Прогноз развития. Страны Европейского союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:35, реферат

Описание работы

Инновационное развитие. Интенсификация социально-экономического развития потребует сохранения значительных масштабов фундаментальных исследований в Европе и даже их увеличения к 2020 году. Можно с уверенностью прогнозировать модернизацию неконкурентоспособных отраслей европейской экономики, которая будет сопровождаться выделением наукоемких производств при закрытии нерентабельных и экологически опасных предприятий. Нынешнее отставание ЕС от США и Японии по ряду показателей научно-технического развития будет преодолеваться прежде всего за счет становления и совершенствования общеевропейской политики в области образования, профессионального обучения и переподготовки. Усиление конкуренции в инновационных отраслях отраслях потребует дальнейшего развития общеевропейской кооперации в сфере НИОКР и концентрации усилий на приоритетных направлениях исследований.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 44.79 Кб (Скачать файл)

2. Социальная  сфера

Социальная сфера в  странах ЕС в течение всего  прогнозного периода будет претерпевать более или менее существенные реформы, причем основная (и наиболее тяжелая, болезненная) их часть будет  осуществлена до 2010 - 2015 гг.

Реформы будут носить четкую направленность на сужение "социального  государства", характерного для многих стран ЕС, и стимулирование собственной  активности и ответственности граждан  за обеспечение социального благополучия. Будет приостановлено расширение социальных функций (и соответственно государственных  расходов), поскольку оно становится неподъемным для государственных  бюджетов и неэффективным с точки  зрения социальных потребностей общества. Однако это не означает ослабления социальной политики: она остается сильной, но меняется качественно. Главным  ее содержанием уже сейчас постепенно становится создание условий для  саморазвития личности, прежде всего  через трудовую активность. В ближайшие 10 лет эта тенденция станет доминирующей, а к 2020 г., вероятно, удастся завершить  построение новой системы социальной политики.

В этой системе меньшую  роль будут играть механизмы перераспределения  собственности и доходов, а большую - механизмы, обеспечивающие участие  максимального числа индивидов  в приращении и адекватном получении  и собственности, и доходов. Для  этого центр тяжести новой  социальной политики будет перенесен  на содействие возникновению возможно большего количества эффективных рабочих  мест и создание наиболее благоприятных  условий для самостоятельной  предпринимательской и трудовой активности граждан.

Необходимые преобразования будут заключаться в реформировании рынка труда (особенно системы содействия в поиске работы, изменение принципов  увольнений и сокращение поддержки  длительных безработных), налоговой  системы, механизма тарифных соглашений, пенсионного обеспечения, медицинского страхования и т.д. Важнейшие факторы, вынуждающие реформировать социальную сферу, - это демография (как уже  отмечалось выше, старение населения  и рост его нетрудоспособной доли) и глобализация (усиливается конкуренция  территорий за привлечение ресурсов, а чрезмерно обширная перераспределительная система отнюдь не привлекает инвесторов).

Реформы в социальной сфере  проводятся на национальном уровне, но по сути они близки. Возможно, на более позднем уровне - когда формирование единого социального пространства приобретет ясные очертания - они будут гармонизированы на уровне ЕС (однако это произойдет не ранее 2015 - 2020 гг.). Приоритетным будет становиться собственное добровольное страхование (в частности, индивидуализированная накопительная пенсионная система), а сфера обязательного страхования, основанная на солидарных перераспределительных принципах, начнет сужаться. Процесс этот уже начался, но к концу прогнозного периода перераспределительные принципы не только не будут вытеснены индивидуализированными и ориентированными на рынок, но и сохранят весомую долю (скажем, в пенсионном страховании - не менее 50% его объема, в медицинском - 30 - 40%, при том, что сейчас, например, в Германии средства частного медицинского страхования составляют менее 9% общего объема финансирования здравоохранения). Это позволит не только уменьшить нагрузку на бюджет, но и более четко реализовать принцип эквивалентности взносов и предоставляемых социальных услуг.

Определенной спецификой будет отличаться государственная  политика в социальной области в  Великобритании (причем такой подход присущ обеим главным партиям  страны). В ее центре будет дальнейшее преобразование отношений собственности, ее "расчленение", а также внедрение  рыночных начал и конкуренции  в "государство благосостояния", создание смешанной государственно-частной  системы здравоохранения, страхования, пенсионного обеспечения, распространения  принципа свободы выбора в школьном образовании. Важнейшей целью будет  укрепление "среднего класса" и  расширения его численности.

Начавшаяся в Италии реформа  системы социального обеспечения  предполагает отказ от остатков политики "ассистенциализма" (государственного патернализма с католической окраской) в пользу современных технологий, применяемых в ЕС. Однако и общеевропейский процесс комплексной перестройки "социального государства" по всем основным направлениям несет в себе много степеней неопределенности. Это обстоятельство будет обострять общественную дискуссию в Италии вокруг курса социальных реформ, хотя сами реформы неизбежны.

Даже в Швеции, где уровень  государственных расходов относительно ВВП в начале нынешнего века составлял 58% (что, правда, намного меньше 70% -ного показателя в 1993 г), в ближайшие 15 лет продолжится тенденция сокращения доли ВВП, перераспределяемой государством. Впрочем, это процесс будет медленным: вероятно, в 2015 г. доля госрасходов снизится до 52%, а к 2020 г. - до 48 - 50% ВВП.

В течение прогнозного  периода в ЕС постепенно должна смягчаться проблема занятости. Безработица в  последние годы была самой тяжелой  социально-экономической проблемой  в большинстве европейских стран, составляя 8 - 9% экономически активного  населения в ЕС-15 и более 14% в  новых странах-членах. Особенно высокий  уровень безработицы среди старых членов ЕС наблюдался в Германии и  Франции (около 10%, причем в ФРГ в  начале 2005 г. был достигнут максимальный уровень безработицы за всю ее историю - 12,6%). Из новых стран-членов высоким уровнем безработицы отличается Польша - 18,6%.

После 2005 г. ожидается определенный рост занятости (в частности, вследствие повышения темпов экономического роста), что смягчит проблему, но не радикально, поскольку безработица в таких  странах, как Франция, Скандинавские  страны и особенно Германия, носит  не конъюнктурный, а структурный  характер. По выражению одного из профсоюзных  деятелей, 2/3 немецких безработных - это "безработные навсегда", поскольку  рабочие места, которые они могли  бы занять, уже не удастся создать  в Германии, сохраняя конкурентоспособность, например, по отношению к Китаю  или Индии. Во Франции, как и в  странах Северной Европы, особенно высока безработица среди женщин, молодежи, лиц пожилого возраста. Вместе с тем часть безработицы "скрыта" в специальных программах по переподготовке рабочей силы и некоторых других мероприятиях на рынке труда, что  особенно характерно для Швеции и  Норвегии.

Лишь после 2015 г., когда  структурные реформы на рынке  труда, в сфере образования и  профессиональной подготовки, а также  по дорегулированию предпринимательской среды в основном завершатся, уровень безработицы, как ожидается, снизится по ЕС-27 до 5 - 6%.

В Великобритании общая занятость  в народном хозяйстве будет возрастать очень незначительно, в первую очередь  на базе ее расширения в сфере услуг. Но уровень безработицы в целом  не будет превышать 5 - 6%. Продолжится  рост числа занятых неполное рабочее  время - от ? до 1/3 и более от общего числа.

Характерно, что уменьшение притока рабочей силы из-за неблагоприятной  демографической ситуации практически  не сказывается на состоянии рынка  труда в отдельных западноевропейских странах, поскольку проблема не в  количестве востребованных работников, а в качестве рабочей силы и  ее профессиональном соответствии потребностям экономики.

Радикальная реформа рынка  труда будет означать принципиальный поворот от защиты безработных к  стимулированию трудящихся. Так, в Германии после уже решенного сокращения максимального срока выдачи пособий  по безработице с 36 до 18 месяцев и  объединения помощи безработным  и социальной помощи в один пакет, очевидно, произойдет дальнейшее ужесточение  механизма поддержки безработных, сокращение пособий как по размерам, так и по срокам (до 12 месяцев) при одновременном введении специальных доплат работникам, имеющим низкую заработную плату (возможный минимум - 900 - 1000 евро в месяц). Кроме того, расширится право работодателей свободно увольнять работников по производственно-экономической необходимости без согласования с профсоюзами (сейчас такое право предоставлено только мельчайшим предприятиям с числом занятых менее10 человек, но уже в 2006 - 2007 гг. может быть расширено для предприятий с 20, а с 2010 г. - с 50занятыми; к концу прогнозного периода возможно распространение этого принципа на большинство предприятий страны).

Аналогичные изменения будут  реализованы в трудовом законодательстве Франции (в частности, ужесточение  контроля за безработными, облегчение процедуры увольнений на малых предприятиях и т.д.), если у государства окажется достаточно политической воли и возможностей переубедить сопротивляющиеся профсоюзы, активно использующие для антиреформенных выступлений молодежь.

Начавшаяся реорганизация  рынка труда в Италии также  пойдет в направлении либерализации  системы найма (т.е. упрощения режима увольнений) и все более широкого применения гибких форм занятости.

Хотя такие меры явно не в интересах лиц, имеющих рабочие  места, и подрывают прежние завоевания трудящихся, они тем не менее могут способствовать расширению занятости (и уменьшению безработицы), поскольку позволяют предпринимателям гибко варьировать рабочие места в зависимости от конъюнктуры.

Наконец, в период 2010 - 2020 гг. в Германии, Италии и Франции, вероятно, произойдет децентрализация  тарифных соглашений о заработной плате - перевод их с отраслевого уровня на уровень предприятий (в 2006 -2006 гг. этот процесс начнется в "тестовом режиме"), что также обеспечит  более гибкое приспособление предприятий  к изменяющимся и различным условиям, хотя, разумеется, у работников исчезает уверенность в стабильности высокой  зарплаты. Однако неблагоприятная для экономик трех названных стран сравнительная динамика трудовых издержек и производительности труда неизбежно будет давить на систему коллективных договоров и обострит отношения в рамках социального партнерства.

Научно-технический прогресс приведет к росту доли работников высокой квалификации, занятых в  сферах интеллектуального труда. Произойдут существенные качественные сдвиги в  самом характере труда, который  будет более инновационным, направленным на создание "интеллектоемкой" продукции. В ряде стран дальнейшее распространение получит практика "участия" наемного труда в собственности, прибылях и управлении как одного из способов активизации работников и создания фундамента для социальной устойчивости. Продолжится расширение так называемого третьего сектора экономики, к которому относятся некоммерческие институты и организации (ассоциации, кооперативы, фонды, добровольные структуры и т.п.), выполняющие определенную часть социальной работы. Это особая форма предпринимательства, наследующая глубокие традиции европейского кооперативизма в его различных вариантах. Различные формы социального предпринимательства будут в дальнейшем все шире использоваться на рынке труда для поддержки наиболее слабых его сегментов, не приобретая, однако, патерналистского характера.

В дополнение к реформам на рынке труда преобразования в  социальной сфере, точнее, в сфере  социального страхования, также  направлены не столько на решение  социальных проблем и расширение помощи нуждающимся, сколько на улучшение  условий предпринимательства и  инвестирования и повышения конкурентоспособности  рабочих мест в европейских странах (это относится прежде всего к странам Западной Европы). Помимо фактора оптимизации социальных расходов, увеличивающих совокупные издержки на труд, на характер проводимых и намеченных реформ влияет демографический фактор.

В Германии уже осуществляется (с 2001 г) пенсионная реформа, рассчитанная на 30 лет и призванная по крайней мере стабилизировать, а по возможности и снизить долю отчислений по пенсионному страхованию в брутто-заработной плате (сейчас она около 20%). При этом происходит частичный переход от обязательного к добровольному (частному, через негосударственные пенсионные фонды) страхованию и расширению накопительной системы - от 4% брутто-зарплаты в настоящее время до 10 -12% к 2020 - 2030 гг.

В Великобритании пенсионная система также претерпит существенные изменения: чтобы уменьшить нагрузку на бюджет в связи со старением  населения, предполагается расширить  частное социальное страхование, а  также повысить пенсионный возраст (по меньшей мере для женщин он будет повышен с 60 до 65 лет, как это уже сделано в Германии). Решение о повышении пенсионного возраста с 65 до 67 лет в Германии уже принято вначале 2006 г., но оно будет реализовываться постепенно (1 - 2 месяца в год) начиная с 2012 г. и завершиться в 2029 г.

В Италии реформа пенсионной системы обусловлена не только демографическими причинами, среди прочего предусматривает  повышение пенсионного возраста с целью задержать на производстве квалифицированные кадры и тем  самым улучшить общее состояние  трудового контингента в стране уже к середине прогнозного периода.

Реформирование медицинского страхования происходит или начнется в ближайшие годы во многих старых странах - членах ЕС и везде нацелено на оптимизацию расходов и соответственно на относительное сокращение взносов  в фонды медицинского страхования. В Германии, где реформа уже началась, она отличается двумя тенденциями: во-первых, стремлением увеличить долю добровольного медицинского страхования и уменьшить объем услуг в рамках обязательного страхования, во-вторых, попытками перейти от уплаты страховых платежей работниками и работодателями (причем последние относят эти платежи на себестоимость) к "гражданскому страхованию" (платят все граждане определенный процент от всех доходов, а не только от зарплаты по найму), т.е. к налоговым по форме сборам. И хотя последняя система крайне непопулярна у населения, можно предположить, что переход к ней в течение ближайших пяти лет (по меньшей мере частично) все произойдет.

Все эти изменения существенно  модифицируют (если не размывают) "социальное государство", функционирующее в  Германии с конца двадцатого века и ставшее основой европейской "континентальной модели". Однако и в 2020 г. оно - равно как и порядок  социального рыночного хозяйства - не будет упразднено, а сохранится либо в частично подновленном, либо в существенно модернизированном  виде (в первом случае конкурентоспособность  германской экономики еще больше снизится, во втором - она сможет осуществить  прорыв и сохранить ведущие позиции  в мире). Для ряда стран (особенно южно-европейских или стран ЦВЕ) эти варианты станут основой для  выстраивания (или достраивания) своих  национальных социальных систем.

В прогнозном периоде будут  существенно меняться параметры  качества жизни, усилится стремление обеспечить экологически стабильную и безопасную среду обитания. Увеличение свободного времени откроет дополнительные возможности для образования, новых  форм досуга. В то же время сдвиги в характере труда, информационных процессов усилят индивидуализацию основных потребностей и способов их удовлетворения. Следует ожидать  и продолжение обозначившейся в  начале нынешнего десятилетия социальной поляризации, хотя и неравномерной (сильнее в Великобритании, Испании  и странах ЦВЕ, слабее в Скандинавских  странах, Австрии). В основном она  будет обусловлена опережающими темпами роста доходов высокооплачиваемых слоев населения.

Информация о работе Прогноз развития. Страны Европейского союза