Профессиональное самоопределение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 17:30, реферат

Описание работы

Цель работы и задачи:
- ознакомиться с психологическими характеристиками профессионального самоопределения в юношеском возрасте; - определить основные подходы в современной профессиональной консультации юношеского возраста; - провести исследование профессионального самоопределения, используя методы самодиагностики.

Файлы: 1 файл

Психология ПО.docx

— 37.45 Кб (Скачать файл)

Заключение

 В целом можно сказать,  что профессиональное самоопределение  является важней шей составной  частью жизненного самоопределения.  Процесс профессионального самоопределения  представляется сложным и многогранным, на него оказывают влияние  возрастные, половые особенности  субъекта деятельности, уровень  его интеллектуального развития, личностная зрелость, самооценка  и уровень притязаний. Молодые  люди, стоящие перед проблемой  профессионального выбора, в большинстве  своем оказываются не готовы к принятию зрелого, ответственного решения, не занимают активной позиции и нуждаются в помощи. Учитывая сложную ситуацию на рынке труда, необходимо формировать готовность к профессиональному самоопределению у юношей и девушек уже в процессе школьного обучения, такая подготовка должна быть ориентирована на углубленное самопонимание, формирование адекватной самооценки, знакомство с рынком труда, возможностями и условиями построения карьеры, обучение принятия зрелых и ответственных решений, и должна учитывать возрастные, половые и индивидуальные особенности субъекта профессионального выбора. Проблема самоопределения является узловой проблемой взаимодействия индивида и общества. В ней, как в фокусе, высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания и роль собственной активности субъекта детерминации. После окончания школы 82 % учащихся собираются поступать в разные учебные заведения. У большинства из них одинаковая программа: поступление в учебное заведение, учеба в нем, создание семьи, рождение одного-двух детей, материальное благополучие, хорошая работа. О будущей профессии школьникам говорится мало. Почти никто из них не представляет ее трудностей. Если она и упоминается, то только в лучших представлениях. Итак, исследование показало что, с одной стороны, учащиеся юношеского возраста в большинстве своем не умеют планировать жизненную и профессиональную перспективу, их представления о профессии размыты, нередко цели не совпадают с возможностями, с другой стороны, их представления касаются общих контуров профессии. В связи с этим юношеству для осуществления адекватного профессионального выбора необходима психологическая поддержка. Но не всякая поддержка может быть правильно и осознанно воспринята. Методики, включающие в себя самодиагностику, являются наиболее актуальными в настоящее время.

 

 

 

 

Список использованных источников

Истратова, О.Н. Справочник по групповой психокоррекции [Текст] : О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. – 2-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 443 с. – ISBN 978-5-222-13699-7. - Справочник

 

Климов, Е.А. Введение в психологию труда [Текст] : Учебник / Е.А.Климов. – 2-е изд. – М.: Академия, 2002. -297 с. – ISBN 5-211-06026-1

Колесникова, Г.И. Психологическое  консультирование [Текст] / Г.И.Колесникова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 288 с. – ISBN 5-222-05180-3

Молчанова, З.Т. Личностное портфолио старшеклассника [Текст] / М.: Глобус, 2008. – 496 с. – ISBN 978-5-903050-11-6

Морозов А.В. Деловая психология [Текст] : Учебник для высших и средних специальных учебных заведений / А.В.Морозов. - СПб.: Союз, 1999. – 287 с. – ISBN 5-87852-125-3

Овчаров, Р.В. Практическая психология образования [Текст] : Учебное пособие для студентов психологических факультетов университетов / Р.В.Овчаров. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с. – ISBN 5-7695-0899-1

Психологическое сопровождение  выбора профессии [Текст] : Научно-методическое пособие / Л.М.Митина [и др.]; под редак. докт. психол. наук Л.М.Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 184 с. – ISBN 5-89502-016-8

Практикум по возрастной психологии [Текст] : Учебное пособие / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с. – ISBN5-9268-0046-9

Пряжникова, Е.Ю. Профориентация [Текст] / Е.Ю.Пряжникова, Н.С.Пряжников. – М.: Академия, 2008. – 496 с. – Серия «Высшее профессиональное образование». – ISBN 978-5-7695-5151-2

10 

Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст] / А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с. – Серия «Учебник нового века». – ISBN 5-272-00266-00

11 

Тестируем детей [Текст] / Сост. Т.Г.Макеева. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 347 с. – Серия «Психологический практикум». – ISBN 978-5-222-15276-8

В настоящее время вопрос о границе  между подростковым периодом и юностью, юностью и зрелостью четко  не разрешен. Возрастные рамки данного  периода многими авторами ставятся в зависимость от действия разных факторов. Общепринятым является лишь положение о значимости влияния  принадлежности к определенному  поколению на индивидуальные особенности  составляющих ее субъектов.

 

 Юность – не только возрастная, но и социальная категория.  Следовательно, возрастные границы  во многом зависят от действия  социальных факторов. Может быть, именно поэтому авторы, живущие  в других экономических условиях, выделяли для нее различные  возрастные рамки и давали  разные названия. Так, К.Д.Ушинский  считал молодежный период в  жизни человека самым решающим  и ограничивал его 16-23 годами. Д.Б.Бромлей признавала периодом поздней юности и ранней зрелости интервал от 18 до 21 года. Гиннзбург полагал, что возрастные рамки юности для мужчин и женщин несколько различны. У женщин, по его мнению, он длится от 15 до 20 лет, у мужчин - от 16 до 24.

 

 В зарубежной психологии среди наиболее интересных подходов можно выделить позицию Э.Шпрангера, согласно которой юношеский возраст продолжается у девочек с 13 до 19, у мальчиков - с 14 до 22 лет и является определенной стадией духовного развития. И если для 14-17-летних главная проблема - кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений, то у 17-21-летних - это кризис «оторванности», чувство одиночества. В среднем большинство авторов нижней границей молодежного периода считают 16-17 лет, когда приобретается первичная социализация. Верхним пределом называются 24-25 лет, на который приходится завершение социализации, т.е. усвоение профессиональных, семейных, культурных функций. Понятно, что готовность к выполнению данных функций будет зависеть от конкретных общественно-исторических условий. Кроме того, следует учитывать, что физическое и социальное созревание у разных людей происходит неравномерно, поэтому можно говорить лишь об условном установлении хронологических границ юности.

Выводы и заключения

  1. Юность охватывает период от 14–15 до 18 лет и подчеркивает в человеке момент сознательного самоопределения.
  2. В психологических периодизациях А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина акцент ставится на новом типе ведущей деятельности учебно-профессиональной. Л.И. Божович связывает юношество с определением своего места в жизни и внутренней позиции, формированием мировоззрения, моральным сознанием и самосознанием.
  3. Переход к юношеству связан с расширением диапазона фактически доступных человеку или нормативно обязательных социальных ролей, с расширением сферы жизнедеятельности.

4. Важнейшими новообразованиями интеллектуальной сферы в 
юношеском возрасте становятся: развитие теоретического (гипотетико- 
дедуктивного, абстрактного) мышления, философская рефлексия; тяга к 
абстрагированию, широким обобщениям, поиску общих закономерностей и 
принципов, стоящих за частными фактами; склонность преувеличивать силу 
своего интеллекта, уровень знаний и самостоятельности. Увеличивается 
степень индивидуализации в интересах и способностях, формируется 
индивидуальный стиль умственной деятельности.

  1. Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости, формированием убеждений и ценностей.
  2. В социальном плане юношам свойственны осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Расширяется круг личностно значимых социальных отношений, нарастает потребность в дружеском, интимном общении.
  3. В эмоционально-личностном плане юношеский возраст уязвим, так как ему свойственны противоречивость уровня притязаний и самооценки, противоречивость образа “Я”, внутреннего мира и т.д. Нормы психического здоровья для юношей значительно отличаются от тех же норм для взрослых.
  4. Центральное психологическое новообразование юношеского возраста – становление устойчивого самосознания и стабильного образа “Я”. Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира и его эмансипацией от взрослых. Юноши особенно чувствительны к своим внутренним психологическим проблемам, склонны переоценивать их значимость.
  5. В юношеском возрасте отмечается тенденция подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на других.

10.Опасностью этой стадии, по  Э. Эриксону, является ролевое смешение, диффузия (спутанность) “Я”-идентичности. За кризисом идентичности следует либо обретение “взрослой идентичности”, либо задержка в личностном развитии (синдром патологии идентичности).

 


Информация о работе Профессиональное самоопределение