Разгосударствление и приватизация в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.
В процессе работы были изучены следующие вопросы:
* сущность, цели и основные принципы приватизации;
* организация приватизации; методы и способы приватизации; методы определения стоимости объектов приватизации;
* сущность разгосударствления - основное содержание преобразований собственности;
* приватизация и ее роль в преобразовании собственности;
* мировой опыт приватизации;
* этапы проведения приватизация в Республике Беларусь;
* проблемы и причины медленной приватизации в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1. Сущность и экономическое содержание разгосударствления и приватизации государственной собственности
1. Сущность, способы и формы разгосударствления………………………..6
2. Сущность, цели и основные принципы приватизации…………...……….7
3. Субъекты и объекты приватизации. Методы и способы приватизации………………………………………………………..…….….9
4. Финансовые источники средств для приватизации государственной собственности и способы приватизации ………………………….………12
2. Мировой опыт приватизации
1. Опыт приватизации государственной собственности в зарубежных странах……………………………………………………………………….14
2. Опыт приватизации в Российской Федерации…………………………....16
3. Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь
1. Порядок приватизации организаций, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь ……………………………..………20
2. Проблемы и причины медленной приватизации в Республике Беларусь…………………………………………………………………..…23
3. Последствия и итоги приватизации государственной собственности в Республике Беларусь……………………………………………..…………24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников……………………………………………...29
Приложение 1 ………………………………………………………..……………..31

Файлы: 1 файл

оригинал.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

     Источниками средств являются:

  • средства предприятия;
  • часть чистой прибыли, переданной в собственность членов трудового коллектива;
  • остатки фондов экономического стимулирования предприятия;
  • чистая прибыль арендного предприятия или хозяйственного товарищества;
  • амортизационные отчисления на собственные основные фонды арендного предприятия или хозяйственного товарищества;
  • собственные средства негосударственных юридических лиц;
  • заемные и привлеченные средства;
  • кредиты государственных коммерческих банков;
  • кредиты других предприятий и организаций;
  • средства, привлеченные от выпуска акций, облигаций и других ценных бумаг;
  • личные средства субъектов приватизации;
  • именные приватизационные чеки;
  • средства личных приватизационных счетов работников предприятия;
  • иностранные инвестиции [9].

     Приватизация  государственной собственности  в настоящее время осуществляется в основном следующими способами:

    1. выкуп арендованного имущества арендным предприятием;
    2. продажа акций, принадлежащих государству;
    3. продажа объектов государственной собственности на аукционе;
    4. продажа объектов государственной собственности по конкурсу;
    5. безвозмездная передача части государственной собственности.

     Более подробно о способах приватизации государственной собственности в Республике Беларусь будет изложено в третьей главе данной курсовой работы.

     2. Мировой опыт приватизации 

     2.1. Опыт приватизации государственной собственности в зарубежных странах 

     Через процесс приватизации за последние 25 лет прошли свыше 50 стран мира: распродаются государственные предприятия; сельское хозяйство и промышленность выводятся из-под чрезмерного государственного контроля, сдаются в аренду правительственные службы.

     Причины приватизации государственной собственности в странах с рыночной экономикой:

  1. Необходимость удешевления государственного аппарата управления, финансируемого из бюджета.
  2. Повышение эффективности предприятий и отраслей, находящихся под юрисдикцией правительства.
  3. Переход экономик на инновационную модель развития, для чего более приспособленным оказался частный сектор экономики.
  4. Часть государственных предприятий, особенно в менее демократических странах, подверглись коррумпированности и превратились в общества по найму, обеспечивающие работой политических союзников, отставных военных и т.п. Эти предприятия существуют за счет налоговых льгот и субсидий, опустошая казну[6, с.29].

     Впервые широкомасштабная приватизация государственной  собственности была осуществлена в  Великобритании после прихода к власти консервативного правительства М. Тэтчер в 1979 г. В результате распродажи государственных компаний 600 тыс. рабочих мест были переведены в частный сектор. Вместе с продажей государственного жилого фонда это принесло британскому казначейству 16 млрд. долларов. Если в первые 2-3 года эта приватизация сопровождалась ростом безработицы, снижением реальных доходов отдельных категорий населения, инфляцией, то затем активизировалась инвестиционная деятельность в стране, оживилась конъюнктура рынка, появились новые рабочие места, что позволило даже говорить о британском экономическом «чуде».

     Вслед за Великобританией активизировались процессы приватизации госимущества во Франции, Австрии, Мексике, Японии и  ряде других стран.

     Во  Франции Национальное собрание и Сенат одобрили в августе 1986 г. закон, разрешающий денационализацию 65 государственных компаний и банковских групп в течение 5 лет. Вырученная сумма составила более 50 млрд. долларов. Долю иностранного участия во владении ограничили 20 %.

     Правительство социалистов в Испании распродало более 100 корпораций.

     Ускоренные  темпы приватизации в Италии и Германии отчасти объясняются нерациональным использованием государственных финансов местными и федеральными властями.

     Процессы  смены собственников в странах с развитой рыночной экономикой в подавляющем большинстве случаев проводились на платной основе через разные формы купли-продажи имущества, подлежащего приватизации. В постсоциалистических странах применялись и бесплатные ваучерные схемы приватизации. Практически повсеместно перед началом легитимной приватизации по стандартным схемам имел место этап так называемой спонтанной приватизации или «прихватизации».

     В России, Болгарии, Польше, Румынии и Чехословакии (позже Чехии и Словакии) были приняты ваучерные схемы приватизации. Но, за исключением Чехословакии они не осуществлялись на практике вплоть до середины 90-х годов. В это время различные группы правящего слоя и криминального бизнеса боролись за контроль над государственной собственностью и делили ее. В итоге ваучерная приватизация уже к 1995-1996 годам потеряла привлекательность для населения, так как лучшие объекты уже были приватизированы.

     Практически единственным примером быстрой и  успешной ваучерной приватизации в  Восточной Европе является приватизация в Чехии и Словакии. Граждане этих стран получили ваучеры, которые смогли обменять на акции предприятий или инвестиционных фондов. Причем эти фонды у них не прекратили существование после завершения приватизации, как в России, а превратились в собственников бывшего государственного имущества и сумели наладить эффективное управление приватизированными предприятиями .

     В Польше применяются два метода приватизации – фондовый (когда объектом приватизации является действующее предприятие) и ликвидационный (при котором предприятие приватизируется как совокупность имущества). Трудовые коллективы приватизируемых предприятий пользуются существенными льготами перед другими покупателями.

     В Венгрии способы и порядок приватизации зависят как от особенностей предприятия (его размеров, финансового состояния и т. д.), так и от того, кем инициируется приватизация: агентством государственного имущества (т.е. «сверху»), трудовыми коллективами или внешними инвесторами. Третий путь считается наилучшим, так как предприятие продается по конкурсу на наиболее выгодных для государства и общества условиях.

     В Германии (Восточной) приватизация каждого предприятия осуществляется по индивидуальной программе.

     Причины, особенности, масштабы и итоги проведения разгосударствления и приватизации в переходных экономиках постсоциалистических стран отличаются от таковых в  странах с традиционной и развитой рыночной  экономикой. Главная особенность состоит в том, что в развитых рыночных странах приватизации подвергся государственный сектор, составлявший от 30% до 50% их экономик (при этом частный сектор традиционно составлял 50-70%), а в постсоциалистических странах – до 95% собственности находилось в руках государства.

     На  Украине начало преобразований в аграрно-промышленном комплексе началось с 1991-1992 г.г. с принятия Земельного кодекса, законов «О коллективном сельскохозяйственном предприятии», «О формах собственности на землю» и ряда других нормативно-правовых актов.

     К настоящему времени согласно указам президента Украины «О неотложных мерах  по ускорению реформирования аграрного  сектора экономики» (декабрь 1999г . и  январь 2001 г.) созданы новые агроформирования, в том числе 47% составляют хозяйственные общества (в основном общества с ограниченной ответственностью), 26% - сельхозкооперативы, 21% - частные предприятия, 5% - крестьянские (фермерские) хозяйства, 1% - другие виды предприятий.

     В Болгарии – существуют 3 формы собственности на землю: государственная, общинная, гражданская.

     В Германии – частная форма собственности в сельском хозяйстве составляет около 10%, а крестьянские хозяйства объединены в кооперативы.

     В Китае землепользование отделено от землевладения. Основу составляют арендные отношения – более 96% всех субъектов в сельхозпроизводстве работают на условиях аренды земли. 

     В США – примерно 30% составляет государственная форма собственности на землю и 70% - частная, включая кооперативную.

     Таким образом, анализируя опыт других стран, можно сделать вывод, что наиболее жизнеспособными и эффективными в современном сельскохозяйственном секторе экономики большинства рыночных стран являются акционерные общества, сельхозкооперативы, совместные сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства [11]. 

     2.2. Опыт приватизации в Российской Федерации 

     В России с конца 1992 г. начала осуществляться чековая (ваучерная) приватизация. Каждый гражданин, получивший ваучеры, мог их использовать любым из трех способов: приобрести на ваучеры акции приватизируемых предприятий; обменять свой приватизационный чек на пай в инвестиционных фондах как в государственных, так и в частных; продать свой чек любым частным лицам по сложившемуся курсу.

     Приватизация  в России на первом этапе (с 1 июля 1991 г. по 1 июля 1994 г.) в большинстве случаев носила характер формальной смены собственника. Главным результатом этого этапа явилось устранение государственной монополии в экономике.

     Задача  второго этапа – создание условий  для повышения конкурентоспособности  производства, реорганизации и реконструкции  предприятий, притока инвестиций. Для  этого необходимо:

  • завершение создания соответствующей законодательной базы;
  • увязка программ приватизации и структурной перестройки экономики;
  • создание полноценных рынков ценных бумаг;
  • налаживание работы чековых и других инвестиционных фондов.

     Одной из существенных особенностей проводимой реформы в России и в других постсоциалистических государствах – является приватизация земли и реорганизация совхозов и колхозов.

     Приватизация  земли – означает возникновение частной и общей долевой собственности на землю с наделением земельными паями жителей сельской местности.

     Существует  несколько способов приватизации земли:

  • возвращение земли бывшим ее владельцам – (реституция);
  • социально справедливый, когда все работники сельхозпредприятий имеют право на бесплатный земельный пай в общей долевой собственности;
  • передача земли эффективным собственникам.

     Земля передается государственным сельскохозяйственным предприятиям в постоянное (бессрочное) пользование. Если эти предприятия  преобразуются в кооперативные  или акционерные общества, то земля  по решению их коллективов может передаваться в коллективную собственность (совместную или долевую).

     При коллективной совместной собственности земельные участки являются неделимыми, конкретный земельный пай для каждого из членов предприятия не определяется, граждане не имеют прав наследования, дарения, продажи земельных долей. Выделение земельной доли гражданину проводится при его выходе из сельскохозяйственного предприятия для ведения крестьянского хозяйства.

     При коллективной долевой собственности на землю определяется конкретная земельная доля каждого работника. Распоряжение земельными участками при этой форме собственности осуществляется решением общего собрания коллектива или его правления. Земельная доля может быть получена при выходе из предприятия с целью создания крестьянского хозяйства или продажи. Земля может быть передана по наследству.

     В ходе реорганизации колхозов и совхозов основной организационно-правовой формой хозяйствования стали товарищества различных типов. Создавались и  открытые акционерные общества, и сельхозкооперативы, и ассоциации крестьянских хозяйств.

     Создание  фермерских хозяйств происходит в России медленными темпами. Не способствуют этому  процессу трудности с получением льготного кредита, увеличивающиеся  «ножницы цен» на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

     В 1995-1996 гг. не была достигнута главная, фискальная, цель приватизации – недовыполнение заданий по поступлениям в бюджет было огромным. Переломить на некоторое  время негативную тенденцию удалось  с помощью новой для России (и нетипичных в мировой практике) смены, так называемых, залоговых аукционов (осень-зима 1995г.). в соответствии с этой схемой правительство (госбюджет) получает от коммерческих банков кредит под залог федеральных пакетов акций наиболее привлекательных компаний.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация в РБ