Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 07:31, доклад
Промышленная политика – это совокупность действий государства как института, предпринимаемых для оказания влияния на деятельность хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей и т.д.), а также на отдельные аспекты этой деятельности, относящиеся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции.
Настоящий доклад разработан Комитетом по промышленной политике Совета Федерации Федерального Собрания РФ и в рамках деятельности по составлению докладов о промышленной политике, осуществляемой на регулярной основе. Предыдущий доклад, носящий название «Цели, методы и меры промышленной политики Российской Федерации» был утвержден Комитетом по промышленной политике Совета Федерации в 2004 г.
Если конкуренция на рынке коммунальных услуг затруднительна (такая ситуация возможна в малых городах), то представляется необходимым введение раздельного учета при предоставлении услуг ЖКХ. Это позволит достаточно четко определить издержки на содержание инфраструктуры, текущие затраты и т.д. Тарифы в любом случае должны покрыть текущие затраты, а также часть капитальных.
Государство (как федеральная власть, так и региональная) должно четко определиться с тем, какие категории граждан должны и могут быть защищены бюджетными субсидиями. Эти субсидии необходимо выделять гражданам непосредственно, поскольку никто, кроме них самих не может выбрать оптимальное соотношение цена-качество применительно к услугам ЖКХ. В то же время государство должно позаботиться о том, чтобы на рынке существовал выбор между разными поставщиками данных услуг.
Требуют решения правовые проблемы, связанные с объединением граждан, проживающих в одном доме. Только на основе таких объединений возможно наличие равных и эффективных отношений между потребителем и поставщиком жилищно-коммунальных услуг. При этом необходимо выработать схему решения таких болезненных вопросов как принудительная продажа жилья, собственник которого либо нарушает правила эксплуатации жилья, либо проявляет неспособность платить за его обслуживание, а также контроль за деятельностью правления и председателя ТСЖ.
6.3. Наука и высшее образование.
Содержание огромного числа научных учреждений за счет государственного бюджета представляется крайне неэффективным. Государству нужно определить собственные приоритеты в области научного поиска и организовать систему государственного научного заказа, который на конкурсной основе будет распределяться среди научных организаций любой формы собственности.
Подобно научной сфере, система высшего образования также характеризуется раздутыми штатами, низкой эффективностью использования бюджетных средств и отсутствием четких приоритетов деятельности.
Для промышленной политики имеет большое значение состояние рынка труда и обеспечение производства квалифицированными кадрами. Государство должно обеспечивать финансированием не организации высшего образования, а самих студентов, выделяя им средства для обучения. Понятно, что государственные средства получат не все студенты, а лишь наиболее талантливые (что, впрочем, реализуется и сегодня – в менее приемлемых формах). Помимо прочего, такая система позволит более тонко и целенаправленно проводить государственную политику в области подготовки кадров.
6.4. Оборонно-промышленный сектор.
Промышленная политика в сфере ОПК должна учитывать складывающиеся в мире тенденции развития производства вооружений и военной техники, а также материально-технического и транспортного обеспечения вооруженных сил. В этой связи можно сформулировать основные меры.
1) Сохранение под
2) Передача управления казенными военными заводами, о которых шла речь в предыдущем пункте, управляющим компаниям на конкурсной основе (отделение собственности от управления на казенных военных заводах).
3) Поэтапный перевод всех прочих видов оборонных производств (в т.ч. производства комплектующих, полуфабрикатов, изделий военного назначения и пр.) в общегражданский режим функционирования в рамках рыночной экономики. С этой целью должно быть произведено сближение спецификаций продукции оборонного назначения с используемыми на рынках спецификациями аналогичной продукции гражданского назначения. Развитие аутсорсинга в производстве товаров и услуг для Вооруженных сил.
4) Создание возможностей
для участия российских
5) Разработка законодательства,
регулирующего использование
6) Повышение прозрачности
оборонного бюджета для
7) Перевод в сферу
гражданского использования
6.5. Развитие институтов
государственно-частного
Основным фактором, определяющим долгосрочные перспективы бюджетных систем современных государств является все большая их неспособность справляться со всем объемом государственных обязательств. Можно ожидать особенного обострения этой проблемы к концу десятилетия, когда начнется массовый выход на пенсию первого послевоенного поколения.
В качестве решения проблемы в мировой практике все большее распространение получает идея «государственно- частного партнерства» или «партнерства государства с частным сектором» (public & private partnership). Это название объединяет широкий класс контрактов, направленных на реализацию одной или обеих следующих целей:
ГЧП включает следующие типы контрактов:
ГЧП может применяться (а зачастую и уже применяется в зарубежных странах) в таких сферах, как транспортная и коммунальная инфраструктура, эксплуатация жилья и иной недвижимости, образование, здравоохранение, культура, досуг, спорт, пожарная охрана, пенитенциарная система, фундаментальная наука.
Для России наиболее перспективным в ближайшие годы будет применение ГЧП в транспорте, ЖКХ, здравоохранении, образовании, фундаментальной науке. Необходимо ускорить создание соответствующей нормативной базы и осуществлять мониторинг применения законов, регулирующих режимы ГЧП.
В настоящее время начинается реализация проектов в соответствии с концессионной схемой ГЧП. Главным образом, в сфере автодорожной инфраструктуры. Целесообразно расширить применение этих форм на другие виды инфраструктуры, в первую очередь транспорт (внутренний водный транспорт, морские порты, аэропорты и т.д.) и коммунальные сети, обеспечив соответствующую законодательную и политическую поддержку.
6.6. Законодательство о банкротстве.
Банкротство является необходимым институтом современной экономической системы. Однако в том виде, как оно существует в России сейчас, законодательство о банкротстве содержит в себе серьезный конфликт интересов, ведущий к многочисленным злоупотреблениям.
Законодательство о банкротстве должно быть усовершенствовано в следующих аспектах:
- весь процесс банкротства
на всех его этапах должен
быть полностью гласным и
- государство не должно иметь привилегий по сравнению с другими кредиторами на всех шагах процедуры банкротства.
6.8. Поддержка отечественного
производителя на
В экономической теории протекционизм (т.е. защита внутреннего рынка) давно утратил былые позиции. Тем не менее, в социально-политическом пространстве он по-прежнему пользуется популярностью. Это обстоятельство необходимо учитывать при присоединении страны к различным системам свободной торговли.
Важно, чтобы само по себе членство или отсутствие членства России в ВТО, СНГ, ЕС, ОПЕК или других союзах не стимулировал взлет отечественного протекционизма, следствием которого может стать нанесение ущерба российским потребителям и замедление экономического роста. Так, например, вхождению России в ВТО не должно предшествовать повышение импортных пошлин.
Система ВТО предполагает фиксацию таможенных тарифов на уровне, соответствующем времени вступления страны в эту организацию. В то же время, ВТО не запрещает снижать тарифы. Именно по такому пути и должна идти Россия – фиксировать существующие тарифы (а не завышать их в процессе переговоров) и планомерно снижать тарифные ставки по мере развития российской промышленности.
Конечной целью должен стать переход к системе и политике государственной поддержки отечественного производителя на международных рынках, исключающей ухудшение положения отечественных потребителей. При такой системе главная функция российского государства состоит в противодействии попыткам других государств осуществлять дискриминацию российских производителей и наносить им ущерб.
Основным направлением государственной поддержки отечественных производителей должна стать поддержка экспорта мерами, которые не запрещены международными обязательствами России. Поддержка экспорта – одно из важнейших направлений современной экономической политики. К числу конкретных мер такой поддержки относятся следующие:
- помощь в преодолении
административных и иных
- организация информационной,
аналитической и прогнозной
- организация банков
данных внешнеторговой
- оказание информационно-консультационных услуг экспортерам;
- содействие потенциальным
экспортерам в поиске деловых
партнеров, в особенности в сферах,
где влияние зарубежных
- организационно-информационное
содействие в организации
- помощь в ведении
деловых переговоров, заключении
контрактов и разрешении
- сертификация экспортных проектов;
- осуществление в определенных случаях государственной финансовой поддержки экспортеров в формах, допускаемых международными обязательствами России (в частности, в качестве мер противодействия аналогичным действиям правительств других государств);
- содействие в разрешении торговых конфликтов на внешних рынках;
- помощь в подготовке
тендерной документации и
7. Действия, предпринимаемые для
реализации краткосрочных и
С момента утверждения Комитетом по промышленной политике предыдущей версии доклада была проведена определенная законодательная работа, в рамках которой удалось реализовать некоторые его положения. В ходе работы над законопроектами, которые разрабатываются и рассматриваются в настоящее время, Комитет намерен реализовывать положения настоящего доклада.
Лицензирование. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в полном соответствии с Конституцией РФ устанавливает, что предпринимательская деятельность подлежит лицензированию лишь в случаях, когда это необходимо для защиты законных интересов граждан, обороноспособности и безопасности страны, культурного наследия народов, и когда данная деятельность не может регулироваться иными способами. С момента принятия закона в него были внесены поправки, исключающие некоторые виды деятельности из сферы действия лицензирования. Кроме того, в него была внесена поправка, предусматривающая возможность замены лицензирования страхованием для отдельных видов деятельности.
Информация о работе Промышленная политика Российской Федерации