Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 18:03, контрольная работа
В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы мы можем выделитьчетыре основных типа экономических систем:
1) традиционная;
2) рыночная (капитализм);
3) командная (социализм);
4) смешанная.
1 Введение.
2 Равновесие рыночной системы.
3 Роль государства в рыночной экономике.
4 Список литературы.
Особое место занимает
экономическое
Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта — это так называемый государственный сектор. Его доля различна для разных стран: традиционно минимальна для США (удельный вес государственной продукции в национальном доходе в середине 80-х годов — 1—2%) и значительна в странах Западной Европы (удельный вес госсектора в ВВП Австрии — 26%, Франции — 20%, Швеции — 14%, Италии — 12%). В США 10—12% предприятий строятся государством, около 6% остаются в его собственности, а остальные передаются частным компаниям для эксплуатации. Принципиальная разница в положении госсектора США и Западной Европы объясняется размахом деятельности и силой крупных фирм.
Важнейшие причины исторического роста государственного сектора в экономике: войны и национальная оборона, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, проблемы окружающей среды и эгалитаризм (равенство).
В мировой экономической
науке понятие госсектора связано
не столько с самой
Государственный сектор в более традиционном для нас понимании — это прежде всего совокупность государственных предприятий.
В последние 30—40 лет возникло новое явление — формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций. Часто государство не является собственником, но осуществляет жесткий контроль. Этот сектор получил название «третий», т.е. не частный и не государственный.
Итак, в заключение следует еще раз подчеркнуть, что государственное регулирование осуществляется по принципу: «Конкуренция — везде, где возможно, регулирование — везде, где необходимо!»
Пример: Государственное регулирование рыночных процессов с помощью налогов и субсидий.
Вмешательство внешних сил
в действие закона спроса и предложения
может влиять на сформировавшееся рыночное
равновесие. Одним из рычагов регулирования
рыночной системы, не нарушающим закона
спроса и предложения, являются налоги.
Они не изменяют условий протекания
рыночных процессов и не ограничивают
свободы действий рыночных субъектов.
Однако как потребители, так и
производители товаров
Графически эту ситуацию можно представить следующим образом. В результате введения нового налога или увеличения процентных ставок уже существующих налогов кривая предложения S1 переместится влево и вверх на величину налога T, поскольку для получения прежней выручки продавец теперь вынужден запрашивать большую цену за товар. В ответ на это сокращение предложения точка рыночного равновесия переместится вдоль кривой спроса из положения Е1 вплоть до пересечения с новой кривой предложения S2, т. е. в точку Е2. В результате на рынке установится новое равновесие, при котором объем товара снизится с Q1 до Q2 а цена возрастет с Р1 до Р2 (рис. 3).
Рис. 3. Последствия введения налога.
Несмотря на то, что формально налог в государственный бюджет вносит непосредственно производитель или продавец товаров, однако большая его часть перекладывается на потребителей, покупающих товары, облагаемые налогом.
Таким образом, отрицательный эффект увеличения налогов – общее снижение производства товаров и уменьшение потребления их покупателями по причине их удорожания.
Противоположный результат достигается при предоставлении субсидии (их можно рассматривать как отрицательные налоги) как покупателю, так и продавцу.
Смещение кривых спроса и предложения на величину субсидии G будет противоположно их смещению при налогообложении.
Например, получение субсидии продавцом будет равнозначно снижению его издержек и на графике приведет к смещению кривой предложения вниз на величину G (рис. 4), что приведет к увеличению равновесного количества товара с Q1 до Q2 и одновременно к снижению равновесной цены с Р1 до Р2.
Рис. 4. Последствия введения субсидий.
Если же субсидию получит покупатель, то на величину G переместится кривая спроса, а не кривая предложения.
Пример:
Влияние государства на рыночные процессы с помощью регулирования цен.
Равновесные цены, установившиеся на рынке на определенный момент, в силу разных обстоятельств не всегда устраивают общество.
В этом случае государство
может устанавливать
Причинами такого вмешательства обычно выступают социальные проблемы – неравенство в доходах, низкий уровень жизни населения, ограниченный доступ к потребительским благам и т. п. Поэтому чаще всего государственное вмешательство в рыночное ценообразование сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения.
Последствия контроля над ценами, особенно при длительном их применении, имеют отрицательный эффект как в социальной, так и экономической сфере. Контроль над ценами приводит к сокращению производства, нехватке товаров, товарному дефициту. Покупатели такого «регулируемого» товара сталкиваются с нормированием его распределения теперь уже неценовыми методами: карточки, очереди, списки и др.
Возникают теневые рынки,
где дефицитные товары продаются
по более высоким ценам и, соответственно,
становятся еще более недоступными
для социально незащищенных групп
населения. Кроме того, теневые структуры,
не платя налоги государству, реально
сокращают возможности для
С другой стороны, продавцы, не удовлетворенные низкой государственной ценой, готовы пойти на дополнительные издержки по производству дефицитного товара и обеспечить необходимую поддержку властей (подкуп государственных служащих, работников правоохранительных органов и т. д.), что в свою очередь способствует развитию теневой экономики.
Список литературы.
Учебники и учебные пособия.
Справочные издания.
Информация о работе Равновесие рыночной системы. Роль государства в рыночной экономике