Развитие института коррупции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 14:12, контрольная работа

Описание работы

Коррупция как одно из самых пагубных явлений для любого государства стала для России в начале третьего тысячелетия основным препятствием для политического, экономического и духовного возрождения, превратилась в реальную угрозу национальной безопасности страны, главный тормоз на пути любых преобразований. Став фактически одним из элементов функционирования государства, неотъемлемой составляющей его взаимоотношений с гражданами, коррупция породила чудовищные несоответствия не только в системе управления и функционирования государственных институтов, но и привела к серьезным сдвигам в сознании граждан, которые все больше и больше утрачивают доверие к власти и веру в справедливость.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
1.ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ........................4
2.СТАТИСТИКА УРОВНЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ...............................12
3.БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ...........................................................................17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................19
ЛИТЕРАТУРА...................................................................................................

Файлы: 1 файл

к.р.инст.эк..docx

— 54.35 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3

1.ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ  И ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ........................4

2.СТАТИСТИКА УРОВНЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ...............................12

3.БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ...........................................................................17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................19

ЛИТЕРАТУРА...................................................................................................20

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Коррупция как одно из самых  пагубных явлений для любого государства  стала для России в начале третьего тысячелетия основным препятствием для политического, экономического и духовного возрождения, превратилась в реальную угрозу национальной безопасности страны, главный тормоз на пути любых  преобразований. Став фактически одним  из элементов функционирования государства, неотъемлемой составляющей его взаимоотношений  с гражданами, коррупция породила чудовищные несоответствия не только в системе управления и функционирования государственных институтов, но и привела к серьезным сдвигам в сознании граждан, которые все больше и больше утрачивают доверие к власти и веру в справедливость.

Тема коррупции в России и борьба с ней в нашем обществе является в настоящее время очень актуальной. Уровень коррупции в нашей стране  остается крайне высоким. На протяжении многих веков государство принимает различные меры по борьбе с коррупцией, однако до сих пор не найдены наиболее эффективные и это явление продолжает оставаться острой проблемой и сегодняшнего дня.

Цель работы: раскрыть сущность коррупции, ее причины и методы борьбы. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1.исследовать понятие и причины коррупции;

2. проанализировать статистические данные;

3. выявить пути решения проблем коррупции в России.

 

1.ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ

Одним из наиболее опасных  видов преступления стала коррупция, которая в концентрированном  виде вбирает в себя различные  преступления и ведет, что является наиболее опасным с точки зрения политической и экономической безопасности, к деформации государственного аппарата, его криминализации.

Коррупция является наиболее опасной сферой нелегальных отношений  в обществе. Через механизм коррупции  криминальные элементы воздействуют на чиновников, втягивая их в систему  противозаконных действий, а криминализированные  чиновники, пользуясь несовершенным  законодательством, вымогают денежные средства у легальных субъектов  экономики. Для выплаты требуемых  сумм последние вынуждены прибегать  к искажениям отчетности, выведению  части доходов из-под налогообложения  и тем самым осваивать механизмы  деятельности, присущие теневому сектору  экономики.

В традиционных патриархальных обществах считалось признаком  хорошего тона одаривать чиновников только за то, что они обратили свой благосклонный взор на посетителя, а тем более - если они совершили какое-нибудь действие в связи с обращением к ним. Однако со временем подношение подарков «от души» превратилось в уголовно наказуемую дачу взяток. С появлением первого в мире чиновника появилась и сама коррупция.

Коррупция воспринимается как  данность во многих странах мира. Как  социальное явление она привлекает возрастающий интерес в последние  десятилетия. Что же касается текущего десятилетия, то оно отмечено взрывом  интереса к коррупции. Природа коррупции, ее причины и последствия, антикоррупционные меры являются предметом многочисленных дискуссий. Периоды реформ экономических и социальных отношений отличает повышенный общественный интерес к коррупции. В такие периоды появляется множество журналистских публикаций, доставляющих богатый фактический и исторический материал. В то же время интерес может возникать и в самих социальных науках, когда коррупция оказывается в поле зрения ученых как атрибут основного предмета исследования или сопутствующее ему социальное явление.

Актуализация проблемы коррупции  в России и осознание обществом  необходимости ограничения негативных последствий коррупции было в  немалой степени связано с  перестройкой, а затем с политическими  и экономическими реформами 90-х годов. В научном сообществе сложились  определенные традиции исследования коррупции.

Определения коррупции

«Толковый словарь русского языка» определяет коррупцию как  «подкуп взятками, продажность должностных  лиц, политических деятелей». Большой  толковый словарь иностранных слов дает еще одно определение: «Разложение  экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности  должностных лиц и общественных деятелей».

Большинство исследователей сводят определение коррупции к  взятке и злоупотреблению служебным  положением. В этом же ключе определяют коррупцию и международные организации. Например, в Кодексе поведения  должностного лица по поддержанию правопорядка, коррупция определена как «злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а  также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением».

Г. Мюрдаль и С. Роуз-Аккерман отмечали в качестве важного признака коррупции скрытый, тайный характер действия. То, что не скрывается от глаз общественности и является допустимым с точки зрения общества, не имеет ничего общего с коррупцией.

В 90-е годы предпринимались  неоднократные попытки законодательно определить коррупцию и меры наказания  коррупционных действий. Определение, данное Л.В.Астафьевым: «Коррупция - незаконное использование должностными лицами своего статуса или вытекающих из него возможностей в интересах других лиц с целью получения личной выгоды».

И. Мени полагает, что поскольку коррупция не является обычным правонарушением, наподобие нарушения правил дорожного движения, в ее определении необходимо выйти за пределы собственно права. В частности, И. Мени обращает внимание на то, что социологическое определение коррупционного поведения может выдвинуть на первый план отношение к данному явлению граждан и элит. Он ссылается при этом на известное определение и классификацию коррупции А. Хайденхаймера, подразделившего в зависимости от оценки населения, коррупцию на белую, серую и черную.

Классификация коррупции

В зависимости от выбранного основания коррупционные действия (поведение) могут быть разделены  на бюрократическую и политическую коррупцию; принудительную и согласованную, централизованную и децентрализованную, чисто уголовную, в основном экономического характера и политическую, которую, в свою очередь, делят на отклоняющееся поведение и преступное поведение.

С точки зрения классификации  коррупции представляет интерес  перечень криминальных коррупционных  правонарушений, содержащийся в Конвенции  Организации Объединенных Наций  против коррупции:

- подкуп национальных публичных должностных лиц;

- подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций;

-хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом;

- злоупотребление влиянием в корыстных целях – обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу или любому другому лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества, с тем чтобы это публичное должностное лицо или такое другое лицо злоупотребило своим действительным или предполагаемым влиянием с целью получения от администрации или публичного органа государства какого-либо неправомерного преимущества для первоначального инициатора таких действий или любого другого лица; вымогательство или принятие публичным должностным лицом или любым другим лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для себя самого или для другого лица, с тем чтобы это публичное должностное лицо или такое другое лицо злоупотребило своим действительным или предполагаемым влиянием с целью получения от администрации или публичного органа государства какого-либо неправомерного преимущества;

- злоупотребление служебным положением - совершение какого-либо действия или бездействия, в нарушение законодательства, публичным должностным лицом при выполнении своих функций с целью получения какого-либо неправомерного преимущества для себя самого или иного физического или юридического лица;

- незаконное обогащение - значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать;

- подкуп в частном секторе - обещание, предложение или предоставление, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества любому лицу, которое руководит работой организации частного сектора или работает, в любом качестве, в такой организации, для самого такого лица или другого лица, с тем, чтобы это лицо совершило, в нарушение своих обязанностей, какое-либо действие или бездействие; вымогательство или принятие, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества любым лицом, которое руководит работой организации частного сектора или работает, в любом качестве, в такой организации, для самого такого лица или другого лица, с тем, чтобы это лицо совершило, в нарушение своих обязанностей, какое-либо действие или бездействие;

- хищение имущества в частном секторе;

- отмывание доходов от преступлений - конверсия или перевод имущества, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений, сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежность, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений.

Причины коррупции

Уровень коррупции напрямую зависит от стабильности политической системы страны. Если обратиться к  мировой истории, то можно увидеть, что крах той или иной политической системы или переход от одной  формации развития государства к  другой, обычно сопровождается ростом коррупции, преступности и т.д. Если обратить внимание на историю развития Римской Империи, то всем известен факт, что ее распаду предшествовал  высокий уровень коррупции. Такая  ситуация характерна для всех цивилизаций  и государств на определенном этапе  развития. При этом уровень коррупции  не зависит от культурных и национальных особенностей народов и к данной проблеме эта плоскость никакого отношения не имеет.

 Поэтому утверждение  некоторых политиков, что коррупция  одна из традиций России и,  соответственно, традиция народов,  населяющих страну, является всего  лишь оправданием собственного  бессилия перед коррупцией.

Такая трактовка весьма распространена, но является не более чем  средством  манипуляции общественным мнением  с целью оправдать рост коррупции  в России.

Специалисты приемной ЧИСТЫЕ РУКИ проанализировали ситуацию с причинами  коррупции в России и выявили  ряд явлений.

Рассматривая политическую систему России, по степени влияния  элементов политической системы  на ее нее же, т.е. путем анализа  принятых решений тем или иными  элементами политической системы, а  также по результатам реализации этих решений выявлены следующие элементы политической системы и их роль.

Подготовлен тематический рисунок, из которого ясно следует, какие силы, имеют какую степень влияния, т.е. «индекс влияния». На его основании можно оценить роль той или иной силы и сделать прогноз развития страны.

Рис.

Как видно из рисунка, политическая система страны выстроена таким образом, что власть сконцентрирована фактически в руках одной структуры, т.е. спецслужб, имеющих индекс влияния 55%, что крайне опасно для самого государства и общества. Сегодня ничто не мешает им использовать свою власть не только в интересах государства, но и в личных интересах, тем более при полном отсутствии контроля, что и реализуется на практике.

Однако, как следует из рисунка, существующая политическая система сформировалась при непосредственном участии общества, которое позволило появиться именно такой политической системе. Существующая политическая система не гарантирует безопасности ни одному из ее участников, какими бы полномочиями они не обладали, что и делает ее крайне опасной.

Концентрация власти в  руках одной структуры не гарантирует  стабильности такой системе, отсюда и коррупция, как подмена стабильности, криминал, как подмена защиты власти и т.д. Отличительной особенностью существующей политической системы  является то, что народ в большинстве  своем добровольно соглашается  с условиями, диктуемыми системой.

Ни для кого не секрет, что ни одна власть, ни в одной  стране, никогда не даровала народу что-либо просто так, и народ получал  свои права только путем борьбы.

Возвращаясь к индексу  влияния, из рисунка видно, что существуют элементы политической системы, которые в состоянии оказывать мощное противодействие борьбе народа за свои права, поэтому осознание необходимости изменения политической системы должно созреть в обществе, что только путем борьбы за свои права, путем проявления гражданской активности, путем формирования альтернативной повестки дня можно добиться изменений. Как показывает мировой опыт, только ориентированная на власть народа политическая система способна обеспечить стабильность развития государства, решить проблемы общества и добиться успехов в борьбе с коррупцией.

Информация о работе Развитие института коррупции в России