Развитие инфляционных процессов в России и методы их регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить сущность инфляции и особенности ее протекания в России.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. определить сущность инфляции и причины ее возникновения;
2. рассмотреть типы инфляций и механизмы их действия;
3. определить последствия инфляции и пути снижения ее влияния;
4. определить специфику российского инфляционного процесса и меры его регулирования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…..2

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты инфляционных процессов……………………………………………………………………………….4
1.1. Ключевые подходы к изучению инфляции………………………………4
1.2. Сущность, понятие, виды и основные причины возникновения инфляции…………………………………...…………………………………………...8
1.3. Социально-экономические последствия инфляции…………………….11

Глава 2. Задачи и перспективы государственного регулирования в области стабилизации инфляционных процессов в России…………………………………15
2.1. Особенности антиинфляционной политики России…………………….15
2.2. Развитие инфляционных процессов в экономике России………………16
2.3. Приоритетные методы регулирования инфляции в России…………….24

Заключение……………………………………………………………………..28

Литература……………………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

ИНФЛЯЦИЯ.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Ухудшение условий  торговли и отток капитала, начавшиеся во второй половине 2008 г., оказывали сильное девальвационное давление на рубль. В IV квартале стало ясно, что изменение факторов, определяющих обменный курс рубля, приобрело устойчивый характер. С целью обеспечения соответствия курса рубля его новому равновесному значению Банк России допустил его постепенное ослабление, расширив границы технического коридора изменений стоимости бивалютной корзины. При этом Банк России продолжал проводить интервенции на валютном рынке, обеспечивая постепенность изменения стоимости рубля. Сложившиеся обстоятельства обусловили формирование в конце 2008 г. жестких монетарных условий для функционирования экономики. Повысились процентные ставки по кредитам нефинансовым заемщикам, резко замедлился рост объема кредитов.

Согласно информации Федеральной службы государственной статистики, по итогам 2009 г. потребительские цены повысились на 8,8% (за I квартал их прирост составил 5,4%, за II квартал – 1,9%, за III квартал – 0,6%, за IV квартал – 0,7%), что явилось минимальным показателем за период с 1991 г. (в 2008 г. удорожание потребительских товаров и услуг составило 13,3%).

Замедление  инфляции в 2009 г. в значительной мере было связано с сокращением темпов роста цен на продовольственные  товары без плодоовощной продукции, а также темпов удорожания платных услуг, не относящихся к категории административно регулируемых. Вместе с тем по сравнению с 2008 г. ускорился рост цен на непродовольственные товары без учета автомобильного бензина.

Базовая инфляция замедлилась в 2009 г. до 8,3% против 13,6% в 2008 году. За I квартал базовая инфляция составила 4,3%, за II квартал – 1,6%, за III квартал – 1,3%, за IV квартал – 1,0%. Удорожанием товаров и услуг, учитываемых при ее расчете, было обусловлено, по оценке, 6,7 процентного пункта, или 76,4% уровня инфляции. В 2008 г. эти показатели составили 10,8 процентного пункта и 81,5%.В течение первого полугодия инфляция в скользящем годовом выражении менялась незначительно и составляла 9,4–9,6%. В первые месяцы 2011 г. ее уровень формировался прежде всего удорожанием продовольственных товаров вследствие неурожая 2010 года. Цены на непродовольственные товары и услуги, в условиях роста потребительского спроса, увеличивались в среднем более высокими темпами, чем в сопоставимый период 2010 года.

C февраля 2011 г. наблюдалось замедление роста цен на продовольствие, которое в июле сменилось удешевлением данного вида товаров. Такая динамика в значительной мере обусловлена снижением цен на плодоовощную продукцию во II квартале и особенно в июле 2011 года. Все это может свидетельствовать о том, что влияние падения предложения продукции сельского хозяйства на цены уменьшается.

При продолжении  текущих тенденций и в отсутствие шоков инфляция по итогам 2011 г. может  приблизиться к верхней границе, установленного на год интервала.

График 2.

Источник: [11, С. 5]

Динамика цен  производителей в первой половине 2011 г. (см. График 2) характеризовалась ускорением роста цен производителей промышленных товаров (в том числе производящих продукцию для потребительского рынка), замедлением роста цен производителей строительной продукции, связи, на грузовом транспорте, низким ростом цен производителей в сельском хозяйстве.

Согласно информации Федеральной службы государственной  статистики (см. Таблицу 1), за 2010 г. потребительские цены повысились на 8,8% (в 2009 г. – также на 8,8%). Базовая инфляция составила 6,6% против 8,3% в предыдущем году. По оценке, удорожанием товаров и услуг, учитываемых при расчете базового индекса потребительских цен, было обусловлено 5,3 процентного пункта, или 60,4% уровня инфляции (в 2009 г. – оценочно 6,7 процентного пункта, или 76,4%).

В  IV квартале 2010 г. инфляция составила 2,4% против 0,7% в сопоставимый период 2009 г., базовая  инфляция –  2,2 и 1,0% соответственно. Ускорение инфляции в  III IV кварталах 2010 г. было обусловлено увеличением темпов удорожания товаров продовольственной группы.

По итогам 2010 г. цены на продовольственные товары повысились на 12,9% (в 2009 г. – на 6,1%).

Цены на продовольственные  товары без плодоовощной продукции  за 2010 г. повысились на 9,4% (за 2009 г. –  на 6,9%). Удорожание этой группы продуктов  питания обеспечило, по оценкам, 3,2 процентного пункта, или 36,9% уровня инфляции (в 2009 г. – оценочно 2,4 процентного пункта, или 26,7%).

Среди основных групп продуктов питания без  учета плодоовощной продукции в 2010 г.

За 2010 г. цены на плодоовощную продукцию выросли на 45,6%, что является максимальным показателем с 1999 г. (в 2009 г. данный вид продуктов питания подешевел на 1,7%). По оценкам, в 2010 г. вследствие роста цен на плодоовощную продукцию уровень инфляции повысился на 1,6 процентного пункта (18,7% общего прироста потребительских цен). В предыдущем году за счет удешевления плодоовощной группы общий уровень потребительских цен снизился оценочно на 0,1 процентного пункта (0,7% общего прироста цен на потребительском рынке).

В 2010 г. темп прироста цен на непродовольственные товары составил 5,0% (в 2009 г. – 9,7%). По оценке, повышением цен на непродовольственные товары было обусловлено 1,8 процентного пункта, или 20,8% уровня инфляции (за 2009 г. – соответственно 3,6 процентного пункта и 41,1%).

За 2010 г. цены и тарифы на платные услуги населению повысились на 8,1% (в 2009 г. – на 11,6%). По оценкам, удорожание платных услуг по итогам истекшего года обеспечило 2,1 процентного пункта, или 23,6% общего прироста цен на потребительском рынке (в 2009 г. аналогичные показатели составили 2,9 процентного пункта и 32,9%).

за первое полугодие 2011 г. потребительские цены повысились на 5,0%, что больше соответствующего показателя в предыдущем году на 0,6 процентного пункта. Темп прироста потребительских цен в июне 2011 г. за скользящий 12‑месячный период составил 9,4%, в декабре 2010 г. аналогичный показатель был равен 8,8%.

Ускорение инфляции в январе-июне 2011 г. произошло главным  образом за счет роста цен на товары и услуги, входящих расчет базовой  инфляции, которая составила 3,8% против 2,0% за сопоставимый период 2010 года. По оценке, удорожанием товаров и услуг, учитываемых при ее расчете, было получено 3,0 процентного пункта, или 60,1% уровня инфляции (за январь-июнь 2010 г. – 1,6 процентного пункта, или 37,2%).

Цены на продовольственные товары без плодоовощной продукции за первое полугодие 2011 г. повысились на 4,5% (за шесть месяцев 2010 г. – на 2,4%). Удорожание этой группы продуктов питания обеспечило, по оценкам, 1,6 процентного пункта, или 31,1% уровня инфляции (за первое полугодие предыдущего года – оценочно 0,8 процентного пункта, или 19,0%).

Цены на продовольственные  товары в целом за январь-июнь 2011 г. повысились на 5,0%. В предыдущем году аналогичный показатель был равен 5,4%.

В первом полугодии 2011 г. темп прироста цен на непродовольственные товары повысился до 3,5% против 1,9% в соответствующий период 2010 года. По оценке, повышением цен на непродовольственные товары было обусловлено 1,2 процентного пункта, или 24,6% уровня инфляции.

За январь-июнь 2011 г. цены и тарифы на платные услуги населению повысились на 7,2% (за соответствующий период 2010 г. – на 6,4%). По оценкам, прирост цен и тарифов на платные услуги в первом полугодии текущего года обеспечил 1,9 процентного пункта, или 37,1% общего прироста цен на потребительском рынке (за январь-июнь 2010 г. – 1,7 процентного пункта, или 37,5% уровня инфляции).

Таблица 1.

Динамика  потребительских цен по группам товаров и услуг

 

Инфляция за месяц

Базовая инфляция

Прирост цен  на

продовольственные товары

Прирост цен на продовольственные товары

 (без учета плодоовощной продукции)

Прирост цен  на плодоовощную продукцию

Прирост цен  на непродовольственные товары

Прирост цен  на непродовольственные товары без  бензина 

(Оценка Банка  России)

Прирост цен  на платные услуги

2010 год

Январь

1,6

0,5

1,4

0,8

7,2

0,2

0,3

3,9

Февраль

0,9

0,5

1,3

0,8

5,6

0,3

0,3

1,0

Март

0,6

0,5

1,0

0,7

4,2

0,4

0,4

0,4

Апрель

0,3

0,2

0,3

0,2

1,1

0,3

0,3

0,2

Май

0,5

0,1

0,7

-0,1

7,2

0,4

0,3

0,4

Июнь

0,4

0,2

0,5

0,0

4,6

0,2

0,2

0,4

Июль

0,4

0,4

0,3

0,4

-0,6

0,3

0,2

0,6

Август

0,6

0,7

0,9

1,2

-1,4

0,4

0,4

0,3

Сентябрь

0,8

1,1

1,6

1,8

0,2

0,6

0,6

0,0

Октябрь

0,5

0,8

0,7

1,0

-1,8

0,6

0,7

0,0

Ноябрь

0,8

0,7

1,4

1,0

4,0

0,7

0,7

0,2

Декабрь

1,1

0,7

2,1

1,2

8,6

0,4

0,4

0,4

В целом за год

8,8

6,6

12,9

9,4

45,6

5,0

4,9

8,1

2011 год

Январь

2,4

1,1

2,6

1,6

11,2

0,9

0,6

4,1

Февраль

0,8

0,7

1,2

1,0

2,7

0,3

0,4

0,8

Март

0,6

0,7

0,9

0,9

1,4

0,5

0,6

0,3

Апрель

0,4

0,5

0,4

0,6

-1,6

0,5

0,5

0,5

Май

0,5

0,4

0,0

0,2

-1,6

0,8

0,4

0,7

Июнь

0,2

0,3

-0,2

0,1

-3,2

0,4

0,3

0,7


Источник: [11, С. 32]

 

Президент "Сбербанка" Герман Греф заявил в интервью телеканалу "Россия 24", что уровень инфляции в 2011 году составит 9 – 9,5 процентов. Об этом в понедельник, 27 декабря, сообщает РИА Новости.

При этом экс-министр экономического развития и торговли не исключил возможность роста показателя инфляции в будущем году до двузначной цифры, отметив, что правительство постарается сдержать инфляцию в рамках однозначных показателей.

"Мы планируем,  что она [инфляция] не превысит 10 процентов, но высокий шанс, что она превысит планку в девять процентов есть. Скорее всего, мы останемся в пределах девяти - девяти с половиной процентов", – заявил Греф.9

В то же время  глава "Сбербанка" уточнил, что  не видит оснований, которые бы позволили уровню инфляции в 2011 году опуститься ниже восьми с половиной процентов.

Федеральный бюджет РФ на 2011, подписанный президентом  Дмитрием Медведевым, составлен исходя из прогноза по показателю инфляции на следующий год в шесть с  половиной процентов. Кроме того, как считают в правительстве, в 2012 году уровень инфляции составит шесть процентов, а в 2013 году опустится до пяти с половиной процентов.10

 

2.3. Приоритетные методы регулирования инфляции в России.

Негативные  социально-экономические последствия инфляции вынуждают правительство проводить определенную экономическую политику. Различают две части: антиинфляционную стратегию, объединяющую цели и методы долговременного характера, и антиинфляционную тактику.

 

Антиинфляционная  стратегия подразумевает собой:

1. Гашение антиинфляционных  ожиданий. Правительство должно  ставить перед собой определенные  антиинфляционные задачи, информировать  об этом население, и добиваться  их выполнения. Здесь срабатывает  эффект объявления: производители  и потребители убеждаются, что правительство способно выполнять свои обещания, и изменяют свое экономическое поведение;

2. Долгосрочная  денежная политика. Она связана  с введением жестких ограничений   на ежегодные приросты денежной  массы. Она должна сочетаться  с разгосударствлением экономики, с развитием рыночной инфраструктуры;

3. Сокращение  бюджетного дефицита. Такое сокращение  можно осуществить двумя путями: увеличением налогов или уменьшением  расходов государства. Но необходимо  иметь в виду, что большие налоги  могут подорвать стимулы к труду и инвестированию, сократить поступления в бюджет. Кроме того, высокие налоговые ставки сами по себе являются инфляционными факторами. В мире наблюдается общая тенденция к снижению ставок налога на прибыль. Это дает импульс инвестициям, росту производства и занятости, а значит – и доходов, подлежащих налогообложению. Кроме того, нужно пойти на снижение государственных расходов за счет структурной перестройки производства, демилитаризации и конверсии, формирование новых рынков (информации, средств связи и т. д.). В случае, когда инфляционная обстановка нетерпима, используется тактическое антиинфляционное напряжение.

Антиинфляционная  тактика должна быть направлена на увеличение предложение товаров  без повышения спроса или на снижение спроса без падения предложения. Важную роль здесь может сыграть повышение степени товарности народного хозяйства. Этому содействует льготное налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства, услуги, информацию, формирующие новые рынки. Мощным фактором снижения инфляции является приватизация государственной собственности, реализация государственных стратегических запасов, материальных ресурсов предприятий.

Сбивать темпы  инфляции – сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. К приоритетным методам относятся следующие:

1.Обеспечение  страны в достатке продовольствием.  Это первейшее условие любых реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности.

а) установление порядка выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;

 б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.

3. На время  кризиса необходимо централизовать  банковскую систему России, имея  ввиду обязательное исполнение  коммерческими и инвестиционными  банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота в соответствии с законами движения капитала.

4. Для стабилизации потребительского рынка целесообразно:

а) создать систему  стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг, ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;

Информация о работе Развитие инфляционных процессов в России и методы их регулирования