Пути повышения рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 02:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение важнейших показателей экономической эффективности производства, а именно прибыли и рентабельности производства, и выработка на этой основе практических рекомендаций и выводов по улучшению финансового состояния предприятия, а также экономическое обоснование мероприятий по повышению рентабельности продукции и предприятия в целом.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать задачи:
рассмотреть экономическую эффективность производства на предприятии, ее частные и обобщающие показатели;
рассмотреть показатели рентабельности и ее виды.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Тур.doc

— 7.00 Мб (Скачать файл)

 

 

При очень низкой рентабельности или  прибыльности производства (то есть, когда  нет прибыли) применяют показатель уровень окупаемости затрат (Уо), который характеризует процентное отношение выручки от реализации товарной продукции (ТП) к издержкам производства (ИП) (то есть к полной ее себестоимости) (С):

 

 

Уровень окупаемости показывает, сколько  рублей выручки получено на рубль  затрат или издержек. Если данный показатель больше 100%, то предприятие рентабельно, прибыльно; если же меньше 100%, то - убыточно.

Таким образом, показатели рентабельности можно объединить в несколько  групп:

Рентабельность издержек производства (рентабельность продукции);

Рентабельность продаж;

Рентабельность капитала и его составных частей.

Все показатели могут быть рассчитаны на основе как балансовой прибыли, так  и на основе чистой прибыли.

Уровень рентабельности находится  под влиянием двух основных факторов: средней цены реализации продукции (Ц) и полной себестоимости продукции (С).

 

Рентабельность в отчетном году, предыдущем году и условная рентабельность находятся по формулам:

 

        

 

где Р2, Р1, Русл. - рентабельность в отчетном году, предыдущем году и условная рентабельность соответственно; Ц2, Ц1 - цена реализации единицы товара в отчетном году и предыдущем соответственно; С1, С1 - себестоимость единицы продукции в отчетном году и предыдущем соответственно.

Изменение рентабельности за счет изменения  средней цены реализации продукции  можно найти по формуле:

 

 

Изменение рентабельности за счет изменения  полной себестоимости продукции:

 

 

Общее изменение рентабельности, то есть изменение рентабельности в отчетном году по сравнению с предыдущем:

 

 

Данные показатели дают представление  о степени возможности предприятия  расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.

 

Основные показатели оценки рентабельности и методика их расчетов  

Таблица 1.2

Наименование показателя

Методика расчета

Код стр.

1

2

3

1. Рентабельность продаж

Чистая прибыль: Выручка от продаж

с.190 (ф.2): с.010 (ф.2)

2. Рентабельность ос-овной деятельности

Чистая прибыль: Расходы на производство и сбыт

с.190 (ф.2):(с.020 + с.0З0 + с. 040) (ф.2)

3. Рентабельность со-вокупных активов

Чистая прибыль: Активы

с.190 (ф.2):((с.300н.п. + с.300к.п.):2) (ф.1)

4.Рентабельность вне-боротных активов

Чистая прибыль: Внеоборотные активы

с.190 (ф.2):((с.190н.п. + с.190к.п.):2) (ф.1)

5. Рентабельность со-бтвенного капитала

Чистая прибыль: Собственный капитал

с. 190 (ф.2):((с.490н.п. + с.490к.п.):2) (ф.1)


 

Анализируя показатели рентабельности за различные периоды деятельности предприятия, необходимо принимать  во внимание особенности этих показателей, существенные для формулирования обоснованных выводов:

  • снижение рентабельности в отчетном периоде нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности, если предприятие переходит на новые перспективные технологии или виды продукции, требующие инвестиционных вложений, поскольку показатели рентабельности определяются результативностью работы отчетного периода и не отражают планируемый эффект долгосрочных инвестиций;
  • управленческие решения, приносящие высокую норму рентабельности, связаны с высоким риском. Одним из показателей рискованности бизнеса является коэффициент финансового рычага – чем выше его значение, тем более рискованным с позиции акционеров и кредиторов является предприятие;
  • числитель и знаменатель показателя рентабельности выражены в денежных единицах разной покупательной способности: прибыль отражает результаты деятельности за истекший период; активы и собственный капитал формируются в течение ряда лет и отражаются в учетной оценке, которая может весьма существенно отличаться от текущей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Пути повышения рентабельности

 

2.1 Краткая технико-экономическая характеристика предприятия

ОАО «Жигулевский хлебозавод»

 

ОАО «Жигулевский хлебозавод» расположено  в городе Жигулевск, улица Ленина, дом 30. Общество осуществляет следующие  виды деятельности: производство хлеба  и мучных кондитерских изделий недлительного хранения.

Виды продукции. Хлеб и хлебобулочные  изделия, кофе, торты, пирожные, печенье, пряники, вафли, вафельные торты.

Жигулевский хлебозавод был открыт в 1952 году. За время его существования  проделана колоссальная работа по разработке новых наименований хлебобулочных изделий высочайшего качества в соответствии с новейшими технологиями и предпочтениями наших клиентов.

В настоящее время Жигулевский  хлебозавод выпускает более 150 наименований хлебобулочных и кондитерских изделий, и за этот период работает прибыльно, является платежеспособным.

 

Основные технико-экономические  и финансовые показатели работы

ОАО «жигулевский хлебозавод»

Таблица 2.1

Наименование 

показателей

Период (год)

Абсолютные  отклонения

2010 к 2009 г.

Относительные отклонения

2010 к 2009 г.

2009

2010

1. Выручка от продажи продукции  т.р.

68343

74862

6519

109,53

2. Себестоимость проданных продукции  т.р. 

 

50896

 

59500

 

8604

 

116,90

3. Среднесписочная численность  работающего т.р. 

 

150

 

200

 

50

 

133,33

4. Фонд з/п работающего, т.р.

18000

26400

8400

146,66

5. Среднегодовая стоимость ОПФ,  т.р. 

7822

10493

2671

134,14

6. Прибыль до налогообложения, %

1234

2428

1194

196,75

7. Чистая прибыль, %

460

1371

911

298,04

8. Среднегодовая выработка

455,62

374,31

–81,31

82,15

9. Затраты з/п на рубль товарной  продукции

 

0,26

 

0,35

 

0,09

 

134,61

10. Среднемесячная з/п работающего,  руб.

 

10000

 

11000

 

1000

 

110

11. Фондоотдача

8,74

7,13

–1,61

81,57

12. Фондоемкость

0,11

0,14

0,03

127,27

13. Фондовооруженность ОПФ

52,15

52,46

0,31

100,59

14. Рентабельность общая, %

2,42

4,08

1,66

168,59

15. Рентабельность расчетная, %

0,9

2,3

1,4

255,55


 

По данным таблицы 2.1 в результате проведенного анализа можно сделать  следующий вывод:

– выручка в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на 6519 т.р. или на 9,5%.

– себестоимость проданной продукции  в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась  на 50 т.р. или на 33,3%.

– среднесписочная численность  работающего в 2010 г. по сравнению  с 2009 г. увеличилась на 50 человек. Это  является положительным моментом и означает, что предприятие расширяет свою деятельность, привлекает людей, создавая новые рабочие места.

– фонд з/п работающих в 2010 г. по сравнению  с 2009 г. Увеличился на 8400 т.р. или на 46,6%.

– среднегодовая стоимость ОПФ  в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на 2671 т.р. или на 34,1%.

– прибыль до налогообложения в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась  на 1194 т.р. или на 96,75%, это является положительным моментом.

– чистая прибыль в 2010 г. по сравнению  с 2009 г. увеличилась на 911 т.р. или на 98,04%, в связи с этим предприятие имеет больше возможностей для пополнения оборотных средств.

– среднегодовая выработка снизилась  в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 81,31 т.р. или на 17,8%.

– затраты з/п на рубль товарной продукции увеличились на 0,09 т.р. или на 34,6%.

 – среднемесячная з/п работающих  в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на 1 т.р. или  на 10%.

– фондоотдача в 2010 г. по сравнению  с 2009 г. снизилась на -1,61 пункта, тем  не менее, показатель фондоотдачи свидетельствует об эффективном использовании основных средств.

– фондоемкость в 2010 г. по сравнению  с 2009 г. увеличилась на 0,03 пункта, или  на 27,8%.

– фондовооруженность ОПФ в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на 0,31 пункта, или на 0,59%.

– рентабельность общая в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на                       1,66 т.р. или на 69%, что свидетельствует о прибыльности предприятие

– рентабельность расчетная в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась  на 1,5 т.р. или на 155,5%.

Данные таблицы позволяют сделать  вывод, что ОАО «Жигулевский хлебозавод»  является платежеспособным, финансово  устойчивым предприятием, динамично  развивающемся на рынке г. Жигулевска.

 

 

2.2. Расчет показателей рентабельности  в ОАО «Жигулевский хлебозавод».

 

Дадим оценку эффективности производства на основе расчета показателей рентабельности.

  • Рентабельность работы предприятия определяется прибылью, которую оно получает.
  • Показатели рентабельности отражают, на сколько эффективно предприятие использует свои средства в целях получения прибыли, т.е. насколько прибыльна ее деятельность.

Существует две группы коэффициентов  рентабельности: рентабельность капитала и рентабельность продаж

 

КОЭФФИЦИЕНТЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ КАПИТАЛА

 

При расчете коэффициентов используется балансовая прибыль.

Рентабельность всех активов по балансовой прибыли показывает, сколько  денежных единиц прибыли получено предприятием с одного рубля стоимости активов  независимо от источников привлечения  средств

 

 

за отчетный год 

 

за прошлый год

 

Аналогично рассчитывается рентабельность всех активов по чистой прибыли

 

 

за отчетный год 

 

за прошлый год

 

Рассчитанные коэффициенты показывают, что в отчетном году на каждый рубль, вложенный в активы предприятия, получено 47,2 коп. балансовой и 26,6 коп. чистой прибыли. За прошлый год показатели составили соответственно 31,5 коп. и 11,7 коп.

Для предприятий, работающих на правах акционерных компаний, основным показателем оценки степени доходности вложенных капиталов принято считать процентное отношение чистой прибыли предприятия к его собственному капиталу. Именно этот показатель, получивший название рентабельность собственного капитала играет важную роль при оценке уровня копировки акций акционерных компаний на бирже.

 

 

Разница между показателями рентабельности всех активов и собственного капитала обусловлена привлечением предприятия внешних источников финансирования.

 

за отчетный год 

 

за прошлый год

 

Рентабельность собственного капитала показывает, что каждый рубль вложенный  собственниками предприятия, заработал за отчетный год 26,6 коп. чистой прибыли, а прошлый год 11,7 коп. Следовательно, эффективность использования капитала инвестированного собственниками предприятия, снизилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учебник - 4-е изд., перераб. и доп. - М: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2003. - 1012 с.

Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика  предприятия: Учебник. - М: Инфра-М., 2006. - 528 с.

Экономика организации (предприятия): Учебник / под ред. Н.А. Сафронова. - 2-е  изд., перераб. и доп. - М.: Экономист, 2004. - 618 с.

Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов/ под ред. Проф.В.Я. Горфинкеля, проф.В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2003. - 608 с.

Информация о работе Пути повышения рентабельности предприятия