Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 20:10, контрольная работа
Интеграция (от лат. integer — целый) — объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия и развитие связей между ними. Экономическая интеграция – это высшая ступень международного разделения труда; процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной экономики и политики. Экономическая интеграция имеет место, как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями и корпорациями. Она проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.
Введение…………………….………………………………………………………….3
1. Экономическая интеграция……………………………………………………...5
1.1. Признаки экономической интеграции….…………………………………5
1.2 Предпосылки интеграции стран Латинской Америки……………………7
2. Особенности интеграционных объединений стран Южной Америки..……9
2.1 МЕРКОСУР……………………………………………………………..……11
2.2 УНАСУР………………………………………………………………..…….14
Заключение………………………………………………………………..………….17
Список литературы…………………………………………………………….…...19
На фоне застойных явлений в объединительных процессах в 1991 году возникает новое сообщество – южноамериканский общий рынок – МЕРКОСУР, куда помимо двух крупнейших и наиболее развитых стран – Бразилии и Аргентины – входят их два ближайших соседа – Уругвай и Парагвай. Эта четвёрка сразу заявила о себе как о динамичном союзе, способном ставить задачи не только торгово-экономического, но и социального и даже политического характера, в том числе не всегда совпадающие с нормами и правилами ВТО и других мировых властных структур. Конечная цель, о чём говорит само название, – формирование общего рынка, с постепенным ростом числа его участников, как в Европейском сообществе.
Возникновение «союза четырёх» – это определённое завершение сложного взаимодействия Бразилии и Аргентины, борющихся за лидерство в Южной Америке. МЕРКОСУР – масштабное объединение: на него приходится 73% территории Южной Америки, 69% её населения (более 268 млн.человек) и 74% ВВП (2,8 трлн.долл.). За первую половину 90-х годов товарооборот в рамках южноамериканского блока увеличился в 4 раза.7 Сотрудничество в области энергетики является основополагающим в процессе экономического сближения стран МЕРКОСУР. На энергетику возлагается роль одного из китов региональной интеграции, способного переплести сферы производства, транспортировки и потребления. Это подтверждается масштабными планами создания различных инфраструктурных энергетических объектов как внутри каждого государства, так и соединяющих несколько стран объединения. По мнению руководства стран МЕРКОСУР, энергетическая интеграция призвана не только стабилизировать экономическую ситуацию, но и стать эффективным инструментом в деле улучшения социальной и внутриполитической ситуации, борьбе с бедностью в наименее развитых странах блока.
Динамика МЕРКОСУР в основных чертах повторяет ход развития Аргентины, исторического флагмана этого подрегиона – подъём в первой половине 90-х годов, определяемый некоторыми аналитиками как «экономическое чудо», и постепенный спад во второй половине, особенно в конце десятилетия, закончившийся экономическим и социально- политическим кризисом, как в Аргентине, так и в МЕРКОСУРе. Опыт «четвёрки» показал, что хотя процесс интеграции содержит позитивные импульсы и благоприятные предпосылки, вместе с тем влечёт за собой немало трудностей и противоречий. И руководителей Аргентины, и инициаторов МЕРКОСУРа на старте охватили синдром победителей, чувство эйфории, ощущение запрограммированного успеха. 8
Отсюда – пренебрежение к долгосрочному прогнозированию, возможности нежелательных результатов в будущем. Острый всеобъемлющий кризис в Аргентине как бы «свалился на голову», хотя некоторые аналитики предвидели его. Президент страны К.Менем «американизировал» традиционные деловые и культурные ценности населения, делая во внешней политике явный крен в сторону США в ущерб отношениям с Бразилией и ставшей ассоциированным членом блока реформировавшейся Чили. А на Аргентину приходится, по меньшей мере, треть потенциала МЕРКОСУРа, что не могло не отразиться на его судьбе. Наметившееся оживление экономики Бразилии и Аргентины в 2003 году, связанное с приходом к власти руководителей нового типа, привело к росту сотрудничества между МЕРКОСУРом и Андским сообществом наций, потребность в котором возникла ещё несколько десятилетий назад. На совете МЕРКОСУРа (декабрь 2002 г.) было принято решение о сближении блоков, что должно не только укрепить торгово-инвестиционные связи, но и повысить качество жизни южноамериканских народов. Тревожной проблемой обоих сообществ остаётся безработица (в Бразилии официально 8 млн. чел.). Доля городских безработных в экономически активном населении составила в Аргентине 19%, Уругвае – 17% и Парагвае – 15%.
Опыт МЕРКОСУРа и других латиноамериканских блоков показал, что интеграция может быть действенным инструментом стабильности, но вместе с тем она способна из стимулятора хозяйственного роста превратиться в переносчика кризисных явлений. Подобная «инфекционная» ситуация сложилась в начале первого десятилетия нынешнего века, когда финансово-экономический кризис в Аргентине стал распространяться на партнёров по МЕРКОСУРу, вызвав общий спад в сообществе.9
Перемены в политической жизни Бразилии, супердержавы регионального значения с населением около 180 млн.человек, позволяют делать прогнозы как по блоку МЕРКОСУР, так и Южной Америки в целом. В своей инаугурационной речи (начало января 2003 г.) президент страны И.Л.да Силва особое внимание уделил Южноамериканскому сотрудничеству в контексте проблем политической стабильности, необходимости роста экспортной торговли и создания новых рабочих мест. Другой реформатор, Н.Киршнер (президент Аргентины с мая 2003 г. по октябрь 2007 г.), также отметил многоплановое значение интеграции. Оба они подчеркнули не только важность укрепления МЕРКОСУРа, но и создания более широкого объединения – Южноамериканской зоны свободной торговли. Важным направлением становится либеральное торгово-инвестиционное сближение с Евросоюзом при полном устранении взаимных внутренних преград в ближайшие десять лет (первого трансатлантического объединения).
В 2006 году к МЕРКОСУР присоединилась и Венесуэла. В качестве ассоциированного члена там уже находятся Чили, Перу, Колумбия, Эквадор и Боливия, объединённые противостоять нежелательному давлению центров. Мексика имеет статус наблюдателя. Также блок окреп после избрания на пост президента Уругвая представителя левых реформаторских сил Табаре Васкеса, в октябре 2004 года. Не остаётся в стороне от интеграционных процессов и Куба, ставшая в 1999 г. членом ЛАИ (ранее ЛАСТ). В декабре 2002 г. между Бразилией и Кубой подписано соглашение о преференциальных тарифах, так или иначе меняющее конфигурацию МЕРКОСУРа.10
Льготные пошлины на ввоз на Кубу 240 видов бразильских товаров и почти на 200 кубинских, поступающих на рынок Бразилии, – первый шаг не пути соответствующего соглашения с МЕРКОСУРом в целом. Среди перспективных задач блока выделяются две – политическая, в центре которой предстоящее формирование парламента МЕРКОСУРа, и экономическая – создание единой валюты. Опыт Евросоюза показывает, что существование единой валюты может предотвратить финансовый хаос, какой был бы возможен, к примеру, после «чёрного сентября» 2001 года. В целях предотвращения денежных неурядиц в МЕРКОСУР принято решение об образовании Института валюты. Соблюдение достигнутых договоренностей, совместное выполнение принятых решений приблизит страны блока к стратегической цели создания в будущем единого энергетического, а затем и общего рынка Южной Америки.
23 мая 2008 года президенты двенадцати государств Латинской Америки подписали договор о создании Южноамериканского союза наций (УНАСУР) в бразильской столице, городе Бразилиа. В состав союза вошли: Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Гаяна, Парагвай, Уругвай, Перу, Суринам, и Венесуэла. Таким образом, формально завершён процесс создания объединения, основанного ещё в 2004 году, а страны южноамериканского континента получили новый инструмент для решения возникающих проблем собственными силами.
Главная цель нового регионального объединения – усиление политического сотрудничества, экономическая интеграция и защита общих интересов. Президент Чили Мишель Бачелет, избранная временным председателем УНАСУР, назвала подписанный учредительный договор "историческим шагом в правильном направлении". По её мнению, новый блок усилит позиции региона в ХХI веке, к 40-м годам которого, сообщила Бачелет, более 60 % мировой экономики будут сосредоточены в развивающихся странах, и не в последнюю очередь - в южноамериканских. "Мы хотим быть главными актёрами" в этом процессе, добавила чилийский лидер, призвав своих коллег "приложить все силы для того, чтобы УНАСУР заработал".
УНАСУР – самое крупное интеграционное сообщество в Латинской Америке. Блок охватывает территорию в 17,6 млн. кв. км с населением свыше 377 млн. человек и совокупным ВВП более 1,23 трлн. долларов. Его основная задача – объединить усилия всех стран континента для решения проблем региона в различных сферах – экономической, энергетической, военной и социальной, используя уже имеющиеся механизмы Андского сообщества наций (АСН) и Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР).11
Основными вызовами южноамериканцев на данном этапе являются гарантии устойчивого энергетического снабжения с учетом безопасности, эффективности эксплуатации ресурсов и регионального потребления. Такой тип интеграции может позволить осуществить эффективный ответ на любой спрос, а в случае с энергетикой он возрастет к 2018 году, согласно данным ОЛАДЕ, на 73%. Также ожидается улучшение баланса каждой из южноамериканских стран благодаря внутрирегиональному обмену, рыночной экспансии, диверсификации источников сырья, сокращения последствий разрушительных засух и наводнений, роста цен на энергоносители.
Однако для этого, считают местные наблюдатели, необходимо многое сделать. По данным Межамериканского банка развития, чрезвычайно возрастает необходимость внешних инвестиций в эту сферу в Латинской Америки, которые должны составить не менее 1,38 триллионов долларов. Только в развитие энергетики необходимо вложить 720 млрд. долларов. Примером успешной региональной энергетической интеграции может служить Бразилия, которая поддерживает соответствующие проекты почти со всеми соседними странами и ее опыт может быть учтен в рамках УНАСУР. Сотрудничество Бразилии с соседними странами имеет взаимовыгодную основу. Так, в соответствии с соглашением о строительстве в Парагвае плотины “Итаип” Бразилия будет получать 20% всей потребляемой электроэнергии.
Второе соглашение – с Боливией о сооружении двустороннего газопровода, предусматривает поставки в Бразилии 60% его пропускной способности, что равноценно всему объема потребления газа в этой стране.
Заключение
В последние годы в Латинской Америке наблюдается консолидация интеграционных процессов и укрепление субрегиональных объединений, что позволяет региону усиливать свои позиции в мировой политике и экономике. Наиболее перспективной интеграционной группировкой в Южной Америке является Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР), включающий Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай. Она постепенно превращается в ядро интеграционных процессов в регионе, реально способствуя его становлению в качестве одного из важных центров международного экономического и политического влияния. Поступательная динамика развития этого объединения превращает его в центр притяжения для других стран.
Это подтверждается присоединением к МЕРКОСУР в качестве полноправного члена Венесуэлы и подачей аналогичной заявки Боливией. Другим крупным интеграционным объединением в регионе является Андское сообщество (АС) (включает Боливию, Колумбию, Перу, Эквадор, ассоциированный член - Чили), которое в настоящее время переживает непростые времена (в 2006 г. из него вышла Венесуэла).
В 2004 г. на основе альянса АС и МЕРКОСУР было создано Южноамериканское сообщество наций (ЮАСН), что придало новый импульс объединительным тенденциям в Южной Америке, формированию в регионе единого политического и экономического пространства. В 2007 г. было принято решение преобразовать ЮАСН в Союз южноамериканских государств (УНАСУР). 23 мая 2008 г. в г.Бразилиа состоялась встреча глав государств всех двенадцати стран Южной Америки, в ходе которой был подписан Договор об учреждении УНАСУР. Штаб-квартира данного объединения располагается в Кито (Эквадор). УНАСУР находится пока в процессе формирования. Тем не менее, уже на сегодняшний день реализуются совместные проекты: в банковско-финансовой сфере – это инвестиционный банк «Банко-дель-Сур» (Южноамериканский банк), в нефтяной сфере – «Петроамерика», в сфере высшего образования - Университет Юга. В марте 2009 г. состоялось первое заседание действующего под эгидой УНАСУР Южноамериканского совета обороны. В северной части Латинской Америки идет процесс консолидации таких субрегиональных объединений как Центральноамериканская интеграционная система (ЦАИС), Ассоциация карибских государств (АКГ), Карибское сообщество (КАРИКОМ).
В целом в регионе наблюдается тенденция, направленная на поиск рецептов и моделей интеграционного строительства, наиболее адекватно отвечающих требованиям сегодняшнего дня. Латиноамериканцы ищут новые формы сотрудничества с бoльшим акцентом на позитивные сдвиги в социальной сфере. В этом контексте особенно выделяется Боливарианская инициатива для Америки (АЛБА), с которой выступила Венесуэла. К деятельности АЛБА в той или иной форме подключается все большее число стран региона (Куба, Боливия, Никарагуа, Доминика, Гондурас). Статус наблюдателя в АЛБА имеют Эквадор, ряд карибских стран и Иран.
МЕРКОСУР. Общие сведения12
Приложение 2
Андское сообщество. Общие сведения13
1 Либман А. «Модели корпоративной интеграции. Региональные особенности». МЭиМО. 2008 №5.
2 Романова З. «Латинская Америка: региональная интеграция на новом витке развития». МЭиМО. 2005 № 10.
3 Международные экономические отношения. Интеграция:Учебн. Пособие для вузов/ Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер.-М.:Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2007. С. 117
4 Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11.( на примере АСЕАН).-М.: Наука, 2000. С. 91.
5 Романова З. «Латинская Америка: региональная интеграция на новом витке развития» МЭиМО. 2005. № 10. с. 97.
6 Романова З. «Латинская Америка: региональная интеграция на новом витке развития». МЭиМО. 2005 № 10. с. 88.
7 Мировая экономика и международный бизнес: учебник /кол.авт;под общ.ред д-ра экон. Наук., проф. В.В. Полякова и д-ра экон. Наук, проф. Р.К. Щенина. – 3-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2008. – с. 91.
Информация о работе Развитие интеграционных группировок в Южной Америке