Распределение национального дохода между соци¬альными группами и методы его оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы — рассмотреть одну из основных макроэкономических категорий, национальный доход, и изучить его структуру.
Исходя из данной цели, необходимо разрешить следующие задачи:
1) рассмотреть определение, методы расчета и сущность категории национальный доход;
2) изучить основные составляющие национального дохода;
3) рассмотреть проблему распределения национального дохода между различными социальными группами и изучить способы оптимизации такого распределения.

Файлы: 1 файл

Olya.docx

— 54.88 Кб (Скачать файл)

 

Рациональные механизмы  перераспределения национального  дохода основаны на представлении о реальных механизмах общественного воспроизводства.

Последовательность отчислений от валового дохода предприятия (валовая выручка минус издержки производства) производится следующим образом:

1)  Амортизация - отчисляется на специальный амортизационный счет в соответствии с установленными нормами, налогами не облагается и может быть использована на восстановление использованного в процессе производства основного капитала. Обоснованием необходимости законодательного закрепления этих отчислений является право частной собственности капиталиста (акционера) на свою долю в капитале, который не должен расходоваться в процессе производства.

2)  Арендная плата за землю, а также рентные и акцизные платежи на право добычи полезных ископаемых и других природных ресурсов должны выплачиваться собственнику природных ресурсов. Таковым не может быть государство само являющееся созданием граждан. Собственником природных ресурсов, которые никто не создавал, не покупал, и продавать не имеет права, являются все без исключения граждане страны в равных долях. Они и должны (каждый лично) получать плату с хозяйствующего субъекта за право использования природных ресурсов. Механизмом определения размера этой платы должны стать аукционы на право использования. Именно аукцион позволяет сопоставить относительную ценность используемого ресурса и наличие капитала для его использования. Причем на аукцион выносится не размер разовой оплаты, что резко ограничивает круг лиц, которые могут ее выплатить, а постоянные (ежемесячные, ежеквартальные) выплаты как доля от дохода предприятия. В этом случае право на использование получит не обладатель максимальной суммы на момент аукциона, а тот, кто наиболее рационально и эффективно сможет организовать производство [33].

Таким образом, уже на этом этапе реализуется механизм социальной защиты каждого гражданина страны как собственника равной с другими доли природных богатств страны и обеспечиваются условия для последующего рационального перераспределения национального дохода.

Еще более важным следствием такого распределения ренты является возможность реализации общенациональной идеи, которую можно сформулировать следующим образом:

Территория Украины является единой, неделимой, собственностью ее граждан.

3) Из оставшегося чистого  дохода предприятия должны быть  выделены дивиденды как процент на вложенный капитал. Этот процент должен быть установлен законодательно как процент от чистого дохода предприятия и выплачиваться акционеру. Обосновывается это тем, что дивиденд - частная собственность акционера и его выплата или невыплата не может решаться большинством голосов. Так как капитал стремится к максимальному доходу, а при равном проценте от чистого дохода предприятия больший процент на вложенный капитал будет выплачен там, где получен больший чистый доход, вкладчик капитала получает объективный критерий для размещения своих средств на том или другом предприятии и для изъятия их из малоэффективных. Дивиденды должны составлять 15-20% от чистого дохода предприятия [28].

4) Оставшийся доход предприятия является собственностью предпринимателей и работников и должен быть распределен между ними. Законодательно необходимо установить механизмы договорного процесса для выработки процентного распределения дохода между этими категориями участников, а также, внутри слоя работников - между исполнителями и менеджерами, между рабочими и специалистами, между рабочими разных профессий. Причем, в зависимости от отрасли в договоре должна быть предусмотрена доля (как предпринимателей так и работников) дохода, идущего на расширение производства. Доля предпринимателей и работников в капитале предприятия должны постоянно расти. Акционер также может увеличивать свою долю, капитализируя свои дивиденды или дополнительно вкладывая средства, полученные в результате деятельности в других сферах.

5) Принятие такого механизма первичного распределения резко меняет и упрощает последующее перераспределение национального дохода. И прежде всего - систему налогообложения. Появляется возможность формировать бюджет только из одного источника - личных доходов граждан единым процентом от дохода независимо от способа получения этого дохода и его размера. Так как у каждого гражданина Украиныи есть доход (как минимум - дивиденды от совладения природными ресурсами), то налогоплательщиком становится каждый. Такое налогообложение дает возможность легко найти оптимальную долю национального дохода, перераспределяемого через бюджет, понятна для каждого и обеспечивает заинтересованность каждого в эффективном расходовании его налогов. В настоящее время эта доля должна составлять около 50%.

Признание права частной  собственности на те или иные объекты  не совместимо с налогообложением имущества, купленного на средства, с которых был удержан налог [35].

6)  Третий регулятор - распределение средств внутри бюджета также должен быть изменен. Расходные статьи бюджета должны планироваться не в рублях, исходя из гипотетического дохода, а в процентах от дохода бюджета. Глубина деталировки по каждому из фондов зависит от важности и сложности этих фондов. При этом банк обязан соответствующую долю поступлений направлять непосредственно на счета ответственных за реализацию программ лиц.

7)  Таможенная политика никогда не будет выполнять свою главную функцию - защиту внутреннего производителя, если на ней лежит фискальная функция. Поэтому все доходы от таможенный платежей должны распределяться между населением страны и присоединяться к их личным доходам, как и рентные платежи. При этом возможна сознательная политика защиты внутреннего производителя.

РАЗДЕЛ 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА

 

 

С развитием  рыночных отношений одной из основных задач экономической реформы стало формирование нового типа управления производственными процессами в промышленности Украины, где важнейшая роль отводится государственному регулированию.

Теория  государственного регулирования впервые  была сформулирована английским экономистом и политическим деятелем Джоном Мейнард Кейнсом (1883-1946). В работе «Общая теория занятости, процента и денег» им была определена роль государства в регулировании капиталистической экономики, где центральной задачей явилось обязательное вмешательство государства в экономические процессы с целью обеспечить их регулирования для повышения темпов экономического роста, а, следовательно, роста национального дохода [25].

С целью  эффективного функционирования современной  экономической системы Украины органам государственной власти, которые выступают субъектами системы госрегулирования необходимо применять новые организационные, экономические, финансовые и управленческие подходы к улучшению состояния экономики государства, от которого зависит рост ВВП и НД.

Одним из таких подходов, должна быть стабилизация экономики и интенсивный путь развития с последующим сокращением налогов, увеличением экономического роста с оптимальным использованием созданного хозяйственного потенциала. Первым шагом в реализации данных подходов субъектами госрегулирования стало снижение налога на прибыль с 25% до 16%. Переход к новой ставке налога на прибыль будет постепенным: в 2011 году ставка составляла 23%, в 2012 году будет составлять 21%, а 2013 году - 19% .

Для обеспечения  высокой эффективности экономической  системы, государственное регулирование национального дохода в промышленности регионов должно стремиться к достижению следующих стратегических целей:

Оптимизация условий функционирования объектов макроэкономического регулирования (совокупного спроса, совокупного предложения и совокупного производства);

обеспечение устойчивого роста валового регионального  продукта, его регулирования в структурной экономике с целью применения одного из фактора экономического роста с учётом внедрения научно-технологического прогресса;

-повышение  производительности труда;

-обеспечение  экологической безопасностью как  государства в целом, так и  его регионов [8].

На основании  поставленных целей, нами сформулированы основные задачи государственное регулирование национального дохода:

1) регулирование  экономических ситуаций вызванных  экономическим кризисом в целом в Украине и её регионах;

2) регулирование  ценовой политики;

3) разработка  законодательных мер по поддержке  отечественного производителя в регионах;

4) стимулирование  регионального промышленного производства  к снижению себестоимости путём  сокращения затрат и улучшения  качества продукции;

5) регулирование региональных  инновационных и инвестиционных  пректов;

6) осуществление  справедливого распределения доходов;

7) регулирование  внутреннего рынка;

8) обеспечение  экономического роста национального  дохода в промышленности регионов;

9) осуществления  справедливого перераспределения  национального дохода;

10) усовершенствование  налогооблагаемой базы.

Помимо  стратегических целей регулирование  национального дохода в промышленности региона должно осуществляться с помощью принципов, форм, методов и инструментов.

Принципы  должны эффективно влиять на регуляторы национального дохода в промышленности регионов, которые необходимы для достижения сбалансированности в национальном хозяйстве. В связи с этим нами предлагается применение принципов находящихся в определённой последовательности, зависимости и способствующие эффективному росту национального дохода в промышленности регионов (табл. 2).

 

1. Системности и непрерывности

Разработка системы показателей, мер, методов, моделей для каждого объекта промышленного производства

2. Комплексности и социальной  ориентации

Выделение приоритетных отраслей в экономическом комплексе государства

3. Эффективности

Выявление оптимальных, приоритетных путей развития промышленности

4. Промышленного протекционизма

Поддержка отечественного производителя путём стимулирования его экономического роста

5. Стабильности

Обеспечение экономической  устойчивости функционирования объектов экономики

6. Справедливости

Перераспределение доходов  с целью равноправия между всеми субъектами хозяйствования


 

Соблюдение  данных принципов приведёт к росту  промышленного производства в регионах и, следовательно, к росту национального дохода.

Воздействие на объекты промышленного производства осуществляется с помощью форм и методов государственного регулирования [10].

Методы  государственного регулирования имеют  прямое и косвенное влияние на национальный доход в промышленности регионов.

Прямое  влияние основывается на властно-распорядительных отношениях и предусматривает непосредственное вмешательства государства в  деятельность субъектов хозяйствования в процессе принятия ими решений с целью регулирования кризисных ситуаций и их устранений. Осуществляется через инструменты административно-правового характера, которые регламентируют деятельность субъектов хозяйствования .

Непрямое (косвенное) - это совокупность методов  опосредствованного государственного влияния на деятельность субъектов экономики (система правовых и экономических методов). К ним можно отнести политику государства в сфере налогообложения. Косвенные методы государственного регулирования существенно отражают реальность, и поэтому в рамках рыночных отношениях они получили наиболее широкое распространение .

По способу  применения методы государственного регулирования  подразделяются на:

1) административные;

2) экономические.

Административный  метод основывается на применение силы власти относительно деятельности субъектов хозяйствования. Административное регулирование воздействует на национальный доход в промышленности регионов при помощи таких регуляторов, как: государственное регулирование цен; соблюдения национальных стандартов производства (качество продукции, санитарные и экологические нормативы и др.); защита национальных счетов [5].

Административный  метод регулирования включает в  себя следующие инструменты: лицензию; квоты; санкции; стандарты; нормы; цены.

При использовании  экономических методов регулирования, государство непосредственно воздействует на конъюнктуру рынка и через неё влияет на производителей и потребителей, то есть, учитываются интересы различных экономических субъектов и создаются условия, способствующие осуществлять влияние на экономические интересы.

К экономическим  методам государственного регулирования, по нашему мнению, относятся:

• средства бюджетной налоговой политики;

• средства денежно-кредитной политики;

• денежная эмиссия;

• операции с ценными бумагами;

• резервирование;

• учётная  ставка и средства фискальной политики.

Информация о работе Распределение национального дохода между соци¬альными группами и методы его оптимизации