Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 15:56, реферат
Малое предпринимательство является более гибким, способным оперативно реагировать на изменения конъюнктуры определенного рынка, которые являются неизбежным следствием изменений, происходящих в глобальной экономике. Совершенно очевидно, что это свойство малых и средних предприятий является особенно благоприятным во время глобального экономического кризиса и при нестабильности внутренней экономики.
Введение……………………………………………………………………….3
1 Общие направления и методы государственного регулирования малого предпринимательства (опыт развитых стран).………………….....………….…...4
2 Государственное регулирование малого предпринимательства в РБ.…..9
Заключение……………………………………………………………………13
Список использованных источников………………………………………..14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
Кафедра экономики и управления
Реферат
по учебной дисциплине
«Экономика и управление инновациями»
на тему:
«Психологические методы управления венчурным бизнесом»
Исполнитель:
Научный руководитель:
Гомель 2013
Содержание
Введение………………………………………………………… |
1 Общие направления и методы государственного регулирования малого предпринимательства (опыт развитых стран).………………….....………….…...4 |
2 Государственное регулирование малого предпринимательства в РБ.…..9 |
Заключение…………………………………………………… Список использованных источников………………………………………..14 |
Введение
Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной
рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Малый бизнес осваивает новые сегменты рынка, решает проблемы самореализации граждан и занятости населения в сочетании с гарантированными налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней.
Малое предпринимательство является
более гибким, способным оперативно реагировать на
изменения конъюнктуры определенного
Особое значение малый бизнес имеет в переходных экономиках, который, по существу, наряду с приватизацией есть фундамент, на котором вырастает негосударственный сектор экономики и институты рыночной экономики.
Из вышесказанного следует, что столь важная сфера жизни общества, столь значимый сегмент экономики непременно должен находиться под контролем, быть управляемым, регулируемым. Однако в связи с этим возникает большое количество вопросов, как то: в какой степени должно происходить это регулирование, какие именно структуры должны выступать субъектом управления и т.п.
Объектом исследования в работе являются направления государственного регулирования малого предпринимательства.
Целью данной работы является изучение различных направлений государственного регулирования малого предпринимательства в целом, на примере развитых стран, а также особенностей государственной поддержки малого предпринимательства в Беларуси.
Среди основных целей и задач государственного регулирования малого бизнеса необходимо выделить следующие:
- Формирование правовой базы для осуществления эффективного бизнеса и тем самым поддержанием устойчивого экономического роста;
- Стабильность внешнеэкономической деятельности;
- Регулирования цен, тарифов, валютного курса и перераспределение ресурсов;
- Ускоренное развитие малого предпринимательства как основы и фактора формирования конкурентной среды и ограничение монополистической деятельности;
- Расширение самореализации населения, повышения уровня занятости;
-Регламентирование трудовых отношений и защита прав потребителей;
- Формирование налоговой системы и справедливое перераспределение доходов;
- Увеличение доли участия малых предприятий в формировании валового внутреннего продукта, в налоговых доходах государственного и местных бюджетов.
Методы государственного регулирования малого бизнеса разделяют на косвенные (экономические) и прямые (административные).
К косвенным методам регулирования относятся денежно-кредитная, бюджетная, налоговая и внешнеэкономическая политика.
Косвенные методы воздействуют на субъекты малого и среднего бизнеса не прямо, а посредством влияния на их экономические интересы. Эти методы прямо не запрещают, не ограничивают деятельность, но позволяют предпринимателям принимать решение о целесообразности расширения, сохранения или прекращения своего бизнеса в изменяющихся под воздействием государства экономических условиях.
К прямым методам регулирования относятся правовые методы и информационная поддержка, система ценообразования, режим квотирования, политика доходов, лицензирования.
Для государственного регулирования малого предпринимательства формирование правовой среды малого предпринимательства является обязательным условием, обеспечивающим субъектам малого предпринимательства экономическую свободу, права, гарантии, дозволяющие осознанно заниматься разрешенным законом бизнесом. В то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности и ответственность субъектов малого предпринимательства перед хозяйствующими субъектами, партнерами, потребителями (покупателями), бюджетами разных уровней за выполнение в установленные сроки и в полном объеме обязательств.
Создание развитой инфраструктуры поддержки и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства имеет важное значение, что подтверждается практикой высокоразвитых стран.
Инфраструктура
малого предпринимательства включает
также лизинговые фирмы и компании, технопарки,
бизнес-инкубаторы, производственно-
Отсутствие государственной поддержки
малых и средних предприятий тормозит
развитие государства, о чем свидетельствуют
многие статистические показатели. Малый
бизнес в подавляющем большинстве развитых
стран создает значительную долю валового
внутреннего продукта (более 50%) и обеспечивает
рабочими местами большую часть населения
(50-70% экономически активного населения).
Достижение крупными промышленными предприятиями,
в кооперации с представителями малого
и среднего бизнеса (в рамках субконтрактных
(кооперационных) отношений), высокой эффективности
производства благодаря разделению труда,
специализации, рациональному использованию
имеющихся производственно-
Анализируя опыт зарубежных стран в области поддержки и регулирования малого предпринимательства можно выделить следующее – государственные программы, направленные на регулирования деятельности малых предприятий, в основном, одинаковы. Отличие состоит в механизмах реализации конкретных мероприятий государства, направленных на регулирование данного сегмента экономики. В первую очередь необходимо выделить основные принципы, присущи государственным политикам ведущих стран в области малого бизнеса:
- Реализация государственной политики в области стимулирования развития малого предпринимательства через профильный орган власти (ведомство, агентство). При этом в ряде стран указанному органу сознательно создается максимально возможная автономность, независимость от органов власти, отвечающих за реализацию экономической политики в прочих сферах (например, США, Великобритания, Германия, Япония).
- Специальная экспертиза, анализ регулирующего воздействия действующих и вновь принимаемых нормативных документов на предмет их воздействия (или потенциального воздействия) на сегмент малого и микропредпринимательства (например, RegulatoryImpactUnit– отдел по анализу регулирующего воздействия нормативных актов – в Великобритании).
- Полноценное информационное обеспечение и сопровождение мероприятий, реализуемых в рамках политики стимулирования развития малого предпринимательства (например, система SBA-Netв США – система информационной поддержки малого бизнеса)
Также необходимо выделить наиболее распространенные и положительно себя зарекомендовавшие механизмы стимулирования развития малого предпринимательства:
1. Специальные режимы налогообложения для малых предприятий. Создание для малого предпринимательства преференциальных условий в области налогообложения.
Реализуется указанная мера различными способами – путем введения специальных налоговых правил для субъектов малого (а в ряде случаев и среднего) предпринимательства (например, во Франции), или применением общих правил с отдельными льготами для малых предпринимателей (США, Великобритания). Особенности налоговых режимов, применяемых к малым и в ряде случаев к средним предприятиям, в большинстве случаев сводятся к следующим преференциям:
- Упрощенные комплекты документов и процедуры представления бухгалтерской и налоговой отчетности (например, Франция, Германия).
- Налоговые скидки малым предприятиям (например, Франция, Германия).
Налоговые скидки могут предоставляться как в прямой, так и в косвенной форме. Прямая форма предполагает предоставление скидок предприятиям, удовлетворяющим критериям отнесения к субъектам малого бизнеса. Косвенной формой предоставления налоговых скидок малым предприятиям можно считать систему прогрессирующих ставок налогообложения, при которой наименьшие ставки применяются к предприятиям с наименьшей налогооблагаемой базой и в наибольшей мере нуждающимся в финансовых ресурсах (такая система применяется, в частности, в Германии, где нет нормативно закрепленных критериев отнесения к предприятиям малого и среднего бизнеса).
- Стимулирование долгосрочных инвестиций и расходов на научные исследования и разработки посредством исключения их из налогооблагаемой базы.
В ряде стран малым (и не только малым) предприятиям предоставляется возможность вычета стоимости осуществленных инвестиций или затрат на НИОКР из налогооблагаемой базы. В случае инвестиций в исследования и разработки вычеты из налогооблагаемой базы могут превышать размеры самих затрат (составлять более, чем 100% затрат на НИОКР).
2. Имущественная поддержка малых предприятий.
В рамках оказания имущественной поддержки малому бизнесу, как правило, решаются проблемы обеспеченности предприятий помещениями и земельными участками для осуществления хозяйственной деятельности. В ряде развитых стран по отношению к субъектам малого предпринимательства применяются льготные режимы при приобретении объектов недвижимости. Такие льготы могут заключаться как в предоставлении прав первоочередного выкупа арендуемых помещений, земельных участков, так и в ценовых скидках при их приобретении у органов власти и местного самоуправления. Так, в Германии в рамках программы стимулирования разукрупнения холдингов малым предприятиям, выделявшимся из состава холдингов, недвижимость продавалась в кредит с отсрочкой платежей в первые годы существования фирмы (2-4 года). Земельные участки под объектами недвижимости при этом передавались малому предприятию в долгосрочную аренду с возможностью последующего выкупа.
3. Консультирование и обучение предпринимателей. Практически во всех развитых странах одной из наиболее приоритетных форм поддержки малого бизнеса является оказание консультационного содействия, организация обучения и площадок для общения предпринимателей и профессионалов в различных аспектах ведения бизнеса.
В частности, в США на постоянной основе действует система консультационных бюро руководящих работников в отставке, персонал которых составляют вышедшие на пенсию высококвалифицированные специалисты в области управления бизнесом. Отдельное внимание уделяется в США также развитию системы социально ориентированных центров предпринимательства – например, действует сеть консультационных центров для женщин, занимающихся бизнесом. Созданы «Институт бизнеса в Интернете» – виртуальный институт, предоставляющий бесплатные услуги по дистанционному обучению предпринимателей, и «Интернет-библиотека», на сайте которого размещены многочисленные исследования малых бизнесов. В странах ЕС консультационная деятельность организована через разветвленные сети государственных органов или общественных организаций, проводится обучение предпринимателей, оказываются консультации, устраиваются семинары и круглые столы. Так, в Германии эти меры реализуются, помимо прочего, с широким использованием сети торгово-промышленных палат.
Информация о работе Психологические методы управления венчурным бизнесом