Промышленность – главная отрасль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

За последние годы в нашей стране изменилось очень многое, и скорость этих изменений поражает. Всего каких-то 20 лет назад мы жили при «развитом социализме», а теперь наша страна – государство с рыночной экономикой. Трансформация политико-экономической системы происходила болезненно, все население страны ощутило на себе последствия этой перестройки: безработица, социальная необустроенность и езащищенность, политическое, социальное и экономическое расслоение общества, рост преступности, потеря былого военного и политического статуса государства на мировой арене и др. Спустя определенный период времени все это воспринимается несколько иначе и все эти процессы требуют осмысления и современной адекватной оценки.

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 128.58 Кб (Скачать файл)

Преимущества отрасли

Традиции: развитая отраслевая наука, не имеющие аналогов в мире конструкторские  разработки, уникальная отечественная  школа НИОКР. Высокий экспортный потенциал. Экспорт вооружений и  военной техники - «визитная карточка»  российской промышленности на мировых  рынках. В 2007 году он составил около 7 млрд долл. Пристальное внимание власти развитию и реформирования ОПК в последние годы. В 2006 г. были приняты Федеральная программа по техническому перевооружению и развитию ОПК и Государсвенная программа развития вооружений на 2007-2015 гг.  Приняты важнейшие решения по созданию холдингов в авиастроении (ОАК) и судостроении (ОСК). Правительство намерено поддерживать процесс технологического перевооружения через субсидирование процентной ставки по кредитам на техперевооружение, через отраслевые программы и крупные проекты.  Рост промышленного производства ОПК в 2007 году составил 115,1% к 2006 году. При этом производство гражданской продукции увеличилось на 8,9%. Доля гражданской продукции в общем объеме производства составила 38,6 процента. В гражданском секторе опережающими темпами развивалось судостроение, производство авиационной техники, вычислительной техники и средств связи, технологического оборудования для топливно-энергетического комплекса, изделий медицинской техники.

Проблемы отрасли

После распада СССР четверть предприятий  остались вне территории России. Производственно-кооперационные цепочки разорваны, утрачены либо устарели важнейшие технологии. Треть предприятий  оборонпрома РФ - фактические банкроты. Инвестиции в исследования и разработки в России в 10 раз ниже, чем в развитых странах. Фондовооруженность работников - в 2-3 раза ниже. Больше половины станочного парка на многих предприятиях изношено на 100%. В ряде случаев производство современных боевых систем держится на трех-четырех пожилых специалистах высокого уровня, которым нет замены. Военное производств в РФ необычайно затратно: государство дает небольшие военные заказы; огромные заводы производят мелкие партии или даже единичные образцы техники и оружия, притом что постоянные затраты на содержание мощностей остаются такими же. Низкая производительность труда: норма выработки на одного рабочего в среднем по ОПК - 340 тыс. рублей. За последние 15 лет не выполнено 8 программ реформирования оборонной промышленности. У ОПК, чтобы сохранить производственный потенциал, осталось два направления: экспорт вооружений и конверсия. Ставка на перевод мощностей, производящих вооружение, на выпуск гражданской продукции пока не оправдалась. Комплекс находится в сильной зависимости от зарубежных заказов, а, значит, и от политической конъюнктуры.

Подотрасли

  • Производство ядерного оружия;
  • Ракетно-космическая промышленность;
  • Авиационная промышленность;
  • Военное судостроение;
  • Бронетанковая промышленность;
  • Производство стрелкового оружия и боеприпасов;
  • Производство артиллерийского вооружения;

Крупнейшие компании

  • ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» (Москва);
  • Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Уралвагонзавод» (Нижний Тагил, Свердловской обл.);
  • Объединенная промышленная корпорация «ОБОРОНПРОМ» (Москва);
  • Корпорация " Иркут " (Москва);
  • АХК "Сухой" (Москва);
  • ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение» (г. Королев Московская обл.);
  • ФГУП «ПО «Севмаш» (Северодвинск, Архангельская обл.);
  • Российская самолетостроительная корпорация (РСК) МиГ (Москва).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Судостроение.

Отрасль транспортного машиностроения. 160 оборонных предприятий с ежегодной выручкой 110 млрд руб. и 200 гражданских заводов, выпускающих продукцию на сумму около 12 млрд руб. Военные суда составляют 77% объема производства судостроительной промышленности. Особенность отрасли - создание сложных и дорогих объектов (от 10 млн долл. до 3 млрд долл.), сроки создания которых составляют 12-60 и более месяцев, в постройке участвует огромное количество предприятий различных отраслей народного хозяйства. В 2007 году в отрасли зафиксировано увеличение производства в гражданском судостроении на 9,2%. Экспортные возможности гражданского судостроения в последние годы реализуются постройкой на отечественных верфях преимущественно корпусов судов по заказам иностранных фирм.

Преимущества отрасли

Развитая, хотя и устаревшая инфраструктура, научная и конструкторская школа. СССР обеспечивал треть мирового военного кораблестроения, а в области  гражданского судостроения страна входила  в десятку самых развитых стран  мира. Аккумулируя в своей продукции  достижения большого числа смежных  отраслей народного хозяйства (металлургии, машиностроения, электроники и т.п.), судостроение стимулирует их развитие. Разработана Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Одним из инструментов реализации Стратегии  должна стать ФЦП «Развитие гражданской  морской техники» на 2009-2016 годы.

Проблемы отрасли

За последние десять лет объем  государственного оборонного заказа сократился в 20 раз, а гражданского судостроения - более чем в 5 раз. Уровень использования  мощностей на судостроительных предприятиях снизился до 20-25 процентов. Резкое сокращение объемов строительства гражданских  судов в России не обеспечивает восполнение  естественного старения отечественного флота. У российских судовладельцев нет средств для строительства судов, а высокие стоимости кредитных российских денег и их короткие сроки возмещения практически не позволяют строить суда за счет кредитов российских банков. Налоговая политика не способствует привлечению заказов на отечественные верфи, приводит к росту стоимости строящихся для отечественных судовладельцев судов на 15-25% превышающую стоимость аналогичных судов, строящихся для российских судовладельцев на зарубежных верфях.

Подотрасли

  • Судостроительное производство (военное и гражданское)
  • Судоремонт
  • Судовое машиностроение и электротехника
  • Морское приборостроение
  • Производство морского вооружения

Крупнейшие компании:

  • ОАО Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург);
  • ФГУП «ПО «Севмаш» (Северодвинск, Архангельская обл.);
  • ФГУП «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург);
  • ФГУП «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург);
  • ОАО «Выборгский судостроительный завод»;
  • ОАО "Балтийский завод" (Санкт-Петербург);
  • Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калининград);
  • «Объединенная судостроительная корпорация (ОСК)».

 

 

 

 

 

 

 

 

Автомобильная промышленность.

Согласно новой стратегии развития автопрома, одобренной Владимиром Путиным, в России взят курс на развитие в стране производств, занятых лицензионной автосборкой иностранных моделей. По итогам первой половины 2007 года на долю иностранных брендов пришлось 34% от общего объема выпуска новых легковых автомобилей в России. К сравнению, в 2006 году этот показатель был на уровне чуть более 20%. В 2007 году на территории России было выпущено около 450 тысяч штук легковых иномарок. Аналитики прогнозируют, что уже в 2008 году в России соберут порядка 600 тысяч легковых иномарок, а в 2010 году производство иномарок превысит 1 миллион единиц. К тому моменту иностранные бренды будут занимать почти две трети российского автопрома. Еще один из итогов развития отрасли в 2007 году - перенос акцента в промсборке с привлечения иностранных автопроизводителей на привлечение российских производителей автокомпонентов. Общий объем инвестиций в российскую автомобильную отрасль в рамках соглашений, заключенных в 2007 году, составил более $1,8 млрд. При росте импорта к 2010 году до 2 миллиона автомобилей, а также производстве 1,2-1,3 миллионов автомобилей в режиме промсборки при ожидаемом масштабе рынка в 3,5 миллионов автомобилей с небольшим, ниша для российских автомобилей остается совсем незначительной - 600-700 тысяч штук. В сфере производства грузовиков и автобусов сохраняется определенный потенциал как в области реализации на внутреннем рынке, так и в сфере экспорта. Но такая благоприятная ситуация не вечна: уже к 2010 году отечественное производство автобусов и грузовиков столкнется с жесткими конкурентам – автосборочными компаниями.

Преимущества отрасли

Доступность сырья и энергии.

Наличие квалифицированных кадров.

Наличие существующих мощностей поддающихся  глубокой модернизации.

Огромный потребительский рынок.

Проблемы отрасли

Отсталость технологической базы.

Высокая энергоемкость производства.

Низкая конкурентноспособность отечественной продукции.

Недостаток квалифицированных  кадров.

Конкуренция с иностранными производителями.

Отсутствие производителей качественных комплектующих.

Имидж отечественной продукции.

Подотрасли

  • Производство легкового автотранспорта
  • Производство грузового автотранспорта
  • Производство автобусов
  • Производство спецтехники
  • Производство комплектующих
  • Шинная промышленность

Крупнейшие предприятия

  • ОАО «АВТОВАЗ»;
  • «Группа ГАЗ»;
  • Группа компаний «КАМАЗ» ;
  • Группа СОК;
  • ОАО «Северсталь-авто»;
  • ОАО «Автофрамос».

 

 

 

 

 

 

 

 

Авиакосмическая промышленность.

Авиационная промышленность играет особую роль в экономике Российской Федерации: насчитывая 248 предприятий, общая выручка  которых в 2011 году составила более 608 млрд рублей, и обеспечивая в настоящее время более 400 тысяч высококвалифицированных рабочих мест, она вносит существенный вклад в ВВП страны. При этом для неѐ неизменными остаются две главные задачи – обеспечение безопасности страны и (наряду с другими видами транспорта) транспортной мобильности населения, в целях реализации конституционного права граждан на свободу передвижения по всей территории страны. В рамках настоящей Программы под авиастроительной отраслью понимается совокупность предприятий финальной интеграции, предприятий – производителей авиационных компонентов для финальной продукции, а также учреждений сферы науки и технологий.

Сфера финальной интеграции включает сегменты самолѐто- и вертолѐтостроения, а в сферу авиационных компонентов входят следующие сегменты:

  • Авиационное двигателестроение;
  • Авионика;
  • Производство агрегатов и систем;

Особенностями мирового рынка самолѐтов и вертолѐтов, авиационных систем и компонентов являются значительный объѐм и стабильный рост на протяжении последних десятилетий. Ожидается, что основной движущей силой развития авиационной отрасли останется рост пассажиро- и грузопотоков, которые до 2025 года вырастут соответственно в 2 и 2,3 раза. В этот период ожидается еще большее смещение спроса из Европы – основных рынков авиационной техники на сегодняшний день – в направлении Азии, что не только откроет новые возможности для развития нынешних мировых лидеров авиастроения, но и даст шанс новым игрокам на глобальном рынке авиационной техники. Также сохранится тенденция к увеличению гражданского сегмента относительно военного.

Выход на рынок новых участников ограничивают ряд существенных инвестиционных, технологических и конкурентных барьеров. Среди последних необходимо особо отметить высокий уровень консолидации отрасли, растущий уровень глобальной конкуренции и возросшие требования наличия бренда, положительной репутации компаний на рынке, а также изменение бизнес-модели производства и сборки самолетов/вертолетов (уменьшение количества «финальных» поставщиков с параллельной передачей данным поставщикам дополнительных функций).

В то же время актуальный опыт компаний Бразилии и Канады, в частности, успешный выход бразильской компании Embraer на мировой рынок региональных самолѐтов, а канадской компании Bombarbier – на рынок бизнес-авиации, показывает, что эти барьеры не являются непреодолимыми.

В 2011 году объѐм рынка самолѐтостроения, включая продукцию военного и  гражданского применения, составил 155,0 млрд долларов США. Ожидается, что вслед за ростом мировых пассажиро- и грузопотоков спрос на новые воздушные суда (ВС) увеличится до 2025 года почти в 2,4 раза.

Крупнейшей страной-производителем в самолѐтостроении в 2011 году являлись США: здесь было произведено самолѐтов всех видов на сумму 82,0 млрд долл. США (53% мирового рынка самолѐтостроения). Россия практически не была представлена на мировом рынке новых гражданских ВС, и еѐ доля на рынке самолѐтостроения составляла 3,4% – в основном благодаря продажам военных самолѐтов.

Объѐм рынка вертолѐтостроения  в 2011 году составил 20,3 млрд долл. США. Крупнейшим игроком на нѐм являются страны ЕС: в 2011 году ими было произведено вертолѐтов всех видов на сумму 8,8 млрд долл. США (43,3% мирового рынка вертолѐтостроения). Доля Российской Федерации на этом рынке составляла 14,2%, в основном за счѐт продаж военных вертолѐтов. Объѐм рынка авиационных двигателей в 2011 году составил 57 млрд долл. США, авионики – 21 млрд долл. США, авиационных систем и агрегатов – 44 млрд долл. США. Крупнейшим производителем в мире на этих рынках являются США: в 2011 году здесь было произведено авиационных двигателей всех видов на сумму 33 млрд долл. США (57,6% рынка), авионики – на сумму 15,1 млрд долл. США (72,7% рынка), агрегатов и систем – на сумму 15,6 млрд долл. США (35,2% рынка).

Информация о работе Промышленность – главная отрасль в экономике