Разгосударствление и приватизация в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.
В процессе работы были изучены следующие вопросы:
* сущность, цели и основные принципы приватизации;
* организация приватизации; методы и способы приватизации; методы определения стоимости объектов приватизации;
* сущность разгосударствления - основное содержание преобразований собственности;
* приватизация и ее роль в преобразовании собственности;
* мировой опыт приватизации;
* этапы проведения приватизация в Республике Беларусь;
* проблемы и причины медленной приватизации в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...4
1. Сущность и экономическое содержание разгосударствления и приватизации государственной собственности
1. Сущность, способы и формы разгосударствления………………………..6
2. Сущность, цели и основные принципы приватизации…………...……….7
3. Субъекты и объекты приватизации. Методы и способы приватизации………………………………………………………..…….….9
4. Финансовые источники средств для приватизации государственной собственности и способы приватизации ………………………….………12
2. Мировой опыт приватизации
1. Опыт приватизации государственной собственности в зарубежных странах……………………………………………………………………….14
2. Опыт приватизации в Российской Федерации…………………………....16
3. Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь
1. Порядок приватизации организаций, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь ……………………………..………20
2. Проблемы и причины медленной приватизации в Республике Беларусь…………………………………………………………………..…23
3. Последствия и итоги приватизации государственной собственности в Республике Беларусь……………………………………………..…………24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников……………………………………………...29
Приложение 1 ………………………………………………………..……………..31

Файлы: 1 файл

оригинал.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

     После принятия Президентом Республики Беларусь решения о приватизации предприятия  как имущественного комплекса Госкомимущество  создает комиссию по проведению аукциона, конкурса в соответствии с Инструкцией о порядке организации и проведения торгов по продаже некоторых объектов республиканской собственности.

     Продажа объекта государственной собственности  может осуществляться на открытых торгах, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий (аукцион без условий) или когда от покупателя требуется выполнение определенных условий (аукцион с условиями), устанавливаемых органом приватизации.

     При продаже объекта государственной  собственности на аукционе с условиями  от покупателя требуется выполнение каких-либо из следующих условий: сохранение назначения или профиля объекта приватизации, сохранение или создание рабочих мест; выполнение инвестиционных программ, сохранение исторического характера объекта приватизации, являющегося историко-культурной ценностью. Предъявление условий, непредусмотренных законодательством о приватизации не допускается. Победителем аукциона признается участник, предложивший в ходе торгов максимальную цену.

     Убыточные государственные организации в  течение последних трех и более лет могут быть проданы по конкурсу в процессе приватизации в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций».

     Продажа осуществляется юридическим лицам, предоставившим инвестиционные проекты.

     Обязательными условиями продажи для покупателей  являются:

  • реализация инвестиционного проекта, социальных программ по поддержке коллектива работников;
  • принятие на себя неисполненных обязательств убыточной государственной организации;
  • сохранение рабочих мест, создание дополнительных рабочих мест в соответствии с инвестиционным проектом [7].
 

     3.2. Проблемы и причины медленной приватизации в Республике Беларусь 

     Проблемы  приватизации государственной собственности  в Республике Беларусь:

  • преобразование форм собственности в Беларуси проходит медленно и отстает по темпам осуществления этого процесса не только от большинства стран, проводящих сегодня рыночные преобразования, но и от нормативно-законодательных установок и прогнозных показателей этого процесса;
  • активнее реформируются менее значительные объекты;
  • вопросы разгосударствления и приватизации не теряют актуальности, что обусловлено:

    а) большими финансовыми затратами государства на поддержание конкурентоспособности белорусских госпредприятий,

    б) проблемой  старения производственных фондов и  необходимости их модернизации, что  требует притока инвестиций –  прямых и портфельных, национальных и иностранных[6, с.36].

      Причины медленной приватизации в Республике Беларусь:

  1. Позиция руководства страны в отношении государственной собственности предполагает постепенность и взвешенность ее трансформации. Государство осторожно подходит к приватизации особенно крупных предприятий: лишь в 140 открытых акционерных обществах государство не имеет доли, а на примерно 70% ОАО доля государства составляет более 25%.
  2. Пример ускоренной массовой приватизации в России, имевшей негативные социально-экономические последствия.
  3. Для погашения приватизационных чеков не было выделено достаточно имущества, а выкуп непогашенных чеков ляжет чрезмерной нагрузкой на государственный бюджет.
  4. Крупные предприятия стоят дорого, а у местных предпринимателей не хватает средств.
  5. Оценка имущества (балансовая цена объектов приватизации) зачастую значительно выше рыночной.
  6. Трудные условия для собственника (сохранение профиля предприятия, избыточной численности работников, содержание социальной сферы).
  7. Сдерживание республиканскими органами преобразование подведомственных предприятий, так как это «сужает» сферу влияния отраслевых органов управления.
  8. Слабая профессиональная подготовка управленческих кадров для работы в новых условиях.
  9. Негативное отношение части населения к приватизации.
  10. Недостаточная информированность населения, особенно сельского, о наличии в сбербанках пакетов акций и о завершении сроков чековой приватизации.
 

     3.3. Последствия и итоги приватизации государственной собственности в Республике Беларусь 

     В отчете Фонда государственного имущества, опубликованном на официальном сайте Государственного комитета по имуществу говорится, что в 2009 году в Беларуси реформировано 169 предприятий республиканской собственности.

     В ходе реформирования республиканских  предприятий было создано 108 открытых акционерных обществ. Из общего количества созданных открытых акционерных обществ два созданы с участием других, кроме государства, учредителей, в том числе: в процессе приватизации РУПП "Мебельная фабрика "Восход" с участием иностранного частного торгово-производственного унитарного предприятия "Беларуслес" (Российская Федерация) и в процессе приватизации РУП "Минский промышленно-торговый комбинат "Верас" с участием ЗАО "Стецкевич" (Беларусь).

     В минувшем году приватизировано 63 предприятия  коммунальной собственности. В Брестской области реформировано 8, Витебской — 5, Гомельской — 15, Гродненской — 8, Минской — 10, Могилевской — 15, Минске — 2 предприятия. В ходе реформирования 60 предприятий создано 59 открытых акционерных обществ.

     Проданы на торгах как имущественные комплексы три предприятия: УП "Дзержинская текстильная фабрика"; КУП "Узденская швейная фабрика"; КТУП "Алеся" (Витебск).

     По  решениям главы государства в 2009 году осуществлено две сделки по отчуждению принадлежащих Республике Беларусь акций открытых акционерных обществ: 835.503.963 штук акций ОАО "БПС-Банк" проданы по цене 280,753 млн. долларов США (покупатель — Сбербанк России); 5.093 штук акций ОАО "Борисовбытспецсервис" проданы по цене 82,5 млн. рублей (приобретены самим обществом).

     Фактические поступления в республиканский бюджет доходов от использования и реализации имущества, находящегося в республиканской собственности, в 2009 году составили 3 трлн. 646,7 млрд. рублей, что составило 129,6 % от запланированных на год поступлений, в том числе: от перечисления части прибыли унитарных предприятий, государственных объединений — 489,1 млрд. рублей; дивиденды на доли (акции), находящиеся в государственной собственности — 284,1 млрд. рублей; поступления от сдачи в аренду — 57,3 млрд. руб.; от реализации государственного имущества — 2 816,2 млрд. рублей.

     За  прошедший год в местные бюджеты  от использования и распоряжения имуществом, находящемся в коммунальной собственности, поступило свыше 113 млрд. рублей, в том числе: Брестская  область — 20,3 млрд.; Витебская — 7,6 млрд.; Гомельская — 9,4 млрд.; Гродненская — 21,2 млрд.; Минская — 11,4 млрд.; Могилевская — 13,4 млрд.; г.Минск — 30,3 млрд. рублей [14].

     Фонд  государственного имущества Беларуси в 2010 году намерен выработать подходы к формированию трехлетних планов приватизации на 2011-2013 годы.

     Поставлена  задача подготовить проект постановления  правительства, утверждающий план приватизации объектов, находящихся в республиканской  собственности, на 2011-2013 годы. Также  будет составлен перечень открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, акции которых, принадлежащие Республике Беларусь, подлежат продаже на 2011-2013 годы [13].

     За  более чем десятилетний период проявились как положительные, так и отрицательные итоги разгосударствления и приватизации. К положительным итогам можно отнести:

  • начался и продолжается процесс формирования многоукладной экономики с различными формами собственности и видами предприятий;
  • новый, более динамичный и эффективный характер приобрели взаимоотношения между предприятиями: на смену директивам и указаниям из центра приходят самостоятельные контакты на взаимном интересе и выгоде;
  • изменились отношения между предприятиями и банками, основывающиеся в рыночной экономике на самостоятельности, самоокупаемости, с повышением рисков в кредитной политике;
  • сложились новые отношения предприятий с госбюджетом, так как серьезно меняются источники финансирования предприятий: от безвозвратных бюджетных субсидий и дотаций до кредитов на принципах возвратности, платности, срочности;
  • новую роль приобрели страховые учреждения, которые работают на свой коммерческий риск.

     К отрицательным моментам разгосударствления и приватизации можно отнести:

  • разгосударствление и приватизация сами по себе не привели к подъему национальной экономики;
  • они длятся дольше намеченных сроков;
  • общество оказалось не готово к приватизации гласной и под контролем на начальных стадиях этого процесса;
  • иностранные инвесторы составили небольшой удельный вес в приватизации[12, с.97-105].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В заключение работы можно сказать, что  приватизация - это переход государственной  собственности в частные руки (физическими и юридическими лицами) и формирование на этой основе частной  или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально - экономических преобразований.

     В развитых странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные  процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она - следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах. В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется, прежде всего, в большом внешнем долге и в невозможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться.

     Существует  несколько способов приватизации:

  • первый способ - бесплатная передача государственного имущества (низкий жизненный уровень населения, незначительные денежные сбережения, обесцененные инфляцией). Недостатками этого способа являлись:

     - различная фондооснащенность отраслей и регионов природными ресурсами, а это - различные начальные условия для трудовых коллективов;

     - бесплатное получение имущества, которое не превращает работника в хозяина;

  • второй способ - распродажа имущества (пополнение госбюджета, ликвидация бюджетного дефицита, укрепление денежной системы). Недостатками этого способа является нехватка средств у населения, бесплатная передача части стоимости по чекам «Жилье» и «Имущество».

     Способы приватизации - это выкуп арендованного  имущества арендным предприятием; продажа  акций, принадлежащих государству; продажа объектов государственной собственности на аукционе; продажа объектов государственной собственности по конкурсу; безвозмездная передача части государственной собственности.

     Объектами приватизации выступают государственные  предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий; государственное имущество, сданное в аренду; государственное имущество в виде оборудования, зданий, других материальных и нематериальных активов ликвидируемых (ликвидированных) предприятий; доли (паи, акции) государства и административно-территориальных образований в имуществе субъектов хозяйствования.

     Субъектами  приватизации (покупателями государственной  собственности) могут быть: граждане Республики Беларусь; юридические лица Республики Беларусь, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности; иностранные инвесторы; лица без гражданства; юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий.

     Всю работу по приватизации государственной собственности возглавляет Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации и его территориальные органы. Оно непосредственно осуществляет приватизацию государственных объектов, находящихся в республиканской собственности. Приватизацию объектов коммунальной собственности проводят отделы приватизации, созданные в аппарате управления местных Советов депутатов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Разгосударствление и приватизация в РБ