Прогноз инфляционных процессов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Как показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.
Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
1 Инфляция: сущность, понятия, виды………………………………………...5
1.1 Сущность, формы проявления и причины инфляции…………………..5
1.2 Виды инфляции, социально-экономические последствия и методы управления инфляцией…………………………………………………………10
2 Анализ инфляционных процессов в РФ…………………………………….13
3 Прогноз инфляции на предстоящий период………………………………..29

Расчётная часть: Прогноз статистических показателей с применением приемов экстраполяции – вариант № 32

1.Экстраполяция на основе среднего коэффициента роста………………….31
2.Экстраполяция на основе скользящей средней…………………………….33
3. Экстраполяция на основе экспоненциального сглаживания……………...36
4. Метод наименьших квадратов………………………………………………39
5. Выводы………………………………………………………………………..44
Библиографический список…………………………………

Файлы: 1 файл

Курсак.doc

— 719.00 Кб (Скачать файл)

Рабочие снова начнут требовать  повышения номинальной заработной платы. Ее рост рабочие обычно поначалу воспринимают как повышение реальной заработной платы и увеличивают  потребительские расходы. Совокупные расходы растут, кривая совокупного спроса сдвигается вправо до AD3, уровень цен возрастает до Р4. При этом растут издержки фирм, и кривая совокупного предложения сдвигается влево-вверх до SRAS3, что обусловливает еще больший рост уровня цен до Р5. Падение реальных доходов ведет к тому, что рабочие опять начинают требовать повышения заработной платы и все повторяется снова. Движение идут по спирали, каждый виток которой соответствует более высокому уровню цен, т.е. более высокому темпу инфляции (из т. А в т.В, затем в т.С, далее в т.D, потом в т.F и т.д.). Поэтому этот процесс получил название инфляционной спирали или спирали «заработная плата – цены». Рост уровня цен провоцирует повышение заработной платы, а рост заработной платы ведет к повышению уровня цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды инфляции, социально-экономические последствия и методы управления инфляцией

 

В зависимости от критериев выделяют разные виды инфляции. Если критерием  служит темп (уровень) инфляции, то выделяют: умеренную инфляцию, галопирующую инфляцию, высокую инфляцию и гиперинфляцию. 
• Умеренная инфляция измеряется процентами в год, и ее уровень составляет 3-5% (до 10%). Этот вид инфляции считается нормальным для современной экономики и даже считается стимулом для увеличения объема выпуска. 
• Галопирующая инфляция также измеряемую процентами в год, но ее темп выражается двузначными числами и считается серьезной экономической проблемой для развитых стран.  
• Высокая инфляция измеряется процентами в месяц и может составить 200-300% и более процентов в год (заметим, что подсчете инфляции за год используется формула «сложного процента»), что наблюдается во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой. 
• Гиперинфляцию, измеряемую процентами в неделю и даже в день, уровень которой составляет 40-50% в месяц или более 1000% в год. Классическими примерами гиперинфляции являются ситуация в Германии в январе 1922- декабре 1924 г. когда темпы роста уровня цен составили 1012 и в Венгрии (август 1945 – июль 1946 г.), где уровень цен за год вырос в 3.8 * 1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз.  
          Если критерием выступают формы проявления инфляции, то различают: явную (открытую) инфляцию и подавленную (скрытую) инфляцию.  
• Открытая (явная) инфляция проявляется в наблюдаемом росте общего уровня цен. 
• Подавленная (скрытая) инфляция имеет место в случае, когда цены устанавливает государство, причем на уровне ниже, чем равновесный рыночный (устанавливаемый по соотношению спроса и предложения на товарном рынке) (рис. 1.). Главная форма проявления скрытой инфляции – дефицит товаров.

 

PM – равновесная рыночная цена, при которой спрос равен предложению, PG – цена, установленная государством, YS – величина совокупного выпуска  (количество продукции, которое  произведено и предложено к продаже производителями), YD – величина совокупного спроса (количество продукции, которую хотели бы купить потребители). Разница между YD и YS есть не что иное, как дефицит. Главная форма проявления скрытой инфляции – дефицит товаров Дефицит служит формой проявления инфляции, поскольку одной из характерных черт инфляции является снижение покупательной способности денег. Дефицит означает, что деньги вообще не обладают покупательной способностью, поскольку человек не может на них ничего купить.

Экономические и социальные последствия  инфляции сложны и разнообразны. Небольшие  ее темпы содействуют росту цен  и норм прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

Галопирующая инфляция дезорганизует  хозяйство, наносит серьезный экономический  ущерб как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен усиливает диспропорцию между отраслями экономики и обостряет проблемы реализации товаров на внутреннем рынке.

Такая инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимул к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы.

Кроме того, в условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредиты. Интернационализация производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные отношения. Инфляция подавляет мотивы к высокопроизводительному труду, обрекает производство на низкую эффективность и технологическую отсталость.

Инфляция имеет и социальные последствия: она ведет к перераспределению  национального дохода, является как  бы сверхналогом для населения, что  обуславливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги.

Последствия инфляции:

  • Снижение реальных доходов населения. Особенно сильно это отражается на лицах, получающих фиксированные доходы (пенсии, стипендии). Сужаются мотивы к трудовой деятельности, усиливается дифференциация населения по уровню доходов.
  • Обесценение сбережений населения.
  • Ухудшение условий жизни социальных групп с твердыми доходами. Возникновение опасности социальных потрясений.
  • Ослабление позиции властных структур, снижение доверия населения к правительственным программам и  мероприятиям.
  • Возникновение трудностей с долгосрочным планированием, решения принимают спекулятивную направленность.
  • Повышение риска инвестирования. Появляются требования более высоких прибылей и процентов в качестве платы за риск.
  • В условиях инфляции экономические субъекты фактически выплачивают еще один налог, не предусмотренный налоговой системой – так называемый инфляционный налог (Ti). Суть его состоит в том, что если в условиях инфляции субъект хочет сохранить в текущем периоде размер своих реальных кассовых остатков на оптимальном уровне, то он должен из текущего дохода обеспечить прирост своей кассы в соответствии с уровнем инфляции:

Получателем инфляционного налога является эмитент денежной массы, то есть государство. Доход государства от инфляционного налога называется сеньораж (SI):

SI = (Mt  - Mt – 1)/Pt – Mc,

где Мс – затраты по изготовлению новых денег.

Кроме того, государство получает дополнительный доход, основанный на прогрессивной шкале налогообложения, так как инфляция способствует росту номинальных доходов, в результате чего темп прироста номинальных налоговых поступлений опережает темп инфляции (так как налог уплачивается по более высоким ставкам), а также доход, связанный с уменьшением вследствие инфляции реальной величины государственного долга.

Перераспределение национального  дохода между другими экономическими субъектами в условиях инфляции зависит  от целого ряда факторов, таких, как  соотношение темпов ожидаемой и фактической инфляции, темпа инфляции и ставки процента и т.п. В однозначном проигрыше оказываются получатели фиксированных номинальных доходов: бюджетники, пенсионеры, студенты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ инфляционных процессов в РФ

 

В I квартале 2010 г. российская экономика постепенно восстанавливалась после глубокого спада 2009 года. Во многих видах экономической деятельности происходил рост выпуска продукции. Однако инвестиционная активность была еще низкой. Медленно восстанавливался и потребительский спрос, хотя реальные доходы населения увеличивались высокими темпами. В целом ВВП оставался ниже своего потенциального уровня.

Важную роль в поддержании роста  экономики в I квартале сыграло улучшение  условий торговли, которое обеспечило значительное увеличение экспорта. При этом происходило укрепление рубля и росли золотовалютные резервы.

В I квартале продолжилось замедление инфляции, начавшееся во II квартале 2009 года. Его факторами являлись сохранявшийся  отрицательным разрыв выпуска и  укрепление рубля. Темпы роста потребительских цен за квартал достигли минимального значения для этого периода с 1999 года. По оценкам, в целом за год инфляция будет ниже установленного основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики целевого уровня для 2010 года.

Укрепление рубля, снижение инфляции, повышение экономической активности обусловили увеличение спроса на национальную валюту и возобновление роста  денежной массы. Начиная с IV квартала 2009 г. в среднем рублевая денежная масса (М2) стала расти темпами, равными их докризисному уровню. К концу I квартала объем денежного предложения в целом соответствовал складывающемуся спросу на деньги. Сохранение высоких темпов роста денежной массы в дальнейшем может привести к формированию устойчивого положительного монетарного разрыва и создать риск ускорения инфляции.

Основными источниками роста денежной массы в I квартале 2010 г. были увеличение чистого кредита органам государственного управления и рост чистых иностранных  активов Банка России. Кредитная активность банков в создании денежного предложения была незначительной, и за квартал денежный мультипликатор снизился. Несмотря на рост совокупных банковских резервов, банки не стремились расширять кредитный портфель, предпочитая наращивать альтернативные виды активов. Кроме того, рост кредитования все еще ограничивался невысоким спросом на кредиты, обусловленным недостаточно быстрым восстановлением экономической активности.

В условиях замедления инфляции Банк России продолжил снижение процентных ставок по собственным операциям с целью увеличения доступности кредитных ресурсов. Смягчение денежно-кредитной политики в сочетании с ростом объемов банковской ликвидности при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре повлияло на общее снижение процентных ставок на финансовых рынках, однако его влияние на объемы кредитования было незначительным.

С учетом формирующихся позитивных тенденций в экономике, роста  ликвидности у банков, повышения  устойчивости банковского сектора  и сокращения системных рисков Банк России стал постепенно сокращать объемы рефинансирования в форме кредитов без обеспечения, используемых изначально как антикризисная мера, и ориентировать банки на использование традиционных инструментов привлечения средств.

Потребительские цены

Согласно информации Федеральной службы государственной статистики, за I квартал 2010 г. потребительские цены повысились на 3,2%, что меньше аналогичного показателя в предыдущем году на 2,2 процентного пункта. Темп прироста потребительских цен в марте по отношению к марту 2009 г. составил 6,5%, в I квартале по отношению к I кварталу предыдущего года – 7,2%.

Замедление инфляции в январе-марте 2010 г. произошло прежде всего за счет базовой инфляции, которая составила 1,5% против 4,3% в январе-марте 2009 года. По оценке оценке, удорожанием товаров и услуг, учитываемых при ее расчете, было получено 1,2 процентного пункта, или 37,4% уровня инфляции (в январе-марте 2009 г. – 3,5 процентного пункта, или 64,0%).

Рисунок. – Динамика цен на потребительские  товары и услуги (в % к предыдущему месяцу)

Цены на продовольственные товары без плодоовощной продукции за I квартал 2010 г. повысились на 2,3% (за I квартал 2009 г. – на 4,0%). Удорожание этой группы продуктов питания обеспечило, по оценкам, 0,8 процентного пункта, или 25,2% уровня инфляции (за I квартал предыдущего года – оценочно 1,4 процентного пункта, или 25,3%).

Среди основных групп и видов продуктов питания  без плодоовощной продукции в I квартале 2010 г. более всего подорожали яйца – на 12,7% и сахар-песок – на 10,0% (в I квартале 2009 г. яйца стали дешевле на 8,5%, повышение цен на сахар-песок составило 28,7%). Темпы удорожания большинства других основных групп продовольственных товаров (хлеб и хлебобулочные изделия, крупа и бобовые, мясо и птица, рыба и морепродукты, алкогольные напитки) по итогам января-марта 2010 г. были ниже, чем за январь-март 2009 года. Макаронные изделия стали дешевле на 0,7%, тогда как за I квартал предыдущего года цены на них повысились на 3,7%.

Рисунок. –  Динамика цен на потребительские  товары и услуги (в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

За I квартал 2010 г. цены на плодоовощную продукцию возросли на 18,0%, что на 3,3 процентного пункта больше, чем за соответствующий период предыдущего года. По оценкам, вследствие удорожания плодоовощной продукции общий уровень потребительских цен повысился на 0,6 процентного пункта (20,6% общего прироста потребительских цен). В 2009 г. аналогичные показатели составили 0,5 процентного пункта и 9,7%.

Таблица 1. - Инфляция на потребительском  рынке, %

Цены на продовольственные товары в целом за январь-март 2010 г. повысились на 3,8%. В предыдущем году аналогичный показатель составил 5,0%.

В I квартале текущего года темп прироста цен на непродовольственные товары заметно сократился, составив 0,9% против 3,8% в аналогичный период 2009 года. По оценке, повышением цен на непродовольственные товары было обусловлены 0,3 процентного пункта, или 10,4% уровня инфляции. В январе-марте 2009 г. эти показатели были равны 1,4 процентного пункта и 26,1%. В наибольшей степени подорожали табачные изделия – на 4,9% (за январь-март 2009 г. – на 6,3%). Умеренным (до 1,7%) был темп прироста цен на ткани, одежду и белье, трикотажные изделия, обувь. Цены на бензин автомобильный и медикаменты снизились на 0,6 и 1,4% соответственно (по итогам I квартала 2009 г. бензин подешевел на 8,1%, медикаменты стали дороже на 14,2%).

 

Таблица 2. – Инфляция на рынке продовольственных  товаров

За январь-март 2010 г. цены и тарифы на платные услуги населению повысились на 5,4% (за соответствующий период 2008 г. – на 8,5%). По оценкам, прирост цен и тарифов на платные услуги в I квартале текущего года обеспечил 1,4 процентного пункта, или 43,9% общего прироста цен на потребительском рынке (в I квартале 2009 г. – 2,1 процентного пункта, или 38,9% уровня инфляции).

Темп прироста регулируемых цен  и тарифов на платные услуги за январь-март 2010 г. был равен оценочно 9,8%, что на 2,1 процентного пункта меньше аналогичного показателя в 2009 году. Темпы прироста тарифов на жилищно-коммунальные услуги составили 11,5% против 17,0% в январе-марте 2009 года. Услуги пассажирского транспорта подорожали на 3,5% (за соответствующий период 2009 г. – на 4,3%).

По итогам I квартала 2010 г. замедлился темп прироста цен на большинство  видов услуг, учитываемых при  расчете базовой инфляции. Услуги организации зарубежного туризма подешевели на 3,9% (за январь-март 2009 г. они стали дороже на 12,3%).

Рисунок. – Прирост потребительских  цен по федеральным округам (в % март к декабрю предыдущего года)

Повышение цен и тарифов на платные услуги населению в I квартале 2010 г. превысило общий прирост цен на товары на 3,0 процентного пункта (в I квартале 2009 г. – на 4,1 процентного пункта).

Информация о работе Прогноз инфляционных процессов в РФ