Развитие административного районирования в РФ. Особенности правового статуса субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 12:56, контрольная работа

Описание работы

Однако в государственно-правовом статусе субъектов РФ разных видов имеются определенные различия, установленные Конституцией РФ, Федеративным Договором, а также специальными договорами между Российской Федерации и ее отдельными субъектами.
Процесс развития Федерации: объединение субъектов РФ в настоящее время продолжается быть активно, но не без проблем.
Большое количество публикаций на эту тему говорит о ее актуальности. Вопросы правосубъективности составляющих Федерацию интересны не только с юридической точки зрения. Правильное правовое решение этих вопросов влияет ан жизнь каждого человека нашей страны. Именно это было главным при выборе темы курсовой работы, цель которой – дать анализ правового статуса субъектного состава Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Развитие административного районирования в РФ……………………….4
2. Особенности правового статуса субъектов РФ………………………..…10
Заключение…………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………17

Файлы: 1 файл

региональная экономика.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агенство по образованию

ГОУ ВПО

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

 

 

Факультет менеджмента и  маркетинга

Кафедра маркетинга

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Региональная  экономика»

 

 

«Развитие административного районирования в РФ.

Особенности правового статуса субъектов РФ.»

 

 

                               

 

 

 

 

                                Студент: Мороз Юлия Владимировна

                                Специальность: бакалавр менеджмента  и маркетинга                                                    

                                Факультет: Маркетинг

                                Номер зачетной книжки:100.16/120428

                                Преподаватель: Ермолов Ю.А.

                               

 

 

 

 

 

 

                                                                       

Липецк 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1. Развитие административного  районирования в РФ……………………….4

2. Особенности  правового статуса субъектов  РФ………………………..…10

Заключение…………………………………………………………………….16

Список использованной литературы…………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экономическое районирование  является основой территориального управления народным хозяйством России.

Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение, и для организации регионального управления экономикой. Особенно это важно в настоящее время, когда регионы России получили экономическую самостоятельность.

Экономическое районирование, неразрывно связанное  со специализацией районов на определенных видах производства, является одним  из факторов повышения производительности общественного труда, рационального  и эффективного размещения производительных сил.

Российская Федерация – это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией  о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года Федеративным договором от 31марта 1992 года.

 Таким образом,  Российская Федерация состоит  из субъектов. Субъекты Российской  Федерации – государственно–правовые  образования (общности), образующие  в совокупности Российскую Федерацию.  Конституция РФ устанавливает  шесть субъектов Российской Федерации – республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Все они равноправны в отношениях с федеральными органами власти.

 Однако в  государственно-правовом статусе  субъектов РФ разных видов  имеются определенные различия, установленные Конституцией РФ, Федеративным Договором, а также специальными договорами между Российской Федерации и ее отдельными субъектами.

 Процесс  развития Федерации: объединение  субъектов РФ в настоящее время  продолжается быть активно, но не без проблем.

 Большое  количество публикаций на эту  тему говорит о ее актуальности. Вопросы правосубъективности составляющих  Федерацию интересны не только  с юридической точки зрения. Правильное  правовое решение этих вопросов  влияет ан жизнь каждого человека нашей страны. Именно это было главным при выборе темы курсовой работы, цель которой – дать анализ правового статуса субъектного состава Российской Федерации.

 

 

1. Развитие  административного районирования  в РФ.

Экономический район имеет свою отрасль специализации, обусловленную экономико-географическими факторами.

Экономические районы образуются и развиваются  на основе общественного территориального разделения труда. В связи с отраслевым разделением труда, расчленением производства на мелкие и более узкие отрасли, созданием специализированных производств оно ведет к расчленению хозяйственной территории на более дробные взаимосвязанные регионы, к формированию специализированных экономических районов.

Образование экономических  районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда.

Основные принципы районирования:

1.Экономический,  рассматривающий район как специализированную  часть единого народнохозяйственного  комплекса страны с определенным  составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определить такие отрасли,  в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другим районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна осуществляться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.

2.Национальный, учитывающий национальный состав  населения района, его исторически  сложившейся особенности труда  и быта.

3. Административный, определяющий единство экономического  районирования и территориального  политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

Эти принципы являются основополагающими для современной  теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств.

К районообразующим факторам современных экономических  районов можно отнести наличие  крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный ими трудовой опыт и т.д.

Экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Научное обоснование экономического районирования требует углубленного исследования многообразия факторов. Современный период отличается появлением новых объективных районообразующих факторов  и коренным изменениям прежних факторов.

Решающим фактором дифференциации экономических показателей на территории являются порайонные различия в затратах на выпуск продукции, экономика самого производства в разных районах, которую необходимо выявить при районировании.

Наряду с  техническим прогрессом возрастает роль производственного фактора.

 В условиях  становления и развития рыночных  отношений приобретает новые  черты и такой важный районообразующий  фактор, как территориальная комплексность  хозяйства регионов.

 

Важными показателями районной комплексности становятся соответствие хозяйства района его природным и экономическим условиям, рациональное сочетание отраслей на базе ведущих специализирующих производств и их территориальной концентрации, относительное сходство отраслевой структуры входящих в район территорий. Рыночные отношения, как и всякие иные отношения социально-экономической жизни, территориально неоднородной, т.е. в разных экономических районах они проявляются по-разному.

Рыночные факторы, обеспечивающие взаимодействие спроса и предложения на макро-, мезо- и  микро уровне, различны. Но все же главные факторы в условиях рыночных отношений  - это условия функционирования региональных рынков, свобода товаропроизводителей, ограничение монополий, равные условие для всех форм собственности. Важен также экономический интерес как основная движущая сила рынка при сочетании свободы производителей с государственным и внутри региональным регулированием.

Одним из важнейших  факторов являются также регуляторы рынка, т.е. цены, тарифы, налоги, кредиты, инвестиции и т.д. Все эти факторы характерны для рыночной экономике и представляют собой систему, которая отражается на принципах районирования разного значения – экономических, социальных, экологических, организационных. При этом экологические принципы районирования выражаются в территориальном разделении труда, способствующем становлению рыночной экономики и удовлетворению потребностей общества. Районообразующие факторы предполагают учет сложившихся и прогнозируемых ситуаций в размещении производительных сил.

Важнейшим требованием комплексного развития хозяйства стало усиление охраны природы и улучшение использования природных ресурсов. Исключительное значение для экономического районирования приобретает учет социальных факторов – территориальных особенностей воспроизводства трудовых ресурсов, возможностей повышения жизненного уровня населения.

Современная схема экономических  районов

Современная схема экономических  районов России сложилась в результате коренных изменений в размещении производительных сил под влиянием социально-экономических преобразований, научно-технического прогресса и территориального разделения труда.

Причины изменения обусловлены:

-     сдвигом промышленности  в восточные районы, где сосредоточились  основные сырьевые базы и на  их основе возникли крупные  территориально-производственные комплексы;

-     совершенствование  топливно-энергетического баланса,  создание предприятий наиболее  эффективных отраслей промышленности;

-     рациональное  разделение труда, преодоление  несоответствия в размещении  сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, трудовых ресурсов;

-     обеспечение  стабилизации и оживление экономики  за счет старых промышленных  районов европейской части России, где сосредоточен производственно-технический  и интеллектуальный потенциал страны;

-     обеспечение  выхода из кризиса с помощью новых «точек роста» в виде свободных экономических зон.

Современный методический подход к разработке схемы экономических  районов должен основываться на качественном анализе:

-     учете тенденции  проявления общих районообразующих  факторов, т.е. научно-технического прогресса территориальных форм концентрации производства и т.д.;

-     анализе конкретных  узловых районно-комплексных проблем,  специфических условий районо  образования на отдельных территориях.

Современный экономический  район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.

Современное экономическое  районирование России включает три  основных звена (таксономические единицы: высшее звено – крупные экономические  районы; районы среднего звена –  края, области, республики; низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы). Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития.

Высшее звено районирования  – крупные экономические районы – используются центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономкой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы: играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5-7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.

Среднее звено районирования  используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.

Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров  обеспечивают ведущее место города.

Низшее звено районирования  – городские и сельские районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные  специализированные территориальные  производственные комплексы. Низовые  районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработки сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

Информация о работе Развитие административного районирования в РФ. Особенности правового статуса субъектов РФ