Развитие и размещение ведущих отраслей промышленности Северо-Западного федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно ре¬шать экономические проблемы, устанавливать межрегиональ¬ные связи и связи с зарубежными странами.
Каждый регион России имеет присущие ему природные ре¬сурсы, особенности их размещения, национальные и историче¬ские черты, структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию.
Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единое эконо¬мическое целое с другими регионами.

Содержание работы

Введение. 2
1.Роль округа в хозяйстве страны. 3
2. Экономико-географическое положение 8
3. Природно-ресурсный потенциал 11
4.Население и трудовые ресурсы 17
5.Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства 19
5.1 Машиностроительный комплекс 20
5.2 Химический комплекс 21
5.3 Лесной комплекс 22
5.4 Комплексе отраслей легкой промышленности 23
5.5.Индустриально-строительный комплекс 23
5.6 Топливно-энергетический комплекс 23
5.7 Металлургический комплекс 24
5.8 Сельское хозяйство 25
5.9 Транспорт 28
6. Свободные экономические зоны 30
7. Внешнеэкономические связи 33
Заключение. 38
Список литературы: 39
Приложения: 40

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.DOC

— 2.26 Мб (Скачать файл)

 

 Разнообразие природных условий, а также богатое историко-культурное наследие делают зону привлекательным международным туристическим центром. Соседство с западноевропейским рынком и близость такого промышленного и научного центра, как Санкт-Петербург, позволяют зоне стать крупным центром международной торговли, обеспечивающим расширение вывоза товаров на западный рынок.

Общая стратегия развития зоны ориентируется на реконструкцию и техническое перевооружение имеющихся предприятий, организацию производства импортозамещающей продукции, всемирное использование научно-технического потенциала. Предусматривается также развитие туризма на базе использования рекреационных возможностей территорий, развития банковского и страхового дела, строительства порта в Выборге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Внешнеэкономические  связи

       Общее состояние по региону.

        Северо-Западный отличается высоким уровнем экономического развития. В территориальном разделении общественного труда он выступает с продукцией сложного машиностроения, поставляя другим районам и на экспорт современное технологическое оборудование для различных отраслей промышленности: электроэнергетики, приборостроения и электроники, морского судостроения. Большое значение приобрели отрасли химической и лесной промышленности, производство товаров народного потребления. Район, например, занимает одно из первых мест у нас по производству морских судов разного типа (в том числе мощных атомных ледоколов), уникальных паровых, гидравлических и газовых турбин, оптико-механической продукции, обеспечивающих ему устойчивое положение на нашем рынке и за рубежом.

      Экономический потенциал района определяется прежде всего промышленностью Санкт-Петербурга, его высококвалифицированным рабочим классом, научным и техническим персоналом, создающим 10 % научно-технических разработок бывших республик СССР. Это дает возможность возлагать на район функции одного из важнейших флагманов научно-технического прогресса, подготовки квалифицированных кадров для народного хозяйства. Вместе с тем затянувшийся финансово-экономический кризис, хронический острый недостаток отечественных инвестиционных ресурсов с каждым годом усложняют положение лесозаготовительных, деревообрабатывающих, целлюлозно-бумажных предприятий и машиностроительных заводов, обслуживающих лесной комплекс, снижают их конкурентоспособность на мировом рынке. В равной мере это относится к предприятиям металлургии, промышленности строительных материалов, рыбному хозяйству, другим отраслям.

        Внешняя торговля.

        Северо-Западный регион отличается от других высоким уровнем экспортной специализации. Отсюда поставляются на мировой рынок продукция отраслей данного региона - высококачественную и сложную технику, электроэнергетическое оборудование, оборудование для АЭС, продукцию электронной промышленности, точной механики, грузовые и легковые автомобили; продукцию лесной и целлюлозно-бумажной, химической промышленности, в том числе апатиты.

Северо-Западный район, располагая развитым портовым хозяйством, осуществляет важные экспортно-импортные функции на Балтийском море для всей России. Через Санкт-Петербургский морской порт — самый крупный в Балтийском бассейне — во многие страны следует на экспорт продукция петербургских и других российских предприятий. Здесь же перерабатываются импортные грузы. Контейнеровозы успешно работают на линиях Санкт-Петербург — Лондон и Санкт-Петербург — Гамбург — Роттердам.

      Через Северо-Западный осуществляются регион тесные экономические связи с Польшей, Германией, Финляндией. Норвегией.

      Россия экспортирует в эти страны нефть, нефтепродукты, бриллианты, металлы, ферросплавы, химические продукты, удобрения, пиломатериалы. В то же время доля машинотехнических изделий в поставках незначительна. Это в основном автомобили, электродвигатели, подшипники, контейнеры, холодильники.

      В российском импорте из стран ЕС основное место занимают продовольственные товары, химические продукты, пластмассы, кожи, швейные изделия, машины и оборудование для различных отраслей промышленности, например, насосно-компрессорное, холодильное, электрооборудование, аппаратура телефонной связи. Закупаются также овощи, фрукты, алкогольные напитки.

     Торгово-экономические  связи с Норвегией развиваются  достаточно устойчиво. Товарооборот по итогам первых девяти месяцев 2010 года составил, по данным российской таможенной статистики, 497,2 млн. долларов. При этом экспорт превысил в стоимостном выражении 335 млн. долларов, а импорт — 160 млн. долларов. Положительное сальдо взаимной торговли в пользу России возросло в связи с этим до 177 млн. долларов

      Доля сырья и полуфабрикатов в российском экспорте в Норвегию составляет почти 90 процентов, при этом по итогам ряда последних лет на две основные позиции — рыба/морепродукты и цветные металлы — приходится свыше двух третей экспорта. Принципиально важное значение для российского экспорта имеет тот факт, что ставки импортных таможенных пошлин в Норвегии на ряд товаров ниже, чем в ЕС. Вследствие этого на норвежском рынке сохраняется благоприятная для увеличения российского экспорта ситуация. Отличительной структурной особенностью поставок из России в Норвегию является крайне незначительная доля в них нефти и газа, традиционно занимающих ведущее место в российском экспорте во многие страны Европы.

      Вместе  с тем происходит рост импорта  норвежских товаров. Это  объясняется прежде всего увеличением закупок рыбы и рыбопродуктов, частично — продовольственных товаров. Вместе с тем растут и закупки целого ряда других товаров по самой широкой номенклатуре.

      Близость  Норвегии к Северо-Западной России, схожесть климатических и почвенных условий создают благоприятные предпосылки для развития сотрудничества в  области  сельского хозяйства.  Предприятия АПК Северной Норвегии обладают опытом,  который может быть весьма полезен для Северо-Западной России.

 

 

 

           Перспективы развития внешнеэкономических отношений.

 

В последние годы обоюдный интерес друг к другу России, а  также стран Балтийского и Баренцева регионов, заметно усилился. Для этого есть достаточные основания. Высокоразвитые в промышленном отношении страны Западной и Северной Европы для своего выхода на качественно новую стадию развития все острее будут нуждаться в России как потенциально емком рынке и как партнере в промышленной кооперации. Уже сейчас наиболее дальновидные деловые люди из европейских стран начинают осваивать российский рынок.

 В условиях быстро усложняющихся  мирохозяйственных связей, наиболее  перспективные совместные проекты рождаются и реализуются не в столицах государств, а на местах при поддержке муниципальных и территориальных органов управления.

Например, возникла  идея так называемого  «Архангельского коридора», связывающего промышленные центры и порты Скандинавии  и Финляндии железной дорогой  через Республику Карелия с Архангельской областью, с Республикой Коми и Уралом. После ввода в участка железной дороги длиной 126 км у в Карелии, эта идея, без сомнения, обещает перерасти в реальный трансграничный проект. Этот проект — плод усилий руководителей, ученых и предпринимателей губернии Оулу, Республики Карелия, городов Москвы и Санкт-Петербурга .

Второй трансграничный проект — так называемый "Южно-Карельский", или "Атлантический коридор", который призван соединить территории южной части Балтийского региона через финляндские порты Котка, Ханко, Хельсинки, европейскую автомагистраль №18 и дорогу №6, которая идет вдоль финляндско-российской границы, с глубинными российскими территориями через Карелию, Вологодскую и Кировскую области. И этот проект уже фактически реализуется.

Так, в республике Карелия, несмотря на экономический кризис, строятся новые международные пункты пропуска и дороги в направлении Восток-Запад. При этом республика вкладывает собственные средства в объекты таможенной инфраструктуры федерального значения.

      Только создание этих двух трансграничных коридоров позволит создать по обе стороны границы тысячи новых рабочих мест. Новые оптимальные грузопотоки с объемом перевозок как минимум 20-30 млн. тонн груза в год и заметно повлиять на повышение конкурентоспособности Балтийского региона в мировом масштабе и российского Северо-Запада — в Европе, а Карелии — в нашей стране. Одновременно здесь оживится международный туризм. Миллионы европейцев, да и американцев, которым прежде не был доступен уникальный по красоте природы и богатству культуры российский Север, смогут увидеть, знаменитые Валаам, Кижи, Соловецкие острова и многие другие памятники мирового значения.

       В последнее время правительство Карелии провело консультации с руководителями многих субрегионов Финляндии, Швеции, Норвегии, Германии, Венгрии, Белоруссии, а также с правительствами Литвы, Латвии по вопросам реализации взаимовыгодных проектов. В результате удалось совместно осмыслить и определить наиболее привлекательные сферы взаимодействия, как в экономике, так и в научных и культурных обменах.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   
     Основные перспективы развития.

     В условиях реформируемой России и Петербургу, и всему Северо-Западному району предстоит вновь изменить свою роль в общероссийском разделении труда. Уже в ближайшие годы именно Северо-Запад должен подготовиться к выполнению важнейшей функции контактной зоны, через которую будет осуществляться более чем 3/5 экономических связей России с северо - атлантической мирохозяйственной зоной.

Это значит, что в относительно короткий срок необходимо решить в регионе ряд задач, позволяющих высвободить ресурсы для создания и развития северо-западной контактной зоны. Среди этих задач следует назвать:

1. Целенаправленное и  последовательное ослабление индустриального «крена» в экономике не только Петербурга, но также Ленинградской и Новгородской областей; в несколько меньшей степени это относится к Псковской области.

2. Наряду с ослаблением  индустриального «крена» стимулирование развития тех отраслей хозяйства, которые уже являются или могут стать конкурентоспособными в условиях рыночных отношений.

3. Ускорение развития  ряда относительно новых отраслей  экономики региона, способных  играть «локомотивную роль».

4. Обеспечение на современном  уровне и в нужных масштабах  развития всей     

    региональной  инфраструктуры: инженерно-технической,  транспортно-

    коммуникационной, информационной, бытовой и т. д.

Так же, на мой взгляд, для развития  региона необходимы инвестиции.

Список литературы:

  1. Кирсанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 584с.: ил.
  2. Регионоведение:Учебник для вузов/ Т.Г. Моорозова, М.П. Победина, С.С. Шишов, Р.А. Исляев; Под ред. проф. Т.Г. Моорозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. – 424с.
  3. Региональная экономика: / Т.Г. Моорозова, М.П. Победина; Под ред. проф. Т.Г. Моорозовой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. – 472с.
  4. В.Шлямин Заботы российского Северо-Запада. // Международная жизнь.-2006.-№3
  5. Расположение производительных сил. -М.: «Экономика» 2003г.
  6. С.А.Ситарян. Некоторые проблемы участия субъектов РФ во внешнеэкономической деятельности// Проблемы прогнозирования.-2006. -№6.
  7. О. Давыдов. Емкий российский рынок перспективен для Норвегии.//Международная жизнь. -2007 -№4
  8. А. Грандберг. Экономическая интернационализация Северного морского пути.//Международная жизнь 2007 №7
  9. Малый атлас РФ, Гинтс Маллиньш, 152с
  1.  Географический атлас школьника
  1. Атлас мира: Справочное пособие. – М.: «Издательство А 92 «Беллси» : ООО " «Издательство Астрель»: ООО Издательство АСТ», 2003. – 191с.: карт.

 

 

 

 

 

Приложения:

Приложение 1

Санкт – Петербург. Центральная  часть

Приложение 2

Полезные ископаемые и транспортные коммуникации Северо-Западного  федерального округа

Приложение 3

Отрасли рыночной специализации  промышленности


Информация о работе Развитие и размещение ведущих отраслей промышленности Северо-Западного федерального округа