Равнове́сная цена или сбалансированная цена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:55, доклад

Описание работы

Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке. Макроэкономическое равновесие — состояние национальной экономики, при котором достигается равенство совокупного спроса и совокупною предложения. Оптимальным макроэкономическим равновесием считается такое состояние этих агрегированных величин, при котором достигается максимально возможный объём производства, полная занятость и умеренный уровень цен. Равновесные характеристики могут возникать на разных отрезках кривой совокупного предложения.

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 106.29 Кб (Скачать файл)

Тема 10 вопрос 6

Равнове́сная цена или сбалансированная цена — это цена, при которой объём спроса равен объёму предложения, и этот объём, соответственно, является равновесным. Равновесная цена, это:

  • цена, при которой спрос и предложение равны;
  • цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;
  • цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов  к изменению ситуации на рынке  в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке.

Макроэкономическое  равновесие — состояние национальной экономики, при котором достигается равенство совокупного спроса и совокупною предложения. Оптимальным макроэкономическим равновесием считается такое состояние этих агрегированных величин, при котором достигается максимально возможный объём производства, полная занятость и умеренный уровень цен. Равновесные характеристики могут возникать на разных отрезках кривой совокупного предложения. 
 
Рис. Равновесный уровень цен и равновесный реальный объём национального производства:

  • а) для промежуточного отрезка кривой
  • б) для кейнсианского отрезка кривой

Точка пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения показывает равновесный уровень цен и равновесный реальный объём национального производства. На рисунке а это пересечение происходит на промежуточном отрезке кривойсовокупного предложения; на рисунке б — на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения. Если обратиться к рисунку а и задаться вопросом, какой объём реального продукта захотят купить потребители при уровне цен, равном Р1 можно ответить, что это будет реальный объём производства, равный q2. Что же произойдет в такой ситуации на рынке? А произойдет то, что конкуренция среди покупателей увеличит цены с Р1 до Ре, что, в свою очередь, заставит производителей увеличить объем производства с q1 до qе. В результате совместных действий продавцов и покупателей равновесная цена установится на отметке Ре, т.е. в точке пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения.

Обратимся к рисунку б. Кривые пересекаются на кейнсианском отрезке. Здесь уровень цен не участвует в образовании равновесного объема национального производства. Дело в том, что даже при производстве большого объема продукции реализовать его невозможно, ибо недостаточен совокупный спрос. Появившиеся излишки продукции вынудили бы производителей сократить объем производства. Но в случае производства на уровне q1 возникла бы дополнительная потребность и экономика вынуждена была бы выпустить дополнительную продукцию до пределов qe. Производство вошло бы в равновесное состояние уровня цен и реального объема производства.

Нарушение равновесия: смещение кривой совокупного спроса

Изученный ранее момент равновесия может быть нарушен за счет смещения как кривой совокупного спроса, так  и кривой совокупного предложения. Рассмотрим последствия смещения кривой совокупного спроса.

Подобное смещение может  произойти вследствие как увеличения, так и уменьшения совокупного спроса. Совокупный спрос увеличивается в результате изменений в потребительских расходах, в размерах инвестиций, в государственных расходах или расходах на чистый объем экспорта. Допустим, что домашнее хозяйство или фирма, ориентируясь на перспективы развития экономики страны, произвели дополнительные закупки товаров для потребления или инвестиций. Возникает вопрос, как данное действие отразится на уровне цен и на реальном объеме национального производства? Однозначный ответ дать невозможно. Вопрос в том, на каком участке кривой данное изменение произойдет.

Известно, что для кейнсианского  отрезка кривой совокупного спроса характерно наличие высокого уровня безработицы и больших неиспользуемых производственных мощностей. Расширение совокупного спроса в этих условиях приведет к довольно значительному увеличению реального объема национального производства и росту занятости, причем без повышения уровня цен (а). 
 
Поскольку на классическом отрезке рабочая сила занята полностью и производственные мощности загружены, повышение совокупного спроса будет сопровождаться ростом цен и, следовательно, оно с экономической точки зрения нецелесообразно. Положение обозначает, что реальный объем производства остается на прежнем уровне (б).

На промежуточном отрезке  расширение совокупного спроса будет сопровождаться увеличением реального объема национального производства и повышением уровня цен (в). Увеличение совокупного спроса на классическом и промежуточных отрезках, сопровождаемое ростом цен, указывает на инфляцию спроса

Проанализируем, что же будет  происходить, если совокупный спрос  уменьшится. В таком случае на кейнсианском отрезке реальный объём производства также уменьшится, а уровень цен  останется неизменным. Что касается классического отрезка, то здесь  упадут цены, но реальный объем национального  производства останется на уровне полной занятости. А вот промежуточный  отрезок покажет что и реальный объем национального производства, и уровень цен уменьшаются.

Серьезные возражения вызывают теоретические допущения снижения уровня цен на классическом и промежуточном  отрезках. Дело в том, что цены на товары, особенно на ресурсы, достаточно мобильны и динамичны при движении вверх и в то же время очень  консервативны, если возникает тенденция  к обратному изменению. Подобная закономерность в движении цен получила название эффекта храповика, т.е. маховика, движущего колесо вперед, но тормозящего движение при повороте назад.

Смещение кривой совокупного  предложения

Рассмотрим ситуацию с движением кривой совокупного предложения. Здесь также может быть обнаружена тенденция движения вправо или влево, представленная на рисунке. 
 
Прежде всего проанализируем тенденцию, когда кривая совокупного предложения смещается влево. Для нынешнего состояния национальной экономики это явление весьма типично. Разрыв хозяйственных связей бывшего СССР, неоднократное повышение цен привели к резкому падению предложения на товарном рынке, в связи с чем из положения AS1 кривая сдвигается и сторону AS2, следствием чего является, с одной стороны, сокращение реального объёма производства с q1 до q2, а с другой — повышение уровня цен с P1, до Р2. Это перемещение кривой свидетельствует о наличии и росте инфляции. Положение, при котором под воздействием падения совокупного предложения происходит одновременное падение реального национального производства и повышение уровня цен, называется стагфляцией.

Рассмотрим противоположную  ситуацию. Экономика технически и технологически перевооружена, осуществлена подготовка и переподготовка кадров, усилилось значение рыночных рычагов управления экономикой. В этих условиях неизбежно должно произойти значительное повышение производительности общественного труда, превосходящее темпы роста заработной платы, что приведёт к снижению издержек производства, уровня цен и росту реального объема национального производства. Такое положение будет характеризовать кривая совокупного предложения AS3, значения уровня цен Р3 и реального объёма производства q3. Данный пример определяет направления выхода экономики из кризисной ситуации.

Тема 3 вопрос 4

Ординалистский подход к анализу полезности спроса

Существует два подхода к  исследованию полезности товаров: кардиналистская и ординалистская модели.

Кардиналистская модель полезности позволяет разобраться в потребительском поведении покупателя. Однако на ее основе невозможно представить полезность количественно. Это привело к необходимости поиска альтернативных способов анализа индивидуального спроса. В результате возникла ординалистская концепция.

Ординалистская модель основана на менее жестких препосылках: от потребителя уже не требуется измерять полезность какого-либо блага в ютилах (условных единицах полезности в кардиналистской модели).

Достаточно, чтобы он смог упорядочить  все возможные товары или их наборы по степени предпочтительности (порядковой полезности). Вопрос о том, насколько  один товар предпочтительнее другого, здесь не ставится.Ординалистская модель полезности использует следующие положения.

1. Аксиома полной упорядоченности. Состоит в том, что потребитель способен упорядочить сознательно все возможные товарные наборы на основе таких понятий, как предпочтение и безразличие. Признается, что потребитель в результате сравнения одного набора благ с другими всегда может точно сказать, какой из них является предпочтительным для него или что оба набора товаров равноценны.

2. Аксиома транзитивности. Данная аксиома обеспечивает согласованность предпочтений потребителя. Считается, если для потребителя выполняется соотношение между товарами А, В и С: А > В > С, или А – В > С, или А > В – С, то А > С. В соответствие с этой аксиомой покупатель не может себе противоречить и принять решение о том, что А – С.

3. Аксиома ненасыщения. Эта аксиома описывает соотношение двух наборов товаров: А и В. В соответствии с этой аксиомой, если набор А содержит какого-либо товара на единицу больше, чем набор В, то А > В.

4. Аксиома независимости потребителя.  Данная аксиома гласит, что степень  удовлетворения потребителя зависит  только от количества потребляемых  им благ и не зависит от  количества благ, потребляемых другими  потребителями. Ординалистическая (порядковая) модель понятие «полезность» определяет как «порядок предпочтения». Задачу максимизации полезности порядковая теория трактует как задачу выбора потребителем такого набора благ, который, с одной стороны, был бы наиболее предпочтительным, а с другой - по своей стоимости не превосходил бы бюджета потребителя.

Инструменты анализа порядкового подхода. Кривая безразличия -это геометрическое место точек, каждая из которых подставляет собой некоторый набор из двух товаров, причем все эти наборы связаны между собой отношением безразличия . Ес ли нанести на поле координат столько кривых безразличия, сколько возможно, получим карту безразличия. Карта безразличия - это семейство упорядоченных кривых безразличия, которое графически описывает увеличение полезности или удовлетворения для индивидуума двух благ по мере продвижения от начала координат в направлении увеличения потребления.

Понятие кривой безразличия было введено  Ф. Эджуортом. Данные кривые представляют собой графическую интерпретацию равноценности потребительского выбора между двумя предлагаемыми на рынке товарами (товарными наборами), регистрируемыми на всем протяжении кривой. Оптимум для потребителя находится с помощью карты безразличия и так называемой бюджетной линии (определяемой доходами покупателя).

Этот оптимум наблюдается в  точке касания бюджетной линии  и соответствующей кривой безразличия. Потребительские предпочтения направляются к более высоким кривым безразличия, покупатели стремятся к большей  порядковой полезности.

Кривая безразличия — множество всевозможных комбинаций благ, имеющих для потребителя одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен. В простейшем двумерном случае кривую безразличия часто изображают на плоскости в виде выпуклой (к началу координат) линии. Однако кривая имеет такой вид лишь при выполнении ряда условий (см. свойства).

Аналогом понятия кривой безразличия для производителя является изокванта — множество всевозможных комбинаций факторов производства. В простейшем случае в качестве факторов используют труд и капитал.

Кривые безразличия явно или неявно возникают при решении задачи потребителя.

 

Тема 1 вопрос 4

Фа́кторы произво́дства — ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Традиционно подразделяются на составляющие: • труд; • капитал; • земля; • предпринимательские способности; • информация; специфической формой информации является технология; • наука

  • Земля

Капита́л (от лат. capitalis — главный, доминирующий, основной[1][п. 1]) — совокупность имущества, используемого для получения прибыли. Направление активов в сферу производства или оказания услуг с целью извлечения прибыли называют также капиталовложениями или инвестициями. Самостоятельный термин капитал в современном бухгалтерском учёте не используется, но есть ряд близких показателей финансового анализа. Например, собственный капитал — это разница, между стоимостью активов компании и суммой её обязательств. Обычно эта величина формируются за счёт уставного капитала (взноса владельцев компании), добавочного капитала (переоценка имущества, эмиссионный доход), нераспределённой прибыли и резервов (формирующихся из прибыли).

Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели.Как экономическая категория, труд представляет собой один из факторов производства.В историческом материализме труд рассматривается как фундаментальный способ человеческой жизни, как «клеточка» всего многообразия форм отношения человека к миру. В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек (субъект труда) с помощью созданных им орудий труда преобразует предмет труда в необходимый ему продукт. Продукт труда обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления.

Информация о работе Равнове́сная цена или сбалансированная цена