Производственные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 20:22, контрольная работа

Описание работы

Производственные конфликты – это любые виды борьбы между индивидами и социальными группами, цель которых достижение или сохранение средств производства, экономической позиции, власти или других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также подчинение, нейтрализация, либо устранение действительного или мнимого противника.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Производственные конфликты и пути их разрешения……………..4
2. Сущность, типы и причины производственных конфликтов……..11
Заключение……………………………………………………………………..17
Список литературы…………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

Производственные конфликты.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

Экономика и социология труда
 

Производственные конфликты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2008

План:

 

Введение………………………………………………………………………….3

1.          Производственные конфликты и пути их разрешения……………..4

2.          Сущность, типы и причины производственных конфликтов……..11

Заключение……………………………………………………………………..17

Список литературы…………………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема конфликта на производстве – одна из актуальных в социологии и экономике труда. Она охватывает широкий круг вопросов, среди которых определение понятия конфликт, его природы как общественного явления, причин возникновения, возможностей разрешения конфликта, а также типология, классификация конфликтов, выявление их роли в общественной жизни и т.д.

Причины возникновения конфликтов могут быть самыми разнообразными. Особую значимость они приобретают в условиях трудовых отношений, ибо здесь конфликты, если они окажутся неуправляемыми, способны не только дезорганизовать производство, но и привести к большим социальным потрясениям. Поэтому изучение производственных конфликтов, их типологии, способов разрешения представляется весьма актуальным аспектом.

Противоречия пронизывают все сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную, духовную. Одновременное обострение всех названных видов противоречий создает зоны кризиса. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.

Производственные конфликты – это любые виды борьбы между индивидами и социальными группами, цель которых достижение или сохранение средств производства, экономической позиции, власти или других ценностей, пользующихся общественным признанием, а также подчинение, нейтрализация, либо устранение действительного или мнимого противника.

 

 

 

 

1. Производственные конфликты и пути их разрешения
 

Прежде чем перейти к непосредственному изложению проблемы, дадим определение понятия «конфликт».

Конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, взглядов оппонентов как субъектов взаимодействия. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп.

Обостренные противоречия порождают открытые или скрытые конфликты, если они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость их интересов.

Как социальное явление конфликт был впервые рассмотрен А.Смитом. В работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» он писал, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество между ними. Противоречия рассматривались им как движущие силы развития общества.

Большой вклад в осмысление социальных конфликтов внес Гегель. В «Философии права» одну из причин этих конфликтов он видел в социальной поляризации между накоплением богатства «в руках немногих» и ужасающей бедностью.[1]

Производственная организация как целое может быть представлена в единстве трёх её подсистем: фор­мальной, социотехнической и неформальной. Работая в данной орга­низации, человек оказывается в центре их взаимодействия: первые две оживляет, в третьей живёт.

В первых двух подсистемах работник это, прежде всего, человек-функция, в третьей - человек-личность, хотя, разумеется, деление достаточно условно: выполняемые индивидом производственные функции всегда личностно окрашены.

Основой противоречий и конфликтов в формальной и социотехнической подсистемах явля­ются недостатки организационного характера. Формальная и социо­техническая подсистемы данной производственной организации мо­гут проектироваться сознательно, ориентируясь на реализацию целей, поставленных перед данной организацией извне или, в случае создания мелких организаций, формировать свою внутреннюю структуру стихийно, но опять же для достижения цели, ради которой эта организация создавалась.

Но и в том и в другом случае организационная структура, какой бы идеальной она ни была, рано или поздно перестаёт соответство­вать постоянно меняющимся внешним условиям: необходимости выпуска новой продукции, смене технологии и др.

А организационная структура есть не что иное, как совокупность рабочих мест и связей между ними. Эти рабочие места и связи дол­жны быть сбалансированы.

Человек, поступив на работу, в первую очередь, узнаёт о том, что и как он должен делать, т.е. ему определяются его функции, средства для их реализации, обязанности и права, а в вертикальной иерархи­ческой структуре также объём властных полномочий.

В реальной производственной организации работают живые люди. Выполняя свои производственные функции, они, обладая сво­ими личностными особенностями, образуют неформальную органи­зацию со своими связями, отношениями и конфликтами. В нашей типологии они называются субъектными. Перейдем к рас­смотрению их природы и путей разрешения.

Все процессы в организации осуществляются через реальное общение и взаимодействие людей в совместной деятельности, и неред­ко обострение противоречий приводит к возрастанию напряжённос­ти в коллективе.

Одним из обстоятельств, способствующих тому, что организационные проблемы становятся причинами разногласий между людьми, является их склонность приписывать определённый личностный характер официальным, служебным отношениям, зависящим на самом деле не от личностных особенностей работника, а от занимаемой им позиции в организационной системе взаимодействия и предписываемых этой позиции соответствующих действий.

Объективные противоречивые ситуации, возникающие в деятельности людей, создают потенциальную возможность возникновения конфликтов, которая переходит в реальность только в сочетании с субъективными факторами. Какие бы объективные условия ни суще­ствовали, вступают в конфликт, в конечном счете люди, поэтому от их отношения к ситуации, их восприятия её зависит, какое развитие она получит.

Способы и методы разрешения производственных конфликтов

Многие конфликты происходят потому, что люди занимают определён­ные позиции, а затем фокусируют все усилия на защите этих позиций, вместо того, чтобы определить скрытые нужды и интересы, которые вынудили их эти позиции занять. Таким образом, их ложная ориента­ция становится препятствием для поиска решения, которое бы учиты­вало скрытые интересы участвующих в конфликте сторон. Как сказано в этой книге, примирение интересов, а не позиций эффективнее по двум соображениям. Во-первых, для любого интереса обычно может суще­ствовать несколько возможных позиций, которые ему удовлетворяют. Чаще всего люди занимают наиболее очевидную позицию. Но если за противоположными позициями попытаться найти мотивирующие инте­ресы, можно обнаружить некоторую альтернативу, которая удовлетво­рит интересы обеих сторон.[2]

Фишер и Юри полагают, что примирение интересов может дать лучшие результаты по сравнению с примирением позиций, потому что за противоположными позициями находятся как противоположные, так и совпадающие интересы. Следовательно, решение можно найти, отыс­кав совместные или перекрывающиеся интересы.

Итак, ключ к разрешению конфликта, который будет эффективен для всех, - это распознавание скрытых желаний или страхов (дру­гого человека или ваших собственных). Такое знание позволяет вам найти решения, которые удовлетворят эти желания или рассеют страхи и устранят возникшую проблему.[3]

Если проблему решить не удалось, нужно повторить все преды­дущие шаги, стараясь при этом осознать переживания, возникающие как в случае успешного разрешения проблемы, так и в случае, если вновь не удалось достичь желаемых результатов.

Описанные этапы разрешения конфликта содержат лишь некоторые указания, реализация которых требует вовлечения личности.

Все описанные этапы выхода из конфликта должны быть в каж­дом конкретном случае предприняты обеими сторонами. Основой для совместных поисков может стать обмен мнениями, предложени­ями, соображениями по поводу каждого определённого этапа.

Прежде всего при этом важно взять свои эмоции под контроль. Внимательно выслушивать другую сторону, её интересы, нужды и желания, давая при этом понять, что слова другого человека и дру­гих людей услышаны вами. Собственные желания и интересы изла­гать как можно конкретнее (и честнее). В результате переходить к стадии сбора интуитивно найденных решений. После этого следует рассмотреть все возможные варианты, выбирая оптимальный, кото­рый удовлетворяет обе стороны. При таком подходе субъектный кон­фликт может быть разрешён наиболее успешно.

Следует остановится подробнее на описании следующих методов разрешения конфликтов.

Метод избегания конфликта - может выражаться, например, в уходе с политической арены того или иного политического деятеля или в угрозе ухода; в избегании встреч с противником и т.д. Однако избегание конфликта не означает его ликвидацию, ибо остается сама его причина.

Метод переговоров - позволяет избежать применения насилия. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что не­избежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы сторон, объективно оценить истинное соотношение сил и условия примирения. Переговоры позволяют рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согласию, консен­сусу, открыть путь к сотрудничеству.

Метод использования посредничества. Это примирительная проце­дура. В роли посредников могут выступать как организации, так и ча­стные лица. Эти функции могут выполнять не только правительствен­ные, но и любые другие учреждения и организации, отдельные лично­сти. Практика подтверждает, что удачно подобранный посредник мо­жет быстро урегулировать конфликт там, где без его участия согласие было бы невозможно. Так, в сложных социальных конфликтах на Западе роль посредников выполняют лауреаты Нобелевской премии. Та­кая практика наглядно демонстрирует те высокие требования, которые предъявляются личности посредника (авторитет, нравственность, про­фессиональная компетентность, высокий интеллект).

Метод откладывания - нередко означает сдачу своих позиций. Это действие распространено на практике. Но здесь важно подчеркнуть, что сторона, «сдавшая свои позиции», по мере накопле­ния сил и изменения ситуации в ее пользу сделает, как правило, попытку вернуть утраченное.

Метод третейского разбирательства, или арбитраж. При раз­боре строго руководствуются нормами законов, в том числе между­народного права.

Рекомендации, позволяющие ускорить
процесс разрешения конфликта

Поиск путей выхода из конфликтных ситуа­ций способствует выработке и других мето­дов разрешения социальных конфликтов. Осмысление природы и содержание общественных конфликтов позволило ученым, социологам и практикам выработать рекомендации, которые могут помочь ускорить процесс разрешения конфликта:

      во время переговоров приоритет должен отдаваться обсужде­нию вопросов, касающихся содержания конфликта;

      стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности;

      необходимо демонстрировать взаимное уважение друг к другу;

      участники переговоров должны гласно и доказательно раскрывать позиции друг друга и сознательно создавать атмосферу публичного обмена мнениями;

все участники переговоров должны проявлять склонность к консенсусу, т.е. к согласию.[4]

     Вывод: Главное в разрешении производственного конфликта в том, что нужно обрести умение с пользой применять любой из способов, сознательно делать тот или иной выбор, исходя из конкретной конфликтной ситуации. Успешное разрешение конфликта связано с определенными ус­ловиями:

1)     своевременной и точной диагностикой его причин. В ходе диагностики выявляются объективно существующие противоречия, интересы, цели. На основе такого анализа определяется так называемая деловая зона конфликта;

2)     обоюдной заинтересованностью сторон в преодолении про­тиворечий, что возможно при взаимном признании интересов каж­дой из сторон. Для этого важно субъектам конфликтов освободить­ся от недоверия друг к другу;

3)     совместным поиском путей преодоления конфликта. В дан­ной ситуации могут быть использованы самые разные средства и методы, некоторые их которых были рассмотрены в третьей и четвертой главе данной контрольной работы.

Социальный конфликт внешне похож на спиралеобразные при­родные явления, такие, как водовороты, вихри и т.д. Вполне допус­тимо рассматривать каждый этап конфликта в виде витка спирали, имеющей свои подъемы и спады, напряженность и разрядку. Так, в конфликте действительно наблюдается рост психологической на­пряженности. Но этот рост не может быть бесконечен. Доходя до определенной точки, он как бы разряжается, после чего наступает спад напряженности. Признание такого спиралеобразного движе­ния отношений в конфликте важно, так как позволяет находить и использовать средства регулирования данных отношений.

Информация о работе Производственные конфликты