Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 14:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка путей развития малого бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить сущность и роль малого бизнеса в экономике;
- рассмотреть современное состояние малого бизнеса в РФ;
- выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России.
Введение
3
Глава 1. Сущность и роль малого бизнеса в экономике 5
1.1.Понятие о малом бизнесе 5
1.2. Зарубежный опыт развития малого бизнеса
7
Глава 2. Современное состояние малого бизнеса в РФ
11
2.1. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России 11
2.2. Государственные и негосударственные методы повышения конкурентоспособности малого бизнеса 17
Заключение
27
Список источников
29
В развитых странах государственному регулированию малого предпринимательства придается важное значение, поскольку создание новых рабочих мест и обеспечение минимального уровня безработицы во многом зависит от успешного функционирования малого бизнеса.
Кроме того, развитие малого предпринимательства является условием формирования конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах), расширению ассортимента и повышению качества товаров, работ, услуг.
Малое предпринимательство
является самой гибкой в
Мировая практика также показывает прочную зависимость конкурентоспособности экономики страны от степени развития малого и среднего бизнеса. В сфере малого предпринимательства развитых стран осуществляется большая часть всех инноваций, что является ключевым фактором повышения конкурентоспособности экономики Минэкономразвития Российской Федерации подготовило концепцию долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. Основным приоритетом которой является инновационный сценарий развития В документе указано, что его целью является «превращение России в одного из лидеров глобальной экономики, выход ее на уровень развитых постиндустриальных стран» Это возможно только при инновационном сценарии развития страны.
На фоне наблюдаемого в Российской Федерации роста количества субъектов малого предпринимательства особую важность приобретают вопросы правильной адресации выделяемых на разных уровнях государства финансовых средств, неразвитости системы кредитования малых предприятий, отсутствия целостной государственной политики в области малого инновационного предпринимательства и др. [1, с. 25].
В условиях кризисного состояния экономики государственная помощь должна вести к восстановлению долговременной жизнеспособности предприятий и отраслей путем решения проблем, а не только путем нормативно-правового поддержания статус-кво. Государство, пока еще являющееся самым крупным акционером ряда ключевых предприятий, должно играть в их судьбе более существенную роль.
В отраслевых и региональных
программах демонополизации
Вместе с тем переход от монопольного состояния экономики возможен лишь при мощнейшей государственной поддержке и опеке нового бизнеса, особенно малого и среднего. Эти функции государство должно осуществлять по следующим направлениям:
- выделение бюджетных средств и привлечение частных инвестиций в сферу малого и среднего бизнеса, в том числе в развитие его инфраструктуры;
- сохранение для малых предприятий действующей системы льготного налогообложения;
- снижение административных барьеров входа, особенно со стороны местной администрации;
- информирование и просвещение предпринимателей, в том числе и правовое, с целью формирования у них навыков грамотного поведения в рыночных условиях;
- защита предпринимателей от преступных посягательств. В последнее время при выборе модели государственного регулирования все чаще склоняются к тому, что определяющим моментом здесь должна быть не величина государственного участия в экономических преобразованиях (ясно, что оно должно быть масштабным и активным), а его содержание. И заключается оно в следующем:
1) разработка законодательства, создающего условия, гарантии и стимулы для предпринимательства, конкуренции и структурной перестройки;
2) жесткий контроль за
3) формирование и перераспределение финансовых потоков;
4) распределение на конкурентной
основе обеспеченного
5) адресные социальные гарантии
отдельным категориям
6) инвестиционная активность (как гаранта) на уровне, необходимом для привлечения частных капиталовложений.
Сегодня перечисленные функции осуществляются слишком слабо, чтобы говорить о достижении соответствующих целей. Поэтому современным российским предприятиям при выработке собственных стратегий конкуренции приходится учитывать несовершенство законодательной базы предпринимательства, нелогичные и противоречивые действия государственных органов и с большой степенью осторожности рассчитывать на государственную помощь и поддержку.
Регулирование развития бизнеса осуществляется Федеральным Законом ФЗ-209. Кроме того, существуют прочие федеральные законы и нормативы субъектов России и органов местного самоуправления [4, с. 22].
Любая из программ имеет определенный период действия, утвержденный бюджет, а самое главное – четкие направления действий поддержки бизнеса. К примеру, с помощью государственных программ поддержки бизнеса можно получить некоторую сумму компенсации на обновление технологий и материалов, провести рекламную кампанию или принять участие в тематической выставке.
Муниципальные и государственные фонды в настоящее время являются действующими более чем в 70 российских регионах. Их цель – проведение экспертизы предпринимательских проектов, их финансовая поддержка, финансирование региональных программ поддержки.
Содействие в кредитовании обеспечивают фонды поручительства и гарантийные фонды. В данном случае предоставляется гарантия по банковскому кредиту, также осуществляется поручительство (запросить которое можно непосредственно в банке). Кроме того, фонды оказывают поручительство по лизинговым договорам.
Бизнес-инкубаторы предлагают малым предприятиям размещение на своей территории, при этом организация пользуется определенными льготами (офисными и консалтинговыми услугами, доступной арендой помещения). На сегодняшний день в стране насчитывается 50 таких бизнес-инкубаторов. Они могут выступать самостоятельно или же в составе техноцентров и технопарков (созданных на базе ВУЗов).
За повышение квалификации руководителей и непосредственно персонала предприятий малого бизнеса, их обучение и переподготовку отвечают бизнес-школы. В категорию обучаемых входит не только руководство и сотрудники компаний, но и учащиеся старших классов, безработные, а также граждане, желающие открыть собственное дело. Чаще всего обучение проходит в виде тренингов, курсов и семинаров [6, с. 75].
Более 30 городов страны на сегодняшний день предлагают организованные на их территории агентства, осуществляющие поддержку малого предпринимательства. Это негосударственные структуры, хотя деятельность свою осуществляют при поддержке и участии местной администрации. Это консалтинговые компании, предлагающие услуги получения инвестиций малыми предприятиями, и обучение персонала.
Венчурные фонды на региональном уровне представляют собой коммерческие организации, за их счет малые предприятия инвестируют средства в сферы сельского хозяйства, биотехнологий, фармацевтику, здравоохранение и прочие субстанции, связанные с научно-техническим прогрессом. Финансирование фондов осуществляется Министерством экономики и развития, местной и региональной администрацией, иногда частными (заинтересованными) инвесторами. В настоящий момент в стране действует порядка 20 таких венчурных фондов, средства на развитие которых выделяются из бюджета. Но гораздо больше присутствует частных венчурных фондов.
При центрах занятости действуют социально-деловые центры, создающие новые рабочие места посредством развития малых предприятий. Чаще всего такие центры представляют собой государственное предприятие, единственным учредителем которого является центр занятости. В данный момент на территории России зарегистрировано чуть более 20 таких центров.
Существующая система микрозаймов представлена коммерческими предприятиями, предоставляющими займы на развитие бизнеса, сумма которых составляет до 1 миллиона рублей. В стране насчитывается чуть меньше 3000 таких организаций [7, с. 88].
За последние годы были созданы различные негосударственные структуры поддержки малого бизнеса, которые оказывают все большее влияние на развитие малых предприятий.
К негосударственной инфраструктуре малых предприятий
относятся: банки, страховые и лизинговые
компании, факторинговые компании, консалтинговые
фирмы, венчурные фонды, холдинговые компании,
аудиторские фирмы, арбитражные суды,
ассоциации предприятий малого бизнеса,
технопарки, бизнес-инкубаторы, производственно-
Инфраструктура малого предпринимательства должна оказывать разнообразную помощь и поддержку малым предприятиям в организации, получении субсидий, контрактов, обучении и консультировании в целях сохранения и упрочения свободной конкуренции. Она позволяет реализовывать государственную политику в сфере малого предпринимательства, содействовать развитию малых предприятий в отдельных административных округах, территориальных образованиях, внедрять соответствующие программы, проводить экспертизу предпринимательских проектов, способствовать прямым деловым контактам и инвестициям.
Существуют следующие формы финансирования малого предпринимательства:
Кредитование.
При этом в части развития кредитования малого бизнеса существует ряд проблем, в том числе:
- во-первых, как и в сфере кредитования крупного бизнеса, требуется совершенствовать законодательство по защите прав кредиторов;
- во-вторых, малому бизнесу трудно получить банковский кредит по причине того, что предпринимателям сложно предоставить банку адекватное обеспечение;
- в-третьих, кредитование малых предприятий требует существенных трудозатрат, удельные операционные расходы банков на единицу кредитных вложений при кредитовании малого бизнеса выше, чем аналогичные затраты при кредитовании крупного бизнеса и др.
2. Лизинг.
Одним из важнейших механизмов поддержки предпринимательства является лизинговое кредитование. Лизинг как специфическая сделка регулируется целым рядом законодательных и подзаконных актов, основу некоторых составляет Гражданский Кодекс РФ [9, с. 21].
Лизинг представляет собой вложение средств на возвратной основе в основной капитал. В практике лизинга различают: оперативный и финансовый лизинг.
Оперативный лизинг подразумевает передачу в пользование имущества многоразового использования на срок по времени короче его экономического срока службы. Он характеризуется небольшой продолжительностью контракта – до 3-5 лет и неполной амортизацией оборудования за время аренды.
Финансовый лизинг характеризуется длительным сроком контракта – от 5 до 10 лет и амортизацией всей или большей части стоимости оборудования. По своей сути представляет собой аренду с правом выкупа, при этом стоимость данного оборудования погашается в течение срока договора лизинга и оборудование может перейти в собственность лизингополучателя.
Финансовый лизинг предоставляет ряд преимуществ для предприятия, которые приобретают особую актуальность и значение применительно к решению проблем финансирования основных фондов малых предприятий:
Оплата оборудования в рассрочку. Стартовые затраты на приобретение очень высоки и зачастую не по силам малым предприятиям.
Оплата за счет выручки, полученной от эксплуатации оборудования. Для малых предприятий собственная деятельность зачастую является единственным источником накопления [9, с. 76].
Отнесение лизингового платежа в полном объеме на себестоимость.
Применение механизма ускоренной амортизации.
3. Факторинг.
В инвестиционной практике в большинстве случаев используется факторинг, регулирующий особым образом отношения займа и кредита.
Такая форма используется в предпринимательских отношениях, когда участник таких отношений, приобретая требование к другому лицу, не дожидается его исполнения и уступает данное требование банку или другому субъекту предпринимательской деятельности (фактору).
Факторинг выгоден малому предприятию по нескольким причинам [7, с. 15]:
Оно освобождается от необходимости истребования денег с должников;
Оно получает кредит под гарантию (уступку) долгов своих клиентов, своевременно пополняя оборотные фонды. При этом денежное требование может быть уступлено банку как в обмен на передаваемые денежные средства в форме предмета или займа, так и в целях обеспечения своих обязательств перед ним по ранее полученному кредиту или займу.
Третье достоинство такого договора - гарантия по кредитам или займам не собственным имуществом или активами предприятия, а долгами своих клиентов.
4. Франчайзинг.
Еще не нашел широкого применения и такой перспективный финансовый механизм, как франчайзинг. Франчайзинг предполагает использование торговой марки, технологии, ноу-хау крупной фирмы для развития малого предприятия в пределах оговоренного рынка.
Информация о работе Пути развития малого бизнеса: опыт России и зарубежных стран