Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:13, курсовая работа
Цель любого индивидуума – удовлетворение потребностей, а так как потребности человека разнообразны, то разнообразны и способы их удовлетворения. С точки зрения общества, минимумом количественного и качественного удовлетворения потребностей является потребительская корзина. Это макроэкономическое понятие связано с такими понятиям, как «прожиточный минимум» и напрямую касается каждого члена общества, жителя любой страны. Об этом говорят и результаты многочисленных социологических исследований, проводимых в различных регионах нашей страны научно-аналитическими центрами.
Введение 3
1. Понятие «потребительская корзина» и «прожиточный минимум» 4
§1 Содержание потребительской корзины и её отражение в законах РФ 4
§2 Историческая справка. Появление термина в России и состав первой потребительской корзины …………………………………………………..5
§3 Прожиточный минимум 7
2. Потребительская корзина в современной России и её соотношение с потребительскими корзинами стран СНГ и развитых капиталистических стран 11
§1 Сравнительный анализ потребительских корзин в России 1999г. и 2006г. 11
§2 Региональная дифференциация потребительской корзины по регионам РФ 17
§3 Соотношение потребительских корзин в РФ и некоторых зарубежных странах 21
Заключение 24
¦в пересчете на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦муку, мука, крупы,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦бобовые) - всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+--------+-
¦2. Картофель ¦кг в год¦120 ¦100 ¦100 ¦ 80 ¦120 ¦
+------------------+--------+-
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+--------+-
¦3. Овощи и ¦кг в год¦ 95 ¦ 94 ¦ 88 ¦ 85 ¦120 ¦
¦бахчевые - всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+--------+-
¦4. Фрукты свежие ¦кг в год¦ 18,6 ¦ 14,6 ¦ 13,6 ¦ 34,4 ¦ 44,4 ¦
+------------------+--------+-
¦5. Сахар и ¦кг в год¦ 20,8 ¦ 19,8 ¦ 18,8 ¦ 19,7 ¦ 26,1 ¦
¦кондитерские ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦изделия (в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пересчете на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сахар) - всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6. Мясопродукты - ¦кг в год¦ 39,5 ¦ 31 ¦ 24,5 ¦ 19 ¦ 37,5 ¦
¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+--------+-
¦7. Рыбопродукты - ¦кг в год¦ 18,7 ¦ 16,7 ¦ 16,7 ¦ 10,7 ¦ 15,5 ¦
¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+--------+-
¦8. Молоко и ¦кг в год¦209,3 ¦187,5 ¦187,5 ¦279 ¦304,2 ¦
¦молокопродукты (в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пересчете на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦молоко) - всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+--------+-
¦9. Яйца ¦штук ¦180 ¦150 ¦ 90 ¦150 ¦180 ¦
+------------------+--------+-
¦10. Масло ¦кг в год¦ 15 ¦ 12 ¦ 10 ¦ 9 ¦ 12 ¦
¦растительное, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦маргарин и другие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦жиры - всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+--------+-
¦11. Прочие ¦кг в год¦ 4,88¦ 4,88¦ 4,15¦ 2,925¦ 4,015¦
¦продукты - всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
------------------------------
Как мы видим, норма потребления основных продуктов питания разнится внутри самого региона. Так, в южных регионах в потребительскую корзину для трудоспособного населения входит 177,3 кг хлебопродуктов, 201.3кг молочных продуктов и 31.5 кг мясопродуктов. А в северных районах 189.3, 209,3 и 39.5 соответственно. В законе «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» за 2006 год приведены следующие цифры по этим же продуктам 133.7, 238.2, 37.2 соответственно.
Теперь сравним потребительскую корзину в РФ и зарубежных странах.
А) Потребительская корзина в странах СНГ (на примере Азербайджана).
В потребительскую корзину в Азербайджане входят 585 товаров и услуг, среди них существуют продукты, стоимость которых не меняется в течение многих лет. В большинстве стран бывшего СССР перечень продуктов, входящих в структуру потребительской корзины, практически в два раза меньше, чем в Азербайджане: в Кыргызстане этот показатель составляет 343, Грузии - 311, а в Украине - 270. Всего в потребительскую корзину в стране входит 151 продовольственный товар, 111 наименований одежды, 22 наименования строительных материалов, 174 прочих непродовольственных товаров и 127 видов услуг. Регистрация цен и тарифов на платные услуги, предоставляемые населению, проводится по следующим группам:
Необходимо отметить, что в рамках создана единая база данных исследования потребительского рынка в 88 наиболее крупных населенных пунктах страны. В нее уже внесено порядка 51 тыс. единиц цен на те или иные товары и услуги, до завершения исследования планируется увеличить этот показатель до 300 тыс. В дальнейшем планируется рассчитать потребительское подорожание по каждому региону страны и секторам экономики.
Б) Потребительская корзина в США и Германии.
В США используется методика, принятая еще в 1964 году: там для определения прожиточного минимума стоимость минимального набора продуктов умножается на три - тогда расходы населения на питание составляли в Америке почти треть. Этот метод и сейчас, 40 лет спустя, является основным: согласно ему, прожиточный минимум в США составляет 666 долларов для одинокого человека и 1337 — для семьи из четырех человек. В США потребительская корзина — это прежде всего набор самых покупаемых продуктов. Такая корзина — показатель популярности продукта или услуги. Для американских экономистов, анализирующих такую потребительскую корзину, самое главное — сколько средний американец тратит на еду, сколько — на оплату жилья, а сколько — на культурные ценности в процентах. Чем ниже продуктовый процент, тем выше уровень жизни.
Также бюро статистики труда США учитывает не только весь ассортимент приобретаемых товаров и услуг, но и частоту их покупки. Наибольшая доля общей суммы потребительских расходов среднего американца – около 40% потребительского бюджета – приходится на расходы по оплате жилья. В них входят квартирная плата (30%), расходы на отопления и другие коммунальные услуги (5%), а также покупка мебели и мелкий ремонт (5%). Следующая по величине статься расходов – 16% общей суммы – стоимость приобретения продуктов и напитков, причём около 9% приходится на домашнее потребление, 6% на потребление вне дома и около 1% на алкогольные напитки. Примерно столько же – около 17% бюджета – расходы на оплату транспортных услуг – стоимость эксплуатации личных автомобилей и проездов в общественном транспорте. Далее следуют расходы на медицину – 6%, приобретение одежды – 5%, образование – 5% и развлечения – 6%. Наконец, 5% составляет оплата так называемых прочих товаров и услуг. Сюда относятся покупки, не являющиеся характерными для большинства покупателей, например приобретение книг и школьно-письменных принадлежностей, которые хотя и могут играть заметную роль в бюджете некоторых семей, для среднего потребителя составляют лишь около 0.25% его расходов. Бюро статистики труда называет процентный показатель той или иной группы расходов её «относительной значимостью».
Потребительская корзина как экономический показатель существует и в Германии. Но здесь она имеет другое значение – это категория социальная. То есть в корзину законодательно заложены некие жизненные блага, совокупная стоимость которых и определяет размер социальных пособий. Закон это давний, поэтому стоимость немецкой корзины значится в марках, а не в евро. 50% этой корзины — продукты. Остальное — оплата жилья и коммунальных услуг, медицинская страховка, транспортные расходы, культурные нужды, бытовая техника, предметы гигиены и многое другое. Стоимость потребительской корзины порядка двух тысяч марок.
В Российской Федерации в 1999 году потребительской корзине был придан точно такой же смысл, как и в Германии, — социальный. В идеале дело должно было обстоять так: в том случае, если доходы гражданина не позволяют ему поддержать свою жизнедеятельность на нормальном уровне, государство должно его поддержать, то есть выплачивать ему социальное пособие исходя из стоимости содержимого корзины.
Рассмотрев вопрос прожиточного минимума и потребительской корзины РФ, я пришела к следующим выводам:
1)Стоимость и состав потребительской корзины отличается как по регионам РФ, так и по временным периодам в одних и тех же регионах. Например, стоимость потребительской корзины на Чукотке феврале 2008 года и в июне 2006 года – 12818р и 5421 руб. 19 коп соответственно; на 2006 год стоимость потребительской корзины на Чукотке составила 5421р, а в Дагестане 2787р и т.д. Это обусловлено как географическими условиями (дифференциация по регионам), так и развитием страны и ее регионов (различие по временным периодам).
2)В стоимостном отношении потребительские корзины по РФ 1999 и 2006 года практически не отличаются: корзина 2006 года подоражала всего на 3,3%. Но при сравнении продовольственных товаров мы видим некоторые изменения в сторону увеличения потребления таких продуктов, как мясо, рыба, яйцо. Наибольшие изменения в сторону увеличения произошли в потреблении молока и молочных продуктов. Особенно это заметно в нормах потребления этих продуктов пенсионерами (с 119,5 до 218,9л). Уменьшилось потребление хлебопродуктов на 18, 5 и 12 кг соответственно.
Категория непродовольственных товаров подвержена наименьшей динамике. Незначительные изменения произошли только в категории предметов первой необходимости, санитарии и лекарств. Эти изменения коснулись только пенсионеров и детей.
В сфере услуг мы видим, что появились две новые статьи потребления: жилье и услуги культуры. Также в этот раздел потребительской корзины пенсионеров вошли транспортные услуги.
Изменение номенклатуры раздела услуг потребительской корзины подчеркивает курс государства на увеличение уровня социальной защищенности населения.
3) При сравнении потребительских корзин РФ и стран СНГ обнаруживаются следующие особенности: продовльственных товаров в структуре потребительской корзины больше всего в Азербаджане –151, в то время как в России их всего 35. Непродовольственных товаров 307, в России около 100; услуг же в Азербайджане 11 расширенных групп, а в России 7. В большинстве стран бывшего СССР перечень продуктов, входящих в структуру потребительской корзины, практически в два раза меньше, чем в Азербайджане.
4)Потребительская корзина в США состоит из самых покупаемых, популярных продуктов, в то время как в Германии она имеет социальный характер (в потребительскую корзину законодательно заложены некие жизненные блага, совокупная стоимость которых определяет размер социальных пособий). В 1999г. в нашей стране потребительской корзине был придан такой же смысл, как и в Германии.
Список использованной литературы
1.Энциклопедия предпринимателя / С.М. Синельников и др.-СПб., 1994
2. Принципы экономикс. 2-е изд. / Н.Г. Мэнкью. – СПб.: Питер, 2004. – 624 с.:ил. – (серия «Учебник для вузов»)
3. Политика доходов и качество жизни населения / Под ред. Н.А. Горелова. – СПб.: Питер, 2003
Интернет - ресурсы:
1.История отечества -- http://www.emc.komi.com/
2.ЕСНО – Общественно-политическое
обозрение Азербайджана -- http://www.echo-az.com/index.
3. Официальный сайт Российской Академии Государственной Службы -- http://www.rags.ru/
4. Политэкономия -- http://politeconomy.ng.ru/
5. Потребительская корзина -- http://www.unibase.ru:81/
6. Законодательство России, Беларуси, Украины и других стран -- http://pravo.levonevsky.org/
7. Информационное агентство «БАШИНФОРМ» -- http://www.bashinform.ru/
8. Новостии аналитика -- http://www.pravda.ru/
9. Об утверждении
методических рекомендаций по
определению потребительской ко
Публикации периодической печати
1. В. Александрова. Что такое прожиточный минимум? // Восточно-Сибирская Правда,19 ноября 2002г., №24356.
2. Д. Бутрин. Прожиточный минимум готовят к пересмотру. // Коммерсантъ, 26.11.2009г., № 221 (4276)
3. Комитет Госдумы по труду и
социальной политике рассмотрел предложенный
Правительством законопроект о потребительской
корзине, предполагающий ее увеличение
на 84 рубля. // Российская газета,
29 ноября 2005г. (http://www.rg.ru/2005/11/29/
4. И. Скляров. И ни в чем себе не отказывайте. // Экономика и жизнь, 17.03.2006г., №11 (9121)
1 Федеральный закон от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»
2 Закон Хабаровского края «О потребительской корзине и порядке установления величины прожиточного минимума в Хабаровском крае» 2003года
Информация о работе Прожиточный минимум и потребительская корзина