Пути повышения экономической эффективности деятельности ОАО «Гостиничный комплекс «Космос»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Эффективность туристской организации в общем виде определяют как отношение ее деятельности к затратам, направленным на их качественное достижение. Эффективность отражает уровень достижения преследуемых целей, поэтому все туристские организации в условиях рынка стремятся к максимизации эффекта.[1]
Экономическая эффективность – процесс хозяйствования, результат которого выражается определенной выгодой, достигнутой при определенных затратах информационных, денежных, материальных ресурсов и рабочей силы. Общий критерий эффективности общественного производства заключается в достижении в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах средств и рабочей силы.[8]

Содержание работы

Введение…………………………………………………………....................4
Глава I. Анализ эффективности деятельности предприятия гостиничного хозяйства и пути ее повышения…………………………………………...7
1.1 Основные показатели, характеризующие эффективность деятельности гостиниц………………………………………………………………………..7
1.2 Характеристика основных показателей экономической деятельности предприятия…………………………………………………………………..10
1.3 Разработка мероприятий по повышению экономической эффективности деятельности предприятия…………………………………………………..25

Глава II. Анализ эффективности деятельности на примере ОАО «Гостиничный комплекс «Космос» г. Москва……………………….….30
2.1 Общая характеристика ОАО «Гостиничный комплекс «Космос» г. Москва…………………………………………………………………..……..30
2.2Анализ финансовых результатов деятельности Общества……………..34
2.3 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия…………………………………………………………………...43
2.4 Анализ эффективности материальных ресурсов предприятия………...45
2.5 Анализ эффективности трудовых ресурсов предприятия……………...46
2.6 Анализ эффективности использования ОПФ и оборотных средств…..48
2.7 Выводы по аналитической части………………………………………....52
Глава III. Пути повышения экономической эффективности деятельности ОАО «Гостиничный комплекс «Космос»………………………………....54
3.1 Мероприятия по повышению эффективности использования материальных ресурсов……………………………………………………….54
3.2 Мероприятия по повышению эффективности использования основных фондов………………………………………………………………………….55
3.3 Мероприятия по повышению эффективности использования трудовых ресурсов………………………………………………………………………..56
3.4 Мероприятия по повышению эффективности использования финансовых ресурсов…………………………………………………………………………58
3.5 Прогноз основных показателей деятельности предприятия на проектный период……………………………………………………………………………59
Заключение……………………………………………………………………..61
Список используемой литературы……………………

Файлы: 1 файл

Анализ эффективности деятельности гостиничного предприятия.doc

— 835.50 Кб (Скачать файл)

       Измерение  экономической эффективности предприятия требует ее качественной и количественной оценки, а для правильного определения важнейших направлений ее повышения необходимо сформулировать критерии и показатели эффективности. Долгое время среди экономистов была острая дискуссия о том, при помощи какого показателя или показателей можно наиболее объективно определить эффективность производства. Для анализа предлагались различные формулы и показатели, но каждый из них имел свои положительные и отрицательные стороны, достоинства и недостатки.

      Поскольку  ни один из предлагаемых показателей  не может приниматься в качестве  универсального, для оценки эффективности  деятельности фирмы используется  система показателей, в которой  показатели оценки и планирования  повышения экономической деятельности были объединены в четыре группы (соответственно, экономическая эффективность анализируется как многомерное явление): 
- обобщающие показатели финансово-экономической эффективности производства; 
- показатели эффективности использования трудовых ресурсов; 
- показатели эффективности использования основных фондов, оборотных средств и капитальных вложений; 
- показатели эффективности использования материальных ресурсов.

 

1.2 Характеристика  основных показателей экономической  деятельности предприятия.

      Экономическая  эффективность - это относительный  показатель, соизмеряющий полученный  эффект с затратами, обусловившими  этот эффект, или с ресурсами,  использованными для достижения  этого эффекта.

      Эффективность  производства характеризует повышение производительности труда, наиболее полное использование производственных мощностей, сырьевых и материальных ресурсов, достижение наибольших результатов при наименьших затратах. [2]

    Оценка экономической  эффективности производится путем  сопоставления результатов производства с затратами. Среди показателей эффективности производственной деятельности каждый из них имеет свою значимость для анализа. Существуют главные и дополнительные (дифференцированные) показатели. Если первые принято называть обобщающими, то вторые являются функциональными, характеризующими какую-либо определённую сторону деятельности. 
Обобщающие показатели, как правило, характеризуют конечные результаты производственной деятельности и выполнение стратегических заданий фирмы. Применение функциональных показателей необходимо для анализа и выявления резервов эффективности, ликвидации «узких мест» в производстве, то есть элементов управления, нарушение работы которых особенно сильно отражается на успехе фирмы. 
Следует отметить, что, опираясь только на темпы роста как на показатель, оценивающий эффективность производства, можно упустить главный фактор эффективности – интенсификацию производства, поскольку высокие темпы роста могут быть получены и за счет экстенсивных факторов, то есть в результате дополнительных капитальных вложений на расширение сферы производства - новое строительство, обновление оборудования, реконструкция предприятий, хотя использование средств и внутренних резервов производства при этом может оставаться на низком уровне. Однако было бы ошибочно из сказанного делать вывод о непригодности показателя темпов роста для оценки эффективности производства и отдельных технико-экономических показателей.

       Одним  из основных показателей эффективности  деятельности фирмы является её прибыль. В зависимости от методов исчисления рассчитываю следующие показатели прибыли:

  1. прибыль балансовая (валовая) – это финансовые результаты от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и другого имущества субъектов , а также доходов от внереализационных операций за вычетом убытков от различных хозяйственных операций.
  2. прибыль от реализации продукции (работ, услуг) рассчитывается как разность между выручкой от реализации и затратами на производство , включаемых в себестоимость. Поэтому для каждого хозяйствующего субъекта важной задачей является получение большей прибыли при наименьших затратах.
  3. чистая прибыль представляет собой разность между балансовой прибылью и суммой платежей в бюджет. Чистая прибыль расходуется на финансовый резерв, инвестиции в развитие, финансирование социально-культурной сферы, фонд материального поощрения.

   Показатели прибыли  выражают абсолютный эффект деятельности предприятия. [12]

   Прибыль является  конечным финансовым результатом  деятельности предприятия. Для характеристики эффективности применяемых ресурсов и текущих затрат на туристском предприятии используется рентабельность – показатель, отражающий уровень прибыльности относительно определенной базы, вычисляемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования производственного предприятия, выраженная в процентах. Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом. Он более полно, чем прибыль, характеризует окончательные результаты хозяйствования. При расчете показателя рентабельности могут быть применены различные показатели прибыли, что позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы организации, но и оценить другие стороны его деятельности.

   Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукта достаточны не только для покрытия затрат, но и для образования прибыли. Различают:

  1. Рентабельность предприятия общая = Прибыль балансовая / Стоимость имущества
  2. Рентабельность предприятия чистая = Прибыль чистая / Стоимость имущества. Анализ чистой рентабельности продаж носит долгосрочный характер, так как он определяет решение инвестора о вложении средств в капитал фирмы посредством покупки её ценных бумаг.
  3. Рентабельность продаж = Прибыль / Выручка от реализации. Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и ее способности контролировать издержки.
  4. Рентабельность продукции (деятельности) = Прибыль балансовая / Себестоимость продукции
  5. Рентабельность собственных средств = Прибыль / Собственные средства
  6. Рентабельность капитала = Прибыль балансовая / Капитальные вложения.

   Также важнейшим  из показателей эффективности  использования финансовых ресурсов  является ликвидность – способность активов превращаться в деньги, т.е. в абсолютно ликвидные средства, быстро и легко, сохраняя фиксированной свою номинальную стоимость. Платежеспособность предприятия характеризует способность выполнять обязательства в момент наступления сроков платежа. Показатели ликвидности предприятия позволяют описать и проанализировать способность предприятия отвечать по своим текущим обязательствам. В основу расчета показателей заложена идея сопоставления текущих активов, т.е. оборотных средств, с краткосрочной кредиторской задолженностью. В результате устанавливается в достаточной ли степени предприятие обеспечено оборотными средствами необходимыми для расчетов с кредиторами по текущим операциям. Поскольку различные виды оборотных средств обладают разной ликвидностью, то рассчитывают несколько коэффициентов ликвидности:

  1. Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности, или коэффициент «критической оценки» – показывает, насколько ликвидные средства предприятия покрывают его краткосрочную задолженность. Коэффициент отражает способность компании погашать свои текущие обязательства в случае возникновения сложностей с реализацией продукции.

Коэффициент быстрой ликвидности рассчитывается по формуле (2.1)

Кбл = (Текущие активы — Запасы) / Текущие обязательства (2.1)

  1. Коэффициент текущей ликвидности является промежуточным коэффициентом покрытия и показывает, какую часть можно погасить текущими активами за минус запасов. Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается по формуле (2.2)

     (2.2)

Он помогает оценить возможность погашения краткосрочных обязательств организации в случае ее критического положения, когда не будет возможности продать запасы.

Значение этого показателя рекомендуется в пределах от 0,8 до 1, но его значение во многом зависит  от отрасли, в которой ведет деятельность предприятие.

  1. Коэффициент абсолютной ликвидности определяется отношением наиболее ликвидных активов к текущим обязательствам и рассчитывается по формуле (2.3):

       (2.3)

        Этот коэффициент является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия и показывает, какую часть краткосрочной задолженности оно может погасить в ближайшее время. Величина его должна быть не ниже 0.2.

Важными показателями оценки эффективной деятельности предприятия являются коэффициенты оборачиваемости:

1. Коэффициент оборачиваемости активов показывает, сколько раз за период, обычно за год, совершается полный цикл производства и обращения, приносящий эффект в виде прибыли. Характеризует эффективность использования фирмой всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Относится к финансовым коэффициентам оборачиваемости. Коэффициент используется при анализе финансового состояния предприятия.

Формула коэффициента оборачиваемости  активов (Коа):

 

выручка от реализации продукции

Коа = 

-------------------------------

 

итог  актива баланса


Таким образом, коэффициент  оборачиваемости активов также  показывает сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов.

Чем выше коэффициент, тем  быстрее оборачиваются имеющиеся  в распоряжении предприятия средства и тем больше выручки приносит каждый рубль активов.

Формула коэффициента оборачиваемости  активов по данным баланса и ОПУ (форма 2):

 

стр.10 Ф2

Коа = 

---------

 

стр.300


2. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает сколько раз за период (за год) оборачивается кредиторская задолженность. Относится к финансовым коэффициентам, характеризующим деловую активность.

Используется для быстрого анализа финансового состояния предприятия. Формула расчета коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности (Кок):

 

выручка от реализации продукции

Кок = 

-------------------------------

 

кредиторская  задолженность


Кредиторская задолженность — задолженность по расчетам с кредиторами за товары, работы и услуги, с дочерними предприятиями, с рабочими и служащими по оплате труда, с подрядчиками, с бюджетными и внебюджетными фондами, задолженность по налогам и сборам и с другими кредиторами.

Чем выше коэффициент  оборачиваемости кредиторской задолженности, тем быстрее компания рассчитывается со своими поставщиками. Снижение оборачиваемости может означать:

  • Проблемы с оплатой счетов.
  • Организацию взаимоотношений с поставщиками, обеспечивающую более выгодный, отложенный график платежей и использующую кредиторскую задолженность как источник получения финансовых ресурсов.

Оборачиваемость кредиторской задолженности оценивают совместно с оборачиваемостью дебиторской задолженности. Неблагоприятной для предприятия является ситуация, когда коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности значительно больше коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности .

Формула коэффициента оборачиваемости  кредиторской задолженности по данным баланса и ОПУ (форма 2):

 

стр.10 Ф2

Кок = 

---------

 

стр.620


3. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает сколько раз за период (за год) оборачивается дебиторская задолженность. Относится к финансовым коэффициентам оборачиваемости средств (деловой активности).

Используется для анализа финансового состояния предприятия по данным Баланса и ОПУ. Формула расчета коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности (Код):

 

выручка от реализации продукции

Код = 

-------------------------------

 

дебиторская задолженность


Дебиторская задолженность — задолженность по расчетам с покупателями за товар, работы и услуги, с бюджетом, с дочерними предприятиями и с другими дебиторами (например, задолженность подотчетных лиц, авансы, выданные поставщикам и подрядчикам).

Чем выше коэффициент  оборачиваемости дебиторской задолженности, тем быстрее компания рассчитывается со своими покупателями. Снижение оборачиваемости может означать:

  • Проблемы с оплатой счетов у покупателей.
  • Организацию взаимоотношений с покупателями, обеспечивающую более выгодный покупателю, отложенный график платежей с целью привлечения и удержания клиентуры.

Оборачиваемость дебиторской  задолженности оценивают совместно  с оборачиваемостью кредиторской задолженности. Благоприятной для предприятия  является ситуация, когда коэффициент  оборачиваемости дебиторской задолженности больше коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности.

Информация о работе Пути повышения экономической эффективности деятельности ОАО «Гостиничный комплекс «Космос»