Пути развития малого бизнеса: опыт России и зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка путей развития малого бизнеса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить сущность и роль малого бизнеса в экономике;
- рассмотреть современное состояние малого бизнеса в РФ;
- выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Сущность и роль малого бизнеса в экономике 5
1.1.Понятие о малом бизнесе 5
1.2. Зарубежный опыт развития малого бизнеса
7
Глава 2. Современное состояние малого бизнеса в РФ
11
2.1. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России 11
2.2. Государственные и негосударственные методы повышения конкурентоспособности малого бизнеса 17
Заключение
27
Список источников
29

Файлы: 1 файл

81150f.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

 

В развитых странах государственному регулированию малого предпринимательства придается важное значение, поскольку создание новых рабочих мест и обеспечение минимального уровня безработицы во многом зависит от успешного функционирования малого бизнеса.

Кроме того, развитие малого предпринимательства является условием формирования конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах), расширению ассортимента и повышению качества товаров, работ, услуг.

 Малое предпринимательство  является самой гибкой в производственных, технологических и управленческих отношениях сферой, что помогает ему чутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и перестраиваться под них с наименьшими потерями. Не случайно в экономике большинства стран малый бизнес обеспечивает рабочими местами почти 50-70% трудового населения, при этом объем производства в этой сфере составляет от 33 до 66% ВНП.

Мировая практика также показывает прочную зависимость конкурентоспособности экономики страны от степени развития малого и среднего бизнеса. В сфере малого предпринимательства развитых стран осуществляется большая часть всех инноваций, что является ключевым фактором повышения конкурентоспособности экономики Минэкономразвития Российской Федерации подготовило концепцию долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. Основным приоритетом которой является инновационный сценарий развития В документе указано, что его целью является «превращение России в одного из лидеров глобальной экономики, выход ее на уровень развитых постиндустриальных стран» Это возможно только при инновационном сценарии развития страны.

На фоне наблюдаемого в Российской Федерации роста количества субъектов малого предпринимательства особую важность приобретают вопросы правильной адресации выделяемых на разных уровнях государства финансовых средств, неразвитости системы кредитования малых предприятий, отсутствия целостной государственной политики в области малого инновационного предпринимательства и др. [1, с. 25].

В условиях кризисного состояния экономики государственная помощь должна вести к восстановлению долговременной жизнеспособности предприятий и отраслей путем решения проблем, а не только путем нормативно-правового поддержания статус-кво. Государство, пока еще являющееся самым крупным акционером ряда ключевых предприятий, должно играть в их судьбе более существенную роль.

 В отраслевых и региональных  программах демонополизации предполагается  сделать упор на разработку  и реализацию целевых проектов  регулирования барьеров входа  на товарные рынки, т. е. на экономических, технических, организационных и правовых условиях, препятствующих или затрудняющих создание и ведение бизнеса на анализируемом рынке. Причем речь идет о тех рынках и по отношению к тем барьерам, которые более всего влияют на развитие конкуренции [8, с. 14].

Вместе с тем переход от монопольного состояния экономики возможен лишь при мощнейшей государственной поддержке и опеке нового бизнеса, особенно малого и среднего. Эти функции государство должно осуществлять по следующим направлениям:

 - выделение бюджетных средств и привлечение частных инвестиций в сферу малого и среднего бизнеса, в том числе в развитие его инфраструктуры;

 - сохранение для малых предприятий действующей системы льготного налогообложения;

 - снижение административных барьеров входа, особенно со стороны местной администрации;

 - информирование и просвещение предпринимателей, в том числе и правовое, с целью формирования у них навыков грамотного поведения в рыночных условиях;

 - защита предпринимателей от преступных посягательств. В последнее время при выборе модели государственного регулирования все чаще склоняются к тому, что определяющим моментом здесь должна быть не величина государственного участия в экономических преобразованиях (ясно, что оно должно быть масштабным и активным), а его содержание. И заключается оно в следующем:

1) разработка законодательства, создающего  условия, гарантии и стимулы для  предпринимательства, конкуренции  и структурной перестройки;

2) жесткий контроль за исполнением  законодательства;

3) формирование и перераспределение финансовых потоков;

4) распределение на конкурентной  основе обеспеченного ресурсами  госзаказа;

5) адресные социальные гарантии  отдельным категориям населения;

6) инвестиционная активность (как  гаранта) на уровне, необходимом  для привлечения частных капиталовложений.

Сегодня перечисленные функции осуществляются слишком слабо, чтобы говорить о достижении соответствующих целей. Поэтому современным российским предприятиям при выработке собственных стратегий конкуренции приходится учитывать несовершенство законодательной базы предпринимательства, нелогичные и противоречивые действия государственных органов и с большой степенью осторожности рассчитывать на государственную помощь и поддержку.

Регулирование развития бизнеса осуществляется Федеральным Законом ФЗ-209. Кроме того, существуют прочие федеральные законы и нормативы субъектов России и органов местного самоуправления [4, с. 22].

Любая из программ имеет определенный период действия, утвержденный бюджет, а самое главное – четкие направления действий поддержки бизнеса. К примеру, с помощью государственных программ поддержки бизнеса можно получить некоторую сумму компенсации на обновление технологий и материалов, провести рекламную кампанию или принять участие в тематической выставке.

Муниципальные и государственные фонды в настоящее время являются действующими более чем в 70 российских регионах. Их цель – проведение экспертизы предпринимательских проектов, их финансовая поддержка, финансирование региональных программ поддержки.

Содействие в кредитовании обеспечивают фонды поручительства и гарантийные фонды. В данном случае предоставляется гарантия по банковскому кредиту, также осуществляется поручительство (запросить которое можно непосредственно в банке). Кроме того, фонды оказывают поручительство по лизинговым договорам.

Бизнес-инкубаторы предлагают малым предприятиям размещение на своей территории, при этом организация пользуется определенными льготами (офисными и консалтинговыми услугами, доступной арендой помещения). На сегодняшний день в стране насчитывается 50 таких бизнес-инкубаторов. Они могут выступать самостоятельно или же в составе техноцентров и технопарков (созданных на базе ВУЗов).

За повышение квалификации руководителей и непосредственно персонала предприятий малого бизнеса, их обучение и переподготовку отвечают бизнес-школы. В категорию обучаемых входит не только руководство и сотрудники компаний, но и учащиеся старших классов, безработные, а также граждане, желающие открыть собственное дело. Чаще всего обучение проходит в виде тренингов, курсов и семинаров [6, с. 75].

Более 30 городов страны на сегодняшний день предлагают организованные на их территории агентства, осуществляющие поддержку малого предпринимательства. Это негосударственные структуры, хотя деятельность свою осуществляют при поддержке и участии местной администрации. Это консалтинговые компании, предлагающие услуги получения инвестиций малыми предприятиями, и обучение персонала.

Венчурные фонды на региональном уровне представляют собой коммерческие организации, за их счет малые предприятия инвестируют средства в сферы сельского хозяйства, биотехнологий, фармацевтику, здравоохранение и прочие субстанции, связанные с научно-техническим прогрессом. Финансирование фондов осуществляется Министерством экономики и развития, местной и региональной администрацией, иногда частными (заинтересованными) инвесторами. В настоящий момент в стране действует порядка 20 таких венчурных фондов, средства на развитие которых выделяются из бюджета. Но гораздо больше присутствует частных венчурных фондов.

При центрах занятости действуют социально-деловые центры, создающие новые рабочие места посредством развития малых предприятий. Чаще всего такие центры представляют собой государственное предприятие, единственным учредителем которого является центр занятости. В данный момент на территории России зарегистрировано чуть более 20 таких центров.

Существующая система микрозаймов представлена коммерческими предприятиями, предоставляющими займы на развитие бизнеса, сумма которых составляет до 1 миллиона рублей. В стране насчитывается чуть меньше 3000 таких организаций [7, с. 88].

За последние годы были созданы различные негосударственные структуры поддержки малого бизнеса, которые оказывают все большее влияние на развитие малых предприятий.

К негосударственной инфраструктуре малых предприятий относятся: банки, страховые и лизинговые компании, факторинговые компании, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, холдинговые компании, аудиторские фирмы, арбитражные суды, ассоциации предприятий малого бизнеса, технопарки, бизнес-инкубаторы, производственно-технологические центры, учебные центры.

Инфраструктура малого предпринимательства должна оказывать разнообразную помощь и поддержку малым предприятиям в организации, получении субсидий, контрактов, обучении и консультировании в целях сохранения и упрочения свободной конкуренции. Она позволяет реализовывать государственную политику в сфере малого предпринимательства, содействовать развитию малых предприятий в отдельных административных округах, территориальных образованиях, внедрять соответствующие программы, проводить экспертизу предпринимательских проектов, способствовать прямым деловым контактам и инвестициям.

Существуют следующие формы финансирования малого предпринимательства:

Кредитование.

При этом в части развития кредитования малого бизнеса существует ряд проблем, в том числе:

- во-первых, как и в сфере кредитования крупного бизнеса, требуется совершенствовать законодательство по защите прав кредиторов;

- во-вторых, малому бизнесу трудно получить банковский кредит по причине того, что предпринимателям сложно предоставить банку адекватное обеспечение;

- в-третьих, кредитование малых предприятий требует существенных трудозатрат, удельные операционные расходы банков на единицу кредитных вложений при кредитовании малого бизнеса выше, чем аналогичные затраты при кредитовании крупного бизнеса и др.

2. Лизинг.

Одним из важнейших механизмов поддержки предпринимательства является лизинговое кредитование. Лизинг как специфическая сделка регулируется целым рядом законодательных и подзаконных актов, основу некоторых составляет Гражданский Кодекс РФ [9, с. 21].

Лизинг представляет собой вложение средств на возвратной основе в основной капитал. В практике лизинга различают: оперативный и финансовый лизинг.

Оперативный лизинг подразумевает передачу в пользование имущества многоразового использования на срок по времени короче его экономического срока службы. Он характеризуется небольшой продолжительностью контракта – до 3-5 лет и неполной амортизацией оборудования за время аренды.

Финансовый лизинг характеризуется длительным сроком контракта – от 5 до 10 лет и амортизацией всей или большей части стоимости оборудования. По своей сути представляет собой аренду с правом выкупа, при этом стоимость данного оборудования погашается в течение срока договора лизинга и оборудование может перейти в собственность лизингополучателя.

Финансовый лизинг предоставляет ряд преимуществ для предприятия, которые приобретают особую актуальность и значение применительно к решению проблем финансирования основных фондов малых предприятий:

Оплата оборудования в рассрочку. Стартовые затраты на приобретение очень высоки и зачастую не по силам малым предприятиям.

Оплата за счет выручки, полученной от эксплуатации оборудования. Для малых предприятий собственная деятельность зачастую является единственным источником накопления [9, с. 76].

Отнесение лизингового платежа в полном объеме на себестоимость.

Применение механизма ускоренной амортизации.

3. Факторинг.

В инвестиционной практике в большинстве случаев используется факторинг, регулирующий особым образом отношения займа и кредита.

Такая форма используется в предпринимательских отношениях, когда участник таких отношений, приобретая требование к другому лицу, не дожидается его исполнения и уступает данное требование банку или другому субъекту предпринимательской деятельности (фактору).

Факторинг выгоден малому предприятию по нескольким причинам [7, с. 15]:

Оно освобождается от необходимости истребования денег с должников;

Оно получает кредит под гарантию (уступку) долгов своих клиентов, своевременно пополняя оборотные фонды. При этом денежное требование может быть уступлено банку как в обмен на передаваемые денежные средства в форме предмета или займа, так и в целях обеспечения своих обязательств перед ним по ранее полученному кредиту или займу.

Третье достоинство такого договора - гарантия по кредитам или займам не собственным имуществом или активами предприятия, а долгами своих клиентов.

4. Франчайзинг.

Еще не нашел широкого применения и такой перспективный финансовый механизм, как франчайзинг. Франчайзинг предполагает использование торговой марки, технологии, ноу-хау крупной фирмы для развития малого предприятия в пределах оговоренного рынка.

Информация о работе Пути развития малого бизнеса: опыт России и зарубежных стран