Прогноз социально-экономического развития ЯНАО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 22:20, реферат

Описание работы

Цель реферата: определение теоретико-методологических основ организации системы прогнозирования регионального социально-экономического развития.
К основным задачам исследования можно отнести:
• определение теоретических основ организации системы прогнозирования социально-экономического развития ЯНАО;
• рассмотрение технологии прогнозирования регионального развития;
• характеристика показателей индикативного управления экономикой ЯНАО.

Файлы: 1 файл

Понятие, виды и организация системы прогнозирования социально-экономического развития региона.docx

— 45.51 Кб (Скачать файл)

После того, как все модели построены и количественно описаны, выполняется «прогон» общей модели региона на глубину прогнозируемого  периода по заданному сценарию и  выдаются результаты прогнозирования  в виде пакета прогнозных документов по всем показателям СЭР.

Достоверность прогнозов  с помощью технологии ситуационного  прогнозирования зависит от следующих  факторов: ошибки в исходных данных, ошибки при задании сценария, грубости модели. Ошибки первого рода вызваны  объективными причинами; их удается  существенно уменьшить за счет верификации  и коррекции исходных данных. Ошибки третьего рода уменьшаются за счет развития модели. Ошибки в сценарных  параметрах носят субъективный характер и целиком зависят от профессионализма лиц осуществляющих прогнозирование. Влияние этих ошибок на прогноз –  самое существенное, особенно в годы высокой инфляции и падения производства.

В настоящее время проводится дальнейшее развитие технологии ситуационного  прогнозирования. В частности, разрабатывается  модель товарно-сырьевых рынков, уточняется модель финансовой системы. Большое  внимание уделяется формированию более  адекватной модели распределения доходов  между накоплением и потреблением в секторе производства товаров  и рыночных услуг, разрабатывается  методологическая база для формирования и отработки рациональных стратегий  регионального управления бюджетными и внебюджетными фондами денежных средств.

Конкретизация региональной экономической и инвестиционной политики требует перехода на уровень  предприятий и отдельных территорий. Именно в этом направлении, по нашему мнению, будет осуществляться развитие ситуационного прогнозирования  в будущем.

3. Прогноз  социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013 – 2015 годы

 

3.1 Характеристика автономного округа8

 

Автономный округ занимает 769,3 тыс. кв. км и по площади относится  к числу крупнейших субъектов  России.

Его территория расположена  в экстремальной природно-климатической  зоне Крайнего Севера и Полярного  круга, что непосредственным образом  осложняет жизнедеятельность людей, оказывает влияние на развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Промышленный прогресс последних десятилетий способствовал  стремительному росту население  округа. Массовой трудовой миграции не помешали ни критические температуры  Крайнего Севера, ни слабая обустроенность новых поселений. За пятьдесят лет численность населения в регионе выросла в 8 с лишним раз, достигнув к 1 июля 2011 года 530,2 тыс. человек (0,38% населения России).

Из 36 тысяч человек, являющихся представителями коренных малочисленных  народов Севера, почти 40% продолжают вести исконный кочевой образ  жизни. Оставшаяся часть, как правило, проживает в сельских населенных пунктах и испытывает серьезные проблемы с трудоустройством.

Расселение населения в округе характеризуется высокой урбанизацией. Спрос и предложение рынка  труда в городской и сельской местности имеют структурный  дисбаланс.

В автономном округе отмечается достаточно высокий, по сравнению с  другими регионами, средний уровень  заработной платы. Однако, при детальном  изучении вопроса, выявляется высокая  отраслевая и территориальная дифференциация. Так, по итогам 2010 года среднемесячная заработная плата в бюджетной  сфере (32,0 тыс. рублей) составила 60,0% от среднеокружной (52,6 тыс. рублей), а в сельском хозяйстве (21,4 тыс. рублей) - только 40,0%.

Что касается территорий, то наиболее высокий уровень заработной платы отмечается в районах нефтегазодобычи, наиболее низкий - в сельских районах автономного округа.

Уникальные месторождения  углеводородов исторически закрепили  за Ямалом роль крупнейшего поставщика углеводородного сырья не только на внутренний рынок, но и на рынки  Восточной и Западной Европы. Ежегодно здесь добывается более 80% российского  газа, или пятая часть его мирового производства. Ямальская доля извлечения нефти и газового конденсата составляет около 8,0% общероссийской.

По объему промышленного  производства на душу населения автономный округ занимает второе место в  Уральском федеральном округе и  третье место в России. Основу промышленного  производства составляет добыча углеводородного  сырья - газа, нефти и газового конденсата. На добычу полезных ископаемых приходится более 88 % промышленного производства региона.

Автономный округ обладает самым большим стадом северных оленей в России и в мире - на 01.01.2011 года его поголовье достигло 660 тысяч  голов. При этом оленеводство относится  не только к высокоперспективной  сельскохозяйственной отрасли региона, но и является этнообразующей, обеспечивающей сохранность традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.

Аналогичное значение имеет  в округе и рыбодобыча. Фактически на Ямале добывается половина российского улова сиговых пород.

Экологически чистые ямальские оленина и рыба уже стали брендами региона, заняли достойное место среди деликатесов, как внутри России, так и за рубежом.

В ходе реализации Стратегии  предстоит снять или существенно  ослабить системные инфраструктурные ограничения роста региона, стремясь к эффективному использованию имеющиеся  ресурсов, что будет способствовать диверсификации экономики автономного  округа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Стратегическая цель и приоритетные направления развития автономного округа9

 

Существующее социально-экономическое  положение автономного округа достаточно стабильно. Внушительный ресурсный  и людской потенциал сохранят устойчивость региону даже при инерционном  сценарии управления. Тем не менее, темпы социально-экономического развития способны вырасти, если стимулировать  эффективное использование региональных преимуществ и планомерно заниматься решением проблем, снижающих качество жизни населения в условиях Крайнего Севера. Выбор активного (инновационного) сценария развития региона отвечает прогрессивным планам государства, согласуется с ожиданиями населения  и целями делового сообщества. Поэтому  за основу стратегического планирования принят активный сценарий развития.

Главная идея реализации Стратегии, сформулированная во время её всенародного обсуждения, звучит так: «Ямал - наш  дом». И этот дом должен быть безопасным, комфортным, уютным, умным, современным. Таким образом, целью Стратегии  является обеспечение устойчивого  повышения уровня и качества жизни  населения на основе формирования и  развития конкурентной экономики при  соблюдении соответствующих экологических  требований.

Чтобы достичь этого, следует  сосредоточиться на решении приоритетных задач стратегического преобразования качества жизни на Ямале. Среди них:

- модернизация инфраструктуры  и отраслей социальной сферы;

- развитие экономического  потенциала;

- сохранение и развитие  человеческого потенциала и традиций;

- охрана окружающей среды  и оздоровление экологии;

- становление автономного  округа международным форпостом  развития Арктики.

Для решения каждой из намеченных задач в Стратегии предусмотрен комплекс мер, реализация которых станет основой для разработки региональных целевых программ и планов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Мониторинг социально-экономических показателей развития автономного округа по итогам реализации стратегии

Объективной и оперативной  оценке реализации Стратегии и процесса социально-экономического развития автономного  округа будет способствовать систематический  мониторинг. Его задача, как важнейшего инструмента «обратной связи» в  территориальном управлении, не только оценивать результативность действий, но и анализировать причины отклонения от запланированных параметров.

Базовые условия и целевые  ориентиры, соотношение которых  позволяет оценить эффективность  реализуемых в рамках Стратегии  мероприятий, приведены таблицах 1 и 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №110

 

Целевые показатели социального  развития автономного округа на период до 2020 года

Наименование показателя

2010 г.

2013 г.

2017 г.

2010 г.

Численность постоянного населения  (среднегодовая), тыс. чел.11

523,71

541,3

601,81

620,61

Коэффициент естественного прироста населения (на 1000 человек)

10,3

9,9

12,4

12,9

Коэффициент миграционного прироста (на 10 000 человек)

-60,9

20,0

36,3

50,6

Коэффициент рождаемости (на 1000 человек)

15,8

15,3

17,7

18,2

Ожидаемая продолжительность жизни (лет)

71,3

71,8

71,9

73,3

Коэффициент младенческой смертности (число  детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся)

10,7

9,1

6,3

3,9

Ввод в действие жилых домов (кв. метров общей площади на 1 человека)

0,27

0,41

0,71

0,84

Доля населения с денежными  доходами ниже величины прожиточного минимума (% общей численности населения)

 

 

8,5

8,2

5,7

5,5

Реальные располагаемые денежные доходы населения (% к 2011 году)

 

-

102,0

112,0

130,0

Уровень общей безработицы (по методологии  МОТ, %)

4,4

3,8

3,0

2,4


 

 

 

    Таблица №212

 

Целевые показатели экономического развития автономного округа на период до 2020 года

Наименование показателя

2010

2013

2017

2010

Средние за расчетный период темпы  прироста валового регионального продукта (%)

 

-

3,9

3,7

3,2

Объем валового регионального продукта - всего (млн. рублей), в том числе:

724046,6

1024603,7

1429459,9

1792777,3

добыча полезных ископаемых

364919,5

515693,6

700435,4

869497,0

обрабатывающие производства

10643,5

19053,4

30018,7

39441,1

производство и распределение  эл-гии, газа и воды

20273,3

27147,0

40024,9

53783,3

строительство

101366,5

144223,8

203698,0

255470,8

сельское хозяйство

795,4

1078,9

1504,2

1887,7

транспорт и связь

52855,4

80566,4

113642,1

145215,0




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, социально-экономическое  развитие автономного округа в среднесрочной  перспективе будет находиться в  значительной зависимости от ситуации, складывающейся как в российской экономике, так и на мировых рынках сырья и капитала.

При этом реализация крупных  инвестиционных проектов в области  развития производственной инфраструктуры и программ в сфере диверсификации экономики позволит компенсировать негативное влияние ослабления темпов экономического развития, а также  обеспечит сохранение на низком уровне показателей безработицы и рост реальных доходов населения.

Информация о работе Прогноз социально-экономического развития ЯНАО