение выбора
Различают две основные формы психологической работы с оптантом или, говоря более привычным языком, профконсультации: адаптивную и развивающую. 4
Наиболее распространенными
видами адаптивной являются
Вместе с тем, существенный
просчет допускают приверженцы
диагностического подхода,
Бихевиористская (воспитательная) концепция профконсультации основана на представлениях о более или менее однозначной обусловленности поведения человека набором внешних воздействий. По мнению сторонников воспитательной концепции любого человека можно обучить любой профессии, следует лишь правильно подобрать наиболее эффективные методы профессионального обучения. Отсюда и главная цель консультации — изучить индивидуальные особенности оптанта и организовать наиболее оптимальные условия для обучения. Эта концепция выглядит более привлекательно, поскольку в большей степени учитывает огромные возможности развития способностей. Но она полностью игнорирует данные, полученные в теории и практике дифференциальной психофизиологии. Существующие природные и мало изменяющиеся индивидуальные различия между людьми могут быть благоприятными для формирования профпригодности в одних профессиях и стать непреодолимым препятствием для других.
Психоаналитическая
Классическими типами другой формы профконсультации являются гуманистическая и развивающая (активизирующая). Гуманистическая профконсультация строится на общих для гуманистической психологии принципах создания особой ситуации взаимодействия оптанта и консультанта (центрированный на клиенте подход), включающей полное «принятие» консультируемого, возможность свободных высказываний о себе и своих проблемах, что позволяет подойти к осознанному и самостоятельному принятию решения. При всей внешней привлекательности такая схема не прижилась на практике. Во-первых, потому, что профконсультация такого типа требует для своего проведения значительного времени, во-вторых, в ходе такой консультации чаще всего теряется ее предмет, основной целью становится работа с личностью, обеспечение психологических стимулов, условий ее развития, что само по себе чрезвычайно важно, но не имеет прямого выхода на выбор профессии. Тем не менее, некоторые принципы гуманистической психологии включаются в консультирование сторонниками развивающего подхода к консультации, позволяя оптимально строить отношения оптанта и консультанта.
Развивающая (активизирующая) профконсультация лишена главного недостатка адаптивной - она не исключает активности самого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи, а рассматривается, как главный фактор правильного выбора. Основной ее целью является активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, ненавязчивое психологическое сопровождение выбора профессии и подготовки к ней.
Основной принцип развивающей профконсультации состоит в реализации нового подхода к использованию и интерпретации психодиагностических методик. Необходимо придать новый смысл этой работе. Наряду с традиционной задачей психодиагностики — определением актуального состояния развития индивидуальности учащегося, следует:
а) использовать ее
результаты для стимулирования
потребностей учащегося к
б) для выявления
недостатков, пробелов в
способностей, которые
важны для будущей
в) для принятия решения о характере коррекционной и развивающей работы с
целью подготовки к будущей профессии;
г) для осуществления контроля за развитием требуемых качеств, способностей
после коррекции или тренинга;
д) для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющих жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида.
Второй принцип состоит
в отказе от наращивания
И, наконец, реализация
принципа сотрудничества
Психологическая работа с оптантом призвана создать учащимся возможность продуктивного решения центральных задач возраста и психологически грамотно ввести их в смыслы, назначение, ценности, содержание профессиональной деятельности, особенности ее освоения и реализации, обеспечить превращение учащегося из объекта педагогических воздействий в субъекта профессионального образования, а значит обеспечить условия профессионального развития личности на всех этапах жизненного пути.