Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 22:20, реферат
Цель реферата: определение теоретико-методологических основ организации системы прогнозирования регионального социально-экономического развития.
К основным задачам исследования можно отнести:
• определение теоретических основ организации системы прогнозирования социально-экономического развития ЯНАО;
• рассмотрение технологии прогнозирования регионального развития;
• характеристика показателей индикативного управления экономикой ЯНАО.
После того, как все модели
построены и количественно
Достоверность прогнозов с помощью технологии ситуационного прогнозирования зависит от следующих факторов: ошибки в исходных данных, ошибки при задании сценария, грубости модели. Ошибки первого рода вызваны объективными причинами; их удается существенно уменьшить за счет верификации и коррекции исходных данных. Ошибки третьего рода уменьшаются за счет развития модели. Ошибки в сценарных параметрах носят субъективный характер и целиком зависят от профессионализма лиц осуществляющих прогнозирование. Влияние этих ошибок на прогноз – самое существенное, особенно в годы высокой инфляции и падения производства.
В настоящее время проводится
дальнейшее развитие технологии ситуационного
прогнозирования. В частности, разрабатывается
модель товарно-сырьевых рынков, уточняется
модель финансовой системы. Большое
внимание уделяется формированию более
адекватной модели распределения доходов
между накоплением и
Конкретизация региональной
экономической и инвестиционной
политики требует перехода на уровень
предприятий и отдельных
3. Прогноз социально-
3.1 Характеристика автономного округа8
Автономный округ занимает 769,3 тыс. кв. км и по площади относится к числу крупнейших субъектов России.
Его территория расположена
в экстремальной природно-
Промышленный прогресс
последних десятилетий
Из 36 тысяч человек, являющихся представителями коренных малочисленных народов Севера, почти 40% продолжают вести исконный кочевой образ жизни. Оставшаяся часть, как правило, проживает в сельских населенных пунктах и испытывает серьезные проблемы с трудоустройством.
Расселение населения в округе
характеризуется высокой
В автономном округе отмечается
достаточно высокий, по сравнению с
другими регионами, средний уровень
заработной платы. Однако, при детальном
изучении вопроса, выявляется высокая
отраслевая и территориальная
Что касается территорий, то наиболее высокий уровень заработной платы отмечается в районах нефтегазодобычи, наиболее низкий - в сельских районах автономного округа.
Уникальные месторождения
углеводородов исторически
По объему промышленного производства на душу населения автономный округ занимает второе место в Уральском федеральном округе и третье место в России. Основу промышленного производства составляет добыча углеводородного сырья - газа, нефти и газового конденсата. На добычу полезных ископаемых приходится более 88 % промышленного производства региона.
Автономный округ обладает самым большим стадом северных оленей в России и в мире - на 01.01.2011 года его поголовье достигло 660 тысяч голов. При этом оленеводство относится не только к высокоперспективной сельскохозяйственной отрасли региона, но и является этнообразующей, обеспечивающей сохранность традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера.
Аналогичное значение имеет в округе и рыбодобыча. Фактически на Ямале добывается половина российского улова сиговых пород.
Экологически чистые ямальские оленина и рыба уже стали брендами региона, заняли достойное место среди деликатесов, как внутри России, так и за рубежом.
В ходе реализации Стратегии
предстоит снять или
3.2. Стратегическая цель и приоритетные направления развития автономного округа9
Существующее социально-
Главная идея реализации Стратегии, сформулированная во время её всенародного обсуждения, звучит так: «Ямал - наш дом». И этот дом должен быть безопасным, комфортным, уютным, умным, современным. Таким образом, целью Стратегии является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе формирования и развития конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических требований.
Чтобы достичь этого, следует
сосредоточиться на решении приоритетных
задач стратегического
- модернизация инфраструктуры и отраслей социальной сферы;
- развитие экономического потенциала;
- сохранение и развитие
человеческого потенциала и
- охрана окружающей среды и оздоровление экологии;
- становление автономного
округа международным
Для решения каждой из намеченных задач в Стратегии предусмотрен комплекс мер, реализация которых станет основой для разработки региональных целевых программ и планов.
3.3 Мониторинг социально-экономических показателей развития автономного округа по итогам реализации стратегии
Объективной и оперативной
оценке реализации Стратегии и процесса
социально-экономического развития автономного
округа будет способствовать систематический
мониторинг. Его задача, как важнейшего
инструмента «обратной связи» в
территориальном управлении, не только
оценивать результативность действий,
но и анализировать причины
Базовые условия и целевые
ориентиры, соотношение которых
позволяет оценить
Таблица №110
Целевые показатели социального развития автономного округа на период до 2020 года
Наименование показателя |
2010 г. |
2013 г. |
2017 г. |
2010 г. |
Численность постоянного населения (среднегодовая), тыс. чел.11 |
523,71 |
541,3 |
601,81 |
620,61 |
Коэффициент естественного прироста населения (на 1000 человек) |
10,3 |
9,9 |
12,4 |
12,9 |
Коэффициент миграционного прироста (на 10 000 человек) |
-60,9 |
20,0 |
36,3 |
50,6 |
Коэффициент рождаемости (на 1000 человек) |
15,8 |
15,3 |
17,7 |
18,2 |
Ожидаемая продолжительность жизни (лет) |
71,3 |
71,8 |
71,9 |
73,3 |
Коэффициент младенческой смертности (число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся) |
10,7 |
9,1 |
6,3 |
3,9 |
Ввод в действие жилых домов (кв. метров общей площади на 1 человека) |
0,27 |
0,41 |
0,71 |
0,84 |
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (% общей численности населения) |
8,5 |
8,2 |
5,7 |
5,5 |
Реальные располагаемые |
- |
102,0 |
112,0 |
130,0 |
Уровень общей безработицы (по методологии МОТ, %) |
4,4 |
3,8 |
3,0 |
2,4 |
Таблица №212
Целевые показатели экономического развития автономного округа на период до 2020 года
Наименование показателя |
2010 |
2013 |
2017 |
2010 |
Средние за расчетный период темпы прироста валового регионального продукта (%) |
- |
3,9 |
3,7 |
3,2 |
Объем валового регионального продукта - всего (млн. рублей), в том числе: |
724046,6 |
1024603,7 |
1429459,9 |
1792777,3 |
добыча полезных ископаемых |
364919,5 |
515693,6 |
700435,4 |
869497,0 |
обрабатывающие производства |
10643,5 |
19053,4 |
30018,7 |
39441,1 |
производство и распределение эл-гии, газа и воды |
20273,3 |
27147,0 |
40024,9 |
53783,3 |
строительство |
101366,5 |
144223,8 |
203698,0 |
255470,8 |
сельское хозяйство |
795,4 |
1078,9 |
1504,2 |
1887,7 |
транспорт и связь |
52855,4 |
80566,4 |
113642,1 |
145215,0 |
Заключение
Таким образом, социально-экономическое развитие автономного округа в среднесрочной перспективе будет находиться в значительной зависимости от ситуации, складывающейся как в российской экономике, так и на мировых рынках сырья и капитала.
При этом реализация крупных инвестиционных проектов в области развития производственной инфраструктуры и программ в сфере диверсификации экономики позволит компенсировать негативное влияние ослабления темпов экономического развития, а также обеспечит сохранение на низком уровне показателей безработицы и рост реальных доходов населения.
Информация о работе Прогноз социально-экономического развития ЯНАО