Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 14:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка путей развития малого бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить сущность и роль малого бизнеса в экономике;
- рассмотреть современное состояние малого бизнеса в РФ;
- выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России.
Введение
3
Глава 1. Сущность и роль малого бизнеса в экономике 5
1.1.Понятие о малом бизнесе 5
1.2. Зарубежный опыт развития малого бизнеса
7
Глава 2. Современное состояние малого бизнеса в РФ
11
2.1. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России 11
2.2. Государственные и негосударственные методы повышения конкурентоспособности малого бизнеса 17
Заключение
27
Список источников
29
Министерство образования и науки РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ульяновский государственный технический университет
Экономико-математический факультет
Кафедра экономической теории
Реферат
по дисциплине «Экономика»
Пути развития малого бизнеса: опыт России и зарубежных стран
Студент: |
||
гр. Эбд-11 |
Иванов И. И. | |
Научный руководитель: |
Александров А.А. | |
Ульяновск
2014
Введение |
3 |
Глава 1. Сущность и роль малого бизнеса в экономике |
5 |
1.1.Понятие о малом бизнесе |
5 |
1.2. Зарубежный опыт развития малого бизнеса |
7 |
Глава 2. Современное состояние малого бизнеса в РФ |
11 |
2.1. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России |
11 |
2.2. Государственные и негосударственные методы повышения конкурентоспособности малого бизнеса |
17 |
Заключение |
27 |
Список источников |
29 |
Введение
Малое предпринимательство - самый молодой и динамично развивающийся сектор экономики области.
Малое предпринимательство, таким образом, играет сегодня все более важную роль в экономическом развитии области.
Развитие малого бизнеса во все времена считалось основой экономического развития государства. Но развитие малого и среднего бизнеса - это, в первую очередь, обучающая база, учитывающая все проблемы развития малого бизнеса. Постоянное совершенствование такой базы позволит определить и предопределить перспективы развития бизнеса. Именно на основе этого разрабатывается стратегия развития бизнеса, и в частности развитие российского бизнеса. Однако имеются и проблемы развития малого бизнеса в России.Приоритетными задачами развития этого сектора экономики становится достижение устойчивости и эффективности малых предприятий, построение при их участии новых хозяйственных связей, активизация их производственно-инновационной деятельности, максимальное использование преимуществ малого бизнеса - гибкость и адекватность рыночного поведения, более низкий уровень издержек производства и реализации продукции, относительно более высокий уровень наукоемкости продукции, самозанятости населения.
Таким образом, целью данной курсовой работы является разработка путей развития малого бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить сущность и роль малого бизнеса в экономике;
- рассмотреть современное состояние малого бизнеса в РФ;
- выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России.
Объектом исследования является малый бизнес в РФ.
Предмет исследования – перспективы развития малого бизнеса в РФ.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Сущность и роль малого бизнеса в экономике |
1.1.Понятие о малом бизнесе
Малое предпринимательство стало неотъемлемой частью экономики большинства промышленно развитых стран. Оно выполняет ряд важнейших социально-экономических задач, а именно: обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства. Для банков данный
сектор несет высокий уровень
рисков, кроме того, банковская система
сталкивается с Несмотря на очевидные трудности, малому предпринимательству удается все больше внедряться в крупный бизнес путем сотрудничества. Оно проявилось в различных формах интеграции малого бизнеса в производственные сети крупных структур и кооперации на основе специализации малых предприятий. Прежде всего, это: - субподряд; - лизинг; - франчайзинг; - НИОКР; - венчурный бизнес; - внешнеэкономическая деятельность. Малые предприятия, в
качестве субподрядчиков С помощью лизинга
малые предприятия без крупных
единовременных затрат На основе договора
франчайзинга малые Благодаря узкой Инновационный потенциал
малых предприятий часто В связи с переходом
от межотраслевой к Малое предприятие обладает наименьшими финансовыми возможностями. И если в ЕС эта проблема решается тесным взаимовыгодным сотрудничеством малого предпринимательства с банковским сектором, в России эта проблема стоит наиболее остро. Преодолевая барьер
несовершенного Грамотное становление и успешное развитие малого бизнеса считается одной из важных проблем современной экономической политики. Малый бизнес - ведущий сектор, который точно определяет темпы возможного экономического роста, серьезную структуру и высокое качество необходимого валового национального продукта; во всех ведущих развитых странах мира на успешный малый бизнес приходится внушительная цифра в 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому значительное большинство ведущих государств всемерно поощряет тех, кто начинает свое дело в малом бизнесе. Во многих странах мира с хорошо развитой рыночной экономикой реально существует государственная мощная поддержка тех, кто решил открыть свое дело в малом бизнесе. К примеру, в Германии финансовая помощь малым предприятиям достигает 3 млрд. марок ежегодно. В конгрессе Америки насущными проблемами малого бизнеса заняты целых два комитета. В маленькой Японии, где чрезмерно высоко количество малых предприятий, четко выделены те из них, которые без помощи государства развиваться никак не могут. Внушительным стимулирующим фактором в деле развития малого бизнеса по праву является умная налоговая политика конкретного государства. Главная суть гибкой налоговой политики заключена в постепенном, поэтапном уменьшении ряда предельных ставок налогов и ощутимого снижения прогрессивности обязательного налогообложения при сравнительно узкой налоговой базе и широчайшей сфере применения необходимых налоговых льгот. Реальное уменьшение ставки обязательных налогов в зависимости от размеров конкретного предприятия - один из действенных методов налогообложения тех, кто начал свое дело в малом бизнесе. К примеру, в Америке успешно действуют разные льготные ставки налога на реальные доходы до 16 тысяч долларов, пятнадцатипроцентный налог на первые 50 тысяч долларов и 25-процентный на последующие 25 тысяч. А вот уже сверх этой суммы введена максимальная ставка - 34 % [2, с. 86]. Существующие малые предприятия максимально быстро реагируют на любые внешние условия и часто видоизменяют конечную продукцию, постоянно следуя за меняющимся спросом, стараясь грамотно осваивать новую продукцию.
1.2. Зарубежный опыт развития малого бизнеса |
Общеизвестно, что малый бизнес развивается за рубежом гораздо более бурно, чем в России, поскольку им там уделяют огромное внимание: от благополучия МСБ напрямую зависит экономический уровень заграничных государств. На данный момент у наиболее преуспевающих государств за рубежом доля компаний МСБ от общего количества может достигать до 90%. Например, в Японии количество людей, задействованных в предприятиях малого и среднего бизнеса, составляет более 2/3 населения. Согласно статистическим данным количество предприятий среднего бизнеса в государствах ЕС не превышает 1%, но в них задействовано чуть менее 1/5 всего населения, что является неплохим показателем.
Тщательно проанализировав историю продвижения малого бизнеса в Европе, можно понять, насколько большое значение они имеют для экономики государств.
Главная причина этого – повышение конкурентоспособности, побуждающее предприятия крупного бизнеса использовать высококачественное технологическое оборудование и повышать темпы роста производства.
Следовательно, чем более высокой будет производительность малого бизнеса, тем более высокими будут темпы роста экономики государства. Исходя из этого программа ЕС, декларирующая поддержку малого бизнеса, содержит конкретные пункты, в которых указаны последовательности действий, связанных с помощью мелким и средним предпринимателям, а также с повышением уровня конкуренции предприятий малого бизнеса [4, с. 90].
Специфическая система контроля за малым бизнесом в Европе возникла в 70-х годах ХХ века и развивается и поныне. Постоянно возникают специальные программы, направленные на развитие малого бизнеса. На данный момент принципиальными направлениями деятельности ЕС по поддержке малого бизнеса являются: хорошее финансирование, помощь в сфере разнообразных нововведений, повышение уровня конкуренции. Важно понять, что если МСП будут в упадке, то в нем окажется и вся экономика Евросоюза, поэтому все страны-участники Еврозоны оказывают малому бизнесу максимальное содействие и помощь. ЕС всячески способствует налаживанию и поддержке хороших отношений между малым бизнесом и старается ограничить налоговое давление.
Следует особо подчеркнуть о прекрасной организации усилий, направленных на развитие малого бизнеса. Существует большое количество разного рода фирм, тщательно контролирующих всю деятельность. В каждом государстве, участвующем в ЕС, правительство разрабатывает планы мероприятий, связанных с деятельностью малого бизнеса. Целью большинства учреждений, находящихся под контролем государства, является подготовка высококлассных специалистов для малого бизнеса, предоставление ценной информации малым и средним предпринимателям, лицензирование предприятий и т.д. Коммерческие банки не отказывают малому бизнесу в финансовой поддержке, оказывают услуги, связанные с консультациями по вопросам новейших технологий, маркетинга и т.п.
Стоит отметить, что главными направлениями по организации содействия малого бизнеса в странах Европы являются:
Устранение препятствий, мешающих организации малого бизнеса.
Стабилизация внутреннего рынка Евросоюза.
Создание единого кодекса законов.
Улучшение взаимоотношений между государствами ЕС, что создает базу для экономического взаимодействий с иными государствами.
На долю малого бизнеса в США приходится около половины рабочих мест всего частного сектора экономики. К малым относятся компании, включающие до 500 сотрудников. Однако очень часто стандарты классификации варьируются в зависимости от отрасли. Так, для каждого штата, сферы деятельности, формы собственности и финансовых показателей существуют свои методы для оптимизации налогового режима. К примеру, можно начать бизнес, купив лицензию на определённый вид деятельности, заменяющую многие местные налоги и сборы (так, в одном из городов Калифорнии он составляет всего $15 в год при продажах менее $15 тыс). Кроме всего прочего, в первый год работает так называемый «бонус первого года», когда налоговые льготы доходят до 50%, причём государство самостоятельно погашает около 90% кредитов, полученных малым бизнесом в коммерческих банках [5, с. 28].
Во Франции созданы все условия для развития малого бизнеса. В отличие от США в первые 2 года предприниматели вообще освобождаются от уплаты налогов в местный бюджет и от сборов на акционерные общества, причём подоходный налог тоже считается по пониженной ставке. Кстати, сверхмалыми предприятиями во Франции являются компании с числом работников меньше 10 человек и с годовым оборотом меньше 2 млн евро, на малых предприятиях могут работать от 10 до 49 человек, а их оборот не должен превышать 10 млн евро. Стоимость регистрации нового бизнеса в среднем составляет 84 евро.
В Германии особенно популярен такой вид малого бизнеса, как семейное предприятие. Сейчас число таких компаний перевалило уже за 1 млн. Государство также пытается помогать молодым инициаторам. К примеру, получить долгосрочный кредит (примерно на 15 лет) можно под 5-8% годовых, а для тех, кто развивает своё предприятие в социальной сфере, действуют дополнительные льготы.
В Японии существует больше 6 млн предприятий малого бизнеса. Государство оказывает им всяческую поддержку: предоставляет льготный кредит, создаёт различные центры юридической и технической поддержки и т.д.
Известно, что сингапурские предприятия, относящиеся к малым и средним, являются одними из наиболее конкурентоспособных на международном рынке. И в этом немалая заслуга местного правительства. Для поддержки малых и средних предприятий в Сингапуре создано специальное агентство Spring, которое осуществляет примерно 100 различных программ. Spring работает по 5 направлениям: первое занимается развитием потенциала предприятия, а также его брендингом и совершенствованием управления; второе оказывает различные услуги: консалтинговые, бухгалтерские, мониторинговые и т.д.; третье помогает с учётом отраслевой специфики; четвёртое решает вопросы качества и стандартизации; наконец, пятое подготавливает кадры и решает другие вопросы корпоративного развития.
Ещё один образцовый пример для малого бизнеса за рубежом. В Австралии государство само предлагает предпринимателю несколько помещений на выбор. Как правило, они уже заранее бывают оснащены всем необходимым оборудованием и отвечают всем требуемым по закону стандартам, то есть остаётся лишь набрать персонал и идти работать.
Глава 2. Современное состояние малого бизнеса в РФ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
За 2013 г. произошел количественный рост субъектов малого предпринимательства. На 1 января 2012 г зарегестрировано 1 602,4 тыс. против 1 335 тысяч годом ранее. При этом произошло сдутие сектора малого предпринимательства. При росте на 20% числа предприятий, общее количество занятых сократилось на 1,1% [6, c.18]. Произошло и снижение объема оборота малых предприятий по данным Госкомстата РФ (табл.1). Таблица 1 Динамика изменения объема оборота на МП (в %) [10]
Основная проблема малого промышленного бизнеса – нехватка финансовых средств, что особенно явно продемонстрировал экономический кризис. Ставки по кредитам резко выросли. Если в начале 2008г. они составляли 13%, то к концу года достигли 20%, а в 2009 г. – 27%, оказавшись на уровне 2002 года. [7, с. 418]. Данная тенденция стала изменяться в лучшую сторону только к концу 2012г., согласно данным Общероссийской общественной организации «Опора России», в ноябре 2012 года для 15% предпринимателей привлечь заемные средства стало чуть проще (в январе 2009 года аналогичная доля составляла лишь 8%). Количество предпринимателей, для которых привлечь финансовые средства было сложно либо невозможно, сократилось (56% в ноябре против 75% в январе 2012 года), но ситуация все равно остается сложной. Немаловажны дальнейшие шаги для создания законодательной среды для развития малого бизнеса [8, c.83]. Мы считаем неверным отказ в новом ФЗ о предпринимательстве от дифференциации малых предприятий по сферам деятельности [9, c.11]. Таблица 2 Количество зарегистрированных малых предприятий (без микропредприятий) по федеральным округам России [10]
Качественный анализ развития, приводит к не самым утешительным выводам. Можно говорить о таком феномене как «полумертвые души» Группа экспертов (В. Буев и др.) пишет, что около трети прироста количества субъектов МСП было обеспеченно за счет бюджетных (федеральных и отчасти региональных) средств (без учета того, что еще выделяли местные власти). Какую реально экономическую отдачу дали эти наштампованные на госсредства «предпринимательские оболочки» и заработали ли вообще как бизнес-единицы на реальных рынках (а не остались лежать мертвым грузом на полках пакетами бумажных учредительных документов). В условиях нестабильности мировой и отечественной экономики малые предприятия являются оптимальной формой производства в условиях повышенного риска. Кроме этого, очевидно, что одна из составляющих функций малого бизнеса – вовлечение в производство материальных и финансовых сбережений населения и генерирование новых рабочих мест. Крупный бизнес при
содействии чиновников Уровень административного давления на малый бизнес только увеличивается. Сейчас нельзя решить не одной существенной проблемы без участия чиновника [3, с. 204]. Мировой опыт показывает, основой экономики страны является малый бизнес, это может быть обусловлено рядом причин, таких как: простота регистрации компании, особый режим налогообложения, поддержка малого бизнеса в большинстве стран, мобильность данного сектора. Для стабильного развития экономика страны малый бизнес необходим. Прежде чем говорить о развитии малого бизнеса в России, необходимо дать четкое определение малого бизнеса, для адресной помощи всему сектору экономики. Хочется обратить внимание на проблему ориентированности малого бизнеса. Видные ученые, экономисты «кричат» об изношенности объектов основных средств, о непрофессионализме кадров, и это проблема для развития экономики России является одной из главных. Обратим внимание на данные приведенные в таблице 1, а именно на долю малых предприятий, занимающиеся торговлей, и население, занятое в данной сфере. Найдем соотношение между предприятиями торговли и общем количеством представителей малого бизнеса, оно равно от 41 до 44% в течение рассматриваемого периода. Из этого следует – экономическая направленность России это примитивные торговые отношения, при которых выполняется следующая последованность действий: купил – перепродал, а не полный цикл производства, т.е. заготовил материальные запасы – произвел продукция – продал готовый товар. Данная модель экономики, назовем ее «перепродажной», является путем деградирующим, и ведет экономику назад к первобытнообщинному строю. Граждан страны (собственников компаний) не интересует дальнейшая судьба бизнеса, в силу отсутствия каких бы то ни было гарантий в стабильности намеченного курса, результате чего, предпринимателям легче и эффективнее заниматься торговлей, нежели создавать новые производственные, трудоемкие, энергозатратные, инновационные предприятия. Многие проблемы в развитии малых предприятий порождены именно недостатками государственной экономической политики, в целом определяющей основные параметры внешней среды, в которой происходит развитие малого предпринимательства, а именно: - ограниченность внутреннего рынка, в том числе спроса на продукцию субъектов малого предпринимательства, низкая покупательная способность населения; - ориентация экономической политики на обеспечение интересов крупных хозяйственных и финансовых структур; - жесткость фискальной и кредитно-денежной политики; - чрезмерный рост затрат субъектов малого предпринимательства на продукцию и услуги естественных монополий. Существуют три группы проблем, в наибольшей мере сдерживающих развитие малого бизнеса, создание новых малых предприятий: - организационные проблемы (регистрация, юридическое оформление предприятия, открытие счета в банке и др.); - материально-финансовые проблемы (формирование капитала для регистрации предприятия, формирование стартового капитала для обеспечения функционирования предприятия, налаживание связей с поставщиками сырья и сбыта продукции); - факторы внешней среды и конъюнктуры рынка (низкая платежеспособность, снижение спроса на продукцию, налоговый пресс, недостаток финансовых средств и нестабильность законодательства). Серьезным препятствием в становлении и развитии предпринимательской деятельности является сложность в получении кредитов, нежелание коммерческих банков кредитовать малый бизнес. Кроме того, существует проблема нехватки производственных и служебных помещений, которая тормозит развитие малого предпринимательства области [5, с. 26]. Стимулирование хозяйственной инициативы граждан пока еще не стало важнейшим направлением государственной экономической политики, деятельности всех органов власти на местах. Интересы поддержки малого бизнеса вступают зачастую в противоречие с задачами форсированного наполнения бюджета с помощью фискальных механизмов, затратными методами решения социальных проблем и т.п. Полностью устранить или существенно ограничить действие всех негативных факторов можно только с помощью мер государственной поддержки малого предпринимательства в рамках специализированных программ. Основным направлением государственной политики в области поддержки малого предпринимательства могут являться создание благоприятного инвестиционно-финансового климата, организационно-правовых условий для повышения устойчивости и динамичного развития малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях по приоритетным направлениям, отвечающим задачам структурной перестройки и экономического роста. Это достигается решением следующих задач: - нормативно-правовое обеспечение условий для устойчивой деятельности малых предприятий; - ускоренное освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к ресурсам; - совершенствование региональной системы гарантий; - повышение эффективности действующих и новых объектов инфраструктуры по поддержке малого предпринимательства; - развитие системы переподготовки и профессионального обучения занятых в малом бизнесе; - улучшение условий налогообложения, учета, отчетности, финансово-кредитной поддержки; - совершенствование арендно-имущественных отношений; - привлечение малых предприятий к выполнению госзаказа для региональных и муниципальных нужд; - организация производственно- - привлечение малых предприятий к рекламно-выставочной деятельности, информационному и консультационному обслуживанию предпринимательства [10]. В большинстве развитых стран малому бизнесу уделяют особую роль и внимание в экономике страны, но только не в России. Возникает такое ощущение, что все меры направленные на упрощение ведения бухгалтерского учета, системы налогообложения для малого бизнеса, регистрации коммерческого субъекта, уменьшение коррупционной составляющей, созданы не для стимулирования развития малого бизнеса, а для большей путаницы представителям малого бизнеса и всего населения страны. Для развития малого бизнеса в России необходимо разработать ряд мер, направленных, не только, на упрощение создания предприятия, стимулирующую часть данной проблемы, но также и на меры карательного характера. Предпринимателю должны быть созданы комфортные условия для работы в стране, недопустимо устрашение, запугивание предпринимателя административным ресурсом со стороны сотрудников контролирующих органов, но также представитель бизнеса должен знать, при нарушении закона, наказание неизбежно. Только тогда малый бизнес, а вмести с ним и экономика страны, будет успешно развиваться, когда все эти три компонента будут выполнены. Экономика – это живой организм, если один орган откажет, нарушится нормальная работа всего организма. Необходимо мобилизовать и направить все усилия на «реконструкцию» малого бизнеса. Необходимо освободить от уплаты налога на прибыль предприятия вновьсозданные, на период убыточности предприятия, при этом необходимо разработать систему налоговых скидок, после того как предприятие вышло на прибыльный уровень. Замечу, данные меры необходимо сопровождать принятием и выполнением антикоррупционных мер, описанных выше, без сопровождения данными мерами, в стране победу одержит коррупция, а вследствие чего развитие малого бизнеса окажется под вопросом. Необходимо разработать систему, при которой бизнес будет вынужден вкладывать денежные средства на обновления основных производственных фондов, например, возродить потерянный амортизационный фонд, средства которые в него поступают должны расходоваться только на обновление производственных фондов предприятия, это можно сделать также в виде стимулирования предприятие в частности, и малый бизнес в целом, кстати, данная мера полезна не только для малого бизнеса, но и для субъектов среднего и крупного бизнеса. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2. Государственные и негосударственные методы повышения конкурентоспособности малого бизнеса |
Информация о работе Пути развития малого бизнеса: опыт России и зарубежных стран