Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 22:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы — рассмотреть одну из основных макроэкономических категорий, национальный доход, и изучить его структуру.
Исходя из данной цели, необходимо разрешить следующие задачи:
1) рассмотреть определение, методы расчета и сущность категории национальный доход;
2) изучить основные составляющие национального дохода;
3) рассмотреть проблему распределения национального дохода между различными социальными группами и изучить способы оптимизации такого распределения.
Рациональные механизмы
перераспределения
Последовательность отчислений от валового дохода предприятия (валовая выручка минус издержки производства) производится следующим образом:
1) Амортизация - отчисляется на специальный амортизационный счет в соответствии с установленными нормами, налогами не облагается и может быть использована на восстановление использованного в процессе производства основного капитала. Обоснованием необходимости законодательного закрепления этих отчислений является право частной собственности капиталиста (акционера) на свою долю в капитале, который не должен расходоваться в процессе производства.
2) Арендная плата за землю, а также рентные и акцизные платежи на право добычи полезных ископаемых и других природных ресурсов должны выплачиваться собственнику природных ресурсов. Таковым не может быть государство само являющееся созданием граждан. Собственником природных ресурсов, которые никто не создавал, не покупал, и продавать не имеет права, являются все без исключения граждане страны в равных долях. Они и должны (каждый лично) получать плату с хозяйствующего субъекта за право использования природных ресурсов. Механизмом определения размера этой платы должны стать аукционы на право использования. Именно аукцион позволяет сопоставить относительную ценность используемого ресурса и наличие капитала для его использования. Причем на аукцион выносится не размер разовой оплаты, что резко ограничивает круг лиц, которые могут ее выплатить, а постоянные (ежемесячные, ежеквартальные) выплаты как доля от дохода предприятия. В этом случае право на использование получит не обладатель максимальной суммы на момент аукциона, а тот, кто наиболее рационально и эффективно сможет организовать производство [33].
Таким образом, уже на этом этапе реализуется механизм социальной защиты каждого гражданина страны как собственника равной с другими доли природных богатств страны и обеспечиваются условия для последующего рационального перераспределения национального дохода.
Еще более важным следствием такого распределения ренты является возможность реализации общенациональной идеи, которую можно сформулировать следующим образом:
Территория Украины является единой, неделимой, собственностью ее граждан.
3) Из оставшегося чистого
дохода предприятия должны
4) Оставшийся доход предприятия является собственностью предпринимателей и работников и должен быть распределен между ними. Законодательно необходимо установить механизмы договорного процесса для выработки процентного распределения дохода между этими категориями участников, а также, внутри слоя работников - между исполнителями и менеджерами, между рабочими и специалистами, между рабочими разных профессий. Причем, в зависимости от отрасли в договоре должна быть предусмотрена доля (как предпринимателей так и работников) дохода, идущего на расширение производства. Доля предпринимателей и работников в капитале предприятия должны постоянно расти. Акционер также может увеличивать свою долю, капитализируя свои дивиденды или дополнительно вкладывая средства, полученные в результате деятельности в других сферах.
5) Принятие такого механизма первичного распределения резко меняет и упрощает последующее перераспределение национального дохода. И прежде всего - систему налогообложения. Появляется возможность формировать бюджет только из одного источника - личных доходов граждан единым процентом от дохода независимо от способа получения этого дохода и его размера. Так как у каждого гражданина Украиныи есть доход (как минимум - дивиденды от совладения природными ресурсами), то налогоплательщиком становится каждый. Такое налогообложение дает возможность легко найти оптимальную долю национального дохода, перераспределяемого через бюджет, понятна для каждого и обеспечивает заинтересованность каждого в эффективном расходовании его налогов. В настоящее время эта доля должна составлять около 50%.
Признание права частной собственности на те или иные объекты не совместимо с налогообложением имущества, купленного на средства, с которых был удержан налог [35].
6) Третий регулятор - распределение средств внутри бюджета также должен быть изменен. Расходные статьи бюджета должны планироваться не в рублях, исходя из гипотетического дохода, а в процентах от дохода бюджета. Глубина деталировки по каждому из фондов зависит от важности и сложности этих фондов. При этом банк обязан соответствующую долю поступлений направлять непосредственно на счета ответственных за реализацию программ лиц.
7) Таможенная политика никогда не будет выполнять свою главную функцию - защиту внутреннего производителя, если на ней лежит фискальная функция. Поэтому все доходы от таможенный платежей должны распределяться между населением страны и присоединяться к их личным доходам, как и рентные платежи. При этом возможна сознательная политика защиты внутреннего производителя.
РАЗДЕЛ 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА
С развитием рыночных отношений одной из основных задач экономической реформы стало формирование нового типа управления производственными процессами в промышленности Украины, где важнейшая роль отводится государственному регулированию.
Теория государственного регулирования впервые была сформулирована английским экономистом и политическим деятелем Джоном Мейнард Кейнсом (1883-1946). В работе «Общая теория занятости, процента и денег» им была определена роль государства в регулировании капиталистической экономики, где центральной задачей явилось обязательное вмешательство государства в экономические процессы с целью обеспечить их регулирования для повышения темпов экономического роста, а, следовательно, роста национального дохода [25].
С целью эффективного функционирования современной экономической системы Украины органам государственной власти, которые выступают субъектами системы госрегулирования необходимо применять новые организационные, экономические, финансовые и управленческие подходы к улучшению состояния экономики государства, от которого зависит рост ВВП и НД.
Одним из таких подходов, должна быть стабилизация экономики и интенсивный путь развития с последующим сокращением налогов, увеличением экономического роста с оптимальным использованием созданного хозяйственного потенциала. Первым шагом в реализации данных подходов субъектами госрегулирования стало снижение налога на прибыль с 25% до 16%. Переход к новой ставке налога на прибыль будет постепенным: в 2011 году ставка составляла 23%, в 2012 году будет составлять 21%, а 2013 году - 19% .
Для обеспечения
высокой эффективности
Оптимизация условий функционирования объектов макроэкономического регулирования (совокупного спроса, совокупного предложения и совокупного производства);
обеспечение устойчивого роста валового регионального продукта, его регулирования в структурной экономике с целью применения одного из фактора экономического роста с учётом внедрения научно-технологического прогресса;
-повышение производительности труда;
-обеспечение
экологической безопасностью
На основании поставленных целей, нами сформулированы основные задачи государственное регулирование национального дохода:
1) регулирование
экономических ситуаций
2) регулирование ценовой политики;
3) разработка
законодательных мер по
4) стимулирование
регионального промышленного
5) регулирование региональных
инновационных и
6) осуществление
справедливого распределения
7) регулирование внутреннего рынка;
8) обеспечение
экономического роста
9) осуществления
справедливого
10) усовершенствование налогооблагаемой базы.
Помимо стратегических целей регулирование национального дохода в промышленности региона должно осуществляться с помощью принципов, форм, методов и инструментов.
Принципы должны эффективно влиять на регуляторы национального дохода в промышленности регионов, которые необходимы для достижения сбалансированности в национальном хозяйстве. В связи с этим нами предлагается применение принципов находящихся в определённой последовательности, зависимости и способствующие эффективному росту национального дохода в промышленности регионов (табл. 2).
1. Системности и непрерывности |
Разработка системы |
2. Комплексности и социальной ориентации |
Выделение приоритетных отраслей в экономическом комплексе государства |
3. Эффективности |
Выявление оптимальных, приоритетных путей развития промышленности |
4. Промышленного протекционизма |
Поддержка отечественного
производителя путём |
5. Стабильности |
Обеспечение экономической устойчивости функционирования объектов экономики |
6. Справедливости |
Перераспределение доходов с целью равноправия между всеми субъектами хозяйствования |
Соблюдение данных принципов приведёт к росту промышленного производства в регионах и, следовательно, к росту национального дохода.
Воздействие
на объекты промышленного
Методы государственного регулирования имеют прямое и косвенное влияние на национальный доход в промышленности регионов.
Прямое
влияние основывается на властно-распорядительных
отношениях и предусматривает
Непрямое (косвенное) - это совокупность методов опосредствованного государственного влияния на деятельность субъектов экономики (система правовых и экономических методов). К ним можно отнести политику государства в сфере налогообложения. Косвенные методы государственного регулирования существенно отражают реальность, и поэтому в рамках рыночных отношениях они получили наиболее широкое распространение .
По способу применения методы государственного регулирования подразделяются на:
1) административные;
2) экономические.
Административный метод основывается на применение силы власти относительно деятельности субъектов хозяйствования. Административное регулирование воздействует на национальный доход в промышленности регионов при помощи таких регуляторов, как: государственное регулирование цен; соблюдения национальных стандартов производства (качество продукции, санитарные и экологические нормативы и др.); защита национальных счетов [5].
Административный метод регулирования включает в себя следующие инструменты: лицензию; квоты; санкции; стандарты; нормы; цены.
При использовании
экономических методов
К экономическим методам государственного регулирования, по нашему мнению, относятся:
• средства бюджетной налоговой политики;
• средства денежно-кредитной политики;
• денежная эмиссия;
• операции с ценными бумагами;
• резервирование;
• учётная ставка и средства фискальной политики.