Прогноз развития. Страны Европейского союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:35, реферат

Описание работы

Инновационное развитие. Интенсификация социально-экономического развития потребует сохранения значительных масштабов фундаментальных исследований в Европе и даже их увеличения к 2020 году. Можно с уверенностью прогнозировать модернизацию неконкурентоспособных отраслей европейской экономики, которая будет сопровождаться выделением наукоемких производств при закрытии нерентабельных и экологически опасных предприятий. Нынешнее отставание ЕС от США и Японии по ряду показателей научно-технического развития будет преодолеваться прежде всего за счет становления и совершенствования общеевропейской политики в области образования, профессионального обучения и переподготовки. Усиление конкуренции в инновационных отраслях отраслях потребует дальнейшего развития общеевропейской кооперации в сфере НИОКР и концентрации усилий на приоритетных направлениях исследований.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 44.79 Кб (Скачать файл)

реднерусский университет

Институт Управления и  Бизнеса

РЕФЕРАТ

на тему:

"Прогноз развития. Страны Европейского союза"

Калуга, 2008 г.

 
Содержание

 
1. Инновации и  структурные сдвиги  в экономике

Инновационное развитие. Интенсификация социально-экономического развития потребует  сохранения значительных масштабов  фундаментальных исследований в  Европе и даже их увеличения к 2020 году. Можно с уверенностью прогнозировать модернизацию неконкурентоспособных  отраслей европейской экономики, которая  будет сопровождаться выделением наукоемких производств при закрытии нерентабельных и экологически опасных предприятий. Нынешнее отставание ЕС от США и Японии по ряду показателей научно-технического развития будет преодолеваться прежде всего за счет становления и совершенствования общеевропейской политики в области образования, профессионального обучения и переподготовки. Усиление конкуренции в инновационных отраслях отраслях потребует дальнейшего развития общеевропейской кооперации в сфере НИОКР и концентрации усилий на приоритетных направлениях исследований.

Приоритеты научно-технического развития на общеевропейском уровне формулируются в рамочных программах ЕС по содействию НИОКР. Согласно действующей  в настоящее время Шестой рамочной программе ЕС (2002 - 2006 гг.) приоритетными  в среднесрочной перспективе  признаны семь тематических направлений  исследований (в порядке долей  расходов):

информационные технологии;

реализация устойчивого  развития и решение экологических  проблем;

нанотехнологии и новые материалы, а также новые устройства и технологические процессы;

геномика и биотехнологии для здравоохранения;

авиационные и космические  исследования;

разработка безопасных и  качественных продуктов питания;

исследования, содействующие  построению гражданского общества, базируются на знаниях.

Представляется, что и  Седьмая рамочная программа до 2011 г. сохранит эти приоритетные направления, хотя соотношение между ними будут  меняться. Вероятно, доли биотехнологических и авиакосмических исследований несколько вырастут, а также в  число приоритетов могут попасть  исследования в области новых  источников энергии, в частности  термоядерного синтеза (финансирование исследований по энергетике в 80 - 90-е  гг. неуклонно снижалось, но, очевидно, уже в краткосрочной перспективе  развитие пойдет в другую сторону). До 2020 г. возможны более существенные подвижки, связанные с новыми вызовами, скажем, в сфере социобиологии или биоинформатизации.

Ускоренное развитие НТП в странах ЕС будет сопряжено, в частности, с ростом как государственных, так и частных расходов (расходов фирм и фондов) на НИОКР. Их совокупный объем вырастет с 2% ВВП в 2002 г. (по ЕС-15) до 2,4% к 2010 г. (ЕС-25) и 2,8% в 2020 г. (по ЕС-28); при этом относительные расходы в старых странах-членах будут выше, чем в новых, и достигнут к 2020 г. в среднем 3% ВВП. Соотношение между государством и бизнесом в финансировании существенно не изменится, хотя в ряде стран вероятно небольшое снижение государственной доли (с 35 до 30%, а, например, в Германии - до 25-28%).

Впрочем, если в таких  странах, как Германия и Франция, ставится задача превзойти 3% -ный рубеж (а в Швеции и Финляндии он уже сейчас близок к 4% ВВП), то в Италии может оказаться затруднительным даже повышение расходов на НИОКР с нынешнего 1% ВВП до 2%. Бюджетные ресурсы страны слишком напряжены, а ее частный сектор не обладает большим числом крупных инновационных компаний. Наиболее перспективным вариантом развития НИОКР для не, а по-видимому, и для новых стран-членов будет как можно более широкое участие в общеевропейской инновационной стратегии - создании единого исследовательского и инновационного пространства, и в частности, активная роль итальянских фирм в программах НИОКР, финансируемых ЕС. Меры, намеченные Евросоюзом в ходе Лиссабонского саммита 2000 г., при условии их реализации в прогнозный период, могут значительно расширить доступ Италии и других стран с низким уровнем расходов на НИОКР к высококачественной инфраструктуре, укрепить ее позиции в научно-техническом партнерстве, создать новые возможности для продвижения национального бизнеса в ведущие отрасли современных технологий и помочь мобилизовать национальные финансовые ресурсы для поддержки наиболее перспективных направлений НТП.

В отдельных странах инновационная  составляющая развития реализуется  по-разному. Так, в Германии инновационное  развитие будет охватывать в прогнозный период практически все хозяйственные  отрасли. Особенно значимыми будут  такие его направления, как биотехнология, новые энергетические технологии, лазерные технологии, разработка новых материалов, авиакосмическая техника, но доминирующими  отраслями по объемам расходов на НИОКР останется, по-видимому, автомобилестроение.

Для Италии специфической  чертой инновационного процесса является способность ее малых и средних  предприятий к быстрому и массовому  обновлению выпускаемой продукции "традиционных" отраслей (текстильная, обувная, пищевкусовая промышленность, бытовая техника, дизайн), приспосабливаемость  к изменчивому потребительскому спросу. Жизнеспособность этой инновационной  модели до настоящего времени проистекала  из креативности малого бизнеса в  условиях кластерной среды, которая  способна обеспечивать непрерывную  диверсификацию продукцииЮ попутно формируя прямо на месте квалификационную рабочую силу. В дальнейшем, однако, эта модель будет становиться все более уязвимой вследствие глобализации, открывающей европейские рынки для потребительской продукции развивающихся стран, прежде всего Китая, производимой там в больших объемах и с гораздо меньшими издержками.

В странах Северной Европы в прогнозный период научные исследования в северных странах большей частью останутся узкоспециализированными. Из-за нехватки средств на фундаментальные  исследования по-прежнему будет преобладать  совершенствование существующих продукции  и процессов, прикладные разработки по созданию новой продукции и  технологии. Основными направлениями  НИОКР будут разработка средств связи, микроэлектроника, биотехнология, фармацевтика, использование альтернативных источников энергии и энергосбережение, экология.

Структурные сдвиги в экономике. Во всех странах ЕС ожидается дальнейшее снижение доли материального производства, в частности сельского хозяйства (особенно в новых странах-членах), чему будет способствовать постепенное  сокращение субсидий крестьянам, горнодобывающей  и металлургической промышленности, а также производства одежды, обуви  и других товаров массового спроса. Сокращение и постепенная ликвидация государственных субсидий для отдельных  отраслей обусловит их коренную модернизацию. Правда, в ряде стран в ближайшие 4 - 5 лет за счет таких отраслей, как автомобилестроение, машиностроение, химическая промышленность и электротехника, возможна стабилизация доли обрабатывающей промышленности в ВВП (так, в Германии доля промышленности и энергетики в производстве ВВП в 2000 - 2005 гг. стабилизировалась на уровне 22,5 - 23% и вряд ли заметно снизится в ближайшие годы), но после 2010 г. вероятно существенное замедление развития этой сферы как в западно-, так и в восточноевропейских странах (в последних - кроме Латвии - доля промышленности и строительства пока гораздо выше - на уровне 30 - 37%, но через 4 - 5 лет начнет уменьшаться).

Энергетика будет развиваться  умеренными темпами, но качественно  будет меняться. Очевидно, страны ЕС постараются снизить энергетическую зависимость от внешних поставок медленным, но последовательным наращиванием доли так называемых альтернативных источников энергии (ветряной, геотермальной, солнечной, энергии приливов). Атомная  энергетика будет развиваться крайне неравномерно. Вероятно, в ближайшие 10 - 15 лет европейские страны попытаются найти приемлемые решения относительно безопасности АЭС и захоронения  отходов, чтобы предотвратить выход  из этого сектора (что, в частности, пока предполагается сделать в Швеции уже к 2010 г., а в Германии к 2030 г).

Снижение доли, а в ряде случаев и абсолютных объемов  производства промышленных отраслей в  ВВП обусловлено и сейчас, и  в среднесрочной перспективе  нарастающей конкуренцией со стороны  Китая, Индии, стран ЮВА, Латинской  Америки и др. В следующем десятилетии  тенденции вывода промышленного  производства за пределы ЕС усилятся. Одновременно европейские ТНК будут  расширять на территории стран базирования  производство наукоемких товаров и  услуг, обеспечивающих стратегическое управление зарубежными подразделениями  и дальнейшую мирохозяйственную  экспансию.

В ряде отраслей обрабатывающей промышленности (прежде всего в машиностроении и металлообработке) вероятна дальнейшая децентрализация производства - сокращение среднего размера производственных единиц. Аналогичное сокращение среднего размера предприятий намечается и во многих отраслях сферы услуг, где оно сопряжено с углублением  специализации и со все боле широким применением гибких форм организации труда (временные контракты, неполный рабочий день).

Нынешнее большое значение "старых" отраслей в структуре  экономики при однобокой мирохозяйственной  специализации порождает высокие  показатели долгосрочной безработицы (в Польше и Словакии она превышает 10%, в Греции и Литве - 5%). Но и в  отдельных старых странах-членах все  еще большая доля традиционных отраслей промышленности, которые сильно зависят  от перепадов конъюнктуры и в  целом остаются структурно слабыми, сдерживает динамику экономического развития. Вместе с тем такие промышленные отрасли, как автомобилестроение, электроника, фармацевтика и отрасли, использующие новейшие биотехнологии, будут расти  ускоренными темпами, но во все возрастающей степени перемещаться в Восточную  Европу.

Следует также учитывать, что экономика некоторых южно- и восточноевропейских стран  по-прежнему в ощутимой мере опирается  на развитие сельского хозяйства (доля продовольствия в экспорте Кипра  превышает 1/3, Греции - 20%, Испании - 14%; соответственно доли сельского хозяйства в совокупном продукте этих стран в 2004 г. составляли 3,8; 6,4; 3,5%; в Болгарии и Румынии  она значительно выше - 10,9 и 14,4%). Постепенный отказ от активной аграрной политики на уровне ЕС, поскольку она достигла цели самообеспеченности продовольствием и теперь является во многом неэффективной, может породить трудности развития и адаптации в странах Южной Европы и ЦВЕ к 2020 г. Доля сельского хозяйства в ВВП (особенно в Греции, Словакии, странах Балтии) заметно снизится - до уровня, не превышающего 3,5%, а в целом в ЕС-25 окажется менее 2%.

Что касается строительства, то в начале 2000-х годов эта отрасль  продемонстрировала в странах ЕС разнонаправленное развитие: устойчивый строительный кризис в Германии и  Финляндии сопровождался бумом  строительной отрасли в Великобритании, Ирландии и Испании, умеренным ростом во Франции и Италии, стагнацией в Португалии и Словении. В странах  ЦВЕ также наблюдается рост в строительной отрасли (кроме Словении). Вероятно, в ближайшие 5 - 7 лет ситуация выровняется, а к 2015 - 2020 гг. доля строительства в ВВП в целом по ЕС стабилизируется. Так, в Германии доля строительства, упавшая за последнее десятилетие с 6 до почти 4%, очевидно стабилизируется на этом уровне, причем стабилизирующую роль сыграет не столько производственное, сколько жилищное строительство, поскольку в конце текущего десятилетия начнется и вплоть до 2020 г. продолжится процесс реконструкции и частичной замены жилого фонда, созданного в 50 - 70-е гг.

Рост валовых инвестиций будет сильно различаться по странам, но в среднем останется невысоким. Инвестиционную деятельность в Германии, как и в начале 2000-х гг., будет  отличать нестабильность, особенно до 2010 г. (от - 0,5% до +3,5%), но во второй половине прогнозного периода возможно инвестиционное оживление в жилищном строительстве, о чем уже упоминалось, хотя масштабы его будут невелики.

Во Франции и Великобритании, напротив, инвестиции будут увеличиваться  относительно стабильно на 2 - 3% в  год, равно как и в Италии, хотя в последней темпы будут скромнее - 1,0 - 1,5%. Правда, во Франции, где сравнительно недавно (1998 - 2001) прошла волна массового  обновления капитала и завершается  другая волна, связанная с "наверстыванием" сложившегося отставания в сфере  информационных технологий, такой инвестиционный рост возможен лишь при условии снижения налогового бремени в результате реформирования социальной сферы.

Высокая инвестиционная активность (около 4 - 5% в год) сохранится в Испании  и Ирландии, низкая (около 1%) - в Португалии. В странах ЦВЕ инвестиционный бум 2004 - 2005 гг. пойдет на спад, хотя прирост  инвестиций до 2010 г., очевидно, будет  более быстрым, чем в старых странах-членах (в среднем примерно на 5%), а затем темпы прироста снизятся до стандартных европейских 3%.

Доля сферы обращения  и услуг в произведенном ВВП  повысится с 71 до 74 - 75%, главным образом  за счет финансовых и деловых услуг, связи, а также частных услуг, а в случае реализации сценария "неспешной  устойчивости" - и до 78 - 80%. Помимо названных сегментов услуг в  этом важную роль может сыграть туризм и гостиничный бизнес, особенно в  Южной Европе. При этом в ряде стран - старых членов ЕС доля услуг может превысит отметку 80% (в настоящее время это характерно только для экономики Люксембурга). В новых странах-членах сфера услуг также будет устойчиво расти. Правда, быстрое развитие сферы услуг в экономически отсталых странах ЕС часто связано с созданием отдельных ее сегментов почти "с нуля", причем в основном дочерними структурами иностранных телекоммуникационных компаний, банков, страховых фирм и др. Как только свободные и незаполненные рынки будут захвачены, а спрос населения станет близок к насыщению, темпы роста сервисных отраслей замедлятся.

Относительно медленное  в первой половине прогнозного периода  развитие розничной торговли (за исключением  Великобритании), гостинично-ресторанного бизнеса и туризма будет сопровождаться ускоренным ростом транспорта и особенно связи. Однако после 2012 - 2015 гг., как уже отмечалось, не исключается рост туризма и всей рекреационной сферы в "старой" Европе.

За счет инновационной  активности и структурных сдвигов  в экономике (в частности, снижения доли промышленности) должна еще более  снизиться энергоемкость производства, а возможно, и его трудоемкость (в том числе и в сфере  услуг по мере расширения использования  интернет-технологий).

Несколько повысится доля личного потребления в использовании  ВВП - с 60-63 до 67-68% - не столько за счет роста его объемов, сколько за счет некоторого снижения долей государственного потребления и инвестиций; постепенно, но неуклонно будет происходить  сокращение субсидий, предоставляемых  как отраслям экономики, так и  домашним хозяйствам. Снижение уровня безработицы (особенно во Франции и  Германии) может позитивно сказаться  на росте личного потребления, которое  в таком случае повысит свою значимость в качестве составляющей конечного  спроса.

Информация о работе Прогноз развития. Страны Европейского союза