Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 02:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение важнейших показателей экономической эффективности производства, а именно прибыли и рентабельности производства, и выработка на этой основе практических рекомендаций и выводов по улучшению финансового состояния предприятия, а также экономическое обоснование мероприятий по повышению рентабельности продукции и предприятия в целом.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать задачи:
рассмотреть экономическую эффективность производства на предприятии, ее частные и обобщающие показатели;
рассмотреть показатели рентабельности и ее виды.
Введение
В основе экономического прогресса общества лежит рост эффективности общественного производства. Экономическая эффективность производства представляет собой получение максимальных результатов при минимальных затратах.
Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности выражается в финансовых результатах. В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как самостоятельный товаропроизводитель. Хозяйствующий субъект выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности. В условиях рынка получение прибыли является непосредственной целью производства субъекта хозяйствования. Реализация данной цели возможна только в том случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества.
Рентабельность предприятия — это показатель эффективности использования основных средств предприятия, производственных ресурсов.
Общая рентабельность предприятия определяется как отношение прибыли к средней стоимости основных и оборотных средств.
Для оценки уровня эффективности работы
получаемый результат - прибыль, сопоставляется
с затратами или с
Из вышесказанного следует, что тема курсовой работы «Пути повышения рентабельности предприятия» является актуальной и необходимой в настоящее время и останется таковой.
Целью курсовой работы является рассмотрение важнейших показателей экономической эффективности производства, а именно прибыли и рентабельности производства, и выработка на этой основе практических рекомендаций и выводов по улучшению финансового состояния предприятия, а также экономическое обоснование мероприятий по повышению рентабельности продукции и предприятия в целом.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать задачи:
В курсовой работе объектом исследования является предприятия ОАО «Жигулевский хлебозавод».
Предметом исследования являются рассмотрение путей повышения рентабельности предприятия.
При написании курсовой работы были использованы учебные пособия по экономике, экономической теории и интернет сайты и другие источники.
1. Теоретические основы
1.1. Сущность и система показателей рентабельности
Несмотря на то, что прибыль важнейший экономический показатель работы предприятия, она окончательно не характеризует эффективность его работы. Можно получить одинаковую прибыль, но с разными затратами. Поэтому для окончательной и более эффективной оценки эффективности производства на предприятии необходимо учесть эту прибыль с затратами, то есть определить рентабельность.
В экономической литературе
дается несколько понятий
По мнению других авторов, рентабельность - показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы. Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием.
Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.
По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.
Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений. Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, оценке и контроле деятельности предприятия и его результатов. Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Уровень рентабельности предприятия - это отношение прибыли к среднегодовой стоимости основного капитала и оборотных средств
Повышение уровня рентабельности достигается в результате:
Экономический смысл показателей рентабельности заключается в подсчете прибыли, приходящейся на рубль выручки от продаж, расходов, активов, капитала. Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность предприятия.
Рост рентабельности является положительной тенденцией в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом следует помнить, что показатели рентабельности не всегда учитывают особенности деятельности предприятия:
Показатели рентабельности не имеют рекомендованных значений. Чем выше их величина, тем эффективнее работает предприятие.
1.2. Методика расчета показателей рентабельности.
Различают 2 вида рентабельности: рассчитываемые на основе балансовой (валовой прибыли) и чистой прибыли.
Рентабельность характеризует конечный результат производственной деятельности предприятия и степень использования всех его ресурсов. Рентабельность является относительным показателем, который обладает свойством сравнимости, и, следовательно, может использоваться при сравнении различных предприятий. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля средств, вложенных в активы. Предприятие рентабельно, если возмещает все свои затраты на производство и реализацию продукции за счет выручки от ее реализации и получает прибыль.
В условиях рыночной экономики каждое
предприятие должно работать рентабельно,
так как только тогда у него
будут возможности для
Выделяют показатели рентабельности, используемые для оценки эффективности применяемых в производственной, коммерческой и иной деятельности авансированных ресурсов и затрат, и показатели, на основе которых определяют доходность и эффективность использования имущества.
Оценочным показателем производственно-
Данный показатель показывает, сколько прибыли получило предприятие на каждый рубль выручки. В зарубежной практике его называют маржой прибыли (коммерческой маржой). Экономический смысл его - отражение удельного веса чистой прибыли в каждом рубле оборота.
При формировании цен на промышленную продукцию может использоваться рентабельность отдельных изделий (рентабельность продукции), которая рассчитывается как процентное отношение балансовой или чистой прибыли к полной себестоимости продукции (С):
Она показывает, сколько прибыли приходится на каждый рубль затрат. Ее можно рассчитать в целом по предприятию и по отдельному виду продукции.
Одним из условий процветания
Предприятие может выпускать несколько видов продукции. Чтобы определить влияние рентабельности отдельных изделий на общую рентабельность продукции, необходимо:
Определить удельный вес каждого вида продукции в объеме реализации;
Рассчитать индивидуальные показатели рентабельности;
Определить величину влияния рентабельности отдельных изделий на ее среднюю величину.
Для этого необходимо значение индивидуальной рентабельности умножить на долю изделий в общем объеме реализованной продукции:
где Рi - рентабельность i-го вида изделия,
qi - доля i-го вида продукции в общем объеме реализации,
n - количество выпускаемых изделий.
Рентабельность капитала характеризует величину прибыли с каждого вложенного рубля средств предприятия.
Основными показателями рентабельности капитала являются:
рентабельность активов (имущества),
рентабельность текущих
рентабельность инвестиций,
рентабельность собственного капитала.
Данный показатель говорит, сколько единиц прибыли получено с единицы стоимости активов независимо от источника привлечения средств.
Для предприятий, работающих на правах акционерных обществ, основным показателем оценки степени доходности вложенных капиталов принято считать отношение чистой прибыли (Пч) или балансовой (Пб) к источникам собственного капитала:
Данный показатель характеризует величину прибыли на один рубль собственных средств.
Разница между показателями рентабельности всех активов и собственного капитала обусловлена привлечением внешних источников финансирования. Если заемные средства приносят большие прибыли, чем уплата процентов на этот заемный капитал, то разница может быть использована для повышения отдачи собственного капитала. Однако в том случае, если рентабельность активов меньше, чем проценты, уплачиваемые на заемные средства, влияние привлеченных средств на деятельность предприятия должно быть оценено отрицательно:
Информация о работе Пути повышения рентабельности предприятия