Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 15:57, курсовая работа
Цель работы - на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.
В процессе работы были изучены следующие вопросы:
* сущность, цели и основные принципы приватизации;
* организация приватизации; методы и способы приватизации; методы определения стоимости объектов приватизации;
* сущность разгосударствления - основное содержание преобразований собственности;
* приватизация и ее роль в преобразовании собственности;
* мировой опыт приватизации;
* этапы проведения приватизация в Республике Беларусь;
* проблемы и причины медленной приватизации в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………………...4
1. Сущность и экономическое содержание разгосударствления и приватизации государственной собственности
1. Сущность, способы и формы разгосударствления………………………..6
2. Сущность, цели и основные принципы приватизации…………...……….7
3. Субъекты и объекты приватизации. Методы и способы приватизации………………………………………………………..…….….9
4. Финансовые источники средств для приватизации государственной собственности и способы приватизации ………………………….………12
2. Мировой опыт приватизации
1. Опыт приватизации государственной собственности в зарубежных странах……………………………………………………………………….14
2. Опыт приватизации в Российской Федерации…………………………....16
3. Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь
1. Порядок приватизации организаций, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь ……………………………..………20
2. Проблемы и причины медленной приватизации в Республике Беларусь…………………………………………………………………..…23
3. Последствия и итоги приватизации государственной собственности в Республике Беларусь……………………………………………..…………24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников……………………………………………...29
Приложение 1 ………………………………………………………..……………..31
После принятия Президентом Республики Беларусь решения о приватизации предприятия как имущественного комплекса Госкомимущество создает комиссию по проведению аукциона, конкурса в соответствии с Инструкцией о порядке организации и проведения торгов по продаже некоторых объектов республиканской собственности.
Продажа
объекта государственной
При
продаже объекта
Убыточные государственные организации в течение последних трех и более лет могут быть проданы по конкурсу в процессе приватизации в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций».
Продажа осуществляется юридическим лицам, предоставившим инвестиционные проекты.
Обязательными
условиями продажи для
3.2.
Проблемы и причины
медленной приватизации
в Республике Беларусь
Проблемы приватизации государственной собственности в Республике Беларусь:
а) большими финансовыми затратами государства на поддержание конкурентоспособности белорусских госпредприятий,
б) проблемой старения производственных фондов и необходимости их модернизации, что требует притока инвестиций – прямых и портфельных, национальных и иностранных[6, с.36].
Причины медленной приватизации в Республике Беларусь:
3.3.
Последствия и итоги
приватизации государственной
собственности в Республике
Беларусь
В отчете Фонда государственного имущества, опубликованном на официальном сайте Государственного комитета по имуществу говорится, что в 2009 году в Беларуси реформировано 169 предприятий республиканской собственности.
В ходе реформирования республиканских предприятий было создано 108 открытых акционерных обществ. Из общего количества созданных открытых акционерных обществ два созданы с участием других, кроме государства, учредителей, в том числе: в процессе приватизации РУПП "Мебельная фабрика "Восход" с участием иностранного частного торгово-производственного унитарного предприятия "Беларуслес" (Российская Федерация) и в процессе приватизации РУП "Минский промышленно-торговый комбинат "Верас" с участием ЗАО "Стецкевич" (Беларусь).
В минувшем году приватизировано 63 предприятия коммунальной собственности. В Брестской области реформировано 8, Витебской — 5, Гомельской — 15, Гродненской — 8, Минской — 10, Могилевской — 15, Минске — 2 предприятия. В ходе реформирования 60 предприятий создано 59 открытых акционерных обществ.
Проданы на торгах как имущественные комплексы три предприятия: УП "Дзержинская текстильная фабрика"; КУП "Узденская швейная фабрика"; КТУП "Алеся" (Витебск).
По решениям главы государства в 2009 году осуществлено две сделки по отчуждению принадлежащих Республике Беларусь акций открытых акционерных обществ: 835.503.963 штук акций ОАО "БПС-Банк" проданы по цене 280,753 млн. долларов США (покупатель — Сбербанк России); 5.093 штук акций ОАО "Борисовбытспецсервис" проданы по цене 82,5 млн. рублей (приобретены самим обществом).
Фактические поступления в республиканский бюджет доходов от использования и реализации имущества, находящегося в республиканской собственности, в 2009 году составили 3 трлн. 646,7 млрд. рублей, что составило 129,6 % от запланированных на год поступлений, в том числе: от перечисления части прибыли унитарных предприятий, государственных объединений — 489,1 млрд. рублей; дивиденды на доли (акции), находящиеся в государственной собственности — 284,1 млрд. рублей; поступления от сдачи в аренду — 57,3 млрд. руб.; от реализации государственного имущества — 2 816,2 млрд. рублей.
За
прошедший год в местные
Фонд государственного имущества Беларуси в 2010 году намерен выработать подходы к формированию трехлетних планов приватизации на 2011-2013 годы.
Поставлена задача подготовить проект постановления правительства, утверждающий план приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, на 2011-2013 годы. Также будет составлен перечень открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, акции которых, принадлежащие Республике Беларусь, подлежат продаже на 2011-2013 годы [13].
За более чем десятилетний период проявились как положительные, так и отрицательные итоги разгосударствления и приватизации. К положительным итогам можно отнести:
К отрицательным моментам разгосударствления и приватизации можно отнести:
Заключение
В заключение работы можно сказать, что приватизация - это переход государственной собственности в частные руки (физическими и юридическими лицами) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально - экономических преобразований.
В развитых странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она - следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах. В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется, прежде всего, в большом внешнем долге и в невозможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться.
Существует несколько способов приватизации:
- различная фондооснащенность отраслей и регионов природными ресурсами, а это - различные начальные условия для трудовых коллективов;
- бесплатное получение имущества, которое не превращает работника в хозяина;
Способы приватизации - это выкуп арендованного имущества арендным предприятием; продажа акций, принадлежащих государству; продажа объектов государственной собственности на аукционе; продажа объектов государственной собственности по конкурсу; безвозмездная передача части государственной собственности.
Объектами
приватизации выступают государственные
предприятия, учреждения, организации,
структурные единицы объединений и
структурные подразделения предприятий;
государственное имущество, сданное в
аренду; государственное имущество в виде
оборудования, зданий, других материальных
и нематериальных активов ликвидируемых
(ликвидированных) предприятий; доли (паи,
акции) государства и административно-
Субъектами приватизации (покупателями государственной собственности) могут быть: граждане Республики Беларусь; юридические лица Республики Беларусь, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности; иностранные инвесторы; лица без гражданства; юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий.
Всю
работу по приватизации государственной
собственности возглавляет Министерство
по управлению государственным имуществом
и приватизации и его территориальные
органы. Оно непосредственно осуществляет
приватизацию государственных объектов,
находящихся в республиканской собственности.
Приватизацию объектов коммунальной собственности
проводят отделы приватизации, созданные
в аппарате управления местных Советов
депутатов.