Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 10:39, курсовая работа
За последние годы в нашей стране изменилось очень многое, и скорость этих изменений поражает. Всего каких-то 20 лет назад мы жили при «развитом социализме», а теперь наша страна – государство с рыночной экономикой. Трансформация политико-экономической системы происходила болезненно, все население страны ощутило на себе последствия этой перестройки: безработица, социальная необустроенность и езащищенность, политическое, социальное и экономическое расслоение общества, рост преступности, потеря былого военного и политического статуса государства на мировой арене и др. Спустя определенный период времени все это воспринимается несколько иначе и все эти процессы требуют осмысления и современной адекватной оценки.
Преимущества отрасли
Традиции: развитая отраслевая наука, не имеющие аналогов в мире конструкторские разработки, уникальная отечественная школа НИОКР. Высокий экспортный потенциал. Экспорт вооружений и военной техники - «визитная карточка» российской промышленности на мировых рынках. В 2007 году он составил около 7 млрд долл. Пристальное внимание власти развитию и реформирования ОПК в последние годы. В 2006 г. были приняты Федеральная программа по техническому перевооружению и развитию ОПК и Государсвенная программа развития вооружений на 2007-2015 гг. Приняты важнейшие решения по созданию холдингов в авиастроении (ОАК) и судостроении (ОСК). Правительство намерено поддерживать процесс технологического перевооружения через субсидирование процентной ставки по кредитам на техперевооружение, через отраслевые программы и крупные проекты. Рост промышленного производства ОПК в 2007 году составил 115,1% к 2006 году. При этом производство гражданской продукции увеличилось на 8,9%. Доля гражданской продукции в общем объеме производства составила 38,6 процента. В гражданском секторе опережающими темпами развивалось судостроение, производство авиационной техники, вычислительной техники и средств связи, технологического оборудования для топливно-энергетического комплекса, изделий медицинской техники.
Проблемы отрасли
После распада СССР четверть предприятий остались вне территории России. Производственно-кооперационные цепочки разорваны, утрачены либо устарели важнейшие технологии. Треть предприятий оборонпрома РФ - фактические банкроты. Инвестиции в исследования и разработки в России в 10 раз ниже, чем в развитых странах. Фондовооруженность работников - в 2-3 раза ниже. Больше половины станочного парка на многих предприятиях изношено на 100%. В ряде случаев производство современных боевых систем держится на трех-четырех пожилых специалистах высокого уровня, которым нет замены. Военное производств в РФ необычайно затратно: государство дает небольшие военные заказы; огромные заводы производят мелкие партии или даже единичные образцы техники и оружия, притом что постоянные затраты на содержание мощностей остаются такими же. Низкая производительность труда: норма выработки на одного рабочего в среднем по ОПК - 340 тыс. рублей. За последние 15 лет не выполнено 8 программ реформирования оборонной промышленности. У ОПК, чтобы сохранить производственный потенциал, осталось два направления: экспорт вооружений и конверсия. Ставка на перевод мощностей, производящих вооружение, на выпуск гражданской продукции пока не оправдалась. Комплекс находится в сильной зависимости от зарубежных заказов, а, значит, и от политической конъюнктуры.
Подотрасли
Крупнейшие компании
Судостроение.
Отрасль транспортного машиностроения.
Преимущества отрасли
Развитая, хотя и устаревшая инфраструктура,
научная и конструкторская
Проблемы отрасли
За последние десять лет объем
государственного оборонного заказа сократился
в 20 раз, а гражданского судостроения
- более чем в 5 раз. Уровень использования
мощностей на судостроительных предприятиях
снизился до 20-25 процентов. Резкое сокращение
объемов строительства
Подотрасли
Крупнейшие компании:
Автомобильная промышленность.
Согласно новой стратегии
Преимущества отрасли
Доступность сырья и энергии.
Наличие квалифицированных кадров.
Наличие существующих мощностей поддающихся глубокой модернизации.
Огромный потребительский
Проблемы отрасли
Отсталость технологической
Высокая энергоемкость производства.
Низкая конкурентноспособность отечественной продукции.
Недостаток квалифицированных кадров.
Конкуренция с иностранными производителями.
Отсутствие производителей качественных комплектующих.
Имидж отечественной продукции.
Подотрасли
Крупнейшие предприятия
Авиакосмическая промышленность.
Авиационная промышленность играет особую роль в экономике Российской Федерации: насчитывая 248 предприятий, общая выручка которых в 2011 году составила более 608 млрд рублей, и обеспечивая в настоящее время более 400 тысяч высококвалифицированных рабочих мест, она вносит существенный вклад в ВВП страны. При этом для неѐ неизменными остаются две главные задачи – обеспечение безопасности страны и (наряду с другими видами транспорта) транспортной мобильности населения, в целях реализации конституционного права граждан на свободу передвижения по всей территории страны. В рамках настоящей Программы под авиастроительной отраслью понимается совокупность предприятий финальной интеграции, предприятий – производителей авиационных компонентов для финальной продукции, а также учреждений сферы науки и технологий.
Сфера финальной интеграции включает сегменты самолѐто- и вертолѐтостроения, а в сферу авиационных компонентов входят следующие сегменты:
Особенностями мирового рынка самолѐтов и вертолѐтов, авиационных систем и компонентов являются значительный объѐм и стабильный рост на протяжении последних десятилетий. Ожидается, что основной движущей силой развития авиационной отрасли останется рост пассажиро- и грузопотоков, которые до 2025 года вырастут соответственно в 2 и 2,3 раза. В этот период ожидается еще большее смещение спроса из Европы – основных рынков авиационной техники на сегодняшний день – в направлении Азии, что не только откроет новые возможности для развития нынешних мировых лидеров авиастроения, но и даст шанс новым игрокам на глобальном рынке авиационной техники. Также сохранится тенденция к увеличению гражданского сегмента относительно военного.
Выход на рынок новых участников ограничивают ряд существенных инвестиционных, технологических и конкурентных барьеров. Среди последних необходимо особо отметить высокий уровень консолидации отрасли, растущий уровень глобальной конкуренции и возросшие требования наличия бренда, положительной репутации компаний на рынке, а также изменение бизнес-модели производства и сборки самолетов/вертолетов (уменьшение количества «финальных» поставщиков с параллельной передачей данным поставщикам дополнительных функций).
В то же время актуальный опыт компаний Бразилии и Канады, в частности, успешный выход бразильской компании Embraer на мировой рынок региональных самолѐтов, а канадской компании Bombarbier – на рынок бизнес-авиации, показывает, что эти барьеры не являются непреодолимыми.
В 2011 году объѐм рынка самолѐтостроения, включая продукцию военного и гражданского применения, составил 155,0 млрд долларов США. Ожидается, что вслед за ростом мировых пассажиро- и грузопотоков спрос на новые воздушные суда (ВС) увеличится до 2025 года почти в 2,4 раза.
Крупнейшей страной-
Объѐм рынка вертолѐтостроения в 2011 году составил 20,3 млрд долл. США. Крупнейшим игроком на нѐм являются страны ЕС: в 2011 году ими было произведено вертолѐтов всех видов на сумму 8,8 млрд долл. США (43,3% мирового рынка вертолѐтостроения). Доля Российской Федерации на этом рынке составляла 14,2%, в основном за счѐт продаж военных вертолѐтов. Объѐм рынка авиационных двигателей в 2011 году составил 57 млрд долл. США, авионики – 21 млрд долл. США, авиационных систем и агрегатов – 44 млрд долл. США. Крупнейшим производителем в мире на этих рынках являются США: в 2011 году здесь было произведено авиационных двигателей всех видов на сумму 33 млрд долл. США (57,6% рынка), авионики – на сумму 15,1 млрд долл. США (72,7% рынка), агрегатов и систем – на сумму 15,6 млрд долл. США (35,2% рынка).
Информация о работе Промышленность – главная отрасль в экономике