Прогнозирование спроса на товар

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: ознакомление с понятием хозяйственного риска, видами рисков, методами оценки рисков, методами их сокращения.
Задачи работы обусловлены её содержанием.
В теоретической части необходимо рассмотреть
Сущность хозяйственного риска;
Дать классификацию хозяйственного риска;
Пути сокращения хозяйственных рисков.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................3
1 Сущность экономического прогнозирования...........................................5
2 Хозяйственный риск как экономическая категория.
Понятие риска, его основные элементы и черты .......................................21
2.1 Классификация хозяйственного риска....................................................21
2.2 Прогнозирование хозяйственного риска................................................24
2.3 Пути сокращения хозяйственного риска…………………………...........27
3 Практическая часть…………………………………………......................28
Заключение............................................................................................................32
Список литературы............................................................................................

Файлы: 1 файл

курсач ПСнТА.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Московский  Авиационный Институт

(Государственный Технический Университет)

филиал «Восход»

 

 

Кафедра СЭ и ГН

УТВЕРЖДАЮ

Преподаватель _________Шикина А.А.

«___» _________________ 2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

На тему: «Прогнозирование спроса на товар»

 

По дисциплине: экономическое прогнозирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент группы ДЭ4-07_______Уханов В.О.

 

        «____»_______________2011 г.

 

 

 

 

 

 

Байконур 2011

 

 

Содержание

Введение...........................................................................................................3

1   Сущность экономического прогнозирования...........................................5

2    Хозяйственный риск как экономическая категория.

      Понятие риска, его  основные элементы и черты  .......................................21

2.1 Классификация хозяйственного риска....................................................21

2.2 Прогнозирование хозяйственного риска................................................24

2.3 Пути сокращения хозяйственного риска…………………………...........27

3   Практическая часть…………………………………………......................28

Заключение............................................................................................................32

Список литературы...............................................................................................33

 

Введение

В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, и возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства. Подобная обстановка несколько необычна и непривычна для нашего хозяйственника или просто гражданина, которому предстоит пройти тернистый путь, прежде чем он превратится в подлинного предпринимателя. Осуществление предпринимательства в его любом виде связано с риском, который принято называть хозяйственным, или предпринимательским . Осваивая предпринимательство, нам придется иметь дело с неопределенностью и повышенным риском. В рыночной экономике надо не избегать неизбежного риска, а уметь чувствовать риск, оценивать его степень и не переходить за допустимые пределы.

Цель работы: ознакомление с понятием хозяйственного риска, видами рисков, методами оценки рисков, методами  их сокращения.

Задачи работы обусловлены её содержанием.

В теоретической части необходимо рассмотреть

  • Сущность хозяйственного риска;
  • Дать классификацию хозяйственного риска;
  • Пути сокращения хозяйственных рисков.

В практической части работы необходимо произвести расчет по выданному заданию.

В заключении работы необходимо сделать выводы.

 

Цель и основные задачи исследования. Рассмотреть теоретические основы прогнозирования спроса на товары. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:

1. Изучить сущность и теоретические  основы прогнозирования.

2. Рассмотреть виды прогнозов.

3. Произвести прогноз спроса товара (на примере автомобилей).

При написании работы была использована теоретическая литература по менеджменту, маркетингу и прогнозированию.

 

1.Сущность экономического прогнозирования

1.1 Характеристика основных форм  предвидения

 

В научной литературе, посвященной изучению будущего, понятие «прогнозирование» рассматривается как одна из форм предвидения.

М.М. Бутакова, в учебном пособии «Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов» пишет: предвидение – это опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы и общества. В зависимости от целей исследования будущего, назначения и области использования полученных результатов могут быть выделены различные формы предвидения. Прогноз – это вероятностное суждение о состоянии исследуемого объекта в определённый момент времени в будущем или о путях достижения этого состояния..

Прогноз, по мнению И.В. Бестужева – Лады – вероятностное научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта или об альтернативных путях и сроках достижения объектом этих состояний. В литературе встречаются и другие определения прогноза. Например, Н.Д. Кондратьев считал, что прогноз - это обоснованное заключение от событий, уже данных в опыте, к возможному выходу событий, которые ещё не даны и не наступили. Э. Янч в книге «Прогнозирование научно-технического прогресса» писал, что прогноз – вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Прогноз характеризует будущее с качественной и с количественной стороны. Он выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории и отличается от гипотезы большей определённостью и достоверностью. Специалист в области консультационного бизнеса Б. Карлофф в книге «Деловая стратегия» писал, что «прогноз – это предсказание будущего, основанное на известных тенденциях и известных фактах».

Опираясь на вышеперечисленные высказывания авторов научной литературы, дадим следующее определение:

Прогноз – это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или другой форме суждения о возможном состоянии предприятия и его среды в будущий период времени.

В научной литературе прогнозирование сравнивают с планированием будущего, как одну из форм предвидения. Но в торговле прогнозирование является начальной точкой планирования. Рассмотрим понятие план.

План – это образ исследуемого объекта, модель будущего, система мер, направленных на достижение поставленных целей. Говоря об экономических объектах, его определяют как систему целевых показателей развития экономической системы, функционирования конкретного объекта, а также указание на этапы и способы их достижения, распределение ресурсов, определение ожидаемых результатов и способов их использования. Главная отличительная черта плана - определённость заданий, в нем предвидение получает наибольшую конкретность и определенность. Представляют интерес трактовки понятия планирования отечественными и зарубежными учеными, из множества которых можно выделить определение сущности планирования как самого процесса.

А.М. Ковалевский определят планирование как научное предвидение хода развития и определение конкретных путей осуществления конкретных путей осуществления расширенного воспроизводства, базирующееся на экономической теории, результатах научно-технического прогресса, передового опыта, направленное на достижение поставленных целей.

В.А. Грузинов подчеркивает, что «планирование есть непрерывный процесс, в ходе которого устанавливаются и постоянно уточняются во времени цели и задачи развития предприятия, определяются стратегия и политика по их достижению…».

Дадим сравнительную характеристику прогнозирования и планирования, которая заключается в следующем:

1. Общие черты прогнозов и  планов – опережающий характер  содержащейся в них информации, что отличает предвидение от экономического анализа и статистики. Прогнозирование и планирование могут использовать одинаковые методы и показатели, строиться на основе общей информационной базы. Взаимосвязь между прогнозом и планом заключается прежде всего в том, что прогнозирование-это исследовательская база планирования. Традиционно прогноз предшествует разработке плана, но он может также следовать за ним, определяя возможности достижения запланированных ориентиров.

2. Различия между прогнозом и  планом обусловлены тем, что прогнозирование по своему существу носит характер исследования, научного описания будущего (предсказания), а план – характер целеполагания (предуказания). Прогноз носит вероятностный характер, а план – нормативный. Прогноз имеет вариантное содержание, в то время как план представляет собой однозначное решение, даже если он разработан на вариантной основе. Прогнозирование существует независимо от планирования, хотя может быть составной частью процесса планирования. Непременное требование к планам – их ресурсная обеспеченность, в то время как прогнозы могут предсказывать вероятность достижения цели при неполном обеспечении ресурсами. В процессе планирования в большей степени проявляется влияние субъективного фактора – воли, желаний, устремлений человека, принимающего решения в постановке цели, в выборе способов её достижения.

Итак, как планирование, прогнозирование – это род предвидения, поскольку имеет дело с получением информации о будущем. Вместе с тем между планированием и прогнозированием существуют серьёзные различия. По своему составу прогнозирование шире планирования, так как включает не только показатели деятельности организации, но и разнообразные данные о её внешней среде.

 

 

 

 

1.2 Методы прогнозирования спроса

Для понимания сущности данного вопроса необходимо предварительно дать определения понятий – метод.

Применительно к экономической науке и практике - метод - это: 1) система правил и приемов подхода к изучению явлений и закономерностей природы, общества и мышления; 2) путь, способ достижения определенных результатов в познании и практике; 3) прием теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь, исходящий из знания закономерностей развития объективной действительности и исследуемого предмета, явления, процесса.

Методы прогнозирования – это совокупность приёмов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных об исследуемом объекте вывести суждения определённой достоверности относительно будущего развития объекта.

По оценкам отечественных и зарубежных учёных, в настоящее время насчитываются сотни методов прогнозирования, однако на практике регулярно используются несколько десятков базовых методов (рис. №1).

 

 

Рис. № 1. Классификация методов прогнозирования

 

Из рисунка №1 видно, что вся совокупность методов прогнозирования может быть представлена двумя группами – в зависимости от степени их однородности:

  • простые методы;
  • комплексные методы.

Группа простых методов объединяет однородные по содержанию и используемому инструментарию методы прогнозирования (например, экстраполяция тенденций, морфологический анализ и др.).

Комплексные методы отражают совокупности, комбинации методов, чаще всего реализуемые специальными прогностическими системами.

Кроме того, все методы прогнозирования поделены еще на три класса:

  • фактографические методы;
  • экспертные методы;
  • комбинированные методы.

В основу их выделения положен характер информации, на базе которой составляется прогноз:

1) фактографические методы базируются  на фактическом информационном  материале о прошлом и настоящем развитии объекта прогнозирования. Чаще всего применяются при поисковом прогнозировании для эволюционных процессов;

2) экспертные (интуитивные) методы  основаны на использовании знаний  специалистов-экспертов об объекте  прогнозирования и обобщении  их мнений о развитии (поведении) объекта в будущем. Экспертные методы в большей мере соответствуют нормативному прогнозированию скачкообразных процессов;

3) комбинированные методы включают  методы со смешанной информационной  основой, в которых в качестве  первичной информации наряду с экспертной используется и фактографическая.

В свою очередь, каждый из перечисленных классов также подразделяется на группы и подгруппы. Так, среди фактографических методов выделяются группы:

  • статистических (параметрических) методов;
  • опережающих методов.

Группа статистических методов включает методы, основанные на построении и анализе динамических рядов характеристик (параметров) объекта прогнозирования. Среди них наибольшее распространение получили экстраполяция, интерполяция, метод аналогий (модель подобия), параметрический метод и др.

Группа опережающих методов состоит из методов, основанных на использовании свойства научно-технической информации опережать реализацию научно-технических достижений. Среди методов этой группы выделяется публикационный, основанный на анализе и оценке динамики публикаций.

Среди экспертных методов выделяют группы по следующим признакам:

  • по количеству привлеченных экспертов;
  • по наличию аналитической обработки данных экспертизы (табл. 1).

Прогнозирование спроса в теории осуществляется различными методами. На практике, как правило, реализуется комплексный подход, учитывающий сильные и слабые стороны применяемых методов. Общие методы прогнозирования спроса основываются на:

  • Метод экспертных оценок;
  • Статистические методы (фактографические);
  • Комбинированные методы.

 

 

 

1.2.1 Методы экспертных оценок

Под экспертными оценками понимают комплекс логических и математических пpoцeдyp, направленных на получение от специалистов инфopмaции, ee aнaлиз и oбoбщeниe c цeлью пoдгoтoвки и выpaбoтки paциoнaльныx peшeний.

Таблица № 1

Классификация экспертных методов прогнозирования

Вид экспертизы

Вид обработки мнений

без аналитической обработки

с аналитической обработкой

Индивиду-альная

Интервью

Эксперт-ные

Генера-ция идей

Построе-ние сценария

Метод "дере-ва целей"

Матрич-ный метод

Морфоло-гический анализ

Коллективная

Метод "мозгового штурма"

Метод коллективных экспертных оценок

Метод "Дельфи"

Информация о работе Прогнозирование спроса на товар