Развитие и размещение ведущих отраслей промышленности Северо-Западного федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно ре¬шать экономические проблемы, устанавливать межрегиональ¬ные связи и связи с зарубежными странами.
Каждый регион России имеет присущие ему природные ре¬сурсы, особенности их размещения, национальные и историче¬ские черты, структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию.
Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единое эконо¬мическое целое с другими регионами.

Содержание работы

Введение. 2
1.Роль округа в хозяйстве страны. 3
2. Экономико-географическое положение 8
3. Природно-ресурсный потенциал 11
4.Население и трудовые ресурсы 17
5.Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства 19
5.1 Машиностроительный комплекс 20
5.2 Химический комплекс 21
5.3 Лесной комплекс 22
5.4 Комплексе отраслей легкой промышленности 23
5.5.Индустриально-строительный комплекс 23
5.6 Топливно-энергетический комплекс 23
5.7 Металлургический комплекс 24
5.8 Сельское хозяйство 25
5.9 Транспорт 28
6. Свободные экономические зоны 30
7. Внешнеэкономические связи 33
Заключение. 38
Список литературы: 39
Приложения: 40

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.DOC

— 2.26 Мб (Скачать файл)

5.3 Лесной комплекс

 

Развит в районе и лесной комплекс, включающий лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность. Потребности комплекса в древесине покрываются как местными лесозаготовками, так и в значительной степени сырьем соседней Карелии и других районов Севера.

Пиломатериалы, фанеру, древесно-волокнистые (ДВП) и древесно-стружечные плиты (ДСП), мебель, картон, бумагу и другие виды продукции производят почти во всех областях района. Но особенно их производство развито в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Крупнейшими комбинатами целлюлозно-бумажной промышленности являются: Светогорский, Приозерский. Советский на Карельском перешейке. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области развито производство клееной фанеры, мебели. Фанера производится также и в Новгородской области. Основным направлением развития лесного комплекса являются глубокая переработка древесины, повышение качества ее продукции, восстановление лесных массивов.

 

 

5.4 Комплексе отраслей  легкой промышленности

 

В комплексе отраслей легкой промышленности ведущее место занимает текстильная, кожевенно-обувная, фарфоро-фаянсовая промышленность. Развитию текстильной (в частности, хлопчато-бумажной, шелковой, шерстяной) промышленности способствовала большая потребность района в тканях, а также сосредоточение в Санкт-Петербурге высококвалифицированных кадров. Основным центром текстильной и трикотажной промышленности является Санкт-Петербург. Льняная промышленность развита в Пскове, производство обуви — в Санкт-Петербурге (объединение "Скороход"), фарфоро-фаянсовых изделий — в Новгородской области. Стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность относится к числу старейших отраслей производства Ленинградской области. Стекольный завод в пос. Дружная Горка выпускает химико-лабораторную посуду и приборы.

5.5.Индустриально-строительный комплекс

 

Получил развитие в районе индустриально-строительный комплекс, представленный стекольной промышленностью, производством железобетонных изделий и конструкций и других строительных материалов. Комплекс имеет межрайонное значение. Его предприятия размещены во всех крупных городах.

5.6 Топливно-энергетический  комплекс

 

Топливно-энергетический комплекс имеет слабую топливную базу. В регионе имеется ряд предприятий по добыче горючих сланцев, ведется добыча торфа, работает крупный нефтеперерабатывающий завод на привозной нефти. Топливный дефицит района, завоз в больших объемах дорогих кузнецких и печорских углей делают все более настоятельной проблему использования ядерного топлива. В районе работает Ленинградская атомная электростанция (4 млн. кВт). Однако в настоящее время требуются новые подходы к решению проблемы повышения надежности и гарантий безаварийной работы реакторов. Производство электроэнергии сосредоточено на крупных ГРЭС и ГЭС, размешенных в Санкт-Петербурге и других центрах. В районе имеются гидростанции малой и средней мощности, построенные на реках Волхове (Волховская ГЭС), Свири и др.

Большое значение для  снятия пиковых электрических нагрузок приобретают гидроаккумулирующие станции на небольших реках. Ведется строительство Ленинградской ГАЭС. Кроме того, маневренную электрическую мощность обеспечат газотурбинные теплофикационные установки — ГТУ. Для покрытия полупиковых нагрузок будут использоваться высокоманевренные энергоблоки конденсационных станций.

Потребность района в топливе и перспективе будет удовлетворяться на 2/3 извне, в том числе электростанций - на 53%, промышленных и районных котельных - на 77%. В целях большей экономии топлива доля производства теплоэнергии в котельных будет постепенно снижаться. Предполагается увеличение подачи энергии в регион за счет строительства линий электропередач протяженностью более 1,0 тыс. км.

5.7 Металлургический комплекс

 

Металлургический комплекс относится к отраслям, дополняющим территориальный комплекс Северо - Запада. Он частично удовлетворяет потребности района в металлах, конструкционном литье, прокате, стальных и чугунных трубах, крепежных изделиях, проволоке, метизах и т. п. Исходный материал для этих изделий почти весь привозится из других районов.

Развитие цветной металлургии  сдерживается напряженностью топливно-энергетического баланса и бедностью сырьевой базы.

     Ее удельный вес в общем объеме промышленной продукции будет постепенно снижаться. Цветная металлургия представлена производством алюминия (Волхов) и глинозема (Пиланево). Глиноземные заводы района будут переведены на сырье Северо-Онежского месторождения бокситов. Хозяйственную эффективность производства предполагается повысить за счет применения шлаков в сельском хозяйстве для раскисления почв, а также для производства строительных материалов. В г. Волхове будет построен прокатный завод по производству ленты и листа цветных металлов. На одном из заводов производственного объединения "Красный Выборжец" планируется организация сбора, хранения и переработки ценного сырья — кобальта, титана, молибдена, вольфрама, никеля и др. Естественно, развитие отраслей металлургии потребует решения проблем охраны окружающей среды, повышения надежности работы нейтрализационных установок биологической очистки, улучшения очистки выбросов в атмосферу, внедрения новых способов электротехнической очистки.

  5.8 Сельское хозяйство

 

Сельское хозяйство  занимает очень важное место в экономике Северо-западного федерального округа. Его цель - удовлетворение потребностей населения Северо-запада в продовольствии. В структуре сельскохозяйственного производства преобладают молочное и молочно-мясное животноводство, льноводство. Ориентация на удовлетворение внутрирайонных потребностей в продовольствии обусловила территориальную организацию сельского хозяйства. Молочные, свиноводческие, птицеводческие, овощные хозяйства сконцентрированы вблизи крупных городов. В пригородных зонах развито картофелеводство, в Псковской и Новгородской областях — льноводство, имеющее межрайонное значение. Сельскохозяйственные угодья составляют 1/5 всей территории. Более 1/2 посевов занято зерновыми культурами, основные площади этих культур находятся в Псковской области. Эта же область выделяется и развитым животноводством - на ее долю приходится 45% всего поголовья крупного рогатого скота района, основная часть поголовья свиней.

Все сельскохозяйственные продукты предназначены для внутреннего  потребления, и только лен и продукция  из него вывозятся за пределы района. Потребность населения района в продовольствии (кроме яиц и овощей) удовлетворяется в значительной мере за счет ввоза из других районов.

Одной из наиболее неотложных задач является не возрождение сельского хозяйства, а его развитие в принципиально новых условиях, причем задачу эту нужно решать в регионе с невысокой естественной продуктивностью земель. В этой отрасли происходит очень существенная переоценка экономических условий и приоритетов. Северо-Запад относится к числу высоко урбанизированных регионов. Это значит, что в пределах самого региона формируется крупнейший потребительский рынок, на котором из-за его приграничного положения складывается особо острая конкуренция. Однако емкость рынка велика. Поэтому при соответствующем маркетинге в Северо-Западном регионе Целесообразно стимулировать ускоренный рост производства так называемой малотранспортабельной продукции — молока, мяса, яиц, картофеля, овощей.

       В  настоящее время сельское хозяйство  региона осталось практически  без государственной поддержки,  в том числе без достаточной поддержки региональных органов государственной. Сейчас происходит его деградация и теряется самый дорогой ресурс - время. При достигнутом в регионе уровне производительности сельскохозяйственного труда развитие товарного индивидуального хозяйства нереально, если ему не будет оказана очень значительная и долгосрочная государственная помощь, которая позволит создать в регионе реальное фермерство.

       Это необходимое условие для преобразования сельского расселения, создания в сельской местности всех необходимых инфраструктурных сетей, достижения нужной региону товарной специализации агропромышленного комплекса, обеспечения сельскохозяйственного производства качественными кадрами, современными технологиями и т.п. Для развития фермерства (или фермерских кооперативов) нужна целенаправленная система мер поддержки (включая прямые дотации, налоговые льготы и т. п.). Такая поддержка может осуществляться не только на федеральном или региональном уровнях, но и на уровне межрегионального взаимодействия.

В Северо-Западном районе наиболее сложно решаются проблемы развития агропромышленного комплекса. Стало очень модным сравнивать продуктивность отечественного и зарубежного сельского хозяйства и, исходя из этого, говорить о возможностях крупномасштабного развития этой отрасли в регионе. Однако при таких сравнениях, как правило, не учитывается, что, например, в скандинавских странах и в Финляндии в течение многих лет в сельское хозяйство и его инфраструктуру направлялись крупные государственные средства, применялись разнообразные меры экономического стимулирования (налоговые льготы, кредиты, протекционизм и т. п.), осуществлялась производственная специализация в рамках агропромышленного кооперирования. Этот процесс потребовал у наших соседей несколько десятилетий. При условии очень точного выбора целей, путей, механизмов реализации и при наличии достаточных экономических ресурсов на Северо - Западе этот срок, вероятно, можно сократить (хотя и в этом случае он будет измеряться не годами, а десятилетиями), но пока этот путь еще не начат ни в одном из субъектов РФ.

Концепция развития АПК, а затем и соответствующая  программа должны разрабатываться конкретно для каждого субъекта РФ.

 

 

 Если же вести речь о Севере-Западе в целом, то развитие сельского хозяйства в регионе должно осуществляться на основе его всесторонней интенсификации с учетом местных природных условий, сельского расселения, инженерной и транспортной инфраструктуры и др. В. частности, именно на Северо-западе нельзя пользоваться шаблонами Черноземья в процессах концентрации и специализации, в темпах и методах индустриализации отрасли. На Северо-западе может оказаться эффективным товарное крестьянское хозяйство, в том числе разнообразные крестьянские товарищества, кооперативы и т.п.

5.9 Транспорт

 

Северо-Западный район  располагает всеми видами современного транспорта. На его долю приходится значительная доля морских и речных перевозок. Санкт-Петербург - крупнейший порт страны и мира. Ведущим видом транспорта является железнодорожный. По плотности  железнодорожной сети район находится на одном из первых  мест в стране. От Санкт-Петербурга берут начало 12 направлений дорог на Москву, Урал, Белоруссию и Украину. По ним  перевозятся продукция лесной промышленности, металл, топливо, оборудование, машины и другая продукция. В вывозе преобладает продукция машиностроения, химической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Во ввозе — топливно-энергетические ресурсы, лес, металл, строительные материалы, продовольствие. В последние годы получил развитие трубопроводный транспорт.

Для района характерно значительное преобладание ввоза над вывозом, что является следствием специализации  района  на обрабатывающей промышленности. Наиболее тесные связи  сложились  с Северным районом. Развиты экономические связи с Центральным экономическим районом.

В настоящее время  транспорт региона, особенно морской, не справляющийся с объемом экспортно-импортных  перевозок, испытывает большие трудности. Поэтому принято решение о  строительстве здесь еще двух морских портов. Стоит задача развития транспортной инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Свободные экономические  зоны

 

Важнейшие направления  экономического и социального развития Северо-Западного экономического района в условиях перехода к рынку в значительной мере определяются решением таких приоритетных задач, как конверсия предприятий оборонного комплекса, развитие отечественного и международного туризма, увеличение пропускной способности транспорта, в первую  очередь морского, создание современной инфраструктуры связи. Расширению внешнеэкономических связей района и привлечению инвесторов в разнообразные отрасли хозяйства будет способствовать организация в районе зон свободного предпринимательства. Предполагается формирование 3 свободных экономических зон — в Санкт-Петербурге, Выборге.

     Зона свободного  предпринимательства "Санкт-Петербург" формируется в целях эффективной структурной перестройки района на основе его интеллектуального и производственного потенциала, привлечения иностранного капитала, развития производительных сил района и освоения современных технологических процессов, создания современной производственной и социальной инфраструктуры, эффективного вовлечения экономики Северо-Западного района и России в целом в международное разделение труда. Зона будет специализироваться на производстве машин и оборудования, транспортных средств, химической продукции и товаров народного потребления, на развитии международного туризма и экспорта непроизводственных услуг. Трудности формирования свободной экономической зоны связаны с объективными и субъективными факторами. Так, нельзя не учитывать, что примерно 80% промышленности города относится к военно-промышленному комплексу и ее включение в международное разделение труда затруднено. Кроме того, мировая практика вообще не имеет аналогов создания зон в столь крупном регионе.

    Для Санкт-Петербургской зоны эффективным является организация субзон, или мини-зон, различной специализации, из которых в итоге может сформироваться крупная комплексная зона. Перспективно создание в Санкт-Петербурге таких известных в мире типов зон, как научные парки, технополисы на основе значительного накопленного научного потенциала, а также экспортно-производственных зон, которые могут образовываться на базе предприятий, пере профилирующихся в процессе конверсии, туристско-рекреационных зон в живописных окрестностях города. Возможна организация крупнейшего банковского центра.

Свободная экономическая  зона "Выборг" (г. Выборг Ленинградской области) формируется на территории одноименного административного региона. Она создается с целью внедрения в производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок и изобретений с последующей передачей их результатов для широкого использования в стране и на внешнем рынке. Зона будет специализироваться на производстве наукоемкой продукции на основе "научных достижений Санкт-Петербурга и передовых зарубежных технологий, а также на развитии туризма. Активное участие в формировании зоны принимает Финляндия. В пределах зоны предполагается создание технологического центра (технологической деревни) для ускоренного внедрения достижений научно-технического прогресса в производственную деятельность. Основными областями деятельности центра должны стать такие высокотехнологичные и экологически чистые производства, как вычислительная техника, электроника, биотехнология, производство новых материалов и др. Географическое положение Выборга (от него до ближайшего пункта Финляндии — Иматра всего 7 км, до Санкт-Петербурга по железной дороге —, 126 км, а по автомобильной —156 км) дало возможность российским и финским специалистам разработать проект по созданию в зоне первого технологического парка в России.

Информация о работе Развитие и размещение ведущих отраслей промышленности Северо-Западного федерального округа