Провалы рынка и необходимость его государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:01, контрольная работа

Описание работы

Но первостепенное внимание уделяется регулированию отношений собственности и предпринимательства, инвестиций и структурной перестройки отраслей материального производства, социального развития и рынка труда, финансового рынка и денежного обращения, территориальных пропорций и региональных рынков, природопользования, внешнеэкономической деятельности. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Провалы рынка и необходимость его государственного регулирования…...4
2.Совокупное предложение: ценовые и неценовые факторы……………….11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………17
Задача……………………………………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Экономика Я.docx

— 104.32 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Провалы рынка и необходимость  его государственного регулирования…...4

2.Совокупное предложение:  ценовые и неценовые факторы……………….11

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………17

Задача……………………………………………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная контрольная работа посвящена проблемам государственного регулирования экономики. Сложность современной жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Многие проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. Вопрос государственного регулирования экономики с начала существования рынка был актуальным и остаётся актуальным и на сегодняшний день, так как только государство имеет такую власть, способную изменить развитие экономики в макро масштабе.

Государственное регулирование  охватывает все стороны общественного  воспроизводства. Но первостепенное внимание уделяется регулированию отношений  собственности и предпринимательства, инвестиций и структурной перестройки  отраслей материального производства, социального развития и рынка  труда, финансового рынка и денежного  обращения, территориальных пропорций  и региональных рынков, природопользования, внешнеэкономической деятельности. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относятся развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности уровень образования ,квалификация рабочей силы и состояние.

 

 

 

 

 

 

1.Провалы рынка и необходимость  его государственного регулирования

 

Практика показывает, что  рынок не всегда справляется с теме задачами, решение которых ждет общество. В экономической теории эти неудачи чаще всего обозначают термином «провалы» (иногда - «несостоятельность, дефекты»). [1 стр.608]

Провалами рынка называют такие проявления рыночных механизмов, которые побуждают субъектов  рынка принимать неоптимальные  или нежелательные для общества экономические решения. В экономической  теории обычно выделяют следующие провалы  рынка:

1.Тенденция к установлению  отдельными экономическими субъектами  монопольного контроля над рынком. В стремлении максимизировать  прибыль каждый субъект рынка  стремится подавить конкурентов.

2.Неравномерность распространения  информации в экономической среде.

3.Неспособность производить  общественные блага.

4.Неспособность соблюдать  социально приемлемые границы  неравенства в распределении  доходов.

5.Особое место среди  провалов занимает неспособность  рынка устранить «внешние эффекты». Эти нежелательные для общества  решения, вытекающие из самой  природы рынка, устраняются с  помощью государственного регулирования.  Так, монопольным тенденциям должна  быть противопоставлена антимонопольная  политика государства. Именно  к этому пришли США и страны  Западной Европы в конце XIX-начале XX в., когда свободный и конкурентный  капитализм привел к образованию  мощных монополий, грозивших подорвать  основы рынка. Такие провалы рынка, как превышение социально допустимых границ неравенства и неспособность производить общественные блага, компенсируется государственной социальной политикой и работой государственного сектора экономики. [2 стр.832]

Особым фактором объективного усиления роли государства выступает  чрезвычайно возросшая социально-организационная  сложность современной экономики, которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной системы. Современная  рыночная экономика в значительной мере утратила гибкость, которая была присуща раннему капитализму.

Как известно, существуют экономические  проблемы, которые принято называть провалы рынка. Это такие ситуации, когда рыночный (ценовой) механизм не может эффективно распределить ресурсы. При этом не обеспечивается равенство  МС = MR, или МС = Р. В таких ситуациях  возможно и необходимо использование  механизма государственного регулирования. В связи с этим основными сферами  деятельности государства являются следующие: производство общественных благ, минимизация отрицательных  и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов.

Особую роль играет государство  в правовом обеспечении функционирования рыночного механизма. Во всех указанных  случаях государство способствует минимизации трансакционных издержек, с которыми связано действие рыночного  механизма. Это положение не совсем ново для нас, поскольку, институты  способствуют экономии трансакционных издержек, облегчая координацию действий экономических агентов.

Важнейшим из институтов и  является государство. Государство в переходный период должно быть инициатором и субъектом проводимых экономических рыночных реформ, направленных на реформирование своей роли в экономике. [3 стр.544]

В связи с тем, что рынок  терпит «поражение» рассмотрим границы  необходимого вмешательства государства  в рыночную экономику.

Прежде всего, это области, где перестает эффективно действовать  механизм рыночной саморегуляции и  требуется срочное вмешательство  государства:

1. Это правильная организация  денежного обращения.

2. Предоставление государством  общественных товаров. Механизм  свободного рынка позволяет удовлетворять  потребности, которые выражаются  в денежной форме, через спрос.  Однако существуют такие потребности,  которые невозможно измерить  в деньгах и превратить в  спрос. Речь идет об услугах  коллективного пользования: национальная  оборона, государственное управление, единая энергетическая система,  национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка,  вакцинация, хлорирование питьевой  воды и т.д. Здесь не обойтись  без вмешательства государства  в экономику.

3. Устранение государством  последствий внешних эффектов. В  процессах рыночного производства  и потребления могут возникать  своеобразные дефекты, не имеющие  денежного выражения и не фиксируемые  рынком. Эти внешние эффекты нарушают  рыночное равновесие и обусловливают  неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство  государства в экономику. Функции,  выполняемые государством по  организации денежного обращения,  предоставлению общественных товаров  и устранению последствий внешних  эффектов, составляют максимальные  границы его вмешательства в  экономику свободного рынка. Вместе  с тем эти функции образуют  минимально необходимые границы  регулирования реального рынка.  Как видно, нерегулируемого рынка  вообще не бывает, ибо в определенном  воздействии со стороны государства  нуждается даже идеальный свободный  рынок.

Если обратиться к реальному  конкурентному рынку, то обнаружатся  новые области экономической  жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым  более широкое участие государства  в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально  допустимые границы вмешательства  в экономику. Кратко обозначим эти  сферы.

1. Производство общественных  благ: является одной из важнейших  функций государства. Рыночный  механизм не может предоставить  общественные блага. К общественным относят такие блага, которые обладают двумя характерными свойствами: не соперничество и не исключаемость из потребления. Оба свойства тесно связаны между собой:

Не исключаемость из потребления  означает, что на практике сложно или  невозможно обеспечить потребление  данного блага отдельными лицами, не предоставляя их всем другим. У частного сектора нет стимулов производить такие блага, поскольку положительным внешним эффектом от их создания и потребления могут воспользоваться любые лица, независимо от того, платили они за эти блага или нет. К общественным благам относятся: национальная оборона, дорожная разметка и знаки, маяки, и целый ряд аналогичных благ, где невозможно дозировать их потребление при помощи механизма цен. Общественным благом является и законотворческая деятельность государства, общественный порядок и т. [4 стр.257]

Принято различать чистые общественные блага и смешанные  общественные блага. Чистые общественные блага обладают двумя указанными свойствами в ярко выраженной степени

Классический пример: национальная оборона. У смешанных общественных благ одно или оба свойства могут  быть выражены слабее.

Пример смешанного блага: автодороги. В некоторых случаях (при перегрузках движения) вводится плата при въезде на отдельные  участки.

Блага, которые не обладают вообще указанными свойствами, называются «частными» и производятся на рыночной основе. Для приобретения частного блага требуется заплатить за него. Кроме того, есть блага, которые, по определению, не относятся к общественным, но из-за неспособности рынка обеспечить их производство, государство берет на себя их финансирование. Это связано с таким явлением, как неполнота рынков - ситуацией, когда рынки не в состоянии обеспечить предоставление какого-либо товара или услуги даже тогда, когда издержки, связанные с такой деятельностью, ниже цены, которую платят индивиды. Частные компании могут отказаться страховать отдельные виды рисков, и тогда этим занимается государство. Очень часто на государственной основе базируется страхование вкладчиков от потерь в случае банкротств банков, страхование от наводнений, пожаров и т. д.

Существуют два основных способа минимизации отрицательных  экстерналий.

Первый способ - принятие административных мер по отношению  к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналии. На государство возлагается осуществление контроля за деятельностью, порождающей отрицательные внешние эффекты с применением административно-командных мер, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды и т. д.

Последний из перечисленных  способов ограничения государством отрицательных экстерналии стал основой образования рынка прав на причинение внешних издержек. Другими  словами, государство административными  мерами способствует созданию рыночных механизмов борьбы с отрицательными внешними эффектами.

Государство поощряет деятельность, порождающую положительные экстерналии. В этих целях проводится субсидирование производителей или потребителей положительных экстерналии. Предоставляется ли субсидия потребителю (он сможет платить более высокую цену за пользование положительными экстерналиями) или производителю (снижаются его издержки), в любом случае это ведет к увеличению потребления блага. Как правило, государство стремится предоставить субсидию тому, у кого большая эластичность спроса по доходам, так как чувствительность спроса на блага после субсидии будет выше. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели блага, но и общество в целом: ведь чем больше здоровых, образованных и культурных людей будет в обществе, тем меньше транзакционные издержки координации деятельности между людьми. Следовательно, при прочих равных условиях, тем больше предпосылок для экономического роста имеет такое общество.

2. Пресечение асимметричной  информации: те, кто пытается застраховать, например, свое здоровье, обладают  большей информацией, чем те, кто  предоставляет услуги страхования.  В связи с этим из-за асимметричной  информации частные страховые  компании могут отказаться страховать  отдельные виды рисков, и тогда  этим занимается государство.

Государство может сглаживать асимметричность информации путем  контроля за качеством товаров и услуг, распространения нужных потребителям сведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы и т. д. Большое значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей. Принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров, предоставления ложной информации о деятельности фирм и т. д. Государство, предоставляя потребителям информацию о качестве товаров, о степени риска в сферах инвестирования и страхования и т. п., создает тем самым общественное благо (информацию), которой бесплатно пользуются все экономические субъекты.

3. Защита конкуренции:  монополизация экономики имеет  ряд негативных последствий: возникает  дефицит (недопроизводство) благ, завышений  цен, средние издержки не достигают минимума, появляется «мертвый убыток». С помощью исключительно рыночных методов невозможно решить проблему монополизации. Борьба с монополизацией, защита конкуренции - задача государства. В экономически развитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающее элемент недобросовестного соперничества.

Информация о работе Провалы рынка и необходимость его государственного регулирования