Прогнозирование в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:45, контрольная работа

Описание работы

Задача №1 Фирма «Глория» выпускает два вида изделия: А и В. Составьте прогноз объема производства (V) фирмой «Глория» на декабрь планируемого года и в целом на планируемый год на основе среднего месячного объема производства, если за предшествующие 11 месяцев показатели объема производства имели следующие значения (тыс. шт.).
Задача №2 В 2010 году объем реализации (Vр) кирпичного завода составил 750 млн. штук кирпича, в 2012 году – 765 млн. штук. Составьте прогноз объема реализации завода на 2013 – 2014 годы методом экстраполяции по сложившемуся приросту, если условия работы фирмы существенно не изменятся.

Содержание работы

1.Прогнозирование и формирование темпов, пропорций, структуры народного хозяйства, его эффективности в условиях рыночных отношений. 2
2.Планирование на предприятиях сервиса в условиях конкуренции. 11
Задача №1 14
Задача №2 16

Файлы: 1 файл

prognozirovanie_i_planirovanie_v_ekonomike_1.docx

— 72.13 Кб (Скачать файл)

Приоритет критерия масштаба вызывает преимущественное развитие отраслей добычи и первичной переработки  природных ресурсов и повышает долю промежуточного продукта в общем  объеме производства.

Приоритет критерия качественного  уровня предопределяет преимущественное развитие отраслей, непосредственно  формирующих материально-вещественный состав ВВП, требует совершенствования  технологических процессов.

Результат экономического роста  в народном хозяйстве – это  конечная, а не промежуточная продукция. Поэтому экономия текущих материальных затрат предметов труда с точки  зрения конечной продукции равнозначны  дополнительному приросту ВВП. Важнейшая  форма экономии текущих материальных затрат – это прогрессивные структурные  сдвиги в промежуточном продукте. Наиболее существенные: а) массовое замещение  традиционных материалов химическими  продуктами, б) увеличение удельного  веса газа в топливно-энергетическом балансе страны, в) уменьшение габаритов  и массы выпускаемых машин, г) утилизация отходов и т.д.

Под воздействием НТР существенно  интенсифицируются межотраслевые  связи производства и распределения  продукции. А это означает, что  процессы, происходящие в одних отраслях, оказывают все большее влияние  на развитие других отраслей, на сферу  материального производства. В этих условиях обеспечение межотраслевой  пропорциональности народного хозяйства  требует не максимизации выпуска  отдельных отраслей производства, а  решения глобальных социально-экономических  задач: удовлетворение общественных потребностей страны в продовольствии, топливно-энергетических ресурсах, наращивании инвестиционного  потенциала и техническом перевооружении производства, обеспечении эффективного функционирования производственной инфраструктуры. Для решения этих проблем необходима тесная координация групп производства, образующих определенные межотраслевые  комплексы, цель развития которого состоит  в реализации крупной социально-экономической  задачи с минимальными совокупными  затратами. Основой образования  межотраслевых комплексов является единство цели, взаимозаменяемость и  взаимодополняемость конечной продукции, технологическая последовательность обработки исходного сырья и направленность межотраслевых потоков предметов труда.

Выявление закономерностей  динамики важнейших народнохозяйственных пропорций, межотраслевых и межрегиональных  связей отдельной взятой страны на длительную перспективу позволяет  наметить стратегию и разработать  тактику развития экономики на кратко- и среднесрочные периоды. В этом смысле долгосрочное планирование является первичным и основным средством  конструирования эффективного регионального  хозяйственного комплекса.

В планировании и прогнозировании  успешно применяется проверенные  на практике методы: балансовые, вариантного  приближения, технико-экономического и экономико-математического моделирования. Вместе с тем прогнозирование  обогащается и другими методами. Методы, используемые для регионального  и народнохозяйственного планирования и прогнозирования, не имеют  в  принципе существенных различий, однако специфика воспроизводственного процесса отдельного региона обуславливает некоторую модификацию методов и моделей, применяемых в планировании и прогнозировании  экономики страны.

В частности, при моделировании  экономики отдельного региона важно  учесть такие характерные особенности, как:

а) большая «открытость» экономики, вызываемая значительными  встречными потоками сырья, материалов, готовой продукции, трудовых и финансовых ресурсов; в наш век больших  технологий большое значение имеют  электронные торги, на которых предприятия  имеют возможность реализовать  свою продукцию по хорошим ценам  и получить выгодные контракты, но чтобы  иметь возможность участвовать  в торговом аукционе, важно иметь  обеспечение заявки на участие в  конкурсе;

б) необходимость более  полного использования местных  ресурсов с учетом их структуры (при  имеющихся критериях освоения) и  решения  социальных задач;

в) значительные структурные  сдвиги, обусловленные преимущественным развитием тех отраслей, которые  имеют благоприятные экономические  условия;

г) постоянные изменения  условий развития, его источников;

д) ограниченная управляемость  региональным эффектом, научно-техническим  прогрессом, так как ряд его  важнейших итогов не зависит от непосредственных затрат в регионе.

Факторы, которые необходимо учитывать при прогнозировании  отраслевых структурных сдвигов:

  • Структура и объем потребительского спроса,
  • Уровень развития производительных сил,
  • НТР,
  • Рост материального и культурного уровня жизни населения,
  • Уровень интенсификации производства,
  • Степень общественного разделения труда и развития прогрессивных форм организации общественного производства,
  • Наличие природных ресурсов и степень их освоения,
  • Место страны в международном разделении труда и ее внешнеэкономические связи.

В практике социально-экономического прогнозирования и стратегического  планирования для количественной оценки эффективности использования экономического потенциала народного хозяйства применяется система показателей, состоящая из двух подсистем – подсистемы показателей целевой эффективности и подсистемы показателей ресурсной эффективности. К первой подсистеме относятся показатели экономических результатов общественного производства в сопоставлении с численностью населения - ВВП, ВНП, национальный доход на душу населения, а также показатели объема накопленных материальных ценностей в расчете на душу населения.

В подсистему показателей  ресурсной эффективности входят соотношения между величиной  полученных результатов и массой ресурсов (производительность труда, фондоотдача  и др.).

Эффективность народного хозяйства на уровне национальной экономики прогнозируется в процессе разработки баланса народного хозяйства и межотраслевого баланса. Полученные прогнозные оценки эффективности находят затем применение при составлении прогнозов экономического роста и структурных сдвигов в народном хозяйстве.

При разработке социально-экономических  прогнозов на среднесрочную перспективу  и подготовке комплексных целевых  программ по решению отдельных проблем  эффективность рассчитывается также  по отдельным отраслям экономики  и территориальным единицам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Планирование на предприятиях  сервиса в условиях конкуренции

Планирование является способом, с помощью которого руководство  обеспечивает единое направление усилий всех работников предприятия для достижения его общих целей Планирование в сфере услуг имеет ряд особенностей и, которые обусловлены спецификой самих услуг и процессов организации их предоставления.

Важность и необходимость  планирования обусловлена тем, что в его процессе анализируются будущие состояния компании, происходит поиск отдельных решений в различных условиях развития ситуации на рынке. То есть при помощи использования стратегического планирования компания оказывается готова к тому, что может произойти с ней в будущем.

Следует отметить, что процесс стратегического планирования в различных областях экономической деятельности имеет ряд особенностей. Если говорить об особенностях формирования методики выработки стратегического планирования на малых предприятиях сферы услуг, то можно заметить, что такие особенности проистекают из самой специфики сервисной деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Специфика сферы услуг  и генерируемые ею проблемы для формирования методики стратегического планирования

Особенности сферы  услуг

Проблемы, порождаемые  спецификой сферы услуг

Одновременное производство и потребление услуг, невозможность  их хранения

  • проблема регулирования спроса и предложения услуг;
  • проблема обособления торговли услугами от торговли товарами, в которой многие операции основываются на торговом посредничестве и возможности хранения товаров.

Тесное переплетение продажи  товаров и предоставления услуг

  • проблема выделения и учёта услуг

Государственные интересы (защита, регламентация) в сервисной сфере (в отличие от материального производства

  • проблема несовершенной конкуренции

На процесс выработки  методики стратегического планирования на предприятиях сферы услуг будут  также влиять основные особенности  стратегического планирования на предприятиях, такие как:

  • Сложность в организации стратегического планирования: проявляется в том, что малые размеры компаний этого сегмента не предполагают создание большого числа структурных подразделений в их составе. То есть, в отличие от крупных компаний, которые могут позволить себе организацию специализированных служб, ответственных за стратегическое планирование, на малых предприятиях функции стратегического планирования будут являться дополнительными к основным обязанностям оперативного менеджмента. Такое функциональное «перекрещивание», с одной стороны, снижает эффективность работы управленческих служб, но, с другой стороны, повышает концентрацию информации внутри компании, то есть ответственные за принятие тактических решений обычно в полной мере располагают и оперируют информацией стратегического характера.
  • Чрезвычайная важность стратегического планирования на малых предприятиях: обусловлена тем, что зачастую малые предприятия не обладают достаточным запасом прочности. Если проводить аналогию с предыдущим пунктом и сравнить по данному параметру малые и крупные предприятия, то можно заметить, что на крупных предприятиях, за счет эффекта масштаба деятельности, больших размеров активов и так далее, очень велик запас прочности. Несмотря на то, что крупные предприятия менее гибкие, с большими трудностями приспосабливаются к рыночным изменениям, тем не менее, в условиях кризисных ситуаций они обладают большими шансами «выстоять» за счет накопленных резервов. Малые предприятия являются более гибкими структурами, но, при этом, их резервы не так велики, поэтому стратегическое планирование как фактор, повышающий готовность к будущим переменам, рыночным потрясениям, для них особенно важно.
  • Стратегическое планирование как фактор перехода к новым формам ведения бизнеса. В данном случае следует заметить, что организация бизнеса в форме малого предприятия может быть обусловлена различными причинами и может преследовать различные цели. В частности, в отдельных рыночных сегментах малый бизнес является наиболее эффективной формой ведения бизнеса, то есть это состояние компании будет являться неизменными за счет влияния фактора экономической обоснованности. В то же время, возможна такая ситуация, когда организация бизнеса в форме малого предприятия обусловлена наличием необходимых средств и ресурсов, и его успешное функционирование может стимулировать дальнейшее расширении компании. В этом случае малое предприятие можно считать лишь переходной формой организации компании, и целью ее работы является ее рост. В таком случае стратегическое планирование должно строиться исходя из кардинально других принципов, не как фактор взаимодействия с будущим рыночным состоянием, а как фактор доведения компании до ее следующего состояния. То есть все стратегические решения должны приниматься с учетом того состояния компании, которое она желает достигнуть.

Планирование деятельности сервисного предприятия имеет ряд  особенностей, обусловленных спецификой самих услуг и процессов их предоставления и затрудняют работу по составлению планов деятельности предприятия. Так в материальном производстве существует прочная фиксированную связь между экономическими факторами (например, нормы времени или расхода сырья и материалов для всех выполняемых работ), то при предоставлении услуг такие связи являются более гибким и сложным Использование стандартов, правил, норм и нормативов при обслуживании клиентов часто затруднено или невозможно, а связь между экономическими или технологическими фак торами во многом определяется самим потребителем услуг, его преимуществами, вкусом, возможностями.

Для большинства предприятий, обслуживающих клиентов, трудно точно  определить, а следовательно, и составить обоснованный план общего объема услуг. Натуральные показатели оказываются неприемлемыми из-за многообразия и несопоставимости отдельных услуг, а стоимостные - вследствие отсутствия объективной денежной оценки многих услуг и работ (например, в образовании, здравоохранении и др.) Поскольку деятельность  отрасли в значительной степени зависит от объема и структуры спроса на услуги, предоставляемые планирования в организациях сферы обслуживания, в отличие от производственных предприятий, имеет иной характер и решает несколько задач.

Задачи планирования в  сфере услуг:

- обеспечение целенаправленного  развития организации и всех  ее структурных подразделений;

- своевременное распознавание  проблем и возможностей в сфере  услуг, разработка конкретных  мероприятий, направленных на  поддержку благоприятных тенденций  или сдерживание негативных;

- координация деятельности  структурных подразделений и  работников предприятия в сфере  услуг;

- создание объективной  базы для эффективного контроля, оценки деятельности предприятия  на основании сравнения фактических  параметров с планируемыми;

- мотивирование трудовой  активности работников с использованием  степени выполнения плановых  заданий по предоставлению услуг,  как основного показателя;

- информационное обеспечение  работников (планы должны иметь  сведения о цели, сроки и условия  выполнения работ по предоставлению  услуг)

Все менеджеры сервисного предприятия, независимо от их иерархического уровня и должности, даже в самых  маленьких подразделениях выполняют  функцию планирования

Информация о работе Прогнозирование в экономике