Равновесие рыночной системы. Роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 18:03, контрольная работа

Описание работы

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы мы можем выделитьчетыре основных типа экономических систем:
1) традиционная;
2) рыночная (капитализм);
3) командная (социализм);
4) смешанная.

Содержание работы

1 Введение.
2 Равновесие рыночной системы.
3 Роль государства в рыночной экономике.
4 Список литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная экономика.docx

— 86.57 Кб (Скачать файл)

Особое место занимает экономическое программирование, или  индикативное (рекомендательное) планирование, т.е. процесс ориентации государством развития общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру  в соответствии с предусмотренным  вариантом социально-экономического развития и хозяйственной стратегии. Опыт программирования экономики имеют  многие страны. Возникло оно сразу  после Второй мировой войны во Франции, Нидерландах, Норвегии, Японии. Позже программирование применялось  также в Швеции, Финляндии, Великобритании и других странах. При программировании осуществляется ранжирование приоритетов, между которыми, как правило, существует противоречие (например, противоречие между установкой на полную занятость  и на отсутствие инфляции), и увязка выбранных целей с системой регуляторов.

Помимо участия государства  в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта — это так называемый государственный  сектор. Его доля различна для разных стран: традиционно минимальна для  США (удельный вес государственной  продукции в национальном доходе в середине 80-х годов — 1—2%) и  значительна в странах Западной Европы (удельный вес госсектора в  ВВП Австрии — 26%, Франции — 20%, Швеции — 14%, Италии — 12%). В США 10—12% предприятий строятся государством, около 6% остаются в его собственности, а остальные передаются частным компаниям для эксплуатации. Принципиальная разница в положении госсектора США и Западной Европы объясняется размахом деятельности и силой крупных фирм.

Важнейшие причины исторического  роста государственного сектора  в экономике: войны и национальная оборона, инфраструктурное обеспечение  макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, проблемы окружающей среды и эгалитаризм (равенство).

В мировой экономической  науке понятие госсектора связано  не столько с самой государственной  собственностью, сколько со всей совокупностью  форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. В таком понимании этот сектор выступает в качестве основы, опираясь на которую государство может  выполнять свои функции. В сфере  распределения удельный вес государства  очень велик. В производстве вмешательство  государства должно быть минимальным, в обмене — практически равным нулю.

Государственный сектор в  более традиционном для нас понимании  — это прежде всего совокупность государственных предприятий.

В последние 30—40 лет возникло новое явление — формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций. Часто государство не является собственником, но осуществляет жесткий контроль. Этот сектор получил название «третий», т.е. не частный и не государственный.

Итак, в заключение следует  еще раз подчеркнуть, что государственное  регулирование осуществляется по принципу: «Конкуренция — везде, где возможно, регулирование — везде, где необходимо!»

 

Пример: Государственное регулирование рыночных процессов с помощью налогов и субсидий.

Вмешательство внешних сил  в действие закона спроса и предложения  может влиять на сформировавшееся рыночное равновесие. Одним из рычагов регулирования  рыночной системы, не нарушающим закона спроса и предложения, являются налоги. Они не изменяют условий протекания рыночных процессов и не ограничивают свободы действий рыночных субъектов. Однако как потребители, так и  производители товаров воспринимают увеличение налогов крайне отрицательно, поскольку любой налог, прямой или  косвенный, непременно включается в  цену продаваемого товара. Рост цены, неизбежно  следующий за увеличением налога, вызывает снижение как потребительских покупок, так и предложения товаров, облагаемых налогом.

Графически эту ситуацию можно представить следующим  образом. В результате введения нового налога или увеличения процентных ставок уже существующих налогов кривая предложения S1 переместится влево и вверх на величину налога T, поскольку для получения прежней выручки продавец теперь вынужден запрашивать большую цену за товар. В ответ на это сокращение предложения точка рыночного равновесия переместится вдоль кривой спроса из положения Е1 вплоть до пересечения с новой кривой предложения S2, т. е. в точку Е2. В результате на рынке установится новое равновесие, при котором объем товара снизится с Q1 до Q2 а цена возрастет с Р1 до Р2 (рис. 3).

 

 

 

Рис. 3. Последствия введения налога.

 

Несмотря на то, что формально налог в государственный бюджет вносит непосредственно производитель или продавец товаров, однако большая его часть перекладывается на потребителей, покупающих товары, облагаемые налогом.

Таким образом, отрицательный  эффект увеличения налогов – общее  снижение производства товаров и  уменьшение потребления их покупателями по причине их удорожания.

Противоположный результат  достигается при предоставлении субсидии (их можно рассматривать  как отрицательные налоги) как  покупателю, так и продавцу.

Смещение кривых спроса и  предложения на величину субсидии G будет противоположно их смещению при  налогообложении.

Например, получение субсидии продавцом будет равнозначно  снижению его издержек и на графике  приведет к смещению кривой предложения  вниз на величину G (рис. 4), что приведет к увеличению равновесного количества товара с Q1 до Q2 и одновременно к снижению равновесной цены с Р1 до Р2.

 

 

 

Рис. 4. Последствия введения субсидий.

 

Если же субсидию получит  покупатель, то на величину G переместится кривая спроса, а не кривая предложения.

 

Пример:

Влияние государства  на рыночные процессы с помощью регулирования цен.

Равновесные цены, установившиеся на рынке на определенный момент, в  силу разных обстоятельств не всегда устраивают общество.

В этом случае государство  может устанавливать фиксированные  цены, которые могут быть как ниже, так и выше равновесных рыночных цен.

Причинами такого вмешательства  обычно выступают социальные проблемы – неравенство в доходах, низкий уровень жизни населения, ограниченный доступ к потребительским благам и т. п. Поэтому чаще всего государственное  вмешательство в рыночное ценообразование  сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения.

Последствия контроля над  ценами, особенно при длительном их применении, имеют отрицательный  эффект как в социальной, так и  экономической сфере. Контроль над  ценами приводит к сокращению производства, нехватке товаров, товарному дефициту. Покупатели такого «регулируемого»  товара сталкиваются с нормированием  его распределения теперь уже  неценовыми методами: карточки, очереди, списки и др.

Возникают теневые рынки, где дефицитные товары продаются  по более высоким ценам и, соответственно, становятся еще более недоступными для социально незащищенных групп  населения. Кроме того, теневые структуры, не платя налоги государству, реально  сокращают возможности для социальной защиты населения и бюджетных  отраслей, таким образом, число неплатежных  граждан будет увеличиваться.

С другой стороны, продавцы, не удовлетворенные низкой государственной  ценой, готовы пойти на дополнительные издержки по производству дефицитного  товара и обеспечить необходимую  поддержку властей (подкуп государственных  служащих, работников правоохранительных органов и т. д.), что в свою очередь  способствует развитию теневой экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

 

Учебники и  учебные пособия.

 

  1. И.В. Липсиц. Экономика: учебник для вузов. Издательство Омега-Л, 2006 год.
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. Для студентов высших учебных заведений. Издательство Юрайт-Издат, 2005 год.
  3. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. Для студентов вузов, обучающихся по неэкономическим специальностям. Издательство ЮристЪ, 2001 год.
  4. Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория: Конспект лекций. Для студентов экономических вузов. Издательство: Юрайт-Издат, 2007 год.

 

Справочные издания.

 

  1. Разберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Старадубцева. Издательство ИНФРА – М, 2003 г.

 


Информация о работе Равновесие рыночной системы. Роль государства в рыночной экономике