Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 16:53, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть содержание выбранной темы с помощью изучения теоретического и практического материала по данной теме, а также анализа полученной информации, анализ показателей доходов и расходов, а также социально-экономическое положение домашних хозяйств в Республике Беларусь.
Для достижения указанной цели в работе решались следующие задачи:
1) изучить домашнее хозяйство как субъект экономики;
2) проанализировать домашние хозяйства в зарубежных странах (а именно в Германии);
3) рассмотреть домашнее хозяйство в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...............3
ГЛАВА I
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО» И «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ». ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ………………………………………………………………………..5
1.1 Развитие домашних хозяйств. Сущность понятия « домашнее хозяйство», виды, функции, роль и значение в экономике……………………………..............5
1.2Сущность понятия « экономическая система». Виды и функции……….......14
1.3 Домашнее хозяйство Германии: социальная политика, структура доходов и расходов домашних хозяйств Германии………………………………………….22
ГЛАВА II
2. РАЗВИТИЕ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…..
2.1 Социальная политика Республики Беларусь…………………………………27
2.2 Демографическая ситуация и демографический прогноз Республики Беларусь…………………………………………………………………………….30
2.3 Социально-экономическое положение домашних хозяйств в Республики Беларусь……………………………………………………………………….........34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………52
В современном мире существуют три основные разновидности экономических систем: традиционная, рыночная, командная и смешанная. Познакомимся с ними подробнее.
Под традиционной экономической системой обычно понимается экономика, основанная на традициях и обычаях, зафиксировавшихся в экономическом сознании людей на основе опыта поколений. Это, как правило, экономика натурального хозяйства, обслуживающего себя за счет собственных ресурсов и сил, имеющая замкнутый характер.
Рыночный тип экономики трактуется как такая экономическая система, при которой на основе частной собственности движение ресурсов производства и само производство осуществляются под воздействием рыночного механизма регулирования, опирающегося на колебания спроса, предложения и цен, а также на экономическую выгоду.
Плановая (командная) экономика определяется как такой ее тип, при котором господствует общественная собственность, товарно-денежные отношения имеют формальный характер, а движение ресурсов производства и само производство определяется административным центром на основе системы планов и команд.
Следует отметить, что такая классификация, хотя она в современной литературе и является наиболее распространенной, имеет определенную научную ограниченность.
Во-первых, потому, что она основывается на разновидных, разных системных критериях типологии экономических систем. Так, традиционный и рыночный типы выделяются на основе критерия «механизм координации действий субъектов экономики» (либо традиции, либо рыночные силы), а при выделении третьего типа – «плановая (командная) экономика» – использован уже иной критериальный подход – с позиций степени и способа государственного вмешательства в экономику.
Во-вторых, критерий собственности также использован непоследовательно: в двух типах – рыночном и командном – он играет в типологии определенную роль (частная и общественная собственность противопоставляются), а в характеристике традиционного типа экономики вообще отсутствует. Даже такие логические дефекты данной типологии ограничивают ее научную значимость.
Преодолевая в некоторой
мере ограниченность данной классификации,
современная экономическая
Главное отличие смешанного типа экономики – ее разнообразность.
Основными чертами этого типа являются:
- сочетание частного и
государственного секторов
- сочетание рыночного и государственного механизмов регулирования;
- сочетание
Смешанную экономику можно считать особым типом экономической системы. Это обусловлено ее целостностью, устойчивостью, способностью к самовозобновлению, определенной совместимостью компонентов системы. А это все – свойства, присущие всякому типу экономической системы. Но реально приходится различать смешанную экономику развитых стран и смешанную экономику развивающихся стран. Это – виды смешанной экономики.
Хозяйственная жизнь человечества может быть устроена различным образом. Эти различия сильнее всего проявляются в способах принятия хозяйственных решении и типе собственности на основные виды ресурсов. Человечеству известны четыре типа экономических систем: традиционная, рыночная, командная и смешанная. Рыночная система система предполагает такое устройство экономической жизни общества, при котором все экономические ресурсы находятся в частной собственности, а все решения принимаются на соответствующих рынках. Деятельность этих рынков никем не ограничивается и не регулируется. Командная система. Такая экономическая система предполагает ликвидацию частной собственности на факторы производства и ее замену на государственную собственность. Основные экономические вопросы решаются государственными органами управления и реализуются с помощью обязательных для исполнения распоряжений и планов. Для этого государство вынуждено регулировать все аспекты экономической жизни общества, включая установление цен и заработной платы. Плохое функционирование такой системы связано с потерей интереса людей к труду и оценкой его результатов по формальным критериям, которые могут не совпадать с реальными нуждами общества. Смешанная экономическая система. Эта экономическая система предполагает сочетание частной собственности на подавляющую часть экономических ресурсов с ограниченной государственной собственностью. Государство участвует в решении основных экономических вопросов не с помощью планов, а путем централизации в своем распоряжении части экономических ресурсов. Эти ресурсы распределяются таким образом, чтобы компенсировать некоторые слабости рыночных механизмов.
Для домашних хозяйств очень важна социальная политика их стран.
Существовавшая в ФРГ
модель социальной защиты (имеет название
«корпоративная», «континентальная»,
«консервативная» или «бисмарковская»)
считается одной из наиболее эффективных
среди европейских стран. Германия была
первой страной, которая ввела систему
социального страхования. Ещё в 80-е годы
XIX века Отто фон Бисмарк разработал три
закона, которые легли в основу этой системы:
закон о страховании по болезни лиц промыслового
труда, закон о страховании от несчастных
случаев на производстве и закон об инвалидности
и страховании по старости (1891
Современная модель социальной защиты ФРГ сформировалась под влиянием перемен, имевших место в 50-60 годы XX века в ФРГ, и изменялась в соответствии с политическими взглядами каждой новой партии.
Рассмотрим основные
1) принцип профессиональной солидарности.
Создаются страховые фонды, которые управляются
в равном соотношении и работниками, и
работодателями. В эти фонды поступают
отчисления из зарплаты в соответствии
с «принципом страхования». Система устанавливает
жесткую связь между уровнем социальной
защиты и успешностью и длительностью
трудовой деятельности. Данная модель
предусматривает системы
2) принцип перераспределения.
3) принцип вспомоществования. Он является
очень важным элементом системы социальной
защиты, поскольку предыдущие принципы
не учитывают все страховые риски. Суть
принципа вспомоществования состоит в
том, что социальную помощь может получить
каждый нуждающийся в необходимом для
него объёме, если у него нет возможности
самостоятельно улучшить свое материальное
4) принцип самоуправления страховых учреждений
Германии. Управление системой социального
На региональном и местном
уровнях социальной защитой занимаются три основных субъекта:
национальные или местные ассоциации
предпринимателей, профсоюзы и государство.
Системе социальной защиты ФРГ присуще
разделение учреждений, осуществляющих
социальное страхование по сферам компетенций:
отдельно функционируют организации по
пенсионному обеспечению, обеспечению
по болезни и в связи с несчастными случаями
на производстве. Общая система социальной
защиты не включает страхование по безработице.
Оно относится к компетенции федерального
ведомства по труду, то есть осуществляется
в рамках политики содействия занятости
населения. Финансирование системы обязательного
социального страхования осуществляется
с помощью смешанной системы: из взносов
застрахованных работников и их работодателей
(медицинское, пенсионное страхование
и страхование по безработице) и за счёт
общих налоговых поступлений в госбюджет.
Лишь страхование от несчастных случаев
занимает особое положение: финансируется
за счёт взносов работодателя. При возникновении
финансовых затруднений у органов социального
страхования государство гарантирует
выполнение их обязательств, что подчеркивает
особую роль органов социальной защиты
в поддержании стабильности и
XXI век требует структурной
переориентации систем
2. Анализ состояния домашних хозяйств в Германии
Являясь одновременно и покупателем, и продавцом, домашнее хозяйство должно уметь зарабатывать деньги и рационально их расходовать. Доходы и расходы домашних хозяйств образуют семейный бюджет.
Доход домашнего
хозяйства – сумма денежных средств,
которую присваивает данная общность
людей за определенный
В современной западноевропейской стране доходы – это комбинация зарплаты, экономической ренты, земельной ренты, процентов с капитала и сбережений, части предпринимательской прибыли. Нетрудоспособные же члены семьи получают доход в виде пенсии, стипендий, пособий, других трансфертов.
В соответствии с принятым
международным стандартом доходы домашнего
хозяйства включают первичные расходы,
доходы от собственности, текущие трансферты, прочие
Основными направлениями
1) расходы на личное
2) уплата налогов и сборов в
3) личные сбережения.
Под потреблением домашнего
хозяйства понимается расходы на товары кратковременного и
Та часть доходов, которая
не используется на покупку товаров и
услуг называется сбережениями.
1) социальное страхование на
2) стремление нарастить
3) формирование фонда для
4) следование сложившимся
В развитых странах Запада значительную роль в бюджете домохозяйства играет государство. Так, в Германии в доходах домохозяйств в среднем каждый четвертый евро поступает в виде социальных трансфертов и бесплатных услуг государства. Много давая, государство при «социальном рыночном хозяйстве» одновременно забирает значительную часть доходов домохозяйств в виде подоходных и иных личных налогов. Данные о доходах и расходах представлены в таблице 1.1 и таблице 1.2 соответственно.
Таблица 1.3 - Структура доходов домохозяйств Германии
Статьи доходов |
Величина в евро |
Величина в процентах (%) |
Доходы от работы по найму |
5792 |
51,5 |
В т.ч. главы семьи |
3417 |
30,4 |
В т.ч. супруга/супруги |
2375 |
21,1 |
Доходы от самозанятости |
708,5 |
6,3 |
Доходы от имущества |
1304,5 |
11,6 |
Государственные пенсии |
2890 |
25,7 |
Пособия по безработице |
1383 |
12,3 |
Доходы от негосударственных трансфертов и сдачи в аренду имущества |
1462 |
13,0 |
Доходы от трансфертов государства |
551 |
4,9 |
Итого доходы |
11246 |
100 |