Развитие экономики знаний в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 16:02, реферат

Описание работы

Экономика знаний - это, прежде всего, инновационная экономика, основанная на информационно-коммуникационных технологиях, вычислительной технике и современном программном обеспечении, в своей совокупности существенно расширяющих возможности создания новых знаний и их глобальное использование.
Постоянное и непрерывное инициирование новаций и реализация нововведений - главный фактор преуспевания в конкурентной борьбе любого предприятия и организации, региона и страны в целом. Чтобы повысить уровень благосостояния населения, нужно непрерывно улучшать и преобразовывать продукцию, услуги, совершенствовать производственные и управленческие функции на базе инноваций и инновационных технологий.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Экономика знаний: сущность, основные черты 4
1.1 Понятие и сущность экономики знаний 4
Глава 2. Оценка развития экономики знаний в РБ……………………………7
2.1 Экономика знаний в Республике Беларусь 7
Глава 3. Перспективы развития экономики знаний в РБ……………………11
3.1 Пути преодоления проблем развития экономики знаний в РБ……….11
Заключение…………………………………………………………………… 15
Список использованных источников ..16

Файлы: 1 файл

развтие экономики знаний в рб.docx

— 68.26 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему: «Развитие экономики знаний в Республике Беларусь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

Экономика знаний - это экономика, основанная на человеческом потенциале, на знаниях и навыках человека. Экономика знаний предполагает увеличение конкурентоспособности страны за счет эффективного использования знаний, их генерирования, сохранения и передачи, а также создания высокотехнологичной продукции и новых технологий на их основе.

Республика Беларусь – одно из немногих государств на постсоветском пространстве, которое не только сохранило, но и последовательно наращивает образовательный, интеллектуальный и научно-технический потенциал общества. Вместе с тем реализация стратегии инновационного развития страны, которую определил глава государства, требует от научной общественности концентрации усилий на создании нового технологического уклада, внедрении в реальный сектор экономики конкурентоспособных технологий, повышении экспортного потенциала всех отраслей и регионов республики, что позволит обеспечить более высокий уровень жизни белорусского народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

 

1.1 Понятие и сущность экономики знаний

 

Современные тенденции развития мировой экономики ведут к формированию новой концепции экономического развития. Новый, постиндустриальный этап развития общества и соответствующий ему тип экономики все больше и больше делает упор на информацию, высокие технологии, инновации, человека с его знаниями и навыками. Таким образом, данное направление развития позволит перейти к качественно новому уровню ведения хозяйствования, как на макро-, так и на микроуровне. В условиях глобализации, совершенствования систем связи и способов генерации новых технологий все чаще возникает потребность в пересмотре старых методов управления и организации. В производстве сильно возрастает значение таких интеллектуальных продуктов как «ноу-хау», знания организации. Данные тенденции свидетельствуют о переходе экономик стран к экономике знаний.

Подобный переход мировой экономики в новое качественное состояние непосредственно связан с возрастанием роли фундаментального теоретического знания, развитием высокотехнологичных отраслей, увеличением доли сферы услуг, усилением влияния информационно-коммуникационных технологий: сотовой и спутниковой связи, цифрового телевидения и радио, глобальной сети Интернет и др. Переход от «материальной» экономики, основанной на физическом труде, механизации и автоматизации, к «интеллектуальной» экономике, характеризующейся значительным повышением роли человеческого и социального капитала, инноваций, информации, креативного труда: творческой деятельности в сферах науки и образования, корпоративных НИОКР, программирования, маркетинга и рекламы, дизайна, индустрии развлечений и др., институтов и в целом нематериальных активов, рассматривается как глобальный структурный сдвиг, который, охватывая все сферы и отрасли индустриальной экономики, изменяет ее масштаб, динамику и внутреннее содержание. Исследованию специфики экономики знаний как новой парадигмы общественного развития, выражающей синтез современных идей, институтов и практик, получивших свое воплощение в экономических, философских, социально-правовых, политологических и других теориях, посвящено значительное количество работ, опубликованных зарубежными и отечественными учеными [1, с. 10].

Взгляды на феномен новой экономики постоянно эволюционируют. Ф.А. фон Хайек первый предложил в 1945 г. рассматривать влияние новых знаний на экономические и производственные процессы. А. Даунсон, основываясь на работах Ф.А. фон Хайека, в 1957 г. разработал первую классификацию новых знаний. Однако, основателем экономики знаний как дисциплины считается Ф. Махлуп, автор книги «Производство и распространение знаний в США», вышедшей в 1962 г. и переведенной на русский язык в 1966 г. [2].Так, Ф. Махлуп определял экономику знаний следующим образом: «Один из секторов народного хозяйства, в котором происходит производство, обработка и управление знаниями» [3].

В 1990-х годах понятие экономики знаний было рассмотрено в качестве основного элемента государственной политики при проведении межстрановых сравнений. Организацией экономического сотрудничества и развития было предложено следующее определение этого термина при разработке национальных стратегий для отдельных стран: «Экономика знаний - это такая экономика, которая рекомендует своим организациям и людям приобретать, создавать, распространять и использовать кодифицированные и неявные знания с целью более эффективного ускорения экономического и социального развития» [4, с. 125].

Как считают российские ученые, экономике знаний присуще следующие основные признаки [5, с.22-26]:

потребление знания может увеличивать его ценность;

неделимость знания как продукта;

наличие автора знания.

Сущность экономики знаний, по мнению специалистов, определяется такими взаимосвязанными процессами, как [6, с. 20]:

- Информация и знания становятся важным ресурсом и движущей силой социально-экономического, технологического и культурного развития.

- Рынок информации и знания наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала также становится фактором производства.

- Удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу и использование знаний и информации растет быстрыми темпами.

- Развитая информационная инфраструктура превращается в условие, которое определяет национальную и региональную конкурентоспособность.

- Развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-коммуникационных технологий существенно меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.

По мере увеличения сектора знаний, в условиях наибольшего экономического роста, достигаемого за счет научных исследований и инноваций, с ростом образованности населения, у термина «экономика знаний» появилось второе значение, ставшее впоследствии более употребляемым. Экономика знаний - это высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики [7]. Это экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг.

Необходимо отметить, что экономика знаний - это, прежде всего, инновационная экономика, основанная на информационно-коммуникационных технологиях, вычислительной технике и современном программном обеспечении, в своей совокупности существенно расширяющих возможности создания новых знаний и их глобальное использование.

Постоянное и непрерывное инициирование новаций и реализация нововведений - главный фактор преуспевания в конкурентной борьбе любого предприятия и организации, региона и страны в целом. Чтобы повысить уровень благосостояния населения, нужно непрерывно улучшать и преобразовывать продукцию, услуги, совершенствовать производственные и управленческие функции на базе инноваций и инновационных технологий. Ядром формирования экономики знаний в самом широком смысле являются три основные сферы - НИОКР и инновации, образование и обучение, способствующие формированию человеческого капитала, информационные и компьютерные технологии.

Основными составляющими экономики знаний являются:

1. Научно-методологическое обеспечение инновационного развития.

2. Разработка национальной инновационной политики.

3.Формирование национальных и региональных инновационных систем, особенности которых проявляются в:

а)формах и способах взаимодействия государства и бизнеса как в сфере фундаментальной науки, прикладных исследований и разработок, так и в сфере наукоемкого производства;

б)формировании в той или иной стране инновационной инфраструктуры различной степени комплексности и т.п.;

в)разработке и реализации региональных инновационных стратегий;

г)оценке и активизации инновационного потенциала регионов и предприятий;

д)мониторинге инновационных процессов и статистике инноваций.

При этом в сфере инноваций государственные структуры основное внимание уделяют, как правило, стимулированию адаптации результатов научной и научно-технической деятельности к требованиям современной предпринимательской среды с использованием различных локальных и комплексных механизмов, формированию благоприятных условий для наукоемкого бизнеса, существенному усилению финансирования прикладных исследований, опытных производств и коммерциализации научно-технических разработок.

Экономика знаний актуальна для малых стран, не имеющих значительных природных ресурсов, также стран, обладающих высоким уровнем развития человеческого потенциала, которые имеют достаточно развитую материальную базу для проведения исследований в областях, которые являются ведущими технологическими направлениями больших экономически развитых стран. Учитывая перечисленные выше обстоятельства, можно отметить, что становление экономики знаний актуально и для Республики Беларусь.

 

 

ГЛАВА 2 ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ В РБ

 

2.1. Экономика знаний в Республике Беларусь

 

Говорить о новой экономике можно, когда экономическая система переходит на доминирование V и VI технологических укладов (робототехника, электроника, телекоммуникации, тонкая химия и биотехнологии, космические технологии). Современное состояние экономики Республики Беларусь таково, что можно говорить о доминировании технологий III и IV укладов (автомобиле- и тракторостроение, органическая химия, переработка нефти), о достаточно высокой степени износа основных фондов(65–70%) и относительно низкой доле инновационных предприятий (14–16%). А удельный вес новой продукции в общем объеме промышленного производства составляет всего 11–13%. У критической черты находятся затраты, производимые для научных исследований и разработок (в пределах 0,7–1% ВВП). Для Беларуси необходима системная модернизация экономики на основе долгосрочной научно-технической политики. Она должна опираться на глубокий анализ причин недостаточной развитости технологической структуры, механизма активизации инвестиционно-инновационной деятельности и ориентироваться на траекторию устойчивого экономического роста, прежде всего, за счет инновационной составляющей. Анализ структуры использованных производственных технологий Беларуси за 2008 г. показал, что всего было использовано 21370 технологий. Наибольший удельный вес (38,9%) приходился на технологии, работающие в течение 1–5 лет, далее следуют те, которыми пользуются 10 лет и более (32,9%), а затем – 6–9 лет (18%). Таким образом, можно отметить, что хотя общее количество используемых технологий является относительно внушительным, почти все они имеют большой срок эксплуатации, а потому характеризуются значительным моральным и физическим износом и вряд ли могут претендовать на название новых. Как показывают данные результатов исследования, доля экспорта высоких технологий в экспорте промышленных товаров в Республике Беларусь составляет около 3%. Эта доля занимает различное место у разных стран и диапазон колебаний составляет от 7,1% у США до 27,1% у Исландии. Страны, входящие в 10 наиболее развитых, имеют долю экспорта высоких технологий – от 14,4 % и выше.

Экономикой знаний обычно называют такую экономику, в которой технологические процессы и, в частности, быстрое развитие и распространение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) играют ведущую роль. Считается, что в современных экономиках развитых стран баланс окончательно сместился от производства ресурсов к производству знаний. Выделают четыре главных фактора экономики знаний: 1) быстрое развитие ИКТ; 2) ускорение технического прогресса; 3) глобальная конкуренция; 4) эволюция потребительских предпочтений. Основная роль знаний в современных развитых экономиках состоит не в том, чтобы производить высокотехнологический продукт, но в том, чтобы использовать его в максимальном количестве секторов экономики. Вполне закономерно, что с развитием экономик знаний встал вопрос об измерении их эффективности и сравнении между собой. Выполнить эту задачу призван Индекс экономики знаний (The Knowledge Economy Index, KEI) – исследование, инициатором которого является Всемирный банк.

Индекс экономики знаний представляет собой комплексный показатель, характеризующий уровень развития экономики, основанной на знаниях, в странах и регионах мира. Издается ежегодно группой Всемирного банка. Исследование KEI осуществляется в рамках специальной программы «Знания для развития» (Knowledge for Development). По мнению экспертов Всемирного банка, KEI может быть использован правительствами государств для анализа проблемных моментов в их политике и измерения готовности страны к переходу на модель развития, основанной на знаниях.

Существенной особенностью KEI является то, что в его состав входит отдельный Индекс знаний (The Knowledge Index, KI), который представляет собой комплексный экономический показатель для оценки способности страны создавать, принимать и распространять знания. KI характеризует потенциал той или иной страны или региона по отношению к экономике знаний.

В основе KEI и KI лежит предложенная Всемирным банком Методология оценки знаний (The Knowledge Assessment Methodology), которая оценивает экономику знаний в отдельно взятой стране по 148 показателям, объединенным в 7 больших групп:

1) Общая эффективность экономики;

2) Экономический режим;

3) Эффективность управления;

4) Инновационная система;

5) Образование;

6) Труд;

7) ИКТ. 

Вместе с тем, чтобы избежать перегруженности KEI, эксперты Всемирного банка используют для его расчетов только 12 основных переменных. Таким образом, KEI включает в себя четыре равновесных субиндекса, каждый из которых состоит из трех индикаторов. Каждый субиндекс представляет собой среднее трех индикаторов, нормализованных по шкале от 0 до 10.  

1. Индекс экономического и институционального режима: 

· Тарифные и нетарифные барьеры;

· Качество регулирования;

· Верховенство закона.

2. Индекс качества образования:

· Средняя продолжительность обучения в школе;

· Процент зачисления в средние учебные заведения;

· Процент зачисления в высшие учебные заведения.

3. Индекс инновационной деятельности:

· Авторские гонорары и выплаты за изобретения (в млн. долл. в пересчете на 1 млн. населения);

· Патентная активность (USPTO патенты, среднее значение за пять предыдущих лет в пересчете на 1 млн. населения);

· Количество журнальных статей (статьи в научно-исследовательских и технических журналах по следующим дисциплинам: физика, биология, химия, математика, клиническая медицина, биомедицинские исследования, технология и инженерные разработки, науки о земле, авиакосмические исследования – в пересчете на 1 млн. населения).

4. Индекс ИКТ:

· Количество телефонов (мобильные телефоны и стационарные телефонные линии в пересчете на 1 тыс. населения);

· Количество персональных компьютеров (в пересчете на 1 тыс. населения);

Информация о работе Развитие экономики знаний в Республике Беларусь