Разгосударствление и приватизация собственности. Государственное регулирование отношений собственности на современном этапе Республик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 04:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть проблемы, возникающие при проведении приватизации.
При написании курсовой работы были использованы методы: графический, статистический, сравнительный анализ.
При выполнении работы были использованы различная учебная и методическая литература, законодательные акты, а также периодические издания, посвящённые экономике Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение………………………………….…………………………………5
Теоретические основы приватизации и разгосударствления…….6
Сущность понятий приватизация и разгосударствление ...............6
Цели и задачи приватизации и разгосударствления ……………12
Механизм приватизации ….……………………………………....14
2. Зарубежный опыт приватизации. Приватизация в Беларуси.…....20
2.1 Зарубежный опыт приватизации и разгосударствления…………20
2.2 Приватизация в Беларуси…………………………………………..28
3. Препятствия и рекомендации для улучшения приватизационного процесса………………………………………………………………………....38
3.1. Препятствия осуществлению приватизационных сделок ..………38
3.2. Рекомендации по улучшению организации приватизационного процесса ……………………………...41
Заключение….……………………………………………………………46
Список использованных источников……..……………………………..48

Файлы: 1 файл

Курсовая отредактированная.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

Приватизация  способствует достижению социальной справедливости, повышению экономической эффективности  производства, росту доходов государственного бюджета в долгосрочном периоде, расширяет сферу действия отношений предпринимательства.

Главное содержание приватизации заключается в трансформации  госпредприятий – производителей, основанных на том или ином производственно-техническом  комплексе, в фирмы, базирующиеся на капитале. Основные и оборотные средства, находящиеся в пользовании госпредприятий, превращаются в основной и оборотный капитал. Это превращение несет с собой коренное изменение в целях деятельности предприятий, их функциях, внутренних и внешних связях.

Зарождение и развитие отношений по поводу присвоения, владения, пользования и распоряжения капиталом коренным образом меняют коллективные и частные интересы в рамках предприятия и требуют новых механизмов их согласования. Эти изменения в первичном звене экономики являются основой для коренных изменений в социальной структуре общества. Они и определяют типы и результаты (успех или провал) рыночной трансформации экономики [2].

К основным факторам, определяющим темпы и успех трансформации, относятся:

  • экономическая политика государства;
  • принципы и методы реформирования отношений собственности;
  • рынок капиталов.

Основные направления, конкретные способы приватизации зависят  от того, на каких принципах передается государственное имущество новым  собственникам. Выделяют следующие направления приватизации:

  • платная или бесплатная передача;
  • с учетом трудового вклада работника или без учета его;
  • только членам трудового коллектива или всем, даже детям и заключенным;
  • учитывать при этом бывших владельцев и их наследников или нет и т.д. [3].

При этом обязательным является соблюдение принципа социальной справедливости. В возвращении собственности народу, считали разработчики первой программы приватизации, проявятся такие признаки социально-ориентированной экономики как восстановление социальной справедливости, закрепление права человека на его долю в национальном богатстве страны и другие

Считалось, что  государство не может и не должно бесплатно раздавать свое имущество. Вместе с тем часть государственного имущества следует считать уже заработанной людьми, и она может быть предоставлена им бесплатно или за символическую плату. 

При проведении приватизации государство старается достичь следующие задачи:

  1. Повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации.
  2. Создание конкурсной среды и содействие демонополизации народного хозяйства.
  3. Привлечение иностранных инвестиций.
  4. Социальная защита народа и развитие инфраструктуры за счет приватизации.
  5. Содействие процессу стабилизации финансового положения.
  6. Создание широкого слоя собственников [4].

Весьма остро  перед началом приватизации во всех странах стоял вопрос о том, кто  может претендовать на имущество  приватизированных предприятий  – все граждане или только члены  трудового коллектива, обладатели достаточных  для выкупа капиталов; могут ли претендовать пенсионеры – бывшие работники предприятия. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизации иностранного капитала. По всем этим вопросам в постсоциалистических станах шли острые дискуссии. Приватизация вообще является одним из наиболее политизированных элементов рыночной трансформации.

Выделяют следующие  способы доведения объектов приватизации до покупателя:

  1. Аукцион. Для продажи объектов приватизации нередко устраиваются аукционы  (особые рынки, созданные для продажи объектов приватизации). Основной вид аукциона – это открытый аукцион, организуемый как публичные торги. Проводятся аукционы в заранее объявленное время с различной периодичностью. Покупателем становится предложивший наивысшую цену. Кроме покупателя в аукционе участвует продавец и организатор аукциона (комиссия). Торги на аукционе ведет аукционист, который объявляет цены и покупателя, предложившего наивысшую цену.

Продаже на аукционе подлежат:

  • предприятия или их подразделения, выделяемые в самостоятельные предприятия;
  • оборудование, здания, лицензии и другие активы ликвидируемых предприятий;
  • объекты незавершенного строительства;
  • доли, паи, акции акционерных обществ.

Второй вид  аукциона – закрытый тендер («тендер» в переводе с английского –  «обслуживать»). Это, как и открытый аукцион, тоже конкурентная форма проведения торгов. Отличие состоит в том, что предложения, поступающие при проведении торгов, подаются в закрытом виде, их содержание не разглашается. Закрытый тендер используется, как правило, при продаже крупных пакетов акций. Его проводит постоянно действующая тендерная комиссия.

  1. Приватизация по конкурсу – это продажа объектов государственной собственности по конкурсу в частную собственность в случаях, когда от покупателей требуется выполнение определенных условий по отношению к объекту приватизации. Конкурс бывает двух видов: коммерческий и инвестиционный. По коммерческому конкурсу объект покупает тот покупатель, предложения которого полностью отвечают условиям конкурса и кто предложил максимальную цену. Объекты коммерческого конкурса те же, что и на аукционе.

К числу условий  продажи объекта по коммерческому  конкурсу относятся:

  • сохранение обязательств по производству конкретных видов продукции, товаров и услуг, сохранение профиля предприятия на определенный планом приватизации срок;
  • обеспечение сложившегося числа занятых и сложившихся социальных гарантий работникам предприятия (на срок до одного года);
  • обязательства покупателя по объемам инвестиций в приобретаемый объект в течение определенного планом приватизации срока;
  • финансирование и порядок использования объектов социальной сферы в течение определенного планом приватизации срока.
  1. Инвестиционный конкурс – это продажа объектов государственной собственности в частную собственность с условием вложения инвестиций в покупаемый объект и соблюдения условий коммерческого конкурса. Критерием выявления победителя этого конкурса являются объем и сроки инвестиций в объект приватизации. Торги могут быть открытыми и закрытыми.
  1. Выкуп арендованного имущества. Этот способ приватизации осуществляется в соответствии с договором аренды, в котором определяются сроки, величина, порядок и условия внесения выкупа [8].

Однако между  приватизацией в странах с  рыночным хозяйством и приватизацией  в странах, где ранее была командная  экономика, есть принципиальные различия. Разгосударствление в высокоразвитых странах Запада – это переход от одной модели смешанной экономики к другой ее модели. Государственный сектор в этих странах мог не играть доминирующей роли, а функционировать на фоне рыночного механизма. Поэтому здесь приватизация предприятий могла осуществляться относительно безболезненно, как правило, без острых социальных конфликтов (исключением была, например, Франция).

В социалистических странах  господствовала монополия государства  на управление производством. Поэтому для постсоциалистических стран разгосударствление – это качественное сокращение сферы и объема государственного вмешательства в экономику, форма перехода от командной экономики к регулируемому рыночному хозяйству. Ввиду отсутствия опыта перехода от командной экономики к рынку и стремительности его проведения, а также из-за вмешательства в него криминальных кругов, разгосударствление экономики в России оказалось несравненно более сложным процессом, чем разгосударствление на Западе. Если в развитых странах денационализированные предприятия легко и быстро «растворялись» в рыночной конкурентной среде, то в странах социалистического лагеря этой среды практически не было, она была не предпосылкой разгосударствления, а скорее ее желаемым результатом [9].

Таким образом, разгосударствление - процесс изменения государственной формы собственности на другие формы, переход от тотальной государственной экономики к экономике смешанной, многоукладной; переход государственной собственности в руки отдельных граждан, коллективов физических и юридических лиц, а также формирование различных форм собственности. Выделяют следующие способы доведения объектов приватизации до покупателя: аукцион, приватизация по конкурсу, инвестиционный конкурс, выкуп арендованного имущества

 

1.2 Цели и задачи приватизации и разгосударствления

 

Цель разгосударствления экономики состоит в том, чтобы:

    • снизить долю государственной собственности в национальной экономике;
    • покончить с ее тоталитарной обезличенностью;
    • заинтересовать производителя в результатах своего труда;
    • повысить эффективность производства;
    • выпускать конкурентоспособную продукцию [26].

Главными задачами приватизации являются:

  1. Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию ориентированной рыночной экономики;
  2. Повышение эффективности деятельности предприятий, т. к. приватизация создает интерес людей не только к текущим доходам, но и к воспроизводственным процессам, росту технического уровня производства, росту издержек, росту прибыли;
  3. Социальная защита населения и развитие и объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;
  4. Стабилизация финансового положения. Продажа имущества — возможный источник государственных доходов для покрытия дефицита бюджета, а также валютной выручки для расчетов по внешнему долгу;
  5. Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
  6. Привлечение иностранных инвесторов;
  7. Передача подавляющего большинства функций управления собственнику, что освободит государство от несвойственных ему задач и будет способствовать росту качества управления производством [10].

Но в каждой стране существуют специфические отклонения от вышеупомянутой общей схемы. Они  зависят от уровня развития страны, исторических предпосылок, наконец, от национального менталитета, и многих других факторов. Если в странах с развитыми рыночными системами приватизация имеет ограниченные масштабы, предполагает использование рыночных (денежных) средств отчуждения, направлена ​​прежде всего на оздоровление государственных финансов, сокращения расходов государственного бюджета на содержание неэффективных государственных предприятий, увеличение доходной части за счет продажи капитала и больших налоговых поступлений от предприятий, "излечились" в частных руках, то в странах с переходной экономикой приватизация имеет другие параметры. Здесь целями приватизации выступают ускорения развития свободного предпринимательства, расширения частного сектора в экономике и повышение в будущем эффективности использования производственного имущества за счет включения свободной экономической инициативы и высокого личного интереса новых собственников к эффективному использованию экономических ресурсов, принадлежащих им.

Конкретные  цели и подцели, вытекающие из стратегических перспективных целей приватизации в процессе проведения уточняются и меняются на разных этапах приватизационного процесса. Особенно важным в реализации поставленных целей на избрание такой модели приватизации, в рамках которой экономические цели не превращались бы в политические. Например, в процессе приватизации в нашей стране на втором ее этапе была намечена цель: быстро создать широкий слой собственников, несмотря на то, что для этого не существовало объективных предпосылок. По этой причине данная цель стала более политической, чем экономической, поэтому общество не получило существенного эффекта от ее реализации [11].

При приватизации преследуют три основные цели:

  1. идеологическую – добиваться того, чтобы предпринимательство было основным саморазвивающимся институтом демократического общества;
  2. экономическую – повысить эффективность работы страдающих от бюрократизма госпредприятий, а также оздоровить госбюджет путем ликвидации субсидий госпредприятиям и получения доходов от их распродажи;
  3. социальную – снизить отчуждение трудящихся от средств производства, вовлекая их в число собственников [12].

Для Беларуси актуальна  цель не допустить, чтобы уже запущенный механизм приватизации привел к одной  из возможных опасностей:

    • Фор<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439_0020_0028_0432_0435_0431_0029__Char" style=" font-size: 14pt;

Информация о работе Разгосударствление и приватизация собственности. Государственное регулирование отношений собственности на современном этапе Республик