Прогнозирование и планирование развития внешнеэкономических связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

Темой данной контрольной работы является прогнозирование и планирование внешнеэкономических связей, то есть планирование целого комплекса различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами, а также прогнозирование их эффективности и контроль за их функционированием. Внешнеэкономические связи являются одной из наиболее сложных сфер экономики любой страны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Внешнеэкономические связи и их формы. Внешнеэкономическая политика……………………………………………………………..4
Прогнозирование внешнеэкономических связей…………………8
Определение эффективности, планирование и государственное регулирование ВЭС………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

ВЭС.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Титульный лист

Прогнозирование и планирование развития внешнеэкономических  связей.

 

Содержание

                                                                                                                              стр.

Введение………………………………………………………………….3

  1. Внешнеэкономические связи и их формы. Внешнеэкономическая политика……………………………………………………………..4
  2. Прогнозирование внешнеэкономических связей…………………8
  3. Определение эффективности, планирование и государственное регулирование ВЭС………………………………………………..18

Заключение…………………………………………………………...23

Список литературы…………………………………………………..24

 

Введение

Ни одно государство в современном мире не живет изолированно от других, то есть в процессе воспроизводства и обмена товарами оно неизбежно должно взаимодействовать с другими государствами, осуществляя таким образом свою внешнюю политику.

Темой данной контрольной  работы является прогнозирование и  планирование внешнеэкономических связей, то есть планирование целого комплекса различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами, а также прогнозирование их эффективности и контроль за их функционированием. Внешнеэкономические связи   являются одной из наиболее сложных сфер экономики любой страны.

В данной работе я рассмотрела типы внешнеэкономических связей, основные направления внешнеэкономической политики, принципы построения внешнеэкономических связей, а также основы их государственного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешнеэкономические связи и их формы. Внешнеэкономическая политика

Внешнеэкономические связи (ВЭС) предусматривают взаимодействие всех секторов и отраслей экономики, фаз процесса национального воспроизводства, в значительной мере обеспечивая его сбалансированность и эффективность, и в то же время представляют собой подсистему мирового хозяйства. Это целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. ВЭС являются одной из наиболее сложных сфер экономики любой страны, обеспечивающей ее приобщение к мировой науке и технике, промышленности и культуре.

Среди важнейших форм ВЭС следует  выделить: внешнюю торговлю; кредитные  взаимоотношения; научно-техническое  сотрудничество с зарубежными государствами; межгосударственные связи в сфере услуг; валютно-финансовые операции.

Во всем мире в настоящее время  наблюдается развитие интеграционных процессов. Они носят объективный, закономерный характер и имеют определенную договорно-правовую основу.

Межгосударственная экономическая интеграция представляет собой процесс сближения и взаимоприспособления отдельных национальных хозяйств на основе развития глубоких, устойчивых взаимосвязей и разделения труда, взаимодействия и взаимопроникновения их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.

Сформировалось два важнейших  направления интеграции в мировую  экономику: международная торговля и интернационализация производства (с привлечением зарубежных инвестиций).

Практическое осуществление экономических связей хозяйствующими субъектами данного государства с другими странами характеризуется как внешнеэкономическая деятельность (ВЭД).

Главным направлением ВЭД  является внешняя торговля. Она охватывает продажу товаров в другие страны и приобретение там нужных товаров. К внешней торговле относятся и оплачиваемые услуги в связи с совершением внешнеторговых сделок купли-продажи товаров.

Объем внешней  торговли данной страны представляет собой сумму оборотов по экспорту (реэкспорту) и импорту (реимпорту).

Экспорт — это продажа и вывоз товаров за границу для передачи их в собственность иностранному контрагенту.

Реэкспорт — вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, без их переработки.

Импорт — закупка и ввоз иностранных товаров для последующей реализации на внутреннем рынке страны-импортера.

Реимпорт — ввоз из-за границы отечественных товаров, не проданных на аукционе, забракованных и т.д., которые не подвергались там переработке.

Способность страны производить  определенное количество конкурентоспособных товаров для внешнего рынка называется экспортным потенциалом. Он зависит от освоенных природных ресурсов, экономических и производственных возможностей, наличия соответствующей инфраструктуры.

Определяющей целью  развития экспорта является совершенствование его структуры путем расширения ассортимента и улучшения качества продукции, совершенствования географической структуры и развития прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества.

Достижение этих целей  в современных условиях невозможно без активного участия государства, формирующего благоприятные экономические, организационные, правовые и другие условия для развития экспорта, а также оказывающего различные виды поддержки отечественным экспортерам.

Для осуществления регулирования ВЭС государство вырабатывает внешнеэкономическую политику.

Внешнеэкономическая политика представляет собой комплекс организационных, экономических и политических мер по развитию внешнеэкономических связей страны с целью максимального использования преимуществ международного разделения труда. Следовательно, внешнеэкономическая политика – это целенаправленная деятельность государства по определению режима регулирования ВЭС.

Во внешнеэкономической  политике каждой страны есть широкий  спектр направлений, отражающих национальные интересы и интересы других стран.

Среди первоочередных задач  формирования внешнеэкономической политики следует выделить создание законодательной базы ВЭД и разработку практических методов ее реализации.

Основными составляющими внешнеэкономической политики являются: внешнеторговая политика, включающая экспортную и импортную политику; политика привлечения иностранных инвестиций и валютная политика.

Экспортная  политика должна быть долговременной и ориентированной на удовлетворение потребностей партнеров. Приоритет на внешних рынках должен отдаваться развитым странам, так как они обладают более емкими рынками по критериям потребностей и дохода.

Целесообразно постоянное обновление структуры экспорта и  продвижение от простой продукции к более сложной, трудоемкой и наукоемкой.

Импортная политика должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей в товарах, которые невозможно или нецелесообразно производить в стране.

Инструментами внешнеторговой политики являются тарифное и нетарифное регулирование.

Политика стимулирования экспорта направлена на реализацию на внешних рынках товаров, по которым страна имеет сравнительные преимущества; стимулирование конкуренции отечественных предприятий с зарубежными; повышение масштабности отечественного производства конкурентоспособной продукции.

Стимулирование экспорта осуществляется практически всеми  промышленно развитыми странами. Государства разрабатывают и осуществляют долгосрочные комплексные и целевые программы содействия предпринимателям в экспортной деятельности.

США, страны ЕС, Япония предоставляют  предпринимателям льготные кредиты и субсидии, налоговые преференции, страхуют внешнеторговые операции, поддерживают благоприятный уровень валютного курса. Применяется ускоренная амортизация. Система государственного страхования, заключаемых предпринимателями внешнеторговых контрактов от риска охватывает 100 % политического риска (банкротства контрактов, потери от инфляции, колебания валютного курса и т.п.).

 

Стимулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется также путем обеспечения доступа ее участников к внешнеэкономической информации, включая конъюнктуру мировых рынков. Подлежат публикации все документы, которые могут затронуть интересы потенциальных экспортеров и импортеров.

Политика привлечения  иностранных инвестиций призвана решать следующие задачи:

• использование в стране передовой  технологии и опыта рыночного  хозяйствования;

• увеличение национального производства, в том числе производства продукции  на экспорт;

• содействие структурной перестройке  экономики, включая разумное импортозамещение;

• расширение масштабов  отечественного накопления капитала.

Цель валютной политики — создание условий для развития международных экономических отношений путем воздействия на валютный курс и на операции по обмену валюты. Валютная политика может реализовываться различными методами и инструментами.

Среди административных методов различают: государственный контроль за валютными операциями; сосредоточение этих операций в уполномоченных банках; валютные ограничения для импортеров; ограничения на вывоз и ввоз капитала; ограничения на обмен валюты.

По мере расширения внешнеэкономических  связей возникает потребность в новых инструментах для оптимизации участия страны в международной специализации, ограждения национальной экономики от влияния негативных явлений в мировом хозяйстве, содействия укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке.

Важным для страны является вступление ее в международные организации.

Мировой опыт использования внешнеэкономических  связей для преодоления отставания от стран-лидеров дает две базовые модели внешнеэкономической политики. Первая предполагает преимущественную ориентацию на экспорт, вторая — на импорт.

Первой модели следовали в конце XIX в. США, после Второй мировой войны — страны Запада, Япония, а за ними — новые индустриальные государства.

Вторую модель выбрали  в последние два десятилетия  некоторые латиноамериканские страны.

Характерной особенностью модели внешнеэкономической политики Республики Беларусь в современных условиях является ориентация на экспорт, ограничение импорта и достижение экспортно-импортной сбалансированности.

Наиболее полно внешнеэкономические  связи реализуются при обеспечении  научно обоснованного их прогнозирования и планирования.

 

 

Прогнозирование внешнеэкономических связей

Методологические  аспекты прогнозирования ВЭС. Для формирования адекватной рыночным условиям внешнеэкономической стратегии необходим тщательный анализ зарубежного опыта по прогнозированию, планированию и регулированию ВЭС.

Прогнозы  внешнеэкономических связей должны занимать особое место в системе  прогнозов социально-экономического развития страны.

Цель  прогнозирования ВЭС — определение  возможных форм и интенсивности  участия страны в международном разделении труда и оценке экономических последствий ВЭС.

Прогнозирование ВЭС позволяет осуществлять выбор  наиболее эффективных вариантов развития экспорта и импорта, межгосударственной специализации и кооперирования, кредитного и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

Внешнеэкономический прогноз охватывает будущее развитие всех форм ВЭС страны: внешней торговли; кредитных взаимоотношений; научно-технического сотрудничества с зарубежными государствами; межгосударственных связей в сфере услуг; валютно-финансовых операций.

Центральное место занимает прогноз внешней  торговли, в процессе которого определяются:

• совокупный объем внешнеторгового оборота;

• объем  и товарная структура экспорта и  импорта как по всем, так и по отдельным странам;

• спрос  и предложение на отдельные товары и товарные группы на конкретных рынках;

• динамика и уровень цен мирового рынка в разрезе товарной номенклатуры, принятой для прогноза;

 

 • внутренние издержки на товары, которые вовлекаются в сферу внешнеторгового оборота.

Результаты прогнозных расчетов служат основой для принятия аргументированных решений по развитию ВЭС. На их основе определяется экспортный потенциал в перспективе, выявляются изменения потребностей в импортной продукции и формируется представление о будущем развитии экономики страны. Благодаря прогнозным расчетам становится возможным определение емкости внутренних и внешних рынков. Прогнозы используются для формирования наиболее эффективного механизма государственного регулирования ВЭС.

В процессе прогнозирования  разрабатывается несколько альтернативных вариантов возможного развития производства и ВЭС. При формировании плана выбирается тот вариант, который в наибольшей мере отвечает задачам, стоящим перед страной. Прогнозирование и планирование можно рассматривать как компоненты единого процесса регулирования производства и мирохозяйственных связей.

Прогнозирование ВЭС  может быть пассивным (инерционным) и активным (целевым). Пассивное прогнозирование полностью опирается на сложившиеся в прошлом закономерности развития, и на их основе определяются будущие тенденции и пропорции формирования производства и внешней торговли, кредитного сотрудничества и других форм ВЭС. При пассивном прогнозировании предполагается, что экономические, социальные и политические факторы, определяющие тенденции развития ВЭС страны, сохранят свое значение и в перспективе. Фактор инерционности имеет тем большее значение, чем короче прогнозируемый период. С удлинением горизонта прогноза снижается значение этого фактора, расширяется сфера свободного выбора направлений развития, проведения структурных изменений в производстве и ВЭС.

Информация о работе Прогнозирование и планирование развития внешнеэкономических связей