Провалы рынка и необходимость его государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:01, контрольная работа

Описание работы

Но первостепенное внимание уделяется регулированию отношений собственности и предпринимательства, инвестиций и структурной перестройки отраслей материального производства, социального развития и рынка труда, финансового рынка и денежного обращения, территориальных пропорций и региональных рынков, природопользования, внешнеэкономической деятельности. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Провалы рынка и необходимость его государственного регулирования…...4
2.Совокупное предложение: ценовые и неценовые факторы……………….11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………17
Задача……………………………………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Экономика Я.docx

— 104.32 Кб (Скачать файл)

4. Сглаживание макроэкономических  колебаний: явление цикличности,  свойственное рынку, порождает  массу экономических проблем.  Преодолеть эти проблемы чисто  рыночными способами не представляется  возможным. Поэтому антициклическая  политика является прерогативой  государства.

5. Политика поддержания  доходов: это - особый пункт.  Неравенство в распределении  доходов, строго говоря, нельзя  назвать фиаско рынка, и оно  вполне сочетается с Парето - эффективностью, но с нормативной точки зрения  слишком большое неравенство  считается несправедливым и ведет  к социальной нестабильности.

6.Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.

7. Правовое обеспечение  функционирования рыночного механизма:  рынок представляет собой систему  добровольного обмена. Нужно обеспечить  эту добровольность, т. е. создать  правовые рамки, ограждающие экономических  субъектов от насилия (обман,  кражи).

Таким образом, государство  приходит на помощь рынку в тех  сферах, где рынок терпит провалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Совокупное предложение:  ценовые и неценовые факторы

Ценовые факторы.

Предложение показывает какое количество товаров будет предложено к продаже по разным ценам.

Закон предложения: 
При прочих равных условиях, т.е. если ресурсы есть, в достаточных количествах и нет перепроизводства товаров, то между ценой и предложением существует прямая зависимость, т.е. если цена растёт то и предложение увеличивается, а если цена уменьшается то и предложение сокращается.

Проанализируем цены продаж некоторого товара:

Следствия из закона предложения:

1.С ростом цен предприниматели получают дополнительные доходы, что создаёт стимулы и даёт возможности для расширения производства.

2.С ростом цен в отрасль по производству данного товара могут войти другие производители имеющие более высокие издержки, что создаёт предпосылки для усиления конкуренции на рынке.

На рыночное предложение влияют ценовые и не ценовые факторы.

Ценовые факторы, влияющие на предложение:

1. Цена на товар - существует прямая зависимость между ценой и предложением, отражаемая законом предложения.

2. Цены на ресурсы - если цены на ресурсы растут, то предложение сокращается. Это происходит по 2-ум причинам:

- во первых товар будет стоить дороже и это сократит спрос.

- во вторых производители будут тратить больше финансовых средств на закупку ресурсов, поэтому купят этих ресурсов меньше.

3. Цены на сопряжённые товары - т.е. товары взаимозаменяемые и взаимодополняемые.

- При росте цен на один из взаимозаменяемых товаров (чай), предложение других товаров (кофе, какао) уменьшится.

- При росте цен на один из взаимодополняемые товаров (бензин), предложение на другие (автомобили) увеличится. [5 стр.358]

Неценовые факторы предложения.

Кривая предложения строится исходя из предположения, что все факторы, кроме рыночной цены, остаются неизменными. Выше уже было указанно, что кроме цены на объем предложения влияют многие другие факторы. Они получили название неценовых. Под воздействием изменения какого-то из них величины предложения меняются при каждой цене. В этом случае говорят, что происходит изменение предложения. Это проявляется в смешении кривой предложения вправо или влево.

Когда предложение расширяется, то кривая S0 смещается вправо и занимает положение S1, в случае сужения предложения кривая предложения сместится влево до положения S2.

Среди основных факторов, способных  изменить предложение и сместить кривую S вправо или влево, можно выделить следующие (эти факторы называются неценовыми детерминантами предложения):

1. Цены ресурсов, используемых  в производстве товара. Чем больше  должен платить предприниматель  за труд, землю, сырье, энергоносители  и т. п., тем ниже его прибыль  и тем меньше его желание  предлагать на продажу данный  товар. Значит, при увеличении цен на применяемые факторы производства предложение товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.

2. Уровень технологии. Любое  технологическое усовершенствование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресурсы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождается расширением предложения товара.

3. Цели фирмы. Основная  цель любой фирмы — максимизация прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели, что сказывается на предложении. Например, стремление фирмы производить товар без загрязнения окружающей среды может привести к снижению количества предлагаемого товара при каждой возможной цене.

4. Налоги и субсидии. Налоги  влияют на расходы предпринимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это, как правило, вызывает сокращение предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект. Субсидии ведут к снижению издержек производства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, стимулирует расширение производства, и кривая предложения смещается вправо.

5. Цены на иные товары  также могут влиять на предложение  данного блага. Например, резкое  повышение цен на нефть может привести к увеличению предложения угля.

6.  Ожидания производителей. Так, ожидания производителями возможного повышения цен (инфляционные ожидания) оказывают неоднозначное воздействие на предложение товаров. Предложение тесно связанно с инвестициями, а последние чутко и, главное, труднопредсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка. Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызывает оживление предложения. Инфляция в условиях кризиса обычно вызывает снижение производства и сокращение предложения.

7. Количество производителей (степень монополизации рынка). Чем больше фирм выпускает данный товар, тем выше предложение этого товара на рынке. И наоборот. [6 стр.479]

Так же, как и в случае воздействия на спрос ценовых  и неценовых факторов, разделяют изменение предложения и изменение величины предложения:

• изменение неценовых  факторов приводит к смещению самого графика предложения вправо или влево, поскольку в этом случае производители при каждой цене предлагают рынку иное (большее или меньшее) количество данного товара. Подобные перемены в предложении могут произойти только в случае изменений неценовых детерминант предложения. Здесь мы говорим об изменении предложения;

• всякий раз, когда в  результате каких-то перемен в рыночной ситуации меняется величина предложения, а все факторы, влияющие на него, кроме цены товара X, остаются неизменными, кривая предложения на товар остается на прежнем месте, происходит перемещение вдоль кривой предложения. В подобных случаях при прочих равных условиях изменяется количество товара X, предлагаемое производителями к продаже. Здесь мы говорим об изменении величины предложения. [7 стр.102]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Государственное регулирование, является одной из основной форм участия государства  в экономике. Оно оказывает влияние на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития, и благосостояние населения страны. Из изученного материала следует:

1. Государство берет на себя  ответственность за создание  относительно равных условий  для взаимного соперничества  предпринимательских фирм, для эффективной  конкуренции, за ограничения монополизированного  производства. Государству требуется  направлять экономические ресурсы  на удовлетворение коллективных  потребностей людей, создавать  производство общественных товаров  и услуг. Участие государства  в экономической жизни диктуется  и тем, что ему надлежит заботиться  об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок  труда, принимать меры по сокращению  безработицы. Не стоит забывать  и о внешней политике, регулировании  платежного баланса и валютных  курсов.

2. В условиях рынка государственное  регулирование экономики (ГРЭ)  представляет собой систему мер  законодательного, исполнительного  и контролирующего характера,  осуществляемых правомочными государственными  учреждениями с целью приспособления  существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям  хозяйствования.

3. Многие экономисты признают, что  государственное регулирование экономики - это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.

4. Государство вмешивается в  жизнь рынка только в той  степени, в которой требуется  для поддержания устойчивости  макроэкономического равновесия, для обеспечения работы механизма конкуренции или для контроля над теми рынками, на которых условия свободной конкуренции не осуществимы.

5. В настоящее время сложно говорить о России как о едином национальном хозяйстве, о ее экономике как о целостной системе, поддающейся объективному количественному анализу. Еще достаточно трудно прогнозировать возможность создания действенных механизмов саморегуляции в российской экономике. В ходе экономических преобразований в России создаются лишь отдельные элементы функциональных экономических систем, из которых в перспективе должны сформироваться действенные механизмы саморегуляции.

6. Среди важных элементов регулирования,  созданных в России, следует отметить  деятельность Государственного  комитета по антимонопольной  политике и поддержке новых  экономических структур, Правительственной  комиссии по защитным мерам  во внешней торговле, различных  ассоциаций товаропроизводителей  и др. К этому следует добавить  разработанные Центральным банком  России различные инструменты  кредитно-денежной политики, установление  валютного коридора и др.

7. В силу специфики России  и ряда объективных препятствий  процесс формирования широкой  сети действенных механизмов  государственного регулирования  потребует еще значительного  периода времени. Но уже теперь  можно говорить о формировании  функциональных направлений регулирования  экономики государством. Экономические  функции современного государства  многообразны и сложны.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Экономическая теория под.ред.А.И Архипова ,С.С Ильина -М.: ТК Велби Из-во Проспект ,2008-608с.

2. Курс экономической теории: учебник - 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание - Киров: «АСА», 2005, 832 с.

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. - 2 -е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005, - 544 с.

4. Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества / пер. с англ., М.,.2003. Проспект, 2005, - с.257

5. Рыночная экономика: словарь / под общ. ред. Г.Я. Кипермана, 4-е изд., допол. М.: Республика, 2002, 358 с.

6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 3-е изд., исправ. - М.: ИНФРА-М, 2002, 479 с.

7. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика / пер. с англ. 17-е изд. М., 2002. стр.102

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

 

Каково экономическое  поведение предприятия, использующего  при производстве конкурентного  товара ресурсы Х и У, предельные продукты которых в денежном выражении составляют соответственно 120 и 150 руб.? Цена ресурса Х равна 30 руб., а ресурса У – 50 руб.

Решение

По условию нам известны цены двух ресурсов X и У (Цх=30 ден. ед. и Цу=50 ден. ед.) и их предельные продукты в денежном выражении (ППДх=40 ден. ед. и ППДу=60 ден. ед.). Для того чтобы определить поведение предприятия, необходимо произвести сопоставление соотношений предельных продуктов ресурсов в денежном выражении с их ценами. Если эти соотношения будут равны между собой и равны единице, то предприятие максимизирует прибыль; если эти соотношения равны между собой, но не равны единице, то предприятие решает проблему минимизации издержек.

Обратимся к соотношениям предельных продуктов и цен на ресурсы: 
ППДх/Цх=ППДу/Цу 
или 
120/30=150/50=4=3

Как видим, отношения предельных продуктов  в денежном выражении к ценам  данных ресурсов не равны между собой, но и не равны единице, из чего следует, что данное предприятие решает проблему минимизации издержек.

 


Информация о работе Провалы рынка и необходимость его государственного регулирования