Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 04:27, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть проблемы, возникающие при проведении приватизации.
При написании курсовой работы были использованы методы: графический, статистический, сравнительный анализ.
При выполнении работы были использованы различная учебная и методическая литература, законодательные акты, а также периодические издания, посвящённые экономике Республики Беларусь.
Введение………………………………….…………………………………5
Теоретические основы приватизации и разгосударствления…….6
Сущность понятий приватизация и разгосударствление ...............6
Цели и задачи приватизации и разгосударствления ……………12
Механизм приватизации ….……………………………………....14
2. Зарубежный опыт приватизации. Приватизация в Беларуси.…....20
2.1 Зарубежный опыт приватизации и разгосударствления…………20
2.2 Приватизация в Беларуси…………………………………………..28
3. Препятствия и рекомендации для улучшения приватизационного процесса………………………………………………………………………....38
3.1. Препятствия осуществлению приватизационных сделок ..………38
3.2. Рекомендации по улучшению организации приватизационного процесса ……………………………...41
Заключение….……………………………………………………………46
Список использованных источников……..……………………………..48
Приватизация
способствует достижению социальной справедливости,
повышению экономической
Главное содержание приватизации заключается в трансформации госпредприятий – производителей, основанных на том или ином производственно-техническом комплексе, в фирмы, базирующиеся на капитале. Основные и оборотные средства, находящиеся в пользовании госпредприятий, превращаются в основной и оборотный капитал. Это превращение несет с собой коренное изменение в целях деятельности предприятий, их функциях, внутренних и внешних связях.
Зарождение и развитие отношений по поводу присвоения, владения, пользования и распоряжения капиталом коренным образом меняют коллективные и частные интересы в рамках предприятия и требуют новых механизмов их согласования. Эти изменения в первичном звене экономики являются основой для коренных изменений в социальной структуре общества. Они и определяют типы и результаты (успех или провал) рыночной трансформации экономики [2].
К основным факторам, определяющим темпы и успех трансформации, относятся:
Основные направления,
конкретные способы приватизации зависят
от того, на каких принципах передается
государственное имущество
При этом обязательным является соблюдение принципа социальной справедливости. В возвращении собственности народу, считали разработчики первой программы приватизации, проявятся такие признаки социально-ориентированной экономики как восстановление социальной справедливости, закрепление права человека на его долю в национальном богатстве страны и другие
Считалось, что государство не может и не должно бесплатно раздавать свое имущество. Вместе с тем часть государственного имущества следует считать уже заработанной людьми, и она может быть предоставлена им бесплатно или за символическую плату.
При проведении приватизации государство старается достичь следующие задачи:
Весьма остро перед началом приватизации во всех странах стоял вопрос о том, кто может претендовать на имущество приватизированных предприятий – все граждане или только члены трудового коллектива, обладатели достаточных для выкупа капиталов; могут ли претендовать пенсионеры – бывшие работники предприятия. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизации иностранного капитала. По всем этим вопросам в постсоциалистических станах шли острые дискуссии. Приватизация вообще является одним из наиболее политизированных элементов рыночной трансформации.
Выделяют следующие способы доведения объектов приватизации до покупателя:
Продаже на аукционе подлежат:
Второй вид аукциона – закрытый тендер («тендер» в переводе с английского – «обслуживать»). Это, как и открытый аукцион, тоже конкурентная форма проведения торгов. Отличие состоит в том, что предложения, поступающие при проведении торгов, подаются в закрытом виде, их содержание не разглашается. Закрытый тендер используется, как правило, при продаже крупных пакетов акций. Его проводит постоянно действующая тендерная комиссия.
К числу условий продажи объекта по коммерческому конкурсу относятся:
Однако между приватизацией в странах с рыночным хозяйством и приватизацией в странах, где ранее была командная экономика, есть принципиальные различия. Разгосударствление в высокоразвитых странах Запада – это переход от одной модели смешанной экономики к другой ее модели. Государственный сектор в этих странах мог не играть доминирующей роли, а функционировать на фоне рыночного механизма. Поэтому здесь приватизация предприятий могла осуществляться относительно безболезненно, как правило, без острых социальных конфликтов (исключением была, например, Франция).
В социалистических странах господствовала монополия государства на управление производством. Поэтому для постсоциалистических стран разгосударствление – это качественное сокращение сферы и объема государственного вмешательства в экономику, форма перехода от командной экономики к регулируемому рыночному хозяйству. Ввиду отсутствия опыта перехода от командной экономики к рынку и стремительности его проведения, а также из-за вмешательства в него криминальных кругов, разгосударствление экономики в России оказалось несравненно более сложным процессом, чем разгосударствление на Западе. Если в развитых странах денационализированные предприятия легко и быстро «растворялись» в рыночной конкурентной среде, то в странах социалистического лагеря этой среды практически не было, она была не предпосылкой разгосударствления, а скорее ее желаемым результатом [9].
Таким образом, разгосударствление - процесс изменения государственной формы собственности на другие формы, переход от тотальной государственной экономики к экономике смешанной, многоукладной; переход государственной собственности в руки отдельных граждан, коллективов физических и юридических лиц, а также формирование различных форм собственности. Выделяют следующие способы доведения объектов приватизации до покупателя: аукцион, приватизация по конкурсу, инвестиционный конкурс, выкуп арендованного имущества
1.2 Цели и задачи приватизации и разгосударствления
Цель разгосударствления экономики состоит в том, чтобы:
Главными задачами приватизации являются:
Но в каждой стране существуют специфические отклонения от вышеупомянутой общей схемы. Они зависят от уровня развития страны, исторических предпосылок, наконец, от национального менталитета, и многих других факторов. Если в странах с развитыми рыночными системами приватизация имеет ограниченные масштабы, предполагает использование рыночных (денежных) средств отчуждения, направлена прежде всего на оздоровление государственных финансов, сокращения расходов государственного бюджета на содержание неэффективных государственных предприятий, увеличение доходной части за счет продажи капитала и больших налоговых поступлений от предприятий, "излечились" в частных руках, то в странах с переходной экономикой приватизация имеет другие параметры. Здесь целями приватизации выступают ускорения развития свободного предпринимательства, расширения частного сектора в экономике и повышение в будущем эффективности использования производственного имущества за счет включения свободной экономической инициативы и высокого личного интереса новых собственников к эффективному использованию экономических ресурсов, принадлежащих им.
Конкретные
цели и подцели, вытекающие из стратегических
перспективных целей
При приватизации преследуют три основные цели:
Для Беларуси актуальна цель не допустить, чтобы уже запущенный механизм приватизации привел к одной из возможных опасностей: