Развитие домашних хозяйств. Сущность понятия « домашнее хозяйство», виды, функции, роль и значение в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть содержание выбранной темы с помощью изучения теоретического и практического материала по данной теме, а также анализа полученной информации, анализ показателей доходов и расходов, а также социально-экономическое положение домашних хозяйств в Республике Беларусь.
Для достижения указанной цели в работе решались следующие задачи:
1) изучить домашнее хозяйство как субъект экономики;
2) проанализировать домашние хозяйства в зарубежных странах (а именно в Германии);
3) рассмотреть домашнее хозяйство в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...............3
ГЛАВА I
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО» И «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ». ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ………………………………………………………………………..5

1.1 Развитие домашних хозяйств. Сущность понятия « домашнее хозяйство», виды, функции, роль и значение в экономике……………………………..............5

1.2Сущность понятия « экономическая система». Виды и функции……….......14
1.3 Домашнее хозяйство Германии: социальная политика, структура доходов и расходов домашних хозяйств Германии………………………………………….22

ГЛАВА II
2. РАЗВИТИЕ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…..
2.1 Социальная политика Республики Беларусь…………………………………27
2.2 Демографическая ситуация и демографический прогноз Республики Беларусь…………………………………………………………………………….30
2.3 Социально-экономическое положение домашних хозяйств в Республики Беларусь……………………………………………………………………….........34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………52

Файлы: 1 файл

Курсовая работаa.docx

— 165.25 Кб (Скачать файл)

Источник: собственная разработка, на основе статистических данных Германии.

 

Таблица 1.4 - Структура расходов домохозяйств Германии

 

Статьи расходов

Величина в  евро

Величина в  процентах (%)

Вычеты: подоходный и аналогичные налоги

2058

18,3

Индивидуальные обязательные отчисления на соц. страхование

315

2,8

Располагаемый доход

8873

78,9

Потребительские расходы

6916

61,5

В т.ч. продукты питания, напитки, табачные изделия

965

8,7

Одежда и обувь

348

3,1

Аренда жилья, электроэнергия, коммунальные услуги

2246

20,0

Бытовая техника, предметы интерьера

393

3,5

Здравоохранение

257

2,3

Транспортные расходы

1000

8,9

Средства коммуникаций

213

1,9

Досуг, культура, развлечения

810

7,2

Образование

67

0,6

Прочие товары и услуги

314

2,8

Сбережения

1957

17,4

     

Источник: собственная разработка, на основе ежегодных статистических данных Германии.

На основании вышеизложенных данных можно сделать следующие выводы:

  1. основную часть доходов в бюджете семей составляет заработная плата, а именно 51,5%. Это говорит о том, что почти половину своих доходов семьи получают в качестве заработной платы, и вторую половину составляют другие доходы: государственные и негосударственные трансферты, доходы от банковских вкладов и др.
  2. доходы от государственных трансфертов составляют в Германии 25,7%,это свидетельствует о том, что в Германии семьи  защищены.
  3. основной статьей расходов являются расходы на потребление: в Германии – 61,5%. Причем, достаточно высокие расходы на потребление  обусловливаются высокими ценами на продукты питания и другие услуги.
  4. немаловажными статьями расходов являются налоги и сбережения.  Эти показатели равны 21,1% и 17,4% соответственно. Эти данные показывают, что расходуя значительные части бюджета на оплату налогов и потребление, немецкие семьи сберегают немалую часть доходов (17,4%).

Обращение научно-исследовательского интереса к опыту экономических  исследований домохозяйства в современной  социальной рыночной на примере Германии имеет большое теоретическое  и практическое значение как для Республики Беларусь, так и для ряда других стран.

 

 

 

ГЛАВА II

 

2.  РАЗВИТИЕ ДОМАШНИХ  ХОЗЯЙСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Социальная политика  Республики Беларусь

 

В любой хозяйственной  системе общество сталкивается с  необходимостью решения трех задач: что, как и для кого производить. Говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и  перераспределение доходов различных  членов и групп общества. Так можно  определить социальную политику в узком  смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений  макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это  возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны. Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики. Осуществляется перераспределение национального дохода через бюджет, государство реализует систему социальных программ. Система социальных программ сформировалась в развитых странах после второй Мировой войны и получила название “государства благосостояния”. Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно. Социальная политика – это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда. Основной субъект, координирующий эту деятельность, - государство.

Рассмотрим общие вопросы  государственного прогнозирования  и программирования социально-экономического развития Республики Беларусь.

В Республике Беларусь целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и сокращение бедности. В процессе трансформационного перехода по сравнению с многими другими странами, вставшими на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных с безработицей, резким расслоением населения по уровню доходов, снижением доступности услуг здравоохранения и образования и др.

В рамках выбранной страной  социально ориентированной рыночной модели отношений правительство  стремится решить задачи, направленные на: создание экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, развития деловой инициативы трудоспособного населения; улучшение  демографической ситуации с целью  расширенного воспроизводства населения  страны; достижение ощутимого улучшения  материального положения и условий  жизни населения; обеспечение конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; защиту прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи, инвалидам.

Активная социальная политика и очевидные успехи в экономике  позволили Беларуси занять согласно данным, рассчитываемым ООН, самое высокое  место среди стран СНГ по индексу  человеческого развития, учитывающему уровень жизни населения, его  образованность и продолжительность  жизни. По данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Беларусь принадлежит к  числу стран с наименьшим уровнем  социального имущественного расслоения. По этому показателю республика входит в группу стран, в которых имущественная  дифференциация населения выражена в наименьшей степени.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко поставил задачу снизить к 2010 году в 2 раза уровень малообеспеченности населения, и эта задача успешно претворяется в жизнь. Число малообеспеченных граждан в республике постоянно снижается: если в 2000 году их насчитывалось 42%, в 2005 году – 12,7%, в 2008 году – 4,7%. Важно отметить, что такое снижение произошло во всех регионах страны, а не только в крупных городах.

На протяжении последних  лет разрыв в соотношении доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного  населения в Беларуси увеличивается  незначительно. В мировой практике предельно критическим значением  этого показателя считается 10-12 раз. В 2008 году данный показатель по Беларуси составил 5,9 раз. В Российской Федерации  соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения  в 2008 году составило 16,9 раза.

Целью законодательной базы Республики Беларусь по социальной защите являются недопущение снижения жизненного уровня населения, и прежде всего наименее защищенных категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидов, многодетных и неполных семей), повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на защиту населения.

К 2010 году было предусмотрено  повысить критерий нуждаемости в  республике до уровня прожиточного минимума. Однако по решению Главы государства с 17 декабря 2007 года критерий нуждаемости повысился до 100% бюджета прожиточного минимума, а для семей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, размер единовременного пособия достиг 120% бюджета прожиточного минимума. Повысился также критерий нуждаемости для обеспечения бесплатным питанием детей первых двух лет жизни.

Целью законодательной базы Республики Беларусь по социальной защите являются недопущение снижения жизненного уровня населения, и прежде всего наименее защищенных категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидов, многодетных и неполных семей), повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на защиту населения.

Согласно специальному докладу «Manning the Barricades: Who's at risk as deepening economic distress foments social unrest», опубликованному в марте 2009 году аналитическим отделом английского еженедельника «Экономист», индекс политической и социальной стабильности в Беларуси выше, чем в соседних Латвии, Литве, России и Украине. Согласно докладу Беларусь входит в число 50 самых стабильных стран.

Итак то, что наша страна входит в число 50 самых стабильных  стран говорит уже о многом. Социальная политика РБ направленные на : создание экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, развития деловой инициативы трудоспособного населения; улучшение демографической ситуации с целью расширенного воспроизводства населения страны; достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения; обеспечение конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; защиту прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи, инвалидам, т.е. охвачено все то, что необходимо человеку для жизни. Но, следует отметить то , что правительство всегда должно максимально ответственно подходить к определению направлений социальной политики, так как лишь при верном и своевременном разрешении этих проблем можно избежать серьёзных волнений и кризисов и сохранить стабильность в государстве.

Важнейшим условием выполнения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь является правовое обеспечение направлений, институтов и механизмов ее реализации. Для этого необходимо формирование системы нормативных правовых актов, регулирующей всю совокупность экономических  отношений, включая создание институтов рыночного типа, новых механизмов государственного управления и регулирования  экономики в сочетании с рыночной саморегуляцией.

Целью формирования такой  системы является повышение эффективности  правового регулирования социальных и экономических отношений, решение  актуальных проблем трансформации  национальной правовой системы и  ее адаптации к нормам международного права.

Важнейшими принципами и  приоритетами построения и совершенствования  системы нормативных правовых актов  должны стать:

  1. принятие нормативных правовых актов в рамках целостного комплекса, отражающего ключевые цели, компоненты и факторы социально-экономического развития страны, механизмы взаимодействия социальной, экономической, экологической сфер, а также правового государства, бизнеса и гражданского общества;
  2. придание правовым институтам активной роли в регулировании общественных отношений;
  3. совершенствование действующих актов законодательства, принимая во внимание такие его основополагающие принципы, как равенство участников гражданских отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела;
  4. приоритетность разработки нормативных правовых актов, точно отражающих политическую волю, конституционные принципы, соответствующие уровню правосознания граждан и действительным потребностям общества;
  5. ориентация на международные стандарты в области прав человека.

 

2.2 Демографическая ситуация и демографический прогноз Республики Беларусь

 

Демографический прогноз - научно-обоснованная оценка будущей численности и  состава населения. Демографический  прогноз используется как база при  составлении народнохозяйственных планов. Фактически все показатели плана, касающиеся как производства, так и потребления, опираются  на расчеты будущей численности  и состава населения по полу, возрасту, брачно-семейному состоянию; численности  и состава семей, трудовых ресурсов, школьных, военнопризывных и др. половозрастных контингентов населения. На основе демографических прогнозов составляются также прогнозы спроса населения на предметы потребления и услуги, планы развития сферы обслуживания, здравоохранения, образования, соц. обеспечения и т. п. Прогнозы, разрабатываемые для практических целей, должны предсказать наиболее вероятное изменение численности и состава населения. Поэтому эти прогнозы не могут быть многовариантными, должны основываться на хорошем знании реальных демографических тенденций.

Наряду с ними используются также прогнозы в целях анализа (аналитические прогнозы), для оценки возможных последствий сложившейся  или складывающейся демографической  ситуации, наблюдаемых или предполагаемых демографических тенденций.

Но прежде чем, выяснить какой  прогноз демографической ситуации будет в нашей стране, нужно  посмотреть какая же ситуация у нас  сейчас.

Информация о работе Развитие домашних хозяйств. Сущность понятия « домашнее хозяйство», виды, функции, роль и значение в экономике