Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 16:53, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть содержание выбранной темы с помощью изучения теоретического и практического материала по данной теме, а также анализа полученной информации, анализ показателей доходов и расходов, а также социально-экономическое положение домашних хозяйств в Республике Беларусь.
Для достижения указанной цели в работе решались следующие задачи:
1) изучить домашнее хозяйство как субъект экономики;
2) проанализировать домашние хозяйства в зарубежных странах (а именно в Германии);
3) рассмотреть домашнее хозяйство в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...............3
ГЛАВА I
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО» И «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ». ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ………………………………………………………………………..5
1.1 Развитие домашних хозяйств. Сущность понятия « домашнее хозяйство», виды, функции, роль и значение в экономике……………………………..............5
1.2Сущность понятия « экономическая система». Виды и функции……….......14
1.3 Домашнее хозяйство Германии: социальная политика, структура доходов и расходов домашних хозяйств Германии………………………………………….22
ГЛАВА II
2. РАЗВИТИЕ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…..
2.1 Социальная политика Республики Беларусь…………………………………27
2.2 Демографическая ситуация и демографический прогноз Республики Беларусь…………………………………………………………………………….30
2.3 Социально-экономическое положение домашних хозяйств в Республики Беларусь……………………………………………………………………….........34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………52
Источник: собственная разработка, на основе статистических данных Германии.
Таблица 1.4 - Структура расходов домохозяйств Германии
Статьи расходов |
Величина в евро |
Величина в процентах (%) |
Вычеты: подоходный и аналогичные налоги |
2058 |
18,3 |
Индивидуальные обязательные отчисления на соц. страхование |
315 |
2,8 |
Располагаемый доход |
8873 |
78,9 |
Потребительские расходы |
6916 |
61,5 |
В т.ч. продукты питания, напитки, табачные изделия |
965 |
8,7 |
Одежда и обувь |
348 |
3,1 |
Аренда жилья, электроэнергия, коммунальные услуги |
2246 |
20,0 |
Бытовая техника, предметы интерьера |
393 |
3,5 |
Здравоохранение |
257 |
2,3 |
Транспортные расходы |
1000 |
8,9 |
Средства коммуникаций |
213 |
1,9 |
Досуг, культура, развлечения |
810 |
7,2 |
Образование |
67 |
0,6 |
Прочие товары и услуги |
314 |
2,8 |
Сбережения |
1957 |
17,4 |
Источник: собственная разработка, на основе ежегодных статистических данных Германии.
На основании вышеизложенных данных можно сделать следующие выводы:
Обращение научно-исследовательского интереса к опыту экономических исследований домохозяйства в современной социальной рыночной на примере Германии имеет большое теоретическое и практическое значение как для Республики Беларусь, так и для ряда других стран.
ГЛАВА II
2. РАЗВИТИЕ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Социальная политика Республики Беларусь
В любой хозяйственной
системе общество сталкивается с
необходимостью решения трех задач:
что, как и для кого производить.
Говоря о социальной политике государства,
мы подразумеваем действия правительства,
направленные на распределение и
перераспределение доходов
Рассмотрим общие вопросы государственного прогнозирования и программирования социально-экономического развития Республики Беларусь.
В Республике Беларусь целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и сокращение бедности. В процессе трансформационного перехода по сравнению с многими другими странами, вставшими на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных с безработицей, резким расслоением населения по уровню доходов, снижением доступности услуг здравоохранения и образования и др.
В рамках выбранной страной
социально ориентированной
Активная социальная политика и очевидные успехи в экономике позволили Беларуси занять согласно данным, рассчитываемым ООН, самое высокое место среди стран СНГ по индексу человеческого развития, учитывающему уровень жизни населения, его образованность и продолжительность жизни. По данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Беларусь принадлежит к числу стран с наименьшим уровнем социального имущественного расслоения. По этому показателю республика входит в группу стран, в которых имущественная дифференциация населения выражена в наименьшей степени.
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко поставил задачу снизить к 2010 году в 2 раза уровень малообеспеченности населения, и эта задача успешно претворяется в жизнь. Число малообеспеченных граждан в республике постоянно снижается: если в 2000 году их насчитывалось 42%, в 2005 году – 12,7%, в 2008 году – 4,7%. Важно отметить, что такое снижение произошло во всех регионах страны, а не только в крупных городах.
На протяжении последних
лет разрыв в соотношении доходов
10% наиболее и 10% наименее обеспеченного
населения в Беларуси увеличивается
незначительно. В мировой практике
предельно критическим
Целью законодательной базы Республики Беларусь по социальной защите являются недопущение снижения жизненного уровня населения, и прежде всего наименее защищенных категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидов, многодетных и неполных семей), повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на защиту населения.
К 2010 году было предусмотрено повысить критерий нуждаемости в республике до уровня прожиточного минимума. Однако по решению Главы государства с 17 декабря 2007 года критерий нуждаемости повысился до 100% бюджета прожиточного минимума, а для семей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, размер единовременного пособия достиг 120% бюджета прожиточного минимума. Повысился также критерий нуждаемости для обеспечения бесплатным питанием детей первых двух лет жизни.
Целью законодательной базы Республики Беларусь по социальной защите являются недопущение снижения жизненного уровня населения, и прежде всего наименее защищенных категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидов, многодетных и неполных семей), повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на защиту населения.
Согласно специальному докладу «Manning the Barricades: Who's at risk as deepening economic distress foments social unrest», опубликованному в марте 2009 году аналитическим отделом английского еженедельника «Экономист», индекс политической и социальной стабильности в Беларуси выше, чем в соседних Латвии, Литве, России и Украине. Согласно докладу Беларусь входит в число 50 самых стабильных стран.
Итак то, что наша страна входит в число 50 самых стабильных стран говорит уже о многом. Социальная политика РБ направленные на : создание экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, развития деловой инициативы трудоспособного населения; улучшение демографической ситуации с целью расширенного воспроизводства населения страны; достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения; обеспечение конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; защиту прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи, инвалидам, т.е. охвачено все то, что необходимо человеку для жизни. Но, следует отметить то , что правительство всегда должно максимально ответственно подходить к определению направлений социальной политики, так как лишь при верном и своевременном разрешении этих проблем можно избежать серьёзных волнений и кризисов и сохранить стабильность в государстве.
Важнейшим условием выполнения
Программы социально-
Целью формирования такой
системы является повышение эффективности
правового регулирования
Важнейшими принципами и приоритетами построения и совершенствования системы нормативных правовых актов должны стать:
2.2 Демографическая ситуация и демографический прогноз Республики Беларусь
Демографический прогноз - научно-обоснованная
оценка будущей численности и
состава населения. Демографический
прогноз используется как база при
составлении
Наряду с ними используются
также прогнозы в целях анализа
(аналитические прогнозы), для оценки
возможных последствий
Но прежде чем, выяснить какой
прогноз демографической