Прогнозирование и планирование развития внешнеэкономических связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

Темой данной контрольной работы является прогнозирование и планирование внешнеэкономических связей, то есть планирование целого комплекса различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами, а также прогнозирование их эффективности и контроль за их функционированием. Внешнеэкономические связи являются одной из наиболее сложных сфер экономики любой страны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Внешнеэкономические связи и их формы. Внешнеэкономическая политика……………………………………………………………..4
Прогнозирование внешнеэкономических связей…………………8
Определение эффективности, планирование и государственное регулирование ВЭС………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

ВЭС.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

При расчетах и анализе результатов  на каждом из этапов наряду с экономико-математическими методами используются экспертные оценки.

На первом этапе сначала  прогнозируются окаймляющие векторы  матрицы экспорта и импорта (столбец  и строка), затем элементы матрицы, каждый из которых представляет собой  поток товаров между странами.

В связи с тем, что  прогноз векторов и внутренних элементов  матрицы осуществляется автономно  друг от друга, возникает необходимость  согласования конкретных потоков с  совокупным экспортом (импортом). Процедура согласования заключается в корректировке элементов матрицы на основе прогнозных значений окаймляющих векторов. Данный принцип реализуется с помощью математического алгоритма согласования методом двойной пропорциональности (путем одновременного изменения совокупных экспорта и импорта под влиянием спроса и предложения).

Следует заметить, что  этот метод может дать наилучшие  результаты при прогнозировании в тех случаях, когда рассматриваемые в матрице страны имеют налаженные устойчивые торговые отношения и в рассматриваемом периоде не предвидится серьезных экономических и политических изменений (создание новых торгово-экономических группировок и т.д.). В нестабильной экономической ситуации матричные модели международной торговли целесообразно использовать при краткосрочном прогнозировании. Причем следует составлять матрицы по группе стран (страны СНГ и др.) с выделением основных товарных групп.

Матричные модели могут  быть использованы на первоначальных этапах прогнозирования с целью получения агрегированных показателей мировой торговли и предварительного определения укрупненной географической структуры экспорта и импорта стран.

Оптимизационные модели. В процессе управления внешнеэкономическими связями, их прогнозирования и планирования встречаются ситуации, при которых должно быть принято самое выгодное решение с учетом различных критериев и определенных ограничивающих условий. Эти задачи решаются с использованием оптимизационных моделей. На их основе создается возможность проведения вариантных расчетов в связи с изменением ограничений по ресурсам, сдвигами в пропорциях развития национального производства и мирового рынка, изменением целей и гипотез развития.

В качестве критериев оптимальности могут использоваться:

• максимум валютной выручки (прибыли);

• максимум покрытия импортной потребности;

• минимум затрат.

Оптимизационные модели могут применяться  для прогнозирования:

• рациональной структуры внешней  торговли;

•товарной и региональной структуры оборота внешнеторговых предприятий, способствующей повышению рентабельности;                                             

• оптимального соотношения между собственным производством, экспортом и импортом отдельных товаров.

В большинстве случаев в международных  отношениях речь может идти о товарах  и региональной структуре внешней  торговли, т.е. должен быть получен ответ на вопрос, какие изделия, в каком объеме и в какую страну должны быть экспортированы или импортированы. На основе этого формируются переменные величины модели. В зависимости от ситуации определяется основной критерий, который формируется как целевая функция. В качестве ограничивающих условий используются производственные мощности, возможности сбыта и закупки продукции и др. С помощью оптимизационных моделей решается проблема наилучшего размещения в территориальном аспекте экспорта и определение наиболее выгодных рынков закупок импортных товаров.

Прогнозирование ВЭД  на микроуровне. В рыночных условиях предприятия имеют возможность самостоятельно осуществлять внешнеторговую деятельность, участвовать в международных экономических и научно-технических связях. Прогнозные расчеты позволяют вырабатывать эффективные варианты достижения целей их развития.

Результатом прогноза является совокупность внешнеэкономических, технических показателей и показателей эффективности функционирования предприятия.

Наличие научно обоснованных прогнозов и программ развития внешнеторговой деятельности предприятия, знание конъюнктуры, требований и перспектив развития международных рынков, учет этого в производственно-сбытовой деятельности предприятия позволяют путем маневра ресурсами обеспечить наилучшие условия выхода на рынок при экспорте своей продукции и наибольшую эффективность импорта необходимых товаров. Прогноз сбыта — это та ось, вокруг которой вращается все планирование бизнеса. Главная задача — определить, что и в каком количестве предприятие может поставлять на мировой рынок.

На основе прогнозных расчетов планируются  квоты продаж, оцениваются возможности своих территорий, определяется потребность в рабочей силе, распределяется сбытовой бюджет между рекламой, персоналом и продвижением товаров, определяются объемы закупок материальных ресурсов и решаются другие задачи.

В зарубежных странах варианты прогноза ВЭД предприятия формируются с помощью методов экспертных оценок и формализованных методов. Выбор наиболее эффективного варианта прогноза осуществляется на основе расчетов эффективности.

Разработка надежных прогнозов  требует соответствующего информационного обеспечения. Оно должно включать в себя комплекс исходных данных, необходимых для анализа и выработки решений, сформированных в информационные массивы. В зарубежных странах информация хранится в статистических и финансово-экономических банках данных. Широкое распространение получают полнотекстовые банки данных, содержащие отчеты об исследованиях, прогнозы и результаты обследований товарных рынков, конъюнктуры отдельных стран и фирм.

 

Определение эффективности, планирование и государственное  регулирование ВЭС

Прогнозирование создает предпосылки  для составления научно обоснованного  плана ВЭС, обеспечивающего наиболее эффективное решение экономических задач страны. На основе многовариантных прогнозных расчетов должен осуществляться выбор оптимального варианта.

При разработке планов ВЭС на всех уровнях управления экономикой и принятии решений о заключении международных договоров и контрактов на поставку продукции необходимо производить расчеты экономической эффективности.

Эффективность ВЭС характеризуется системой показателей. В масштабе страны она определяется как отношение экспорта и импорта к ВВП. Кроме того, эффективность ВЭС оценивается по размеру внешнеторгового сальдо страны и характеризуется структурой экспорта. Чем больше сырья и полуфабрикатов содержится в экспорте, тем ниже степень участия страны в международном разделении труда.

Рассчитываются показатели народнохозяйственного эффекта и бюджетной эффективности внешней торговли, экспорта и импорта основных товаров, товарных групп в разрезе отдельных стран. Расчеты производятся по объемам и валютной стоимости отдельных товаров.

Эффект от внешней торговли определяется как разность между стоимостью импорта продукции во внутренних рублях и затратами на производство и реализацию экспортной продукции.

Эффективность внешней торговли рассчитывается путем соотношения затрат, связанных с импортом товаров, с затратами экспорта продукции.

Бюджетная эффективность рассчитывается в виде соотношения стоимости экспортируемых и импортируемых товаров во внешнеторговых и внутренних ценах.

Эффект производителей экспортной продукции Пэ рассчитывается по формуле

Пээ-3э,

где Вэ — валютная выручка от экспорта продукции; Зэ — затраты на производство и реализацию экспортируемой продукции.

Эффективность экспорта продукции Ээ определяется отношением валютной выручки к затратам на экспорт (Эээ/3э).

Если показатель эффекта окажется положительной величиной, а Ээ>1, то экспорт продукции экономически выгоден.

Если предусматривается  импорт специальных машин и оборудования, производство которых в стране не освоено, экономический эффект от импорта такого оборудования определяется выручкой от выпуска продукции на этом оборудовании за вычетом издержек производства изделий.

При расчетах экономического эффекта от создания и внедрения новых машин, оборудования и материалов взамен закупки их за границей определяется разность между валютными затратами на оплату импортных машин, оборудования и материалов, переведенными во внутренние рубли, и затратами на их отечественное производство. Годовая величина экономического эффекта определяется в расчете на количество машин, оборудования и материалов, на которое реально сокращаются импортные закупки.

Для повышения  эффективности экспорта необходимо взаимодействие внутреннего хозяйственного механизма с механизмом ВЭС. Акцент должен делаться на развитие экспортного потенциала для изготовления товаров, издержки производства которых ниже, чем в других странах; повышение конкурентоспособности продукции; нахождение новых экспортных ниш для высокотехнологичной продукции.                    

На основе расчетов эффективности экспорта и импорта  делается вывод о целесообразности поставок продукции в ту или иную страну и импорта товаров.

При определении планового объема поставок продукции на экспорт учитываются конъюнктура внешних рынков, конкурентоспособность продукции и спрос на нее, экспортные возможности отраслей, обязательства по договорным соглашениям, насыщенность внутреннего рынка.

Плановый  объем импорта товаров определяется также с учетом его эффективности и возможностей развития импортозамещающих производств.

 

Направления и результаты внешнеэкономических связей отражаются в плановом платежном балансе, важным разделом которого является торговый баланс.

В планах внешней торговли находят отражение объем, товарная и географическая структуры экспорта и импорта.

План экспорта и импорта  товаров включает следующие разделы: план экспорта (импорта) по странам; план поставки товаров для экспорта; план поставки товаров отраслям народного хозяйства из импортных поступлений; план поставки по экспорту и импорту в счет обязательств по договорным соглашениям. Предприятиям устанавливается государственный заказ на поставки продукции на экспорт (по соглашениям). В планах выделяются поставки по экспорту и импорту по странам ближнего и дальнего зарубежья.

На микроуровне, исходя из прогнозных расчетов эффективности экспорта и импорта, с учетом спроса на продукцию на внешних рынках формируется программа развития производства и внешнеэкономических связей, которая в последующем детализируется в планах предприятия, договорах и соглашениях. На основе планов предприятий по экспорту и импорту продукции формируется план совокупного экспорта и импорта страны на определенный период.

Государство путем разработки системы мер воздействует на ВЭС с целью наиболее эффективного использования преимуществ международного разделения труда. Оно призвано защищать интересы своих производителей, принимать меры по обеспечению сбалансированности экспорта и импорта, привлечению иностранных инвестиций, регулировать операции с иностранными валютами и решать другие важные проблемы ВЭС.

Поскольку главным направлением ВЭС является внешняя торговля, необходимо рассмотреть меры, применяемые для ее регулирования в зарубежных странах.

В современном мире меры регулирования внешней торговли обычно подразделяются на следующие виды:

• тарифные меры. Импортный  таможенный тариф является центральным инструментом таможенно-тарифного регулирования ВЭС. В развитых странах экспортные пошлины в основном не применяются, а в США запрещены законодательно;

• паратарифные меры. К  их числу относятся прочие платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров, различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Эти меры официально не ставят целью регулирование внешней торговли, но оказывают на нее существенное влияние;

• меры контроля за ценами. Главная  цель — защита интересов национальных производителей. Система мер включает антидемпинговую политику, предусматривающую борьбу с занижением цен экспортного товара, компенсационные меры, например против экспортных субсидий. Кроме того, для защиты некоторых уязвимых секторов экономики (прежде всего аграрного) могут применяться скользящие импортные сборы с тем, чтобы довести внутреннюю цену товара до определенного уровня;

• финансовые меры. Могут вводиться  особые правила совершения валютных операций;

• квотирование. Установление количественных ограничений (квот) на ввоз и вывоз товаров;

• лицензирование. Для ввоза (вывоза) определенных товаров требуется получить установленный документ (лицензию). Таким образом осуществляется наблюдение (мониторинг) за торговлей этими товарами;

• государственная монополия. Государство  устанавливает монополию на внешнюю  торговлю отдельными товарами;

• технические барьеры. Они включают контроль импорта с целью определения его соответствия национальным стандартам, нормам безопасности и качества.

Квотирование и лицензирование во внешней торговле может преследовать две цели: защиту национальных интересов, не связанных или косвенно связанных с экономикой (безопасность, окружающая среда, культурное достояние и т.д.), и защиту национального рынка от дезорганизации импорта и экспорта.

Импортная квота, ограничивая  ввоз в страну иностранного товара, приводит к расширению спроса на продукцию национального производства. Использование квоты в отличие от импортного тарифа позволяет точно ограничивать объем импорта.

Экспортные квоты используются в тех случаях, когда цены данного  товара на внутреннем рынке ниже, чем  на мировом. В результате при неограниченных масштабах экспорта может возникнуть его нехватка на внутреннем рынке. Число квотированных товаров по мере приближения цен к мировым снижается.

Право на вывоз квотируемого товара должно быть подтверждено экспортной лицензией. Кроме того, лицензированию подлежат экспорт и импорт специфических товаров: товаров и технологий военного и двойного назначения, ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, наркотических и психотропных средств, ядов.

Информация о работе Прогнозирование и планирование развития внешнеэкономических связей