Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:29, курсовая работа
Методологическая сторона представляет государственную политику приватизации как совокупность используемых принципов, форм, методов, т.е. сам инструментарий приватизации, ее методологическую базу, на основе которой вырабатываются варианты осуществления приватизации, выбирается наилучший вариант и методологическое сопровождение его осуществления.
Введение …………………………………………………………………………. 3
1 Понятие и сущность разгосударствления и приватизации
государственной собственности …………………..…………………………… 5
1.1 Формы и способы разгосударствления и приватизации ………………… 7
1.2 Порядок разгосударствления и приватизации объектов государст венной собственности …………………..………………………………………………… 5
2 Опыт зарубежных стран . ……………………………………………….. 10
2.1 Опыт ваучерной приватизации …………………..…………………………. 12 2.2 Опыт платной приватизации ………………………………………………... 15
2.3 Приватизация во Фанции ……………………………………………….. 10
2.4 Приватизация в Германии ………………………………………………. 10
2.5 Приватизация в Испании ………………………………………………. 10
2.6 Сравнительный анализ приватизационного процесса в Восточной
Европе и в России ………………………………………………………………... 12
3 Белорусская модель приватизации: этапы и их особенности …………….. 17
Заключение ………………………………………………………………………. 20
Список использованных источников …………………………………………... 27
Масштабы и условия приватизации в России не сопоставимы с белоруской моделью, которая с учетом эволюционного пути перехода к рыночной экономике имеет свои особенности:
Реформирование
отношений собственности в
Всего за время проведения приватизации на 1.01.2008 года приватизировано 4129 объектов государственной собственности, в т.ч. 1097 предприятий республиканской и 3032 – коммунальной.
Как показала практика, преобразование государственной собственности в Республике Беларусь длится достаточно долго, и к завершающему этапу мы еще не подошли. Однако белорусские ученые в процессе разгосударствления и приватизации тоже выделяют несколько этапов, каждый из которых имеют свои особенности.
Рассмотрим подробнее каждый этап.
Первый этап (1991 – 1992 гг.) можно назвать подготовительным, или инициативной приватизации, поскольку проводилась она по инициативе предприятий в условиях отсутствия необходимой законодательной базы.
На основании
Постановления Совета
По мере накопления
опыта стал очевиден недостаток такого
подхода, когда собственником
Второй этап (1993 - 1994 гг.) можно рассматривать как «чековую» и «малую» приватизацию. Он положил начало основному этапу, который не завершился до настоящего времени. Этот этап связан прежде всего с принятием Закона «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» и Государственной программы, в которых были определены цели, задачи, основные направления, способы, приоритеты и объекты первоочередной приватизации. Предусматривалась приватизация 2/3 основных государственных фондов и предоставление 50% приватизированных фондов государственных предприятий гражданам республики через систему именных приватизационных чеков(ИПЧ). Принятый в середине 1993 года Закон «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» определил статус именного приватизаионного чека как ценной государственной бумаги, выпущенной на определенный срок и сведетельствующей о праве ее владельца на долю в приватизируемой государственной собственности. В этот период приватизация по инициативе «сверху» приобрела последовательный и поэтапный характер на возмездной и безвозмездной основах. Правительство ежегодно принимало программу приватизации, в соответствии с которой средние и крупные педприятия в основном преобразовывались в ОАО, а небольшие продавались на аукционе или по конкурсу.
В 1993г. был преобразован в ЗАО «Атлант» Минский завод холодильников, в ОАО «Витебские ковры». В 1994г. – ОАО «Брестгазоаппарат», ОАО «Целлюлозно-картонный комбинат», ОАО «Мозырьский нефтеперерабатывающий завод». В этот период темпы приватизации возросли в 3,2 раза.
Развитие и углубление в этот период кризисных явлений в экономике отразилось на процессах разгосударствления и приватизации. Разработка и реализация Программы неотложных мер позволила выработать новые направления и в приватизационной политике.
Третий этап (1995 – первая половина 1996 г.) этот этап можно назвать «переломным», он характеризуется приостановлением и резким падением темпов приватизации, особенно объектов республиканской собственности. Произошло это, во-первых, потому, что экономическая политика государства предлагала медленное, постепенное вхождение на рынок. Во-вторых, высокий уровень и темпы инфляции привели к значительному дорожанию стоимости основных фондов и усложнили оценку госимущества. В-третьих, практика реформирования выявила ряд недостатков в действующем механизме разгосударствления и приватизации. В целях регулирования этих процессов в марте 1995г. был принят Указ Президента РБ «О мерах по совершенствованию реформирования государственного имущества», которй предусматривал защиту интересов государства как собственника и внес ряд корректировок в действующую практику приватизации. В результате принятых изменений были сбалансированы полномочия разных ветвей власти и повышена роль отраслевых министерств в осуществлении координации и контроля заходом работ по преобразованию подведомтсвенных предприятий. В этот же период вместо одной комиссии по приватизации законодательно введены 3 комиссии для подготовки и рассмотрения документов по преобразованию предприятий в ОАО; изменен порядок формирования уставного фонда.
Четвертый этап (вторая половина (1996 – 1997 гг.) может быть назван «застойным». На этом этапе количество приватизированных объектов находилось практически на одном уровне с предшествующим, хотя в этот период была достигнута рекордная продажа объектов коммунальной собственности на аукционе и пр конкурсу (59% из 380 реформированных объектов). В 1997 году была преращена выдача чеков «Имущество», хотя срок их обращения, т.е. срок безвозмездной приватизации, продлевался уже неоднократно. После завершения срока безвозмездной приватизации государство гарантировало гражданам денежную компенсацию выданных и неиспользованных чеков. Для компенсации неиспользованных чеков по расчетам Министерства экономики правительтву понадобилось бы свыше 700 млрд. руб. (при номинальной стоимости чека 3600 руб. в ценах 2003 г., в 2004 г. стоимость чека – 4200 руб., а в 2005 – 2007 гг. – 4400 руб.). Белорусское –правительство предпринимало попытки быстрее свернуть чековую приватизацию безущерба для государственного бюджета, т.е. внеси изменения в законодательство, в соответствии с которым государство после завершения срока обращения ИПЧ «Имущество» отказывалось от денежной компенсации оставшихся чеков. Пока эти предложения не нашли законодательной поддержки.
В 1998 году Декретом Президента Республи Беларусь №3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» была устранена двойственность, связанная с принятием и утверждением ежегодных программ наряду с действующей Государственной программой разгосударствления и приватизации; наложен мораторий на продажу акций, приобретенных работниками приватизируемых предприятий на льготных условиях. Положения декрета законодательно закрепили новые подходы, регулирующие процедуру создания ОАО, разрешения разногласий о целесоообразности приватизации предприятий, порядка и условий продажи принадлежащих государству акций, обмена ИПЧ «Имущество» и другие.. В 1998 году был принят и вступил в действие Закон Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства», который определил перечень имущества, не подлежащего приватизации.
Пятый этап (1998 – 2001 гг.) – этап «сворачивания» или «торможения» приватизации, поскольку темпы разгосударствления и приватизации продолжали падать. Правительством в 2000 году были уточнены и конкретизированы цели и задачи приватизации в Концепцииуправления государственным имуществом в Республике Беларусь на 2001 – 2005гг., направленной на повышение эффективности использования государственной собственности и распоряжения ею.
В сентябре 2001 года в соответствии с существенной рационализацией системы государственного управления было ликвидировано Мингосимущество; функции по управлению государственным имуществом и приватизации передавались Министерству экономики. С 2002 года начинается новый этап белорусской приватизации.
Шестой этап (2002 – 2003 гг.) – оживление процесса разгосударствления и приватизации по индивидуальным проектам. Особенностью реформирования в этот период является преобразование в открытые акционерные общества крупных промыщленных предприятий и ведущих предприятий нефтехимического комплекса. В целях повышения эффективности работы, создания благоприятных условий для реконструкции предприятий и привлечения инвестиций в 2002 г. по решению Правительства созданы ОАО со 100-процентным государственным капиталомна шести предприятиях нефтехимического комплекса: Новополоцком производственном объединении «Нафтан», Новополоцком производственном объединении «Полимир», Гродненском производственном республиканском унитарном предприятии «Азот», Бобруйском республиканском унитарном предприятии «Белорусский шинный комбинат», Гродненском республиканском унитарном предприятии «ГПО»Химволокно», Могилевском республиканском унитарном предприятии «Химволокно».
В 2003 г. были также проведены работы по преобразованию республиканского унитарного предприятия по транспортировке и поставке газа «Белтрансгаз».
Седьмой этап (начался в 2004 г. и не закончился по настоящее время) - вялотекущей, или «точечной», приватизации. По данным Министерства экономики в 2004 г. из 53 предприятий республиканской собственности, подлежащих реформированию в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 апреля 2004 г. №368, преобразованы в ОАО только 40 объектов, а 11- по инициативе коллективов работников предприятий; в 2005 г. – 27 предприятий. На 2006 г. было намечено акционирование 9 предприятий республиканской собственности, а фактически только 4 изменили форму собственности; в 2007 г. из запланированных семи предприятий акционировано толь пять.
В 2006 г. в системе управления произошла очередная реорганизация и создан Государственный Комитет по имуществу. Госкомимущество проводит единую государственную политику в системе управления недвижимостью и земельными ресурсами. В настоящее время государственная приватизационная политика исходит из необходимости усиления дееспособности государства.Поэтому приватизация как мощный государственно-управленческий механизм требует тщательных расчетов и взвешенных решений.
Таким образом, процесс разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь, начатый с чистого листа, развивался поэтапно неравномерно, сталкиваясь с рядом трудностей, вызванных объективными и субъективными причинами. Есть основания полагать, что курс на ускоренное иновационное развитие страны положит начало новому этапу приватизации в Республике Беларусь. Имеенно посредством иноваций кампании добиваются конкурентных преимуществ для удержания которых, существует только одна возможность – их необходимо постоянно совершенствовать, двигаться в направлении более сложных форм. Устойчивая конкурентоспособность вырастает из динамизма развития и постоянных изменений, что ведет к необходимости в иновациях.
Без жесткой внутренней конкуренции приватизация сама по себе не приводит к успеху. Необходимо проведение последовательной и сильной антимонопольной политики, способствующей внутренней конкуренции, направленной на поощрение изменений формы собственности и реструктуризации, стимулирование иноваций. Требуется сформировать новый механизм, обеспечивающий создание и развитие отдельных институтов, необходимых для эффективного проведения приватизации и функционирования предприятий всех форм собственности в рыночной экономике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно отметить, что некоторые задачи, поставленные государственной политикой приватизации в республике, не были выполнены:
главное, — не
сформирован достаточный для
рыночной экономики широкий слой
эффективных частных