Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:50, курсовая работа
После обретения независимости, в "наследство" от советской системы Армения получила абсолютно нежизнеспособную экономику, оказавшись, пожалуй, в самой тяжелой ситуации из всех стран Закавказья. Из аграрно-индустриальной страны, где развивались металлообработка, машиностроение, химическая, легкая, пищевая промышленность, Армения превратилась в маленькое государство, которое не могло похвастаться ни богатым природно-ресурсным потенциалом, ни выгодным географическим положением, ни плодородными почвами. Без нефти, газа и выходов к морю Армения оказалась к тому же в экономической блокаде, поскольку из-за Нагорно-Карабахского конфликта оказалась отрезанной от Азербайджана и Турции, а из-за грузино-абхазского конфликта - от России.
Введение…………………………………………………………………….2
Состояние промышленности в Армении………………………………3
Экономические районы Армении……………………………………….4
Структура промышленности Армении…………………………………5
Структура собственности Армении…………………………………….8
Российский капитал в Армении………………………………………..10
Итоги приватизации……………………………………………………….13
Перспектива…………………………………………………………………16
Список используемой литературы……………………………………..18
СТРУКТУРА СОБСТВЕННОСТИ
В
Армении сформировалась
частная, государственная
собственность, собственность
общин, а также
смешанная собственность. В ведении государства находится имущество, закрепленное за управленческими учреждениями (выполняющими функции законодательной, исполнительной и судебной власти), государственными некоммерческими организациями, а также акции в уставных капиталах акционерных обществ (величина пакетов акций варьируется от 100% до 10-15% в отдельных АО) и других коммерческих организаций. Государственным является также недвижимое имущество, в том числе административные здания. Часть государственных АО или АО с государственным участием подлежат приватизации в рамках действующей программы приватизации государственного имущества, другая часть не будет приватизирована (по крайней мере в рамках действующей программы) или право на их использование будет передано частному сектору иным способом.
В собственности городских
и сельских общин, согласно
Закону "О местном
самоуправлении",
могут находиться движимое
и недвижимое имущество,
денежные средства,
а также другие имущественные
права. Собственностью
общин являются детские
дошкольные, образовательные,
культурные учреждения,
находящиеся на территории
данной общины, системы
коммунально-бытовых
услуг (орошения, водоснабжения
и водоотведения, теплоснабжения
и др.). Она отделена
от государственной
собственности и собственности
граждан и юридических
лиц и используется
для исполнения обязательных
полномочий общины. Разгосударствление в Армении шло по трем направлениям. Оно началось с приватизации сельскохозяйственных земель (с которой фактически начались и экономические реформы), осуществленной за короткие для масштабных преобразований сроки (1991-1993 гг.). Осенью 1991 г. политическое руководство страны приняло принципиальное решение о приватизации земли, зданий, сооружений, скота, птицы и техники. Масштабы и темпы работ были грандиозны. Достаточно отметить, что из 861 колхозов, совхозов и межхозяйственных предприятий, имевшихся в Армении на 01.01.1991 г., уже к началу декабря 1991 г. было ликвидировано 713. За эти 11 месяцев было образовано 164,5 тыс. крестьянских и 11,6 тыс. крестьянских коллективных хозяйств, которым было выделено 344,6 тыс. га сельскохозяйственных угодий (пашня, многолетние насаждения, сенокосы) или 49,4% сельскохозяйственных угодий республики. Еще через год, на 01.12.1992 г., было зарегистрировано 236,3 тыс. крестьянских и 6,7 тыс. крестьянских коллективных хозяйств, с 408,8 тыс. га сельскохозяйственных угодий (58,4%). На ту же дату было приватизировано 343,4 тыс. голов крупного рогатого скота (79,4% всего поголовья от начала приватизации).
|
РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ В АРМЕНИИ
Развитие экономических отношений между Российской Федерацией и Республикой Армения обусловлено исторически сложившимися тесными и многосторонними производственными и научно-техническими связями, совместными стратегическими интересами.
Торговля Российской Федерации с Республикой Армения регламентируется двусторонним Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о свободной торговле от 30 сентября 1992 г., Протоколом о поэтапной отмене изъятий из режима свободной торговли от 30 января 2004 г. к этому Соглашению, Протоколом от 6 февраля 2008 г. о внесении изменений в Соглашение о свободной торговле, Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 20 октября 2000 г. и Протоколом о внесении в него изменения от 25 сентября 2007 г.
Взаимный товарооборот с 2004 по 2010 годы постоянно увеличивался. Если в 2004 году он составил 208,4 млн. долл. США, то в 2010 году он был 859,1 млн. долл. США, рост в 4 раза. Положительное торговое сальдо традиционно складывается в пользу России.
Основу российского экспорта в Армению составляют поставки минеральных продуктов, машин, оборудования и транспортных средств, продовольственных товаров и сельхоз сырья, металлов и изделий из них, продукции химической промышленности, каучука, драгоценных камней, драгметаллов и изделий из них.
В структуре импорта из Армении преобладают продовольственные товары и сельхоз сырье, драгоценные камни, драгметаллы и изделия из них, машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности, каучук, текстиль, текстильные изделия и обувь.
Российские компании представлены в основных секторах экономики республики – энергетическом, транспортном, телекоммуникационном, банковском, страховом, горнодобывающем.
Перспективными отраслями для инвестиций остаются добывающая и обрабатывающая промышленности, особенно цветная металлургия, а также телекоммуникации и энергетика. По состоянию на 1 января 2011 г., общее число предприятий и обособленных подразделений с российским капиталом в Армении составило 1277. Удельный вес этих предприятий в общем количестве предприятий с участием иностранного капитала составил 27,6%.
Российская Федерация остается лидером среди стран-инвесторов в армянскую экономику и занимает первое место среди крупнейших иностранных инвесторов. Доля России в привлеченных в Армению инвестициях составляет порядка 38,5%. Кроме того, в общем объеме поступающих в Армению из-за рубежа частные трансферты переводы из России занимают первое место (1113,4 млн. долл. США в 2010 году, что превышает товарооборот между Россией и Арменией).
Из наиболее значимых инвестиционных проектов, реализуемых российскими компаниями в Армении, можно выделить следующие:
– в соответствии с инвестиционной программой, ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» осуществляет модернизацию «Ереванской ГЭС», «Аргел ГЭС», «Арзни ГЭС», «Разданской ТЭС». Выполнены реабилитационные работы на «Севанской ГЭС» и «Канакерской ГЭС». До 2013 года корпорация планирует инвестировать около 40 млн. долл. США;
– инвестиционная программа ЗАО «Электрические сети Армении» на 2009-2011 годы предусматривает вложение средств в размере 180,3 млн. долл. США (100% акций компании принадлежит ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»). Основной целью инвестиций является реализация специальных программ и повышение качества обслуживания потребителей;
– общий объем капитальных вложений компании ЗАО «АрменТел» (бренд «Beeline») в телекоммуникационную отрасль Армении за 2007-2009 годы составил 180 млн. долл. США. Инвестиции «АрменТел» в оцифровку аналоговых станций в Армении за последние два года составили порядка 200 млн. долларов США;
– инвестиции GeoProMining в течение 2009-2010 годов превысили 260 млн. долларов США, из которых 19,8 млн. долларов США – на капитальные и операционные затраты для запуска фабрик GPM Gold и Агаракского медно-молибденового комбината. Более 25 млн. долл. США затрачено на погашение долгов бывших владельцев, выплаты налоговых долгов в бюджет Республики Армении.
– ЗАО «Банк ВТБ (Армения)» (100% акций ЗАО «Банк ВТБ (Армения)» принадлежит ОАО Банк ВТБ) входит в число лидеров банковской системы Армении. На сегодняшний день он владеет самой крупной и разветвленной филиальной сетью в Армении (68 филиала, из которых 24 в Ереване и 44 в регионах Армении). Одним из наиболее крупных проектов банка является инвестиционный проект по организации горнорудного производства на Техутском медно-молибденовом месторождении, на который планируется предоставить кредит в размере 283,3 млн. долл. США.
– российская управляющая компания ОАО «Ситроникс» разработала бизнес-план по управлению заводом «Марс» (передан в счет погашения госзадолженности Армении перед Россией). Данный проект высокотехнологичен, в рамках его реализации будут созданы армяно-российский технопарк и венчурный фонд в размере 40 млн. долларов США. По предварительной договоренности с российской стороной, намечается внедрить высокотехнологичные направления в таких сферах, как органическая химия, фармацевтика, микробиология, альтернативная энергетика, лазерные технологии;
– совместное армяно-российское предприятие ЗАО «АрмРосгазпром» (80% компании принадлежит российской стороне). «АрмРосгазпром» обладает монопольным правом на поставку и распределение российского природного газа на внутреннем рынке Армении. Инвестиционная программа ЗАО «АрмРосгазпрома» в Армении на 2009-2011 годы составляет 169,6 млн. долл. США.
– компания ОАО «Газпром» подтвердила участие своей дочерней компании «АрмРосГазпром» в проекте строительства нефтепровода Иран-Армения. Общая стоимость проекта оценивается в 250-260 млн. долл. США. Мощность нефтепровода составит около 1,5 млн. тонн в год.
– регулярно вкладывает средства в модернизацию и развитие железнодорожной инфраструктуры ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога», инвестиции только за январь-июнь 2011 года составили 16,5 млн. долл. США.
Одним из перспективных направлений сотрудничества может стать организация производства и создание венчурного фонда для развития новых технологий (планируемый объем инвестиций – 10,0 млн. долларов США) на площадях ЗАО «РАО Марс» в условиях свободной экономической зоны (Закон вступил в силу в июне 2011 года) с последующей реализацией готовой продукции на местном, региональном и мировом рынках
ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ
Разгосударствление в Армении шло по трем направлениям. Первое – приватизация сельскохозяйственных земель (с этого фактически начались экономические реформы). Она осуществлена за короткие для масштабных преобразований сроки (1991-1993 гг.), что стало причиной недостаточной разработки законодательства для закрепления земель за новыми собственниками и их рационального использования. В результате сельское хозяйство оказалось раздробленным на многочисленные мелкие индивидуальные хозяйства (их в республике около 320 тыс.), не стремящиеся к кооперации и расширению своей деятельности. Другим недостатком было отставание в темпах перевода на новые отношения предприятий, занимающихся переработкой и хранением сельхозпродукции, а также выпускающих технику для крестьян.
Второе направление отвечало за приватизацию государственного жилищного фонда (1993-1998 гг.). Благодаря ее проведению каждый гражданин безвозмездно стал хозяином своей квартиры. Эта акция имела не только широкую социальную направленность, но и в значительной степени повлияла на формирование и становление рынка недвижимости.
Третье направление касалось государственных предприятий и объектов незавершенного строительства. Начало изменениям в этой области дало постановление правительства о приватизации 335 малых хозяйственных единиц в сфере торговли, общественного питания и платных услуг (март 1991 г.). Разгосударствление первых крупных и средних структур осуществлено лишь в мае 1995 г., когда путем свободной подписки на акции переведены на рыночные рельсы 10 больших по меркам республики заводов машиностроения, электротехнической, легкой и пищевой промышленности. К началу 2003 г. приватизировано 1 736 крупных и средних предприятий1 (598 из них относились к промышленности и торговле, 467 – к сельскому хозяйству, 252 – к строительству, 83 – к транспорту и связи, 33 – к энергетике, 18 – к здравоохранению). Кроме того, по 146 объектам различных отраслей право распоряжения акциями передано Министерству по управлению государственным имуществом.
Разгосударствление крупных и средних структур проводилось следующими методами: 1 084 предприятий (62,4%) с помощью свободной подписки на акции, 437 (25,2%) – путем прямой продажи2, 120 (6,9%) – на конкурсной основе, 62 (3,6%) – по лотовым аукционам, 32 (1,8%) – через аукционы, 1 (менее 0,1%) – в результате продажи акций на фондовой бирже.
Кроме того, в республике перешли в частные руки 7 146 малых хозяйствующих структур и 55 объектов незавершенного строительства. Закрыто 43 предприятия, рыночная реорганизация которых за предыдущие годы не состоялась и которые согласно закону “О приватизации государственного имущества” должны быть ликвидированы.
Средства, полученные от приватизации государственного имущества, по состоянию на первое января 2003 г. составили 136 374,8 млн армянских драм (около 235 млн долл.), из которых 63 788,7 млн драм уплачено ранее используемыми (до 31 декабря 1998 г.) приватизационными сертификатами.
Оценка эффективности приватизации
Термин “приватизация” в широком смысле означает освобождение государства от определенных обязанностей, в частности по управлению и контролю за деятельностью предприятий. Чрезмерное увлечение этими функциями, согласно неолиберальным теориям, сознательно или неосознанно мешает развитию инициативы и нарушает законы рынка. В узком смысле данный термин связан с передачей во владение частному сектору предприятий, в которых органы власти (государство или другие административные учреждения) владеют всем капиталом либо его частью.
Мотивы, предпосылки и цели разгосударствления различаются по странам и времени проведения. Так, основными аргументами осуществления приватизации в некоторых промышленно развитых государствах в 80-е годы прошлого столетия были идеологические доводы, а вопросам экономической эффективности придавалось меньшее значение. Для развивающихся стран картина совершенно иная. Здесь приватизация рассматривается прежде всего как средство создания приспосабливающихся и конкурентоспособных предпринимательских структур, забота о динамичности национальных финансовых рынков, действенная мера для разрешения бюджетных проблем.
Однако наличие множества различных подходов не дает возможности однозначно оценить результаты разгосударствления, а также определить эффективность его проведения. Трудность в первую очередь связана с неопределенностью меры (единицы измерения) успешности этого процесса.
В идеальном варианте эффективность должна оцениваться с точки зрения выполнения задач, поставленных в той или иной программе приватизации (первый подход). Но очень часто цели3 в них заданы слишком обобщенно: например, увеличение доли частного сектора в экономике, содействие становлению рыночных отношений, развитию рыночных структур и т.д. Поэтому в подавляющем большинстве случаев их достижение не поддается количественному измерению, что затрудняет оценку степени их исполнения и, следовательно, эффективности проводимых мер. С другой стороны, действенность той или иной программы становится видной лишь через определенный период, в течение которого, во-первых, приватизированные предприятия смогут доказать свою дееспособность, во-вторых, выявится влияние разгосударствления на изменение макроэкономических показателей.