Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:35, реферат
Инновационное развитие. Интенсификация социально-экономического развития потребует сохранения значительных масштабов фундаментальных исследований в Европе и даже их увеличения к 2020 году. Можно с уверенностью прогнозировать модернизацию неконкурентоспособных отраслей европейской экономики, которая будет сопровождаться выделением наукоемких производств при закрытии нерентабельных и экологически опасных предприятий. Нынешнее отставание ЕС от США и Японии по ряду показателей научно-технического развития будет преодолеваться прежде всего за счет становления и совершенствования общеевропейской политики в области образования, профессионального обучения и переподготовки. Усиление конкуренции в инновационных отраслях отраслях потребует дальнейшего развития общеевропейской кооперации в сфере НИОКР и концентрации усилий на приоритетных направлениях исследований.
2. Социальная сфера
Социальная сфера в
странах ЕС в течение всего
прогнозного периода будет
Реформы будут носить четкую
направленность на сужение "социального
государства", характерного для многих
стран ЕС, и стимулирование собственной
активности и ответственности граждан
за обеспечение социального
В этой системе меньшую роль будут играть механизмы перераспределения собственности и доходов, а большую - механизмы, обеспечивающие участие максимального числа индивидов в приращении и адекватном получении и собственности, и доходов. Для этого центр тяжести новой социальной политики будет перенесен на содействие возникновению возможно большего количества эффективных рабочих мест и создание наиболее благоприятных условий для самостоятельной предпринимательской и трудовой активности граждан.
Необходимые преобразования
будут заключаться в
Реформы в социальной сфере проводятся на национальном уровне, но по сути они близки. Возможно, на более позднем уровне - когда формирование единого социального пространства приобретет ясные очертания - они будут гармонизированы на уровне ЕС (однако это произойдет не ранее 2015 - 2020 гг.). Приоритетным будет становиться собственное добровольное страхование (в частности, индивидуализированная накопительная пенсионная система), а сфера обязательного страхования, основанная на солидарных перераспределительных принципах, начнет сужаться. Процесс этот уже начался, но к концу прогнозного периода перераспределительные принципы не только не будут вытеснены индивидуализированными и ориентированными на рынок, но и сохранят весомую долю (скажем, в пенсионном страховании - не менее 50% его объема, в медицинском - 30 - 40%, при том, что сейчас, например, в Германии средства частного медицинского страхования составляют менее 9% общего объема финансирования здравоохранения). Это позволит не только уменьшить нагрузку на бюджет, но и более четко реализовать принцип эквивалентности взносов и предоставляемых социальных услуг.
Определенной спецификой
будет отличаться государственная
политика в социальной области в
Великобритании (причем такой подход
присущ обеим главным партиям
страны). В ее центре будет дальнейшее
преобразование отношений собственности,
ее "расчленение", а также внедрение
рыночных начал и конкуренции
в "государство благосостояния",
создание смешанной государственно-
Начавшаяся в Италии реформа
системы социального
Даже в Швеции, где уровень государственных расходов относительно ВВП в начале нынешнего века составлял 58% (что, правда, намного меньше 70% -ного показателя в 1993 г), в ближайшие 15 лет продолжится тенденция сокращения доли ВВП, перераспределяемой государством. Впрочем, это процесс будет медленным: вероятно, в 2015 г. доля госрасходов снизится до 52%, а к 2020 г. - до 48 - 50% ВВП.
В течение прогнозного
периода в ЕС постепенно должна смягчаться
проблема занятости. Безработица в
последние годы была самой тяжелой
социально-экономической
После 2005 г. ожидается определенный рост занятости (в частности, вследствие повышения темпов экономического роста), что смягчит проблему, но не радикально, поскольку безработица в таких странах, как Франция, Скандинавские страны и особенно Германия, носит не конъюнктурный, а структурный характер. По выражению одного из профсоюзных деятелей, 2/3 немецких безработных - это "безработные навсегда", поскольку рабочие места, которые они могли бы занять, уже не удастся создать в Германии, сохраняя конкурентоспособность, например, по отношению к Китаю или Индии. Во Франции, как и в странах Северной Европы, особенно высока безработица среди женщин, молодежи, лиц пожилого возраста. Вместе с тем часть безработицы "скрыта" в специальных программах по переподготовке рабочей силы и некоторых других мероприятиях на рынке труда, что особенно характерно для Швеции и Норвегии.
Лишь после 2015 г., когда структурные реформы на рынке труда, в сфере образования и профессиональной подготовки, а также по дорегулированию предпринимательской среды в основном завершатся, уровень безработицы, как ожидается, снизится по ЕС-27 до 5 - 6%.
В Великобритании общая занятость в народном хозяйстве будет возрастать очень незначительно, в первую очередь на базе ее расширения в сфере услуг. Но уровень безработицы в целом не будет превышать 5 - 6%. Продолжится рост числа занятых неполное рабочее время - от ? до 1/3 и более от общего числа.
Характерно, что уменьшение
притока рабочей силы из-за неблагоприятной
демографической ситуации практически
не сказывается на состоянии рынка
труда в отдельных
Радикальная реформа рынка
труда будет означать принципиальный
поворот от защиты безработных к
стимулированию трудящихся. Так, в Германии
после уже решенного сокращения
максимального срока выдачи пособий
по безработице с 36 до 18 месяцев и
объединения помощи безработным
и социальной помощи в один пакет,
очевидно, произойдет дальнейшее ужесточение
механизма поддержки
Аналогичные изменения будут реализованы в трудовом законодательстве Франции (в частности, ужесточение контроля за безработными, облегчение процедуры увольнений на малых предприятиях и т.д.), если у государства окажется достаточно политической воли и возможностей переубедить сопротивляющиеся профсоюзы, активно использующие для антиреформенных выступлений молодежь.
Начавшаяся реорганизация рынка труда в Италии также пойдет в направлении либерализации системы найма (т.е. упрощения режима увольнений) и все более широкого применения гибких форм занятости.
Хотя такие меры явно не в интересах лиц, имеющих рабочие места, и подрывают прежние завоевания трудящихся, они тем не менее могут способствовать расширению занятости (и уменьшению безработицы), поскольку позволяют предпринимателям гибко варьировать рабочие места в зависимости от конъюнктуры.
Наконец, в период 2010 - 2020 гг. в Германии, Италии и Франции, вероятно, произойдет децентрализация тарифных соглашений о заработной плате - перевод их с отраслевого уровня на уровень предприятий (в 2006 -2006 гг. этот процесс начнется в "тестовом режиме"), что также обеспечит более гибкое приспособление предприятий к изменяющимся и различным условиям, хотя, разумеется, у работников исчезает уверенность в стабильности высокой зарплаты. Однако неблагоприятная для экономик трех названных стран сравнительная динамика трудовых издержек и производительности труда неизбежно будет давить на систему коллективных договоров и обострит отношения в рамках социального партнерства.
Научно-технический прогресс приведет к росту доли работников высокой квалификации, занятых в сферах интеллектуального труда. Произойдут существенные качественные сдвиги в самом характере труда, который будет более инновационным, направленным на создание "интеллектоемкой" продукции. В ряде стран дальнейшее распространение получит практика "участия" наемного труда в собственности, прибылях и управлении как одного из способов активизации работников и создания фундамента для социальной устойчивости. Продолжится расширение так называемого третьего сектора экономики, к которому относятся некоммерческие институты и организации (ассоциации, кооперативы, фонды, добровольные структуры и т.п.), выполняющие определенную часть социальной работы. Это особая форма предпринимательства, наследующая глубокие традиции европейского кооперативизма в его различных вариантах. Различные формы социального предпринимательства будут в дальнейшем все шире использоваться на рынке труда для поддержки наиболее слабых его сегментов, не приобретая, однако, патерналистского характера.
В дополнение к реформам
на рынке труда преобразования в
социальной сфере, точнее, в сфере
социального страхования, также
направлены не столько на решение
социальных проблем и расширение
помощи нуждающимся, сколько на улучшение
условий предпринимательства и
инвестирования и повышения
В Германии уже осуществляется (с 2001 г) пенсионная реформа, рассчитанная на 30 лет и призванная по крайней мере стабилизировать, а по возможности и снизить долю отчислений по пенсионному страхованию в брутто-заработной плате (сейчас она около 20%). При этом происходит частичный переход от обязательного к добровольному (частному, через негосударственные пенсионные фонды) страхованию и расширению накопительной системы - от 4% брутто-зарплаты в настоящее время до 10 -12% к 2020 - 2030 гг.
В Великобритании пенсионная
система также претерпит
В Италии реформа пенсионной системы обусловлена не только демографическими причинами, среди прочего предусматривает повышение пенсионного возраста с целью задержать на производстве квалифицированные кадры и тем самым улучшить общее состояние трудового контингента в стране уже к середине прогнозного периода.
Реформирование медицинского страхования происходит или начнется в ближайшие годы во многих старых странах - членах ЕС и везде нацелено на оптимизацию расходов и соответственно на относительное сокращение взносов в фонды медицинского страхования. В Германии, где реформа уже началась, она отличается двумя тенденциями: во-первых, стремлением увеличить долю добровольного медицинского страхования и уменьшить объем услуг в рамках обязательного страхования, во-вторых, попытками перейти от уплаты страховых платежей работниками и работодателями (причем последние относят эти платежи на себестоимость) к "гражданскому страхованию" (платят все граждане определенный процент от всех доходов, а не только от зарплаты по найму), т.е. к налоговым по форме сборам. И хотя последняя система крайне непопулярна у населения, можно предположить, что переход к ней в течение ближайших пяти лет (по меньшей мере частично) все произойдет.
Все эти изменения существенно
модифицируют (если не размывают) "социальное
государство", функционирующее в
Германии с конца двадцатого века
и ставшее основой европейской
"континентальной модели". Однако
и в 2020 г. оно - равно как и порядок
социального рыночного
В прогнозном периоде будут
существенно меняться параметры
качества жизни, усилится стремление обеспечить
экологически стабильную и безопасную
среду обитания. Увеличение свободного
времени откроет дополнительные
возможности для образования, новых
форм досуга. В то же время сдвиги
в характере труда, информационных
процессов усилят индивидуализацию
основных потребностей и способов их
удовлетворения. Следует ожидать
и продолжение обозначившейся в
начале нынешнего десятилетия
Информация о работе Прогноз развития. Страны Европейского союза