Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 13:08, реферат
Цель данной работы - изучение развития бизнеса на Дальнем Востоке. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
рассматривалась роль бизнеса в экономике;
изучался зарубежный опыт функционирования предприятий малого бизнеса;
анализировалось состояние и проблемы бизнеса Дальнего Востока.
Введение стр 3
1. Значение Дальнего Востока в экономике России. Особенности и факторы размещения рыночных отраслей хозяйства стр 5
2. Состояние малого и среднего предпринимательства на Дальнем Востоке. стр 12
3. Бизнес глазами предпринимателей стр 18
3.1 Оценка предпринимателями уровня предпринимательства в своем районе. стр 19
3.2 Анализ малого бизнеса как модели экономической самодеятельности. стр 20
3.3 Характеристика предпринимателями экономической ситуации в своем районе. стр 22
4 Основные барьеры и препятствия для развития предпринимательской деятельности. стр 23
4.1 Оценка барьеров и препятствий для развития предпринимательской деятельности в зависимости от возраста и стажа предпринимательской деятельности. стр 24
Список использованных источников
Крупное производство эффективно, как правило, при массовом выпуске более или менее однотипной продукции, обеспечивая экономию на объеме выпуска (масштабах производства). В противном случае крупная компания по возможности не берется за выпуск неприбыльных товаров. Но это потенциально может вызвать глубокие диспропорции [6].
Лишь малые фирмы готовы использовать любую возможность для бизнеса, остальные компании в этом смысле очень разборчивы.
Средние фирмы характеризуются меньшими объемами выпуска, но берутся за производство только там, где сформировались особые и при этом достаточно долговременные потребности. Специализированная средняя фирма должна накопить познания в узкой области и идет на связанные с этим затраты, лишь будучи уверенной в том, что ее бизнес будет иметь перспективу.
Без малых фирм экономика приобрела бы "лоскутный" характер: одни потребности рынка удовлетворялись бы с достаточной полнотой - те, на базе которых можно создать масштабное сверхприбыльное или специализированное выгодное производство, другие же, не отвечающие этим требованиям, не удовлетворялись бы. Это противоречие решается с помощью фирм-коммутантов, основной стратегией которых является постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей, непрерывное приспособление к конъюнктуре рынка. Не случайно для деятельности таких фирм характерно отсутствие планирования - они по определению должны быть мобильными, готовыми к переменам.
Для Дальнего Востока малый бизнес - это дополнительные рабочие места, заработная плата и, соответственно, социальная защищенность работников. Кроме того, малое предпринимательство является одним из источников доходов бюджетов всех уровней, оно направлено на максимальное удовлетворение спроса потребителей, часто в тех отраслях, от которых отказались крупные фирмы. Желая выжить, предприятия стремятся снижать издержки производства, что способствует снижению уровня цен на продукцию. Малые фирмы содействуют ускорению распространения новой продукции. Но малые фирмы не только конкурируют с малоэффективными подразделениями крупных корпораций. Они в совокупности, как единый сектор экономики способны составить достаточно серьезную конкуренцию самым мощным компаниям. Этому способствует не только их многочисленность и гибкость, но и быстрое обновление малого предпринимательства. Ежегодно возникает огромное число малых предприятий, столь же велико и число ликвидируемых. Но лишь малая часть их разоряется, подавляющие число малых предприятий выходят из дела без крупных финансовых потерь и готовы к формированию нового бизнеса. Поэтому число малых предприятий на Дальнем Востоке не только не сокращается, но даже возрастает. Несмотря на то, что по статистике из трех вновь созданных предприятий разоряются каждые два [3], что подтверждает мысль об огромном числе открываемых малых предприятий. Это поддерживает конкурентную рыночную среду. Позитивное влияние на конкурентные позиции малых предприятий оказывают и государственная поддержка (если она имеет место).
Названные
факторы способствуют тому, что малое
предпринимательство
Другой вариант стратегии малой компании - это определенное взаимодействие, симбиоз с крупной корпорацией. В ряде случаев это означает для малого предприятия потерю свободы, самостоятельности, превращение в придаток крупной корпорации.
Характеризуя роль малого предпринимательства в экономике Дальнего Востока и России в целом, необходимо подчеркнуть его функцию по рациональному использования ресурсов. Малые предприятия обеспечивают национальное использование и материальных ресурсов, в том числе и широкое применение местных источников сырья и отходов крупного производства. Надо упомянуть и включение в производство финансовых ресурсов части населения путем перевода их из состояния накопления в состояние инвестиций [5].
Существенно и то, что малое предпринимательство Дальнего Востока обеспечивает приближение производства товаров и услуг к потребителю, сокращение на этой основе расходов по доставке из крупных промышленных центров на периферию, обеспечивая тем самым выравнивание уровней товарной обеспеченности в населенных пунктах различных масштабов и различных регионов.
Таким образом, малое предпринимательство ДФО выступает как неотъемлемый, объективно необходимый, выполняющий важные функции сектор рыночной экономики всей России.
Однако малый бизнес повсеместно не может преодолеть недостатки. Небольшой объем операций лимитирует возможности малого предприятия расширять свою деятельность, а также вести большие научные разработки. Работники малых компаний являются менее социально защищенными, чем на больших фирмах [8].
Внешняя среда малого предпринимательства Дальнего Востока отличается рядом специфических черт отличающих её от среды крупного и среднего бизнеса. Это, прежде всего, неопределенность этой среды, связанная с рядом особых обстоятельств. Одним из них является то, что малое предприятие, как правило, действуют на локальных рынках, обладающей большей степенью стихийности по сравнению с рынками крупных корпораций. Вторая ключевая особенность внешней среды малого предпринимательства - его подчиненная роль в системе отношений с государством, финансово - кредитными институтами и т.п. Третья черта - исключительная подвижность, изменчивость внешней среды, интенсификация изменений в ней, особенно в условиях переходной экономики. Возможности малого предприятия противостоять, деструктивным факторам ограничены. Отсюда возникает проблема неукорененности, относительно невысокой жизнеспособности малого предпринимательства Дальнего Востока. Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.
Малый бизнес
в развитых странах в настоящее
время представляет собой средний
класс, который служит базой для
стабильного развития экономики. Даже
бывшие развивающиеся страны именно
с развитием малого, среднего бизнеса
совершили большой
2. Бизнес и предпринимательство в Хабаровском крае и Дальнем востоке.
По данным
территориальных органов
На сегодняшний день предприятия малого и среднего бизнеса, а также индивидуальные предприниматели обеспечивают около 30% занятости работников в округе по всем видам деятельности. Вклад в объём произведённого ВРП составляет от 2,5% в Чукотском автономном округе до 22,3% в Приморском крае.
Вместе с тем, вклад предприятия малого и среднего бизнеса в бюджеты всех уровней в Дальневосточном федеральном округе не превышает 18%. Малый и средний бизнес Дальнего Востока занят в основном в сфере торговли (почти 40%), операциях с недвижимостью (16,8%), в строительстве (12,4%), обрабатывающих производствах (8,1%).
В реформировании
российской экономики еще со времен
перестройки малые предприятия
взяли на себя роль создателя почвы
для новой системы
В целом по краю уровень предпринимательства оценивается как средний и ниже среднего. Более позитивно общий предпринимательский климат в своих районах оценивают предприниматели Хабаровского, Вяземского и Амурского районов, негативные оценки уровня предпринимательства в своем районе чаще звучат у предпринимателей Комсомольского, Солнечного, Бикинского и им. Лазо районах.
Основным препятствием для развития своего бизнеса предприниматели видят в недостаточном развитии производственной базы в своих районах, и как следствие, снижение покупательской способности населения.
Рассматривая
перспективы
Основное направление производственной деятельности предпринимателей ДФО - оптовая и розничная торговля. По мнению опрошенных предпринимателей, условия для развития их бизнеса в районах недостаточны, поэтому они готовы осваивать новые экономические ниши в производственной сфере, здравоохранении, строительстве и др. Особо следует отметить, что не освоенные в настоящее время ниши для предпринимателей и необходимые для развития отделенных районов (транспорт, связь, образование, культура) зачастую не рассматриваются как перспективные для ведения бизнеса. Одним из ведущих препятствий для развития бизнеса в своих районах предприниматели называют отсутствие людей, готовых заниматься предпринимательской деятельностью. Следует также отметить недостаточную включенность предпринимательского сообщества районов в работу общественных организаций и союзов[10].
3. Бизнес глазами
Российский малый и средний бизнес в условиях современного экономического кризиса характеризовался рядом негативных тенденций: абсолютным уменьшением оборота, падением оптимизма малых предпринимателей, «замораживанием» бизнеса и банкротством малых предприятий, значимыми увольнениями. Объем инвестиций в сектор малого предпринимательства в целом по России упал на 24,1% по сравнению с докризисным периодом (в других секторах экономики – в среднем на 15,6%). Снижение доходов населения, сопровождающееся ростом цен на товары и услуги (и, как следствие, уменьшение покупательской способности населения) повлекли за собой негативные тенденции в малом и среднем бизнесе. Эти же тенденции, отразившиеся в настроениях представителей малого и среднего бизнеса, оцениваемые как пессимистичные, отмечаются и у предпринимателей Хабаровского края.
3.1 Оценка предпринимателями уровня предпринимательства в своем районе.
Большинство опрошенных предпринимателей Хабаровского края дают пессимистическую оценку состояния предпринимательства в своих районах (62%): низкий и очень низкий уровень. Несколько более оптимистичны в своих оценках предприниматели «южного куста»: Хабаровского, Вяземского и Амурского районов, практически половина из них дают позитивную оценку состоянию предпринимательства в своих районах. В остальных районах, по мнению участников опроса, дела в сфере предпринимательской деятельности обстоят значительно хуже, более половины опрошенных дают негативную оценку: Комсомольский район – 81,8%, Солнечный район – 77,8%, Бикинский район – 72,7%, район им. Лазо – 69,6%.
Сходные оценки состояния предпринимательства дают и участники фокус-групп, проводившихся в разных районах Хабаровского края. Чаще всего звучали оценки «средне» и «ниже среднего». При этом участники фокус-групп отмечали, что, по их мнению, в меньшей степени негативные процессы затронули сферу торговли. Однако, как отмечали респонденты, с торговли хорошо начинать, но бизнес на ней не сделаешь. Поэтому условий для дальнейшего развития малого бизнеса в районах многие опрашиваемые не видят[4].
3.2 Анализ малого бизнеса как модели экономической самодеятельности.
Малое предпринимательство в России, как утверждают исследователи, дело не только новое, но и сложное, сопряженное с многочисленными опасностями и проблемами. Однако анализ показывает, что сильные стороны малого бизнеса в реальных условиях слабо реализуются. Участники фокус-групп указывали на отсутствие или недостаток стартового капитала и сложности, связанные с его приобретением, а подавляющее большинство опрошенных в рамках проводившего социологического опроса (90,6%) считают, что нехватка начального капитала препятствует созданию и развитию новых фирм. Но если в вопросе наличия и приобретения стартового капитала существуют позитивные сдвиги, то условия для дальнейшего продолжении и развития бизнеса практически отсутствуют. Участники фокус-групп отмечали: «Условия для начала бизнеса есть, а для его продолжения нет». Поэтому, вероятно, отмечается большое число фирм-однодневок. Неустойчивость предприятий малого бизнеса высока, как ни в одном другом секторе рыночной экономики.
Тезис же о высокой эффективности малого бизнеса для нашего региона опровергается практически всеми участниками опроса. Значительная часть предпринимателей во всех районах отметили, что занимаются своим бизнесом лишь в целях «выживания» и не видят перспектив роста. Эту группу предпринимателей принято называть «вынужденные предприниматели», т.е. это люди, которые занялись предпринимательской деятельностью только потому, что у них не было альтернативы из-за экономического кризиса (возникли проблемы с трудоустройством). Именно это обстоятельство в современных условиях приводит к фактическому снижению уровня предпринимательской активности, которое и отмечалось в ответах многих предпринимателей, участвовавших в фокус-группах (неготовность, необученность бизнесу, стремление возложить всю вину за свои неудачи на других). С другой стороны, такая ситуация приводит к тому, что на рынке остаются самые «закаленные». Как выразилась одна из участниц фокус-группы: «Бизнес могут осилить только сильные люди». И здесь необходимо учитывать человеческий фактор. Более половины опрошенных в целом по краю на утверждение «Благоприятных возможностей гораздо больше, нежели людей, способных ими воспользоваться», ответили утвердительно (54,2%). В современный малый бизнес, по мнению участников всех проводившихся фокус-групп, практически не идут молодые люди, что подтверждается и результатами социологического опроса . Возрастные характеристики предпринимателей и стаж их деятельности (в процентах от числа опрошенных) молодые предприниматели в возрасте до 30 лет составляют небольшую, практически статистически незначимую группу – 5,1% в целом по краю, и то они имеются лишь в Хабаровском, Вяземском и им. Лазо районах. На самый активный и продуктивный для начала бизнеса возраст (30-39 лет) приходится в целом менее 1/5 предпринимателей от общего числа опрошенных. Более благополучны в этом отношении Хабаровский, Вяземский, Бикинский и Амурский районы, где эта возрастная группа составляет ¼ часть респондентов. Большинство же предпринимателей относится к старшей возрастной группе (старше 50 лет) и составляет в целом по краю 44,1%, особенно это характерно для Комсомольского района (72,7%). Об отсутствии роста предпринимательских хозяйств, косвенно говорит и то, что начинающие предприниматели со стажем до 1 года составляют всего 11,8% от отпрошенных, за исключением Хабаровского района, где начинающие предприниматели составляют около ¼ всего предпринимательского корпуса. Большую часть (около 40%) составляют предприниматели со стажем более 10 лет, а в Комсомольском и Солнечном районах они составляют большинство (72,7% и 77,8% соответственно). Многие исследователи считают, что малое предпринимательство должно стать школой рыночных реформ для большинства россиян. Однако в нашем регионе, где прослойка малого бизнеса так и не стала достаточно прочной и широкой, медленно приживаются уважение к частной собственности, что во многом оказывает негативное влияние на социальное самочувствие предпринимателей. Многие из участников фокус-групп отмечали неуважительное отношение к ним не только со стороны населения, но и со стороны чиновников, призванных как развивать этот вид деятельности в своем районе. На такие утверждения, как «злой инспектор может сделать жизнь владельца предприятия невыносимой», «чиновники мало знают о проблемах предпринимательства», свидетельствующих о негативном отношении чиновников к предпринимателям, утвердительный ответ дали более 80% предпринимателей[4].
Информация о работе Развитие бизнеса и предпринимательства на Дальнем Востоке