Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 15:56, курсовая работа
В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно ре¬шать экономические проблемы, устанавливать межрегиональ¬ные связи и связи с зарубежными странами.
Каждый регион России имеет присущие ему природные ре¬сурсы, особенности их размещения, национальные и историче¬ские черты, структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию.
Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единое эконо¬мическое целое с другими регионами.
Введение. 2
1.Роль округа в хозяйстве страны. 3
2. Экономико-географическое положение 8
3. Природно-ресурсный потенциал 11
4.Население и трудовые ресурсы 17
5.Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства 19
5.1 Машиностроительный комплекс 20
5.2 Химический комплекс 21
5.3 Лесной комплекс 22
5.4 Комплексе отраслей легкой промышленности 23
5.5.Индустриально-строительный комплекс 23
5.6 Топливно-энергетический комплекс 23
5.7 Металлургический комплекс 24
5.8 Сельское хозяйство 25
5.9 Транспорт 28
6. Свободные экономические зоны 30
7. Внешнеэкономические связи 33
Заключение. 38
Список литературы: 39
Приложения: 40
Разнообразие природных условий, а также богатое историко-культурное наследие делают зону привлекательным международным туристическим центром. Соседство с западноевропейским рынком и близость такого промышленного и научного центра, как Санкт-Петербург, позволяют зоне стать крупным центром международной торговли, обеспечивающим расширение вывоза товаров на западный рынок.
Общая стратегия развития зоны ориентируется на реконструкцию и техническое перевооружение имеющихся предприятий, организацию производства импортозамещающей продукции, всемирное использование научно-технического потенциала. Предусматривается также развитие туризма на базе использования рекреационных возможностей территорий, развития банковского и страхового дела, строительства порта в Выборге.
Общее состояние по региону.
Северо-Западный отличается высоким уровнем экономического развития. В территориальном разделении общественного труда он выступает с продукцией сложного машиностроения, поставляя другим районам и на экспорт современное технологическое оборудование для различных отраслей промышленности: электроэнергетики, приборостроения и электроники, морского судостроения. Большое значение приобрели отрасли химической и лесной промышленности, производство товаров народного потребления. Район, например, занимает одно из первых мест у нас по производству морских судов разного типа (в том числе мощных атомных ледоколов), уникальных паровых, гидравлических и газовых турбин, оптико-механической продукции, обеспечивающих ему устойчивое положение на нашем рынке и за рубежом.
Экономический потенциал района определяется прежде всего промышленностью Санкт-Петербурга, его высококвалифицированным рабочим классом, научным и техническим персоналом, создающим 10 % научно-технических разработок бывших республик СССР. Это дает возможность возлагать на район функции одного из важнейших флагманов научно-технического прогресса, подготовки квалифицированных кадров для народного хозяйства. Вместе с тем затянувшийся финансово-экономический кризис, хронический острый недостаток отечественных инвестиционных ресурсов с каждым годом усложняют положение лесозаготовительных, деревообрабатывающих, целлюлозно-бумажных предприятий и машиностроительных заводов, обслуживающих лесной комплекс, снижают их конкурентоспособность на мировом рынке. В равной мере это относится к предприятиям металлургии, промышленности строительных материалов, рыбному хозяйству, другим отраслям.
Внешняя торговля.
Северо-Западный регион отличается от других высоким уровнем экспортной специализации. Отсюда поставляются на мировой рынок продукция отраслей данного региона - высококачественную и сложную технику, электроэнергетическое оборудование, оборудование для АЭС, продукцию электронной промышленности, точной механики, грузовые и легковые автомобили; продукцию лесной и целлюлозно-бумажной, химической промышленности, в том числе апатиты.
Северо-Западный район, располагая развитым портовым хозяйством, осуществляет важные экспортно-импортные функции на Балтийском море для всей России. Через Санкт-Петербургский морской порт — самый крупный в Балтийском бассейне — во многие страны следует на экспорт продукция петербургских и других российских предприятий. Здесь же перерабатываются импортные грузы. Контейнеровозы успешно работают на линиях Санкт-Петербург — Лондон и Санкт-Петербург — Гамбург — Роттердам.
Через Северо-Западный осуществляются регион тесные экономические связи с Польшей, Германией, Финляндией. Норвегией.
Россия экспортирует в эти страны нефть, нефтепродукты, бриллианты, металлы, ферросплавы, химические продукты, удобрения, пиломатериалы. В то же время доля машинотехнических изделий в поставках незначительна. Это в основном автомобили, электродвигатели, подшипники, контейнеры, холодильники.
В российском импорте из стран ЕС основное место занимают продовольственные товары, химические продукты, пластмассы, кожи, швейные изделия, машины и оборудование для различных отраслей промышленности, например, насосно-компрессорное, холодильное, электрооборудование, аппаратура телефонной связи. Закупаются также овощи, фрукты, алкогольные напитки.
Торгово-экономические связи с Норвегией развиваются достаточно устойчиво. Товарооборот по итогам первых девяти месяцев 2010 года составил, по данным российской таможенной статистики, 497,2 млн. долларов. При этом экспорт превысил в стоимостном выражении 335 млн. долларов, а импорт — 160 млн. долларов. Положительное сальдо взаимной торговли в пользу России возросло в связи с этим до 177 млн. долларов
Доля сырья и полуфабрикатов в российском экспорте в Норвегию составляет почти 90 процентов, при этом по итогам ряда последних лет на две основные позиции — рыба/морепродукты и цветные металлы — приходится свыше двух третей экспорта. Принципиально важное значение для российского экспорта имеет тот факт, что ставки импортных таможенных пошлин в Норвегии на ряд товаров ниже, чем в ЕС. Вследствие этого на норвежском рынке сохраняется благоприятная для увеличения российского экспорта ситуация. Отличительной структурной особенностью поставок из России в Норвегию является крайне незначительная доля в них нефти и газа, традиционно занимающих ведущее место в российском экспорте во многие страны Европы.
Вместе с тем происходит рост импорта норвежских товаров. Это объясняется прежде всего увеличением закупок рыбы и рыбопродуктов, частично — продовольственных товаров. Вместе с тем растут и закупки целого ряда других товаров по самой широкой номенклатуре.
Близость
Норвегии к Северо-Западной
Перспективы развития внешнеэкономических отношений.
В последние годы обоюдный
интерес друг к другу России, а
также стран Балтийского и Баре
В условиях быстро
Например, возникла идея так называемого «Архангельского коридора», связывающего промышленные центры и порты Скандинавии и Финляндии железной дорогой через Республику Карелия с Архангельской областью, с Республикой Коми и Уралом. После ввода в участка железной дороги длиной 126 км у в Карелии, эта идея, без сомнения, обещает перерасти в реальный трансграничный проект. Этот проект — плод усилий руководителей, ученых и предпринимателей губернии Оулу, Республики Карелия, городов Москвы и Санкт-Петербурга .
Второй трансграничный проект — так называемый "Южно-Карельский", или "Атлантический коридор", который призван соединить территории южной части Балтийского региона через финляндские порты Котка, Ханко, Хельсинки, европейскую автомагистраль №18 и дорогу №6, которая идет вдоль финляндско-российской границы, с глубинными российскими территориями через Карелию, Вологодскую и Кировскую области. И этот проект уже фактически реализуется.
Так, в республике Карелия, несмотря на экономический кризис, строятся новые международные пункты пропуска и дороги в направлении Восток-Запад. При этом республика вкладывает собственные средства в объекты таможенной инфраструктуры федерального значения.
Только создание этих двух трансграничных коридоров позволит создать по обе стороны границы тысячи новых рабочих мест. Новые оптимальные грузопотоки с объемом перевозок как минимум 20-30 млн. тонн груза в год и заметно повлиять на повышение конкурентоспособности Балтийского региона в мировом масштабе и российского Северо-Запада — в Европе, а Карелии — в нашей стране. Одновременно здесь оживится международный туризм. Миллионы европейцев, да и американцев, которым прежде не был доступен уникальный по красоте природы и богатству культуры российский Север, смогут увидеть, знаменитые Валаам, Кижи, Соловецкие острова и многие другие памятники мирового значения.
В последнее время правительство Карелии провело консультации с руководителями многих субрегионов Финляндии, Швеции, Норвегии, Германии, Венгрии, Белоруссии, а также с правительствами Литвы, Латвии по вопросам реализации взаимовыгодных проектов. В результате удалось совместно осмыслить и определить наиболее привлекательные сферы взаимодействия, как в экономике, так и в научных и культурных обменах.
В условиях реформируемой России и Петербургу, и всему Северо-Западному району предстоит вновь изменить свою роль в общероссийском разделении труда. Уже в ближайшие годы именно Северо-Запад должен подготовиться к выполнению важнейшей функции контактной зоны, через которую будет осуществляться более чем 3/5 экономических связей России с северо - атлантической мирохозяйственной зоной.
Это значит, что в относительно короткий срок необходимо решить в регионе ряд задач, позволяющих высвободить ресурсы для создания и развития северо-западной контактной зоны. Среди этих задач следует назвать:
1. Целенаправленное и
последовательное ослабление
2. Наряду с ослаблением
индустриального «крена»
3. Ускорение развития
ряда относительно новых
4. Обеспечение на современном уровне и в нужных масштабах развития всей
региональной инфраструктуры: инженерно-технической, транспортно-
коммуникационной, информационной, бытовой и т. д.
Так же, на мой взгляд, для развития региона необходимы инвестиции.
Приложение 1
Санкт – Петербург. Центральная часть
Приложение 2
Полезные ископаемые и транспортные коммуникации Северо-Западного федерального округа
Приложение 3
Отрасли рыночной специализации промышленности