Промышленность – главная отрасль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

За последние годы в нашей стране изменилось очень многое, и скорость этих изменений поражает. Всего каких-то 20 лет назад мы жили при «развитом социализме», а теперь наша страна – государство с рыночной экономикой. Трансформация политико-экономической системы происходила болезненно, все население страны ощутило на себе последствия этой перестройки: безработица, социальная необустроенность и езащищенность, политическое, социальное и экономическое расслоение общества, рост преступности, потеря былого военного и политического статуса государства на мировой арене и др. Спустя определенный период времени все это воспринимается несколько иначе и все эти процессы требуют осмысления и современной адекватной оценки.

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 128.58 Кб (Скачать файл)

Российская Федерация в этих секторах представлена в основном за счѐт поставок компонентов для военных  применений: еѐ доля на рынках авиационных  двигателей, авионики, агрегатов и систем в 2011 году составила соответственно 3,5%, 6% и менее 1%.

К 2025 году объѐм мирового рынка  авиационной продукции вырастет в 2,1 раза, что составит 595 млрд долл. США. При этом около 75% указанной суммы придется на гражданский сегмент.

Доля российских производителей авиационной  продукции в денежном выражении  к 2025 году составит 4,7 % и 9,7% в гражданском  и военном сегментах соответственно. Производительность труда на предприятиях отрасли авиастроения к 2025 году достигнет  значения 13 188 тыс. рублей на человека в  год.

В период с июля 2001 года, когда Советом  Федерации Федерального собрания Российской Федерации было принято Постановление  № 274-СФ от 20.07.2001 года «О поддержке гражданского авиастроения и гражданской авиации  в Российской Федерации», в котором  развитие гражданского авиастроения

признавалось приоритетной задачей, по 2011 год вышло три постановления Правительства РФ и был принят ряд федеральных программ, направленных на поддержку развития авиационной промышленности.

В «Основах государственной политики Российской Федерации в области  авиационной деятельности на период до 2020 года», утверждѐнных Президентом  РФ в апреле 2012 года, в качестве объективной  необходимости и одного из условий  обеспечения безопасности, социально-экономического и инновационного развития Российской Федерации названо наличие мощного  авиационного потенциала.

С 2002 по 2011 год на развитие авиастроения из федерального бюджета было выделено 119 млрд рублей, а в период с 2006 по 2009 год с целью повышения эффективности отрасли были созданы пять корпораций в соответствующих сегментах авиастроения, которые объединили большинство предприятий отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сельскохозяйственное  машиностроение.

Сельскохозяйственное машиностроение – это область промышленности, занимающаяся производством и обслуживанием техники, предназначенной для работы в сельском хозяйстве. Пред этой отраслью промышленности поставлена задача не только производства, но и дальнейшего технического усовершенствования сельскохозяйственной техники с внедрением новейших технологий машиностроения, направленного на полную механизацию сельского хозяйства.

Сельскохозяйственное машиностроение включает в себя:

    1. Комбайностроение – отрасль, занимающаяся производством комбайнов различных модификаций.

 

    1. Тракторостроение – отрасль, производящая тракторы, двигатели и запасные части к тракторам и комбайнам, а также сельскохозяйственные агрегаты.

 
Как комбайностроение, так и тракторостроение начало своё активное развитие в начале ХХ века. С тех пор сельскохозяйственное машиностроение получило широкое развитие во многих странах мира. В странах  СНГ лидирующее положение занимают российские и белорусские производители, техника которых не уступает по качеству и производительности таким предприятиям с мировым именем, как американские компании John Deere и AGCO и европейские FIAT и CLAAS, являющиеся мировыми лидерами в производстве сельхозтехники.

Сельскохозяйственное  машиностроение специализируется на производстве техники, предназначенной для основных и промежуточных сельскохозяйственных работ.

    1. Комбайны. Техника данного вида подразделяется на зерноуборочные, кормоуборочные комбайны, а также комбайны для уборки корнеплодов и овощей.

 
• кормоуборочные комбайны предназначены для скашивания трав и культур, идущих на корм скоту. В таком комбайне стебли очищаются и измельчаются с одновременной погрузкой в транспортное средство;

 

 
• зерноуборочные комбайны являются одним из самых сложных видов сельскохозяйственной техники. Такой комбайн непрерывно выполняет предварительную обработку зерновых культур – срезает культуру, отделяет зёрна от колосьев, провеивает. Таким образом в кузов комбайна зерно поступает чистым. Некоторые модели совмещают в себе функции зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов;

 
• комбайны для уборки корнеплодов в свою очередь подразделяются на комбайны для уборки той или иной культуры, но принцип их работы один – культура выкапывается, корнеплод отделяется от ботвы, накопленные в бункере корнеплоды впоследствии выгружаются в транспортное средство;

 
• комбайны для уборки овощей имеют те же принципы, что и предыдущие, с той разницей, что они не выкапывают культуры, а срезают стебли наземных культур, а затем отделяют плоды от ботвы. 
Комбайны могут быть как самоходными, так и прицепными. Последние являются более простыми и прицепляются к трактору.

    1. Тракторы. Это самоходные машины, предназначенные в основном для тяги различных прицепных устройств (комбайнов, прицепной техники или агрегатов). Тракторы могут обладать как колёсным, так и гусеничным ходом. На сегодняшний день производится несколько видов тракторов, сельскохозяйственные отличаются повышенными требованиями к конструкции, поскольку им приходится обрабатывать большие площади. Так, сельскохозяйственные тракторы обладают двигателями с большим количеством оборотов и многоступенчатой коробкой передач.

Сельскохозяйственные тракторы в  свою очередь подразделяются на: 
 
• пропашные, предназначенные для послепахотной обработки почвы, отличаются проходимостью в междурядьях, также с их помощью можно осуществлять вспашку лёгких почв;

 
• пахотные, предназначенные для сплошной пахоты;

 
• транспортные, предназначенные для перевозки грузов на прицепах, имеют только колёсный  ход. Тракторы на гусеничном ходу предназначены в основном для перемещения по почве, асфальтовое покрытие они могут разрушить, передвижение колёсных тракторов по почве значительно затруднено.

    1. Сельскохозяйственные агрегаты. С помощью этой техники производятся промежуточные сельскохозяйственные работы. Существуют следующие виды агрегатов:

 
• почвообрабатывающие машины – культиваторы, глубокорыхлители, бороны – предназначены для обработки земли – рыхления, образования гряд и колей, при этом культиваторы и глубокорыхлители более глубоко врезаются в почву, культиваторы также можно использовать для прополки и окучивания, бороны выравнивают верхний слой почвы;

 
• сеялки предназначены для посева, различают специальные сеялки, предназначенные для посева одного или нескольких культур, и универсальные, способные высевать семена всех культур.

Сельскохозяйственное  машиностроение является, пожалуй, самой  развивающейся отраслью машиностроения. В этой отрасли постоянно ведутся  исследования, внедряются новые разработки, направленные на усовершенствование и  автоматизацию сельскохозяйственных работ.

Крупнейшие предприятия России и Белоруссии, занимающиеся производством  сельскохозяйственной техники:

  • ОАО «Ростсельмаш»;
  • ОАО «Росагроснаб»;
  • Концерн «Тракторные заводы»;
  • ОАО «Лидагропроммаш».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Железнодорожное машиностроение.

Железнодорожный транспорт в транспортной системе России занимает одно из ведущих мест. Он обеспечивает 82% общего грузооборота и больше 40% - пассажирского.  В последние 4 года  объемы железнодорожных перевозок существенно увеличились, и в перспективах тенденция должна сохраниться. Прирост пассажирооборота – 3%, а грузооборота - около  5%, достигнув 155 млрд. лкм и 1655 млрд ткм.

По предварительным подсчетам  показатели пассажирооборота и грузооборота на железных дорогах к концу 2010 г, увеличатся по сравнению с 2003г, на 15% и 45% соответственно, достигнув 178 лкм. и 2521 млрд. ткм.

В связи с этими данными железнодорожное  машиностроение играет  стратегическую роль в развитии системы обеспечения железнодорожного транспорта в странах СНГ и России.

Железнодорожное машиностроение можно  разделить на четыре направление: 
1) грузовое вагоностроение;

 
2) локомотивостроение;

 
3) производство путевой техники;

 
4) пассажирское вагоностроение.

Грузовое вагоностроение.

 
В настоящий момент наблюдается  износ подвижного состава, являющегося  собственностью ОАО «РЖД»,- в общем 70%. При этом почти 12% инвентарного парка  уже выработало свой срок службы, но их использование продолжается из-за неудовлетворенного спроса ОАО «РЖД»  на новые вагоны.

Учитывая допущенные ранее отставания в производстве подвижного состава, и в силу значительного  износа в ближайшее время требуется глобальное пополнение парка вагонов. Источниками производства в настоящий момент являются приобретение абсолютно нового подвижного состава и полная модернизация вагонов с истекшим сроком пригодности на вагоноремонтных заводах.   

Локомотивостроение.

 
Железнодорожные перевозки осуществляются благодаря локомотивам 2 типов: тепловозами  и электровозами (46% от общего количества).

На начало 2004г доля электрифицированных  линий составила почти 49,5%, при том, что на них выполняется больше 82% грузооборота. 
  
На январь 2005г парк локомотивов ОАО «РЖД» составляло около 30,1 тыс. локомотивов, из них пассажирских  - 12% от общего количества транспорта. Помимо этого около 1,5 тыс. единиц маневровых тепловозов принадлежит только промышленным компаниям.  Прогнозируется среднегодовой прирост потребности на уровне 2-3% от всего имеющегося парка.

В настоящий момент образовался  износ локомотивного парка и  дефицит в новых локомотивах. С целью решить проблему дефицита ОАО «РЖД» была принята программа  поддержания парка локомотивов  в период 2003-10гг, согласно которой  разработаны несколько направлений: закупка новых и модернизация старых локомотивов с просроченным сроком.

Производство путевой техники.

 
Это техника, которая предназначена  для полного обеспечения ремонта, строительства и содержания верхнего строения пути (ВСП).

Одним из самых крупных ремонтных  баз для железных дорог России является филиал ОАО «РЖД» Калужский  завод «Ремпутьмаш» - предприятие, в  состав которого входит 11 заводов ОАО «РЖД» с общей численностью рабочих почти 9 000 человек. 
 Данное предприятие обеспечивает около 46% общего рынка оборудования и техники, используемых хозяйством железных дорог Российской Федерации, и производят абсолютно весь ассортимент путевой техники.

Пассажирское вагоностроение.

 
На сегодняшний день состояние  пассажирского парка плачевно и  характеризуется полным износом, цифры  не утешительны, к 2004г – 53%. 
Пополнение подвижного состава в настоящий момент пытается осуществляться 2 способами -  закупка у производителей новой техники и капитальный ремонт имеющейся на вагоноремонтных заводах.

 
Предприятия, отвечающие за производство путевой техники.

Калужский завод «Ремпутьмаш» - производство рельсошлифовальных,  выправочно-отбивочно-рихтовочных,  кюветоочистительных,  щебнеочистительных, вакуумно-уборочных, снегоуборочных, диагностических путевых машин, стабилизирующих, гидравлического инструмента, вагонных замедлителей, дизелей фирмы "Камминз", капитальный ремонт выпускаемых и применяемых на железнодорожных дорогах путевых машин.

Абдулинский завод по ремонту путевых машин и изготовлению запасных частей (г. Абдулино, Оренбургская обл.) – производство и ремонт гидравлического инструмента, вагоны, используемые для состава засорителей, кап. ремонт укладочных кранов, а так же механизированных платформ. 
  
Верещагинский завод по ремонту путевых машин и изготовлению запасных частей (г. Верещагино, Пермская обл.) -  производство и ремонт снегоуборочных машин, капитальный ремонт хоппер-дозаторов, составов для засорителей, думпкар, торфовозов, минераловозов, цистерн.

Предприятия РФ пассажирских вагонов:

  • ЗАО «Вагонмаш» - предприятия производства вагонов электропоездов;
  • ОАО «Торжокский вагоностроительный завод» - производство вагонов метро;      
  • ОАО «Метровагонмаш»;
  • ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод».

Крупные производители грузового подвижного состава:

  • ФГУП «Уралвагонзавод»;
  • ОАО «Вагоностроительная компания Мордовии - ОАО «Алтайвагон»;
  • ОАО «ПО «Брянский машиностроительный завод»;
  • ОАО «Абаканвагонмаш»; 
  • ООО «Калининградский вагоностроитель».

Производители локомотивов в РФ:

  • ОАО «ПО «Новочеркасский электровозостроительный завод» (Ростовская обл.):
  • ОАО «Коломенский завод» (Московская область);
  • ОАО «ПО «Брянский машиностроительный завод» (Брянская область);
  • ОАО «Людиновотепловоз» (Калужская область);
  • ОАО «Пензадизельмаш» (Пензенская область).

Информация о работе Промышленность – главная отрасль в экономике