Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 20:10, контрольная работа
Интеграция (от лат. integer — целый) — объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия и развитие связей между ними. Экономическая интеграция – это высшая ступень международного разделения труда; процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной экономики и политики. Экономическая интеграция имеет место, как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями и корпорациями. Она проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.
Введение…………………….………………………………………………………….3
1. Экономическая интеграция……………………………………………………...5
1.1. Признаки экономической интеграции….…………………………………5
1.2 Предпосылки интеграции стран Латинской Америки……………………7
2. Особенности интеграционных объединений стран Южной Америки..……9
2.1 МЕРКОСУР……………………………………………………………..……11
2.2 УНАСУР………………………………………………………………..…….14
Заключение………………………………………………………………..………….17
Список литературы…………………………………………………………….…...19
Содержание
Введение…………………….…………………………………
1. Экономическая интеграция………………
1.1. Признаки экономической
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Интеграция (от лат. integer — целый) — объединение
экономических субъектов, углубление
их взаимодействия и развитие связей между
ними. Экономическая интеграция – это
высшая ступень международного разделения
труда; процесс развития глубоких и устойчивых
взаимосвязей групп стран, основанный
на проведении ими согласованной межгосударственной
экономики и политики. Экономическая интеграция
имеет место, как на уровне национальных
хозяйств целых стран, так и между предприятиями,
фирмами, компаниями и корпорациями. Она
проявляется в расширении и углублении
производственно-
Процессы экономической и политической интеграции в мире продолжают набирать обороты – разнообразные проекты существуют на постсоветском пространстве, к стадии реализации приближается создание объединения государств Восточной Азии. Не остается в стороне и Латинская Америка. Здесь интеграция развивается уже достаточно долго. Объективной основой этого процесса на континенте служат общие исторические судьбы и практически единый язык (точнее два родственных языка, на которых говорит большинство населения). 1
В настоящее время в Латинской Америке и Карибском бассейне осуществляется ряд инициатив в области региональной интеграции, отчасти в результате охватившей этот регион в последние годы волны либерализации торговли и отчасти в ответ на соглашение стран Севера о создании Североамериканской зоны Свободной торговли.
Интеграция стран Латинской Америки неизбежна. Их объединяет испанский язык (за исключением, конечно, говорящей на португальском Бразилии), католическая религия, общие исторические корни и сходная культура, в том числе политическая. К тому же все страны региона на протяжении большей части своей истории находились под внешним влиянием – сначала это была европейская метрополия – Испания или Португалия, потом неформальное господство США. Возникновение Европейского союза во второй половине ХХ века оживило мечту об интеграции по тому же образцу Латинской Америки. Практические шаги не заставили себя долго ждать. Наиболее важными из них были создание на юге континента сообщества МЕРКУОСУР, а после и такого крупного политического объединения, как Группа Рио, и вот теперь – УНАСУР.2
Цель работы – рассмотреть особенности экономической интеграции стран Южной Америки, выявить сильные и слабые стороны этих объединений, понять, насколько крепок может быть союз латиноамериканских государств в современном мире и какова вероятность возникновения полноценного экономического союза сопоставимого с Европейским Союзом.
1. Экономическая интеграция
1.1. Признаки экономической интеграции
Экономическая интеграция представляет собой обобществление производства на международном уровне посредством сознательного регулирования правительствами участвующих в ней стран взаимного разделения труда и международной производственной кооперации.3 Такого рода обобществление находит свое выражение в повышении эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах регионального сообщества государств и формировании оптимальной структуры их национальной экономики.
Принципиальная разница между участниками экономической интеграции и не интегрирующимися, но сотрудничающими с ними государствами состоит в том, что первые ставят задачу повышения эффективности функционирующих предприятий до высокого уровня, как на своей территории, так и во всем интегрирующемся содружестве, в то время как вторые заботятся о своих индивидуальных интересах и не являются союзными или договорными партнерами по повышению эффективности во всей группе сотрудничающих государств.
Аутсайдеры не берут на себя никаких обязательств по перестройке всей структуры своей экономики, по доведению затрат ресурсов до определенного установленного уровня и других экономических показателей, которые являются признаком интегрирующегося коллектива государств. Вот почему, хотя страны Западной Европы и не представляют изолированной организации, но, вступив на путь интеграции, они должны действовать обособленно в определенном смысле слова. Предполагается, что эти государства будут сотрудничать не просто на основе развития международного разделения труда и международной производственной кооперации, но на базе развития этих кардинальных путей обобществления международного производства в направлении скорейшего повышения производительности труда, роста эффективности производства во всех странах сообщества. Изоляции от мира не было, но определенное экономическое обособление налицо.
Следует отметить, что интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают её от других форм экономического взаимодействия стран:
взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов;
широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науки технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;
глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц;
необходимостью в целенаправленном регулировании интеграционного процесса, разработке скоординированной экономической стратегии и политики;
региональностью пространственных масштабов интеграции. Интеграция носит по преимуществу региональный характер, что связано с неравномерностью интернационализации производства, а также с тем, что предпосылки для интеграции складываются в первую очередь в тех регионах, где наиболее тесны хозяйственные связи и в наибольшей степени вызревают её объективные и субъективные факторы.
С экономических позиций объективный фактор международной хозяйственной интеграции - обеспечение лучших условий применения ограниченных ресурсов (естественных и обретенных).
Можно констатировать, что в современных условиях международная экономическая интеграция - логический, закономерный результат транснационализации микроэкономических и макроэкономических процессов. При этом последняя встраивается в рыночные принципы мирохозяйственных отношений.
Существует несколько причин, которые привели к ускорению интеграции в Латиноамериканском регионе.4
Первая причина - усиливающаяся конкуренция в торговле, с одной стороны, и рост доходов от использования новых технологий и инвестиций, с другой - побуждали к созданию более крупных и открытых рынков. Стало ясно, что ограниченность и даже закрытость рынка неизбежно ведет к замедлению темпов развития по всем направлениям.
Второй причиной ускорения интеграционных процессов стала предпринятая южноамериканскими странами в конце 80-х годов либерализация внешней торговли. Реализация программ по введению единых тарифов и снятию нетарифных ограничений создала условия для подписания двух- и многосторонних соглашений о либерализации торговли, что было невозможно осуществить в условиях закрытых экономик. Установление льготных тарифов или их полная отмена в определенных секторах экономики стимулировали товарообмен в регионе.
Третья причина состоит в радикальном пересмотре механизмов интеграции в регионе. К четвертой причине ускорения интеграционных процессов следует отнести положительные изменения в политической жизни континента. Начавшийся процесс демократизации, в общем, дает основания полагать, что конфликтные ситуации типа футбольных войн исчезнут, и не будут влиять на экономические преобразования.
Латиноамериканская интеграция как фактор установления общих экономических и социально политических ориентиров развивалась по сложному и противоречивому пути, у неё были периоды и подъёма, и спада, и прорывов, и кризисов.
Латиноамериканская интеграция — это не просто сумма товарных, инвестиционных и трудовых рынков, а новое качество воспроизводственных механизмов; объективный процесс, часть современной экономической политики выживаемости в обстановке обостряющейся мирохозяйственной конкуренции. Не случайно все вновь избранные главы государств континента в той или иной мере затрагивают вопросы интеграции, совместных действий. Показательно, что во время спада 2002-2003 гг. в ключевой промышленности Венесуэлы - нефтяной, вызванного внутренней нестабильностью, помощь Бразилии, Тринидада и Тобаго и других стран региона предотвратила политический взрыв.
Конечно, существуют пределы стимулирования рыночных отношений с помощью интеграции. Для их расширения необходимы внутренне структурные преобразования, которые позволили бы оптимизировать стратегию развития региона. Однако нарастающая глобализация с суровыми правилами взаимодействия при одновременном сохранении недостаточной конкурентоспособности латиноамериканской экспортной продукции, дают основание полагать, что дальнейшая региональная интеграция, каким бы спадам она ни подвергалась, неизбежна.
В любом случае интеграция имеет огромное значение, как для настоящего, так и для будущего развития Латинской Америки. Ныне, когда идут поиски оптимальной стратегии развития региона, она приобретает особую значимость и актуальность.5
Страны Латинской Америки приступили к объединительным процессам раньше других развивающихся стран. Первые организации были созданы уже в 1960 году. 18 февраля 1960 г. в Монтевидео Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай подписали договор о создании Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), позже преобразованной в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ). 13 декабря 1960 г. на конференции в Манагуа было заключено соглашение о создании общего рынка Гватемалы, Сальвадора, Гондураса и Никарагуа – Центральноамериканского общего рынка (позже – ЦАИС). В мае 1969 г. представители Боливии, Колумбии, Чили, Эквадора и Перу подписали учредительный документ – “Договор Картахены” или “Андский пакт”, образовав Андскую группу стран. В 1973 г. в соответствии с договором Чагуарамас было образовано Карибское сообщество (КАРИКОМ). Основной стратегической целью всех этих организаций так или иначе было гармоничное и сбалансированное развитие экономик латиноамериканских стран, которое, в конечном итоге, должно привести к созданию единого экономического пространства. Они внесли существенный вклад в становление процессов экономической интеграции в Латинской Америке, создав международно-правовые предпосылки возникновения и эволюции крупнейших субрегиональных объединений – Андского сообщества и МЕРКОСУР, а также способствовав заключению и унификации двусторонних экономических соглашений. (См. Приложение 1, Приложение 2)
Заметное ослабление коллективных механизмов произошло в 80-е годы, названные «потерянным десятилетием». В дальнейшем, по мере преодоления острых трудностей, положение менялось, но проблемы не исчезали, принимая лишь иные формы. В основе Латиноамериканской интеграции изначально лежали как хозяйственные, так и политические мотивы, и лишь рассматривая их в совокупности и взаимозависимости, можно уяснить сущность и направленность объединительных тенденций на континенте. 18 декабря 1986 года в Рио-де-Жанейро была образована Группа Рио, куда в настоящий момент входят 23 государства Латинской Америки. Группа Рио является примером политической интеграции, поэтому рассматриваться в данной работе не будет, но нельзя не упомянуть её огромного значения для интеграционных процессов стран Латинской Америки. Это объединение является наиболее представительным и влиятельным объединением латиноамериканских государств, играющим важную роль в развитии региональной интеграции, укреплении международного авторитета Латинской Америки и повышении её удельного веса в мировых делах. Основными направлениями деятельности организации стали поддержка мира в странах Центральной Америки, переговоры с должниками и кредиторами стран-участниц Группы, разработка концепции создания единого американского рынка, препятствие деятельности международной наркомафии, террористов и торговцев оружием, а также охрана окружающей среды.
Информация о работе Развитие интеграционных группировок в Южной Америке